Неделя толерантности
методическая разработка на тему

Новожилова Елена Борисовна

Пояснительная записка

На сегодняшний день проблема толерантности очень актуальна. Мир человеческого общения сложен и противоречив. Система социального поведения людей регулируется обычаями, нормами и традициями разных культур. Многообразие различий: социальных, расовых, национальных, возрастных, профессиональных, религиозных и других – влияет на характер взаимоотношений и нередко приводит к непониманию, нетерпимости. Нетерпимость превратилась в одну из острых современных проблем. Она отрицает и подавляет различия между культурами и отдельными людьми, являясь противником многообразия.

Сегодня, в начале 21 века приходится признать, что великие достижения человечества в различных областях не привели к взаимопониманию. Как и прежде, сильное стремление к единообразию, авторитаризму, нивелированию индивидуальности, которое проявляется в ситуациях повседневного общения. 

Прийти к принятию вариативности мира и людей, противостоять разобщенности людей, проявлению взаимной агрессии позволяет толерантность.

В настоящее время образовательные учреждения испытывают на себе множество отрицательных последствий социального расслоения общества. В отношениях между людьми усиливается эгоизм. В связи с этим на первый план выдвигается потребность развития культуры толерантных отношений,  способствующих формированию у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании. 

Проблема формирования  толерантности в условиях коррекционной школы, где обучаются и воспитываются  дети с ограниченными возможностями здоровья, приобретает особую актуальность  Различие национально-этнических особенностей семей, специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне необходимо сближать интересы обучающихся, учить их диалогу,  умению слушать, слышать, понимать,   быть терпимым по отношению друг к другу.

Основная масса семей обучающихся, воспитанников МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» (далее - Школа) – семьи с низким материальным достатком (малообеспеченные семьи), проживают в отдаленных районах города и  прилегающих поселках, где социокультурная среда более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители оказывают большое влияние на воспитание детей. Там, в большей степени, чем в городе сохранилось  отношение к природе, труду с одной стороны, а с другой стороны из поколения в поколение передается тяга к вредным привычкам.

·        5- семей  являются неблагополучными.

·        7- многодетные;

·        8 - неполные;

·        8- опекаемые.

В таких условиях у детей значительно раньше формируется тяга к  курению, алкоголизму, бродяжничеству. Поэтому Школа  является для воспитанников, обучающихся, и образовательным центром, и основным очагом культуры.

Особенностью нашей коррекционной школы является то, что многие классы комплектуются по типу классов-комплектов. В этом случае в одном классе-группе могут обучаться и воспитываться дети  разных классов, например,  2-3, 5,7; 6,8. При этом с уверенностью можно сказать, что в каждом классе и в школе в целом, созданы   благоприятные психолого-педагогические условия для формирования толерантных установок такие, как:

1. Соответствие процесса воспитания психологическим возможностям и возрастным особенностям детей;

2. Создание  среды, способствующей не только формированию толерантности, но и познавательному, эмоциональному, эстетическому, нравственному развитию ребенка;

3. Учет, сохранение и развитие индивидуальности ребенка.

Исходя из названия   общешкольного мероприятия - «Формирование коммуникативной толерантности в условиях воспитательно- образовательного  процесса» - специалисты  раскроют  обучающимся, воспитанникам  Школы значение термина «толерантность», проведут  игровые, коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование эмоциональной стабильности и развитие личности с нарушенным интеллектом.

Общая Цель Недели толерантности: воспитание толерантности, развитие таких качеств как терпимость друг к другу, гражданственность, патриотизм.

Познавательная: формирование у обучающихся, воспитанников знаний о межнациональной проблеме в России.

Воспитательная: совершенствование таких качеств у учащихся как самостоятельность, дисциплинированность, собранность, работоспособность, умение сотрудничать, умение работать в  группе, сплочение классного коллектива, формирование таких качеств как толерантность, гражданственность и патриотизм.

Коррекционная: совершенствование умения аргументировать свою точку зрения, развитие умения анализировать свою деятельность.

Задачи:

1. Формировать осознанное отношение к человеческим ценностям.

2. Создавать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

3. Воспитывать культуру взаимоотношений среди сверстников.

4. Развивать стремление совершать добрые дела.

5. Отрабатывать навыки работы в команде.

6. Воспитывать взаимоуважение через умение слушать своих товарищей.

7. Развивать самооценку учащихся.

Цели родительского собрания:

1. Содействовать формированию у родителей убежденности и потребности строить взаимоотношения с детьми на основе принципов толерантности.

2. Способствовать сознанию родителями школьников, что интолерантное поведение часто является причиной возникновения конфликтных ситуаций.

Неделя толерантности включает: линейку Открытия Недели, заключительное мероприятие закрытия Недели толерантности, фрагмент урока письма и развития речи в 8 классе,  внеклассные мероприятия, различные по видовой структуре, оформление выставки рисунков «Мой толерантный мир», стенд «Толерантность спасет мир» и родительское собрание «Воспитание толерантности у детей в семье».

Проведение родительского собрания – актуальная необходимость, т.к. многие родители ведут себя деспотично по отношению к своим детям, не думая об их чувствах и переживаниях, видят в них только детей, а не будущих граждан своей страны, региона, семьи.

Наиболее благоприятной для формирования толерантности, с нашей точки зрения, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и обучающиеся  могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели мы используем все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между детьми и взрослыми.

План проведения недели «Формирование коммуникативной толерантности в условиях воспитательно – образовательного  процесса»

 

Мероприятие

Дата

Ответственный

1

Линейка открытия Недели толерантности

22.11

Педагог – организатор

2

Классный час

«Все мы разные – этим и прекрасны мы»

13.11

Классные

руководители

3.

Фрагмент урока письма и развития речи в 8 классе

Тема: Состав слова. Знакомство с этимологическим словарем, с происхождением слова "Русь".

13.11

Учитель письма и развития речи

3

Игровая программа

«Национальные игры разных народов»

 

14.11

Воспитатель,

спортивