Внеклассное мероприятие,посвященное 200-летию М.Ю.Лермонтова
классный час (5 класс) по теме

Климочкина Марина Николаевна

Внеклассное мероприятие,посвященное 200-летию М.Ю.Лермонтова среди учащихся 5-9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа

Ртищевского района Саратовской области» в с. Крутец

Открытый классный час, посвященный 200-летию М.Ю.Лермонтова

Провела Климочкина М.Н.

/классный руководитель 5 класса/

2014-2015

В процессе многоплановой воспитательной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Решить эти задачи помогут современные воспитательные технологии.В своей работе как классный руководитель чаще использую следующие воспитательные технологии:

Информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества».Эта технология очень помогает при составлении сценариев к классным праздникам, при подготовке к школьным мероприятиям, когда каждый класс получает своё задание.

Технология КТД (коллективные творческие дела) И.П. Иванова. Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Законы КТД:

  • коллективное творчество;
  • единое дело и добровольное участие в нём

Виды коллективных дел:(применены были)

-Интеллектуальные КТД (пример: викторина в формате “Своя игра”)

-Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

В октябре 2014 года мною была предложена тема открытого классного часа, посвященная 200-летию поэта.  Желающие(участие приняли уч-ся 5-9классов) принять участие собрались вместе, распределив роли ведущих(сценарий был продуман мною заранее), ответственных за оформление класса, в котором будет проводиться праздник. Уже в ходе подготовки к празднику у ребят появилось чувство ответственности за проведение данного мероприятия.

Мероприятие, посвященное жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова(среди учащихся 5-9 классов).
(
Сценарий литературно-музыкальной композиции )  

Цели:

Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении творчества М.Ю. Лермонтова.

Развивать интерес к чтению, формировать у детей способность внимательно и вдумчиво относиться к слову.

Воспитывать у учащихся читательский вкус.

Развитие коммуникативных способностей учащихся


Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова; аудиозапись песен на стихи М.Ю.Лермонтова; фотографии Лермонтова, его родственников; рисунки Лермонтова, фотографии «Тарханы. Государственный Лермонтовский музей-заповедник», выставка книг, видеоэкскурсия по Лермонтовскому музею-заповеднику «Тарханы», презентация.

Подготовительная  работа:

  1. Рисунки «Творчество Лермонтова в наших рисунках»

На фоне звуков вальса Арама Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова открывается гостиная. (ведущими были учащаяся 9 класса(Белоглазова Алена) и учащийся 7 класса (Перепелкин Владимир)

1чтец: Такие поэты, как Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству.

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал,..

Но что ж? мне жизнь всё как-то коротка

И всё боюсь, что не успею я

Свершить чего-нибудь.

Вряд ли во всей литературе можно вспомнить другого столь же талантливого поэта, жизнь которого оборвалась так рано. М.Ю. Лермонтов погиб, не дожив до 27 лет.


2 чтец. М.Ю.Лермонтов родился в Москве 3 (по новому стилю 15) октября 1814 года. В семье капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова.

Детские годы Лермонтова прошли в с. Тарханы Пензенской губернии небольшом имении его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Мальчику не было трех лет, когда умерла его мать Мария Михайловна. Он остался на попечении бабушки, которая много сделала, чтобы дать внуку хорошее воспитание.В Тарханах Лермонтов сроднился с русской природой, близко узнал жизнь крепостной деревни.(просмотр видео)

1 чтец.Природа одарила Лермонтова разными талантами. Он обладал редкой музыкальностью: играл на скрипке, рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Прекрасно рисовал, и если бы посвятил себя живописи, без сомненья, стал бы великим художником. Он легко решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языка, а французский и немецкий знал, как родной русский.

2 чтец Вот интересные факты из детства Лермонтова (об интересных фактах рассказывали учащиеся 5,6 классов)

Первое воспоминание у маленького Лермонтова было такое.

Ему два с половиной, и он на постели играет в игрушки. А мама стоит у окна, смотрит на унылую осеннюю природу, на мелкий дождь, который растекается по стеклу, и поет печальную песню. А маленький Лермонтов слушает мамину песню, и так на душе его сладко, грустно и одиноко, что он тихо плачет. Если же мама перестает петь, он сразу просит:

– Мама, мамочка, голубчик, спой, пожалуйста, еще.

В заметках 1830 года поэт писал: «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если  услыхал её, она бы

произвела прежнее действие. Её  певала мне покойная мать». С детских лет

 он знал русские народные песни, любил слушать музыку, рано освоил скрипку. Всё это не могло не отразиться в его творчестве. Он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню» (и можно музыку включить колыбельную)

 (Стих. Казачья колыбельная (М.Лермонтов)читает Талалайкин Даниил)

Дом, в котором рос маленький Лермонтов, был большим, красивым. Ведь бабушка была богатой помещицей, из старинного рода, на нее работало шестьсот крестьянских семей. Мебель в доме тоже была красивой. И пол там был застлан сукном. Маленький Лермонтов любил ползать по нему, рисовать мелом. Сначала няня хотела это запретить, а потом смотрит – у маленького Лермонтова лошадка получилась и собачка. Его еще никто никаким наукам не учил, и рисованию тоже, а он уже очень хорошо нарисовал. И тогда бабушка с няней принесли ему акварельные краски и листы бумаги.

Французский гувернер

В то время у маленьких детей из богатых семей были не только няни, а были еще и гувернеры. Они учили иностранным языкам и приличному поведению дома, в обществе. У Михаила Юрьевича Лермонтова тоже был гувернер. Его звали Жан Капе, и он был французом. Когда-то он жил во Франции и вместе с войсками Наполеона пришел завоевывать Россию. А в России несчастный французский офицер Жан Капе во время отступления был ранен и попал в плен. Ему сильно повезло, что он попал в плен. Потому что кругом были глубокие снега, морозы, и, если бы его не подобрали на краю зимней дороги добрые люди, он бы просто замерз. Они не понимали французского языка, но выхаживали невезучего завоевателя. Пришлось Жану Капе учиться говорить по-русски. И когда он выздоровел, то решил навсегда остаться в России, и стал служить гувернером. Так Россия стала для Жана Капе родиной, а он – поселился в доме у бабушки маленького Лермонтова. Жан Капе говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, няня – по-немецки, и маленький Лермонтов свободно разговаривал на этих языках с раннего детства.

Военные игры

Бабушка очень любила маленького Лермонтова. Во-первых, потому что был он у нее единственный внук. Своего мужа бабушка потеряла рано, дочка, мама Лермонтова, тоже умерла, и больше у бабушки никого не осталось. Бабушка старалась, чтобы маленькому Михаилу Юрьевичу было не скучно расти. Однажды она приказала, чтобы к дому для игры привели маленького олененка и лосенка. Маленький Лермонтов с ними быстро подружился и кормил сеном, березовыми вениками и хлебом. Но через полтора года  олень так стал лягаться во время игры, так бодать людей своими огромными рогами, что многие стали от него прятаться. Да и лось тоже стал опасным, и поэтому их отвели в лес. А Михаилу Юрьевичу бабушка выписала из Москвы крошечную черкесскую лошадку. Ему сделали детское седло, и он стал носиться верхом на ней по поместью, а бабушка смотрела в окно, очень переживала, постоянно крестилась, тихо повторяя слова молитвы, чтобы Бог поберег ее внука, но лошадку не отнимала. А маленький Лермонтов полюбил военные игры. Бабушка поселила в доме несколько мальчиков, которым было столько же лет, и они вместе строили крепости, а потом, одетые в военную форму, брали их штурмом. Впереди, размахивая деревянной саблей, скакал Михаил Юрьевич верхом на своей лошадке, а рядом с ним с игрушечными ружьями бежали его соратники, его верные воины. И такие сражения были похожи на битвы Александра Македонского и Петра Великого.

  1 чтец. Чтобы укрепить здоровье внука Е.А.Арсеньева трижды (1818, 1820 и 1825 годах) возила его к целебным источникам на Кавказ. Поездки через всю Россию, знакомство с величественной природой Кавказа и суровой жизнью его обитателей богатили творческое воображение мальчика и во многом определили содержание его первых стихотворений и поэм.

2 чтец. Осенью 1827 года Е.А.Арсеньева привезла внука в Москву, чтобы подготовить его к поступлению в Московский университетский благородный пансион – одно из лучших учебных заведений того времени.

