Содержание и приемы коррекционной работы при дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.
статья на тему

Нарушения письма создают существенные препятствия в овладении грамотой и приводят к трудностям в обучении. Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyalogoped.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и приемы коррекционной работы при дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.

Нарушения письма создают существенные препятствия в овладении грамотой и приводят к трудностям обучения.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. Осуществляется работа по развитию внимания, памяти, зрительно-пространственных функций, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Искажение звуко- слоговой структуры слов и нарушение границ между словами в предложении.

Эта группа ошибок выражается в пропусках в словах букв или слогов (« Жня» вместо Женя, «мокко» вместо молоко), в перестановках букв или слогов (« катрина» вместо картина, «говола» вместо голова), во вставке лишних букв или слогов («гололва» вместо голова, «молололко» вместо молоко), в недописывании слов ( «стен» вместо стена) и пр. К этой группе ошибок относятся и ошибки выражающиеся в слияние нескольких слов в одно («уозера» вместо у озера)и в разделение слова на части («у пал» вместо упал).

Дети  делающие такого рода специфические  ошибки обычно затрудняются в написании предлогов и глагольных приставок, а так же в усвоении правил переноса слов.

В основе всех этих ошибок лежат трудности в анализе речевого потока. Дело в том, что в русском языке при письме, осуществляемом по аналитико-синтетическому методу, овладевающий грамотой ребенок еще до начала записи должен уметь проанализировать речевой поток. Это означает, что он  должен уметь выделить в предложении слова, уловив границы между ними, и определить звуко- слоговой состав каждого слова. Если анализ речевого потока ребенку не доступен, то это приводит к проявлению отмеченных выше «непредсказуемых» ошибок, выражающихся в самых разнообразных искажениях звуко- слоговой структуры слов, в слиянии нескольких слов в одно или разделении слов на части. Ребенок записывает из всего речевого потока лишь те фрагменты, которые ему удалось уловить, не всегда сохраняя при этом порядок, что нередко приводит к искажению слов до неузнаваемости.

Если спросить такого ребёнка сколько слов, например, в предложении «Девочка собирает цветы.» или « Цветы стоят на столе.», то он или вообще не поймет вопроса или будет называть вместо слов слоги или звуки или даст ошибочный ответ.  Примерно то же самое произойдет и при попытке проанализировать звуко- слоговой состав отдельно взятого слова. Ребенок затруднится в определении количества слогов в слове и скажет, что допустим в слове стул два, а то и три слога ( с-тул или с-ту-л).

Как же при таких условиях правильно записать это слово, сохранив в нем нужное количество соответствующих букв и их последовательность? Ведь для записи, к примеру, слова стул ребенок должен отчетливо себе представлять, что на первом месте здесь стоит звук с, на втором – в, на третьем –у, на четвертом –л. Именно в таком порядке и надлежит записывать и соответствующие буквы. Поэтому, вполне естественно, что ребенок не владеющий навыком звукового анализа слов, чаще всего записывает буквы в случайном порядке, меняя их местами, опуская некоторые из них или добавляя лишнее.

Дети не владеющие навыком анализа речевого потока неизбежно будут испытывать специфические затруднения и при изучении некоторых грамматических правил. В частности , им трудно понять такие тонкости языка, как необходимость раздельного написания предлогов с существительным ( на столе, а не настоле) и слитного написания приставок с глаголами (ушел, пришел, а не у шел, при шел) Крайне затруднительным для них будет и перенос.

Приемам анализа речевого потока детей специально учат в школе в период обучения грамоте. Однако некоторые из них оказываются не в состоянии овладеть этим навыком в отведенные школьной программой сроки. Такие дети нуждаются в дополнительной, однотипной по содержанию, но более углубленной работе по анализу речевого потока. Эта работа должна вестись со значительно большим числом разъяснений и повторных упражнений, с более широким использованием наглядных пособий и в течение более продолжительного времени.

С такой задачей часто удается справиться самому педагогу при помощи родителей, обеспечивающих дома необходимое число упражнений. Если же ребенок и при этих условиях окажется не в состоянии овладеть анализом речевого потока, то необходимо обратиться за помощью к логопеду. Для работы дома можно рекомендовать следующие виды упражнений  по анализу речевого потока, проведение которых доступно каждому из родителей.

Упражнение в анализе предложения на слова.

1. Определить количество слов в предложении и их последовательности.

Например6 Сколько слов в предложении «Девочка поливает цветы.» Какое первое слово? Второе? Третье?

2.Придумать предложение с определенным количеством слов.

3.Увеличить количество слов в предложении.

4. Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.

5.Составить предложение из слов, данных в разбивку, работа с деформированным текстом.

Такие упражнения научат ребенка ориентироваться в словах, составляющих предложение, определять границы между ними, благодаря чему исчезнут и соответствующие грамматические ошибки на письме и, прежде всего, слитное написание предлогов с существительными и раздельное написание приставок с глаголами.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов.

1. Придумать слова с определенным количеством звуков (с 3, 4, 5 звуками).

2. Определить количество звуков в слове и их последовательность.

3.Образовать новые слова с помощью « наращивания» звуков. Например: рот- крот, грот; пар- парк.

4. Образование из звуков данного слова возможно большего количества новых слов. Например трактор- рак, рота, крот, корт, рок, рак.

Все эти устные упражнения помогут ребенку понять, что ни один звук в слове не является случайным, что добавление, исчезновение или замена одного звука другим может полностью изменить смысл слова или сделать его бессмысленным.

Постепенно добавляются письменные упражнения в виде записи под диктовку слов с обязательным предварительным разбором звуко-слогового состава. Вся запись проводиться с обязательным проговариванием.

Список используемой  литературы:

1.Лалаева Р.И. нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебное пособие. СПб. Союз.1998.

2. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех .М.ООО Издательство АСТ. СПб Дельта. 1997

3.Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб. Дельта. 1996.

4.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"

Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук,  зритель...

Анализ методик по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Анализ методик по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтезаОсновные направления, этапы, методы и приёмы коррекции у многих авторов сходны, однако не существует дифференцирова...

Способы взаимодействия логопеда и учителя в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Способы взаимодействия логопеда и учителя в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтезаДля эффективной работы школьного логопеда...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Особенности логопедической работы по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Если у школьника имеются нарушения хотя ...

Система работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью.

Основной причиной аномального развития и нарушений речи у умственно отсталых детей является недоразвитие познавательной деятельности. Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых ...