"Тема гениальности и безумия в рассказе А.П. Чехова "Чёрный монах"
проект (9 класс) на тему

"Тема гениальности и безумия в рассказе А.П. Чехова "Чёрный монах"

Скачать:


Предварительный просмотр:

XXII Ставропольская краевая открытая научная

конференция школьников

Секция: филология

Название работы:    

«Проблема гениальности и безумия в рассказе

 А.П. Чехова «Чёрный монах»

                                                                Автор работы: Талалаева Валерия

Место выполнения работы:

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №2» с. Бешпагир

Грачевского района

Ставропольского края

9  класс

Руководитель:

Полупанова Татьяна Валентиновна,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

Ставрополь, 2011 г.

Содержание

           Введение

3

  1. История создания рассказа «Чёрный монах»

4

  1. Два мира как организующая сила произведения

5-9

  1.  Мир людей

5-7

  1.  Мир чёрного монаха

7-9

  1. Исцелённый Коврин – разрушитель.

9-12

         Заключение

12

        Список использованной литературы

13

Введение

Гений и безумие…  «Творчество, это бред, даруемым нам Богами», - так говорил еще Платон.... Гениальность и безумие порой  настолько тесно переплетаются, что тоненькую грань между ними подчас можно и не разглядеть, а можно ее и переступить, как это было со многими великими личностями прошлого.

Именно этой теме и посвящён рассказ А.П. Чехова «Чёрный монах», который  снискал славу одного из самых загадочных  произведений автора. В нем отразилась глубокая философия автора, а также те ощущения беспокойства и тревоги, которые, по воспоминаниям современников, преследовали А. П. Чехова в период написания повести. «Он всем своим творчеством и особенно рассказом «Черный монах» говорит, что художник - не от мира сего, что он не участвует в игрищах на ярмарке тщеславия, что он находится вне социума, не занимает ни министерских, ни генеральских, никаких значимых должностей, он сидит, образно говоря, на облаке и свидетельствует, как Бог, жизнь людей: не лечите творца, не меняйте его ментальность, она часто не совпадает со своим временем, не суйтесь к творцу с тяпками и грядками!» (Ю. Кувалдин)

Коврин из "Черного монаха" не имитировал гениальность. Он - несомненно талантливый человек, который попытался быть выше себя, но оказалось, что способности его не соответствуют порывам. Это так просто, так человечно, и так касается любого из нас. И повесть Чехова - гениальная история про каждого из нас. Про обычного творческого человека и про трагедию его возможностей. Именно в этом и заключается актуальность данной исследовательской работы.

Гипотеза научной работы:  гениальность и безумие тесно взаимосвязаны.

Цель работы:   проследить решение проблемы и безумия в повести А.П. Чехова «Чёрный монах»

Задачи работы:

  1. провести текстуальный анализ повести А.П. Чехова «Чёрный монах»;
  2. обосновать идею взаимосвязи гениальности и безумия.

Для реализации поставленных целей и задач  использовались типологический метод,  функциональный анализ и синтез.

  1. История создания рассказа.

«Чёрный монах» - самое поэтическое и самое фантастическое произведение Чехова, которое вызвало высокую оценку Л.Н. Толстого и в то же время разноречивые и неуверенные отзывы критиков. Слишком уж необычным был этот рассказ, не вписывающийся в контекст художественного мира писателя. Рождением образа чёрного монаха Чехов обязан … сновидению. Из воспоминаний  брата Михаила: « Сижу я как-то после обеда у самого дома… и вдруг выбегает брат Антон и как-то странно начинает ходить и тереть себе лоб и глаза <…> - Я видел сейчас страшный сон. Мне приснился чёрный монах».

Этот факт так взволновал Чехова, что он написал рассказ с одноимённым названием.  Какую цель преследовал Чехов, выстраивая действие  вокруг фигуры призрака, сделав призрак если не главным, то заглавным её героем? «Просто пришла охота изобразить манию величия»,  – так комментировал замысел своего произведения сам Чехов в письме к А.С. Суворину.  