1 чтец. 1 сентября 1828 года Лермонтов был зачислен в четвертый класс Университетского пансиона. Здесь раскрылись разносторонние дарования будущего поэта: он пишет стихи, принимает участие в пансионских рукописных журналах и собраниях литературного общества, успешно занимается музыкой, рисованием, живописью.

 2 чтец. Осенью 1830 года Лермонтов был зачислен в Московский университет, на первый курс нравственно-политического отделения.

1832 Лермонтов покинул Московский Университет и переехал в Петербург, чтобы продолжить образование в Петербургском университете. Но здесь отказались зачесть предметы, сданные в Москве, и Лермонтов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

1 чтец. В конце ноября 1834 года Лермонтов был произведен в офицеры и выпущен из Школы в лейб-гвардии Гусарский полк.

2 чтец. 27 января (ст. стиля) 1837 года Пушкин был смертельно ранен на дуэли Дантесом.

Стихи Лермонтова «Смерть поэта», вскоре распространившиеся в тысячах списков по всей России, сильно и точно выразили скорбь и гнев передовых русских людей. За сочинение стихотворения на смерть Пушкина Лермонтов по приказу Николая I был переведен в Нижегородский драгунский полк, стоявший на Кавказе.

1 чтец. Лермонтов ехал уже в ссылку на Кавказ, когда в журнале «Современник», основанном Пушкиным, появилось стихотворение «Бородино».

   (инсценирование отрывка из «Бородино» учащимися 7 класса)

 2 чтец. В начале ноября 1840 года вышли в свет «Стихотворения М.Лермонтова». К этому времени Лермонтов написал около 400 стихотворений и 30 поэм

1 чтец. В начале 1841 года Лермонтову удалось получить отпуск и в последний раз приехать в Петербург.

Но пребывание в столице опального поэта раздражало Николая I и его жандармов. В начале апреля Лермонтову было предложено в 48 часов покинуть Петербург и отправиться в полк.

 2 чтец. По пути в полк, вопреки строгим предписаниям начальства, Лермонтов свернул в Пятигорск и получил от местных властей разрешение задержаться для лечения водами. Здесь он встретился с Н.С.Мартыновым, которого знал еще по военной школе. Лермонтов остроумно вышучивал в карикатурах и эпиграммах заносчивого и недалекого Мартынова.

2 чтец. 15 (27 по новому стилю) июля 1841 года Лермонтов был убит Мартыновым на дуэли у подножия горы Машук, в окрестностях Пятигорска.

Мужественный, свободолюбивый поэт – патриот понятен и близок народу.

1 чтец. Народ бережно охраняет памятные лермонтовские места. Тысячи экскурсантов посещают музеи поэта в Тарханах (ныне село Лермонтово) и в Пятигорске.

Прослушивание стихотворение «Парус», мятежный дух которого хорошо передан в романсе А.Е.Варламова. (можно прослушать романс)

После данного выступления была проведена «Своя игра» (дети разделились на 2 команды и по очереди выбирали раздел и вопрос)

Викторина по биографии и творчеству М.Ю.Лермонтова в формате игры между уч-ся 5-9 классов

Цель: обобщить знания уч-ся о творчестве и биографии М.Ю.Лермонтова ; воспитывать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова

Биография поэта                    5                  10                     15                    20                       25

Родственники                        5                  10                     15                    20                       25  

                     

  Из какого стихотворения     5                  10                     15                    20                    25

строки


По Лермонтовским местам      5                  10                     15                    20                       25

Вопросы к разделам викторины:

1. Биография поэта                                 

1)На сколько лет М.Лермонтов                                              2)Годы жизни М.Лермонтова:

младше А.Пушкина:

                                                                                                       - 1914 - 1941

- 5                                                                                                   - 1711 - 1754

-10

-15                                                                                                  - 1814 - 1841

-20                                                                                                 -  1714 - 1741      

3)Какими языками в совершенстве                                   4)  В каком университете учился поэт,  

владел   М.Лермонтов:                                                             окончил ли его:

- французским                                                                              - Московском

- немецким                                                                                    - Саратовском

- английским                                                                                 - Балашовском

- польским                                                                                  

5) За что М.Ю. Лермонтов был

сослан в первую ссылку?

  • за вольные мысли
  • за стихотворение «Смерть поэта»
  • за любовь к Кавказу

2. Родственники  

1)Чей это портрет?                                                                  2) Кто изображен на портрете?

