урок красоты "Рукотворная красота"
методическая разработка на тему

Шукшина Светлана Тимофеевна

Урок красоты "рукотворная" красота знакомит детей младшего школьного возраста с некоторыми народно-декоративными промыслами России:   . матрёшки, Хохлома, Городец, Жостово, Дымковская игрушка, Гжель. К работе прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Рукотворная красота

        Урок красоты.

Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Показать разнообразие материалов для изделий народного промысла, прививать умение видеть красоту в изделиях народного творчества. Воспитывать уважение к людям труда, воспитывать любовь к родной природе, стране.  

Материал: матрёшки, шкатулки, хохломская чашка и ложка, сервиз из Гжели, жостовский поднос, дымковская игрушка, презентация «Рукотворная красота». Музыкальное сопровождение – аудиозаписи русских народных мелодий.

Ход мероприятия:

Сегодня, ребята, я хочу поговорить  с вами о красоте, которая нас с вами окружает. Когда мы, например, гуляем в лесу, то  видим красоту леса, удивительные цветы, голубизну неба, зелень трав. Около реки или озера любуемся синевой воды, блеском солнечных лучей на воде.  Мы с восторгом рассматриваем чудесные цветы, которые растут на лугу или в саду и не можем отвести глаз от солнечного заката. И всю эту красоту создала природа. Но есть ещё и та красота, которую создаёт человек – рукотворная красота!  На нашем занятии я расскажу  о творчестве  нашего народа, и вы увидите, какие чудесные вещи создаются мастеровыми руками человека. (слайд 3)

Ребята, хочу загадать вам загадку. Отгадав её, вы узнаете, что у меня спрятано под платком.

Деревянные подружки любят прятаться в друг дружке.

Носят яркие одёжки, называются…(матрёшки)     (слайд 4)

Ну, конечно, это матрёшки. Посмотрите на эту  матрёшку, а  она - то не одна. Вглядитесь в них: они и похожи и не похожи друг на друга. Все румяные, ясноглазые. Для каждой из них мастер выбирал дерево. Выбирал его с толком да с разумом. А дерево – оно же живое. Оно в себя солнышко впитало да силу земную. Вот и светится солнечным светом и греет и силу придаёт.  

А теперь я расскажу вам одну историю. Однажды, в крестьянскую избу к мастеру иконописцу заглянул барин и ахнул… «Ах, ты! - закричал он- говорят, что крестьяне плохо живут! А они из золотой посуды едят!» Да как схватит миску, как запустит ею в мастера. И застыл с раскрытым ртом. Он думал, что миска тяжёлая, а она лёгкой, да к тому, же и тёплой оказалась. Объяснили барину, что посуда не из золота, а из дерева. (слайды 5, 6, 7) Вот в чём самый секрет хохломы. Она горит золотом и переливается, потому что сделана с любовью и старанием да в огне закалена.  Русские умельцы издавна жизнь свою красивой хотели сделать.  И удивительные же мастера родились на  Руси!  Красоту, где видели? Вокруг себя, в природе. (слайд 8)  Весной прекрасной всё расцветает, зеленеет.   Солнечным светом залито. (слайд 9) Летом  земля небу голубому да солнцу яркому радуется.(слайд 10) А зимой на Руси снег искрится и переливается, солнце золотые искры рассыпает.(слайд 11) Вот и стали русские мастерицы на узоры эти поглядывать да из ниток плести. А осенью леса и луга красными, бордовыми, оранжевыми становятся. И каждый день цвета меняются.(слайд 12) Вот и стали умельцы это многоцветье в быт свой переносить. Именем старинного торгового села  в   Нижегородской области стала называться роспись деревянной посуды и мебели – хохломской росписью.   Выточенная на токарном станке или вырезанная ножом из липы или берёзы вещь покрывается тонким слоем глины («вапы»). Просушенная вещь многократно покрытая олифой, красится серебристым алюминиевым порошком, по которому затем наносится роспись маслеными красками. Главным образом чёрной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи. После чего серебро даёт золотистый оттенок. А красные узоры ещё более пламенеют на золотом и чёрном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» и «пламенной».

В Нижегородской области широко известен и другой центр художественной росписи – город Городец. Промысел возник в середине XIX века  в Городецких деревнях Курцево, Кусково и Хлебалиха. Здесь расписывали лубяные короба, игрушки и особенно любовно – прядки, их широкие сидения – донца. В верхней части донца изображались праздничная жанровая сценка из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, всадники. Пустые места заполнялись пышными цветами и ветками с зубчатыми листочками.(слайды13, 14, 15)

 Неподалёку от Москвы в начале 19 века в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево возник промысел расписных лаковых подносов.(слайд17) Жостовская роспись – цветочная композиция из любимых жостовцами пышных роз, тюльпанов, астр, георгинов, пионов, маков, колокольчиков, васильков, незабудок, ромашек.(слайды18, 19, 20)

Красота всех этих вещей – красота из дерева, глины, льна или щепы слажена. А самое главное – душа русская в каждой вещи поёт и жизни радуется. И каждая эта вещь хранит  тепло руки мастера. Представьте себе: мастер накопал в яме, холодную, мокрую, тяжёлую. Принёс её домой. И тут происходит чудо! Мастер начинает мять и гладить глину. Разговаривать с ней, рассказывать, что он из неё сделает, как будет лепить, как выжигать. И глина оживала, становилась мягкой пластичной. А мастер лепит. Гладит будущее изделие рукой, пришлёпывает, смачивает мягкой тряпочкой. И вот перед ним ваза или кувшин, статуэтка или  игрушка. Затем мастер сушит её, а потом… Потом топит печку жаркую и в огненное пышущее жаром горло печи ставит кувшин. Кувшину жарко, он начинает накаляться и раскаляется так, что сам становиться похожим на огонь. Сияющий огненный кувшин стоит в печи и стенки его закаляются до каменой твёрдости. Серая, тяжёлая глина стала тонким, белым, сверкающим фарфором. Потом кувшин вынимают из печи, разукрашивают. Так получаются вещи, которые сделаны в старинной деревянной слободе Дымково. У Дымковской игрушки  особенная роспись, она отличается от других. И каждый человек, увидевший такую игрушку, поминает мастера добрым словом. (слайд 21, 23)

Есть такое село Гжель в Московской области. Своё название оно получило от слов «жель», «жечь». Так как здесь издавна занимались созданием посуды и игрушек из глины, которая всегда называлась Гжелью. Роспись отличается от других красками – белой и голубой. По белому полю – голубые узоры. Тёмно синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий и штрихов.(слайд 23, 24,25)

 

А теперь, мне хочется узнать, насколько внимательны вы были. Кто из вас найдёт среди всех этих изделий, то, что сделал мастер из Гжели, дымковскую игрушку, покажет жостковский поднос, найдёт городецкую роспись.

Литература:

1.Дошкольное воспитание 12/96

2. Н. А. Костерин. Учебное рисование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества"

Урок музыки в 6 классе по программе Д.Кабалевского, четвертая четверть ("В чем сила музыки")....

Презентация к уроку красоты "Рукотворная красота"

Собраны фотографии матрёшек и хохломской росписи ...

Урок музыки „Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества ”

На материале урока показано единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью. ...

Занятие по нравственному воспитанию. Красота природы. Красота души.

Раскрыть понятие "красота души человека". Дать представление о том, что человек часть природы. Воспитывать через природу нравственные качества. Развивать эстетический вкус при знакомстве с художествен...

Урок "Рукотворная красота" в 5 классе.

Это урок развития речи. Описание предмета. Построен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС. Была представлена выставка изделий русского и хакасского народных промыслов. Обучающиеся создавали со...

Занятие Красота православия. Красота человека

Конспекты занятий по Азбуке православной культуры...

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...