Вторым фактором, повлиявшим на создание этого удивительного рассказа, была «Валахская легенда» Гаэтоно Брага, которую любила петь Лика Мизинова, часто бывавшая в Мелихове, где и появился «Чёрный монах». В этом романсе было нечто мистическое…

В Мелихове, в отдельном домике, Чехов написал «Чайку». Звучала там и знаменитая «Серенада для голоса с виолончелью» итальянского композитора и виолончелиста Гаэтано Брага. Эта «Серенада» получила еще и название «Валахская легенда».

В этой легенде больная девушка слышит в бреду доносящуюся до неё с неба песнь ангелов, просит мать выйти на балкон и узнать, откуда несутся эти звуки, но мать не слышит их, не понимает её, и девушка в разочаровании засыпает снова.

Чехов находил в этом романсе что-то мистическое, полное красивого романтизма, и он послужил импульсом к написанию рассказа «Черный монах».

Споры в литературной критике по поводу этой чеховской вещи продолжаются до сих пор, причем не только относительно ее художественных достоинств, но и степени автобиографичности. Чехов действительно предсказал свою судьбу: будет и Крым, и кровь горлом, и мировое признание его таланта. «Черный монах», на мой взгляд, одно из лучших произведений писателя. Сам автор охарактеризовал свое произведение так: «Это рассказ медицинский, historiamorbi».

  1. Два мира как организующая сила произведения.
  1.   Мир людей

 Магистр философии Коврин, утомлённый беспокойной городской жизнью и напряжённой умственной работой, приезжает в имение своего опекуна Песоцкого, чтобы отдохнуть и поправить своё здоровье. Однако и здесь он продолжает вести прежний образ жизни - очень много работает, читает зачастую сутками напролёт, мало спит... Он постоянно находится в состоянии очень сильного нервного напряжения, испытывает какой-то небывалый нервный подъём.

           Коврин – молодой ученый, магистр-философ. В рассказе нет ни его портрета (единственная деталь – красивые длинные волосы), ни авторской характеристики героя. Источник сведений о нем – реплики героев: «величина», «ученый, необыкновенный человек», сделавший «блестящую карьеру», живущий «интересной жизнью». Коврин «утомился и расстроил себе нервы» и приехал в места своего детства – имение своего «бывшего опекуна и воспитателя» садовода Песоцкого, живущего вместе с дочерью Таней. Главное в этом имении – сад и парк. И в первой главе рассказа дается не портрет Андрея Васильевича, а образ поместья. Это делает возможным предположение, что поместье – это символический образ Коврина, выросшего в этих местах, как будто воспитанным этим поместьем.

Сад Песоцких появляется на первой странице «Черного монаха» - Коврин, приехавший после пятилетней разлуки, вспоминает, каким он виделся ему прежде, и исчезает на последней странице - в минуту смерти Коврин тянется к нему, вспоминая, каким он был до болезни и повреждения: «Таких удивительных роз, лилий, камелий, таких тюльпанов всевозможных цветов, начиная с ярко-белого и кончая черным, как сажа, вообще такого богатства цветов, как у Песоцкого, Коврину не случалось видеть нигде в другом месте. Весна была еще только в начале, и самая настоящая роскошь цветников пряталась еще в теплицах, но уж и того, что цвело... было достаточно, чтобы... почувствовать себя в царстве нежных красок, особенно в ранние часы, когда на каждом лепестке сверкала роса» (10,12).

В саду Песоцкого есть и «цифра»: 1862 год - следующий после реформы, во всех отношениях примечательный год, «ступень в новую эру русского хозяйства и русской промышленности».

Песоцкий - человек дела, он - человек созидающий, погруженный в работу, которая не только кажется живой и прекрасной, но действительно является прекрасной: «Что больше всего веселило в саду и придавало ему оживленный вид, так это постоянное движение. От раннего утра до вечера около деревьев, кустов, на аллеях и клумбах, как муравьи, копошились люди...» (10,14).

Песоцкий - умелый и опытный работник, вкладывающий, как свойственно людям этого редкого в России типа, в дело рук своих жизнь, ревность и страсть. «Ты посмотри на меня: я все сам делаю. Я работаю от утра до ночи. Все прививки я делаю сам, обрезку - сам, посадки - сам, все - сам. Когда мне помогают, я ревную и раздражаюсь до грубости. Весь секрет в любви, то есть в зорком хозяйском глазе, да в хозяйских руках, да в том чувстве, когда поедешь куда-нибудь в гости на часок, сидишь, а у самого сердце не на месте...» (10,15). Показательны сны: «Вся, вся наша жизнь ушла в сад, мне даже ничего никогда не снится, кроме яблонь и груш» (10,16).

Сад, как он описан в «Черном монахе», кажется каким-то особенно сложным и совершенным явлением художественной природы, а не созданием рук человеческих.

«Я хочу спросить: что будет с садом, когда я помру?.. Кто будет смотреть? Кто будет работать? Садовник? Работники? Да?.. Если бы у вас с Таней наладился как-нибудь роман... Если бы у тебя с Таней сын родился, то я бы из него садовода сделал» (10,16). Песоцкий знал - и знал ясно и правильно,- что «первый враг в нашем деле не заяц, не хрущ и не мороз, а чужой человек», но он не врач и не философ, он всего лишь садовод; он не понял, что Коврин и есть чужой человек, что даже «ферт со скрипкой», играющий серенаду Брага, был бы род нее и ему, и Тане, и саду...

Саду противопоставлен парк, «угрюмый и строгий», с «обрывистым, крутым» берегом, с корнями-лапами, с «нелюдимой» речной водой и жалобным писком куликов. Настроение в парке – «хоть садись и балладу пиши». Здесь нет  уродливой красоты и выгодности, но есть одухотворенность. Так и в Коврине: одна его часть – это что-то поэтическое, тайное, «нелюдимое»; а другая – это внешняя часть Коврина, которую видят все, это его способности, создавшие ему такую карьеру, что «лет через десять и рукой не достанешь». Эта часть Коврина и находится в постоянном движении – в неустанной работе.

Приехав в имение Песоцких, Коврин попадает в атмосферу постоянной радости и наслаждения – ее создают воспоминания о счастливом детстве, пробуждающаяся природа, истинная любовь к нему и старика Песоцкого, и его дочери, предчувствия «веселого, длинного лета» впереди – и каждая его «жилочка дрожит и играет от удовольствия».

В Борисовке расстроенные нервы Коврина только раздражаются еще больше – «он продолжал вести такую же нервную и беспокойную жизнь», «много говорил, пил вино, курил дорогие сигары», «слушал музыку и пение» (10,16).

 Затем происходит объяснение Коврина в любви к Тане. Это признание больше похоже на обман из-за внезапности и некой перевернутости. Любовь, которой просит Коврин, может только дополнить, а никак не составить счастье, как должно быть. Странна и реакция Тани: «она согнулась, съежилась и точно состарилась сразу на десять лет»(10,18). Это уже дает понять, что никакого счастья Татьяна не получит. Все эти события происходят в 5 главе, ровно посередине рассказа, и они составляют кульминацию действия.

После этих событий вся жизнь Песоцких становится какой-то ненастоящей, полупьяной, как в тумане. Никто не замечает ни каторжной работы в саду, ни возни с приданым, ни заключительной бестолковой свадьбы «с треском». Этот «туман» – часть того «едкого дыма», порождаемого черным монахом. Он заставляет Таню то наслаждаться небывалой радостью, что «хочется улететь под облака и молиться там Богу», то  мучиться от ревности. В это же время для Коврина словно ничего не меняется: его болезнь завладевает им до того, что пропали все страхи, он с одинаковой страстностью ведет себя во всем – и в отношениях с Таней, и в простой работе.

2.2  Мир чёрного монаха

Начинается искушение героя с серенады Брага о священной гармонии звуков, столь прекрасной, что она непонятна нам, смертным, и возвращается в небеса. Священная гармония звуков – обольстительный образ души, непонятной нам, смертным, – первый намек на сверхличность Коврина, еще не осознанный им, но кем-то сладко и тайно внушаемый. И тотчас, без видимой казалось бы связи, в памяти героя непонятно откуда возникает легенда о черном монахе. «Тысячу лет назад какой-то монах, одетый в черное, шел по пустыне, где-то в Сирии или Аравии... За несколько миль от того места... рыбаки видели другого черного монаха, который медленно двигался по поверхности озера. Этот второй монах был мираж».(10,17). От него получился другой, третий, «наконец, он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает во всей вселенной...» (10, 17).
        В этом монахе есть нечто демоническое – это и акцент на его черноте, его явление, как вихрь или смерч, его странная улыбка – ласковая и лукавая, страшная бледность лица; вообще его образ напоминает демона - и речи монаха вольют в его душу «хладный яд» самодовольства, гордости, ложного ощущения избранничества и гениальности. Но черный монах – это часть самого Коврина, это его больная душа. Болезнь возникает еще при постоянном  восхвалении Андрюши в имении Песоцких: «мой отец вас обожает», – говорит Таня, и слово найдено ей точно.

 Другая причина – это пребывание Коврина в состоянии наслаждения, создающего у него впечатление заслуженно полученного, самостоятельно достигнутого. Коврин чувствует некую свою особенность уже из-за того, что ему одному было видение, и опять же будто в этом его заслуга, а не его воспаленного, больного воображения. От этих мыслей и рождается новая «непонятная радость». Еще Коврин действительно успешен - ему удалась «роль миротворца» между Песоцкими, это также рождает довольство. И после этого монах является во второй раз и тогда вливает свой «хладный яд».

Интересна фраза Коврина: «Я тебе нравлюсь?» Она свидетельствует о том, что самодовольство и самолюбование в Коврине уже есть. Андрею чрезвычайно приятно слушать из уст монаха почти свои собственные мысли («ты повторяешь то, что мне самому приходит в голову» (10,20). Слова монаха укрепляют ростки душевной болезни Андрея Васильевича, убеждая его в избранности, гениальности, не кажущиеся преувеличением из-за «чистого, целомудренного, полного труда» прошлого, успокаивая насчет сумасшествия («хочешь быть нормален и здоров, иди в стадо» (10,25). Примечательно, что при вопросе Коврина о вечной правде монах исчезает. Призвание служить этой неизвестной «вечной правде» уже выглядит бессмысленным и ненормальным.

Подолгу и не раз беседовал с Андреем Ковриным чёрный монах.  О чем? Слово за словом, кирпич за кирпичом возводил он Вавилонскую башню гордыни в душе магистра: ты – избранник Божий. «Ты служишь вечной правде. Твои мысли, намерения, твоя удивительная наука и вся твоя жизнь носят на себе божественную небесную печать, так как посвящены они разумному и прекрасному, то есть тому, что вечно,» (10,25) – льются ему в душу сладкие слова. И Коврин слушает, ибо это «льстило не самолюбию, а всей душе, всему существу его» (10,25).

Задавая черному монаху вопросы, Коврин на самом деле задает их себе, и оказывается, что сам он на эти вопросы давно нашел ответ («Странно, ты повторяешь то, что часто мне самому приходит в голову, - сказал Коврин. - Ты как будто подсмотрел и подслушал мои сокровенные мысли» (10,26). Между призраком и человеком, его создавшим, устанавливается полное взаимопонимание, первый оправдывает и укрепляет безумие другого. Появления черного монаха Коврин  ждет с радостью, поскольку именно в эти моменты его философская и жизненная позиция находит подтверждение и участие. Раз или два в неделю, в парке или в доме, он встречался с черным монахом и подолгу беседовал с ним, но это не пугало, а, напротив, восхищало его, так как он был уже крепко убежден, что подобные идеи посещают только избранных, выдающихся людей, посвятивших себя идее.