(портрет бабушки, Арсеньевой Е.А.)                                      (портрет отца, Лермонтова Ю.П.)

3)Чей это портрет?                                                                  4) Кто из приближенных царя был (портрет матери, Лермонтовой М.М.)                                       родственником М.Лермонтова?                                            

                                                                                                      - П.Столыпин

                                                                                                      -  В.Жуковский                      

                                                                                                      -  Н. Раевский

4)Дворянский род

семьи Лермонтовых

какого происхождения?  

 

- польского

-шотландского

-французского

-румынского

3.Из какого стихотворения строки?

 1)  «Под ним струя светлей лазури,                     2) «У наших ушки на            

     Над ним луч солнца золотой…                           макушке…»

     А он, мятежный, просит бури,                             Назовите стихотворение  

     Как будто в бурях есть покой».

3) «Ночевала тучка золотая                                                4) «Кто же вас гонит:

На груди утеса-великана..»                                                      Судьбы ли решение?

                                                                                                    Зависть ли тайная?»

5) Вставьте пропущенное имя

в первую строчку известного

 стихотворения Лермонтова

«Нет, я не …, я другой»:

- Пушкин

- Байрон

 -Есенин

 -Гейне

4. По Лермонтовским местам 

 

1)Место рождения поэта:                                           2) Детские годы поэта прошли в:

-Москва                                                                   -Москве                                                                            -Петербург                                                              -на Кавказе                                                                                                                                                      

-Тарханы                                                                - Петербурге

-Кавказ                                                                   - Тарханах

                                           

3)В каком городе есть                                             4) Где находится этот памятник?

государственный музей                                           -В Тарханах

"Домик Лермонтова"?                                              -В Москве                                                                        

    -Москва                                                                 -В Пятигорске

-Пятигорск

-Кисловодск

-Петербург

5)Как называется пруд ,

расположенный в Тарханах?

-Дворянский

-Барский

-Крестьянский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мероприятие, посвященное жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова(среди учащихся 5-9 классов). Выполнила учитель русского языка Климочкина М.Н. МОУ» Ерышовская СОШ»

Слайд 2

Цели: Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Развивать интерес к чтению, формировать у детей способность внимательно и вдумчиво относиться к слову. Воспитывать у учащихся читательский вкус. Развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся

Слайд 3

выставка книг к юбилею поэта

Слайд 4

Открытие мероприятия (ведущие -учащиеся 9 и 6 класса)

Слайд 5

Гости и участники мероприятия

Слайд 6

Интересные факты из детства поэта(знакомят учащиеся 6 класса)

Слайд 7

«Своя игра» по биографии и творчеству М.Ю.Лермонтова

Слайд 8

Выставка рисунков

Слайд 9

Рисунок Гурьянова ивана (5 кл .) «..Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах..» («Воздушный корабль»)

Слайд 10

Рисунок Бузиной Виктории (6 кл .) «Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый..» («Листок»)

Слайд 11

Рисунок Медведевой Кристины (7 класс) «..Забил снаряд я в пушку туго..» («Бородино»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПОСВЯЩЕННОЕ ПРАЗДНОВАНИЮ 200-ЛЕТИЯ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ «ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ».

ЦЕЛЬ:установить творческое взаимодействие всех участников мероприятия.ЗАДАЧИ: Воспитательные: в игровой форме воспитывать понимание хорошего вкуса в одежде и манерах, приобщать к истокам российск...

«На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы…» Внеклассное мероприятие, посвященное 50-ти летию первого полета человека в космос

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного первому полету человека в космос, разработанного и проведенного преподавателем для расширения представлений учащихся о том, что такое кос...

Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию М.Ю.Лермонтова

Сценарий и презентация данного мероприятия содержат самый интересный материал о М.Ю.Лермонтове. Мероприятие было проведено и  получило множество хороших отзывов....

Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию М.Ю.Лермонтова

Биография и творчество Лермонтова. Конкурс чтецов...

Внеклассное мероприятие посвященное к 65 летею Великой Отечественной войны

У времени есть своя память-история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету  в разные эпохи, в том числе, и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших н...

Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Данное внеклассное мероприятие разработано для специальностей  «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»,    «Технология молока и молочных продуктов». Может та...

Внеклассное мероприятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, на тему: «Летят голуби»

Внеклассное мероприятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, на тему: «Летят голуби»...