Этнопедагогические идеи в воспитательной работе пришкольного интерната как основа сохранения языкового наследия региона
статья на тему

Бурнакова Любовь Никитична

В статье кратко описаны методы воспитательной работы этнопедагогического содежания, применяющиеся в Аскизском пришкольном интернате

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бурнакова Любовь Никитична, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева Аскизского района Республики Хакасия

Этнопедагогические идеи в воспитательной работе пришкольного интерната как основа сохранения языкового наследия региона

В наше время особое значение приобретают проблемы воспитания учащихся, адаптированных к реальным условиям в полиэтническом обществе.

В воспитательной среде Аскизского пришкольного интерната наряду с русским языком второй язык, родной (хакасский), используется воспитанниками как средство обучения и поликультурного воспитания.

Воспитательная работа по развитию полилингвального образования проходит  по следующим направлениям:

  • Ознакомление детей с народными играми (во время внеклассных тематических мероприятий, на классных часах, при посещении  ДЮСШ, районного Центра детского творчества, библиотеки и пр.)
  • Ознакомление детей с народными праздниками (во время проведения массовых творческих мероприятий).  

Основная цель воспитательного процесса в пришкольном интернате – подготовка школьников к жизни в демократическом, поликультурном государстве, поэтому одной из задач интерната является сохранение родного (хакасского) языка среди детей среднего и старшего школьного возраста, так как около 90% проживающих в интернате воспитанников являются представителями коренной в РХ национальности.  Часто от способности владеть хакасским, русским и иностранными языками зависит как личная, так и профессиональная карьера молодых жителей Хакасии. Ведь Хакасия – многонациональный регион  с разноязычным населением и знать языки полезно не только для отдельных личностей, но и для всего  общества. Чем большим количеством языков владеет человек, тем больше вместе с этими языками он познает историю, обычаи и традиции, культуру носителей этих языков.

В современный период времени в вопросе национальных языков существует острейшая проблема – проблема сохранения функционирования хакасского языка, его социального статуса. Да, к сожалению, многие хакасы, называющие хакасский язык родным, имеют пассивные или ограниченные знания родного языка. Язык продолжает свое существование лишь в коренных селах Хакасии. Например, в Аскизском лицее-интернате в общении свободно используют родной язык только дети, прибывшие на учебу из коренных сел. Педагогическим коллективом интерната проводится большая воспитательная работа для закрепления и сбережения родного языка. При планировании воспитательной работы всегда отводится место для национальных традиций и праздников. Ежегодно в интернате  проводятся такие праздники, как «Чыл пазы» («Хакасский новый год»), конкурс красоты «Абахай», конкурс богатырей «Алып», праздник «Тынаг кунде» («Вечер отдыха»), итоговое творческое мероприятие «Чарых чылтызах». При проведении данных мероприятий используются как хакасский, так и русский языки. Замечателен тот факт, что русские дети активно принимают участие в мероприятиях и овладевают хакасским языком

Полилингвальное воспитание рассматривается как составная часть современного образования, способствующая  развитию этнической компетентности и толерантности, этнокультурного плюрализма, приобщению обучаемых к родной этнической культуре, и в конечном итоге, сохранению родного языка.

Взаимодействуя с представителями разных культур в поликультурной среде, школьники сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иноэтнической системой ценностей, это часто обостряет  проблему их адаптации в современном обществе. Негативные взаимоотношения между представителями различных этнических общностей появляются тогда, когда они не знают, не понимают или не хотят учитывать национальную специфику поведения других. Таким образом, эффективное межэтническое взаимодействие не может возникнуть само по себе, этому взаимодействию необходимо учить и учиться, и именно в этом направлении достаточно эффективно работает педагогический коллектив Аскизского пришкольного интерната. 

Целью воспитательной работы в интернате является формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, ориентированной на приоритеты национальных ценностей при уважении к ценностям других цивилизаций, сознающей свою ответственность перед обществом. При организации процесса сохранения родного языка воспитатели пришкольного интерната содействуют формированию личности как носителя языка, способную ощущать язык как национальную и общечеловеческую ценность.

Таким образом, интернат является фактором сбережения национальной культуры, духовности, физического здоровья.

Список литературы

  1. Бутанаев В.Я. Культура и быт хакасов. Абакан. 1986.
  2. Тобурчинова О.Г. Традиции хакасов в семье, http://festival.1september.ru/articles/581248/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы школы-интерната на 2012-2013 учебный год

Представлен общешкольный план воспитательной работы на учебный год по основным направлениям воспитательной работы школы....

Роль патриоитческого воспитатния в системе воспитательной работы школы-интерната

Опыт  моей  работы  по  патриотическому  воспитанию  воспитанников – это  один  из  наших  примеров,  создания  эффективной  системы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА

В ЭТОЙ СТАТЬЕ ГОВОРИТСЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО И СТАРЕШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПРИШКОЛЬНОМ ИНТЕРНАТУ...

План воспитательной работы. Пришкольный интернат.

План воспитательной работы . Пришкольный  интернат....

Влияние воспитательной системы пришкольного интерната на социализацию воспитанника

Основной целью воспитания в интернате является формирование гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, способности к успешной социализации в обществе и активной адапта...

Этнопедагогические идеи в воспитательной работе пришкольного интерната

Основная задача пришкольного интерната – последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира. Один из спос...