Едва ли есть основания утверждать, что Коврин не имел морального права считать себя талантливым человеком и что безумие родилось из-за несоответствия реального положения вещей и самооценки героя. Скорее всего, вспомнившаяся легенда предоставила ему образ черного монаха, и, в соответствии с мыслями о своей исключительности, именно он должен был увидеть галлюцинацию. Поскольку обычно человек верит в то, во что хочет верить, Коврин незамедлительно закрепляет двойника в своем сознании как единственного достойного собеседника. Черный монах становится для Коврина символом той великой будущей жизни, которую ему свыше суждено вести. Двойник помогает ему обрести смысл существования. Черный монах рассматривается  автором и персонажами повести, даже самим героем, как проявление болезни, галлюцинация.

Однако его болезнь не в галлюцинации и не в том,  что Андрей Коврин считает себя избранным. Черный монах - отражение внутренней идеи Андрея. Черный монах излагает самые общие идеи,  те, что не раз уже приходили в голову герою. Он замыкается на сознании своего совершенства и исключительности.

В изображении бреда Коврина поражает тонкое переплетение глубокой художественности и медицинской точности. Однако описание болезни героя Чехов использует и для того, чтобы острее, ярче раскрыть идею рассказа. Когда Коврин был болен, он верил в свою индивидуальную исключительность, им владели мысли о деятельности во имя счастья людей. «Быть избранником, служить вечной правде, стоять в ряду тех, которые на несколько тысяч лет раньше сделают человечество достойным царства Божия, то есть избавят людей от нескольких тысяч лет борьбы, греха и страданий, отдать идее всё - молодость, силы, здоровье, быть готовым умереть для общего блага, - какой высокий, какой счастливый удел!» (10, 27) - думал Коврин.  «Ты один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божиими. Ты служишь вечной правде», - говорит Андрею черный монах (10,28). Но в том-то и дело, что еще не служит. Нет у него той идеи, которой бы можно было отдать свою жизнь. Инстинктивные стремления безрезультатны.  В чем заключается высшая правда, Коврину неведомо. Что страшнее для личности? Мания величия или сознание своей заурядности? Вот вопрос, который ставит перед читателем Чехов.

После очередного явного разговора с монахом в жизни Коврина наступает переломный момент. Героя начинает беспокоить его постоянная радость и счастье, и в тот момент, когда монах начинает говорить о нормальности счастливого состояния, о психической болезни Коврина узнает его жена. Только глядя на нее, на ее искреннее горе, он понимает всю опасность своего положения, понимает, что значит черный монах.

3.  Исцелённый Коврин – разрушитель.

Близкие Коврина заметили, что он болен, и начали лечить его. Он должен был прервать свою научную деятельность. Но, избавившись от галлюцинаций, Коврин затосковал - жизнь сытая, спокойная показалась ему скучной и ординарной. Он становится жестоким, грубым по отношению к близким, разрушает жизнь своей жены, Тани Песоцкой, забывает о прежних своих мечтах и идеалах. И только в последние мгновения своей жизни, перед смертью, когда его снова посещает чёрный монах, Коврин становится таким, каким был раньше. Он зовёт красоту и поэзию прежней жизни, с восторгом вспоминает о своей молодости, о любви в человечеству, которая жила в его сердце.

Изображая последние годы жизни Коврина, заполненные узколичными заботами и мечтами, Чехов рисует внутреннее перерождение и опустошённость Коврина.

После лечения Коврин словно теряет всякую чувствительность. В там же месте, что и год назад, Андрей соблюдает строгий режим и страдает от скуки, он не замечает «роскошных цветов», не слышит шепота сосен в парке и ничего не видит на том месте, где было явление. У Коврина появляется та тоска по радости и счастью.

Сознание гениальности раскрыто как глубочайшее личное переживание, как победа персонажа, как его апофеоз; эти припадки экстаза - не только одержимость, но и одержание, чувство успеха и победы; обещания Черного монаха - не пустые посулы, они не просто «когда-нибудь» сбудутся: тем и страшна мания величия, что она уже состоялась, уже сбылась... Вот имена, среди которых больной разум Коврина ощущает и утверждает себя: Будда, Магомет, Сократ, Диоген, Марк Аврелий, Шекспир...

Внушенная маниакальная гениальность - лишь одна сторона болезни, ее тайная, страшная, но, в конце концов, безобидная сторона. Беда в том, что, выделив Коврина из стада, Черный монах объяснил ему, что все остальные люди - и прежде всех близкие ему люди - есть именно и только стадо; считаться с ними Коврин во имя идеи не должен. Это и освобождает героя от всякой ответственности перед садом, перед всем окружающим миром, ставит его по ту сторону добра и зла.

В его лице совсем не осталось прежней одухотворенности, следов духовной жизни, которая у него была и продолжалась, искаженная, во время сумасшествия. Черный монах исчез, забрав кусок души у Коврина, оставив душевную пустоту. Этот резкий переход от гениальности к посредственности, от одухотворенности к пустоте и рушит жизнь Коврина с Песоцкими. Самое ужасное то, что он ничего не оставляет им для дальнейшей жизни – все становится бессмысленным. Поэтому, уничтожив свои труды, написанные во время болезни, Коврин ощущает досаду и горечь.

Коврин оказывается человеком жестоким и страшным; больной, галлюцинирующий, он вызывает сострадание, но в фазе здоровья он заставляет страдать. «Что-то непостижимое, ужасное происходит у нас в доме... Ты, умный, необыкновенный человек, раздражаешься из-за пустяков, вмешиваешься в дрязги... Такие мелочи волнуют тебя, что иной раз просто удивляешься и не веришь: ты ли это?» (10,32).

«Разбитое корыто» Коврина не только в крахе его карьеры и семьи. Спала оболочка псевдогениальности, и под ней обнажился брюзгливый, мелочный, несчастный в сущности человек. В минуту трезвого прозрения он разорвет «на мелкие клочки свою диссертацию и все статьи, написанные во время болезни... в каждой строчке видел он странные, ни на чем не основанные претензии... манию величия, и это производило на него такое впечатление, как будто он читал описание своих пороков» (10, 29).

Выздоравливая, трезво оценивая себя и свое развенчанное величие, Коврин тоскует по болезни, которая выделяла его из «стада», возносила его высоко. Он вымещает тоску так, как и должна вымещать ее посредственность: «Боже мой, как он изводил ее! Однажды, желая причинить ей боль, он сказал ей, что ее отец играл в их романе непривлекательную роль, так как просил его жениться на ней; Егор Семеныч нечаянно подслушал это, вбежал в комнату и с отчаяния не мог выговорить ни одного слова, и только топтался на одном месте и как-то странно мычал, точно у него отнялся язык, а Таня, глядя на отца, вскрикнула раздирающим голосом и упала в обморок. Это было безобразно» (10,32).

Но изменение касается лишь этих трех героев, а жизнь идет своим чередом. На карьеру Коврина никак не повлияла ни его болезнь, ни здоровое состояние, ни его «гениальность», ни посредственность. Поэтому Андрей Васильевич, уже смирившийся со своей серостью и обычностью, живет с Варварой Николаевной, как со своей нянькой, в мирном и покойном настроении. Татьяна же не может забыть ничего и превращается в «ходячие живые мощи… в ней все уже умерло, кроме больших, пристально вглядывающихся, умных глаз» (10, 34); Песоцкий также постепенно доходит до смерти, не оправившись от потрясения, сад гибнет – в нем хозяйничают чужие люди. Об этом пишет Таня к Андрею и проклинает его. Это письмо настигает Коврина, как судьба – он получает его буквально за час до отъезда в Крым! Письмо вызывает в его памяти то, о чем нельзя было забывать – те «глупости» и «ошибки», погубившие Песоцких, и Коврин ощущает неизбежность возмездия – «беспокойство, похожее на страх».

И на фоне чудесной бухты, под звуки той же серенады Брага происходит последнее явление монаха. Возвращается все – и сладкая радость, и вера в избранность. Но в этот же момент Андрей умирает от чахотки (возникшей будто от тоски по радости), с зовом всего прекрасного, что было в его жизни, с блаженной улыбкой на губах. Болезнь возвратилась к нему со смертью – черный монах шепчет о его гениальности и причине смерти – тело его не может больше служить оболочкой для гения.

Писатель ясно и открыто вместил смысл рассказа в описание предсмертного часа Коврина: «...ему было жутко, и он мельком взглядывал на дверь, как бы боясь, чтобы не вошла в номер и не распорядилась им опять та неведомая сила, которая в какие-нибудь два года произвела столько разрушений в его жизни и в жизни близких» (10, 35).

Коврин перед смертью звал жизнь, которая была так прекрасна, хотя при этом кровь текла у него из горла прямо на грудь. Он звал сад, свою молодость. Но. «Когда на следующий день Варвара Николаевна вошла в комнату, Коврин уже был мертв и на лице его застыла блаженная улыбка» (10,36).

Заключение

Вопрос о здоровье и болезни, о «нормальном» и «гениальном» (т. е. больном) человеке у Чехова не принадлежит к числу спорных.

Счастье и душевная слепота, неправильное осознание человеком себя связаны у Чехова воедино. Когда человек мнит себя благодетелем человечества, он счастлив, поскольку он ощущает себя праведником. И пробуждение от сладкого сна, которое почти неминуемо, всегда страшно, и тогда недавно счастливый человек отравляет жизнь и себе и другим.

В рассказе «Чёрный монах»  психическая болезнь магистра Коврина явилась результатом его неудовлетворённого стремления к величию. Доведённые болезнью до предела отрицательные стороны его характера разрушили его семью.

Психическая же болезнь - болезнь человеческой души. Это самое страшное, что может случиться с человеком, когда сама его сущность ненормальна, нездорова. Душевная болезнь всегда оставляет неизгладимые и незаживающие душевные раны. Человек уже не может жить по-прежнему.

Я считаю, что рассказ А.П. Чехова «Чёрный монах» - это предостережение для каждого из нас.

Список использованной литературы

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. -  М., 1975.

2. Валиева Г.М. "Жанровая рефлексия" в "Черном монахе" А.П. Чехова. // Проблемы художественной типизации и читательского восприятия литературы. -  Стерлитамак, 1990.

3. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. -  М., 1979.

4. Кулешов В.И. Реализм Чехова в соотношении с натурализмом и символизмом в русской литературе конца XIX и начала XX века. // Чеховские чтения в Ялте. -  М., 1973.

5. Куликова Е.И. Об идейном смысле и полемической направленности повести Чехова "Черный монах". // Метод и мастерство. -  Вологда, 1970.

6. Рев М. О единстве художественного мира Чехова. // От Пушкина до Белого.  - Спб., 1992.

7. Рев М. Специфика новеллистического искусства А.П. Чехова ("Черный монах"). // Проблемы поэтики русского романтизма XIX века.  - Л., 1984.

8. Семанова М.Л. О поэтике "Черного монаха" А.П. Чехова. // Художественный метод А.П. Чехова. -  Ростов-на-Дону, 1982.

9. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. -  Л., 1987.

10. Чехов А.П. Чёрный монах. Рассказы – М., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема. Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М. А. Шолохова. Использование анимации в мультимедийных презентациях.

Интегрированный урок литературы и информатики. Авторы: учитель русского языка и литературы Филиппова Л.В., учитель информатики Коробова Н.М....

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...

Разработка урока по литературе. 5 класс. Тема " Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков на тему детства: А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."

Технологическая карта урока литературы. Тема урока "Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства: А.Т. Твардовский. Рассказ танкиста" 5 класс. Тип урока: урок открытия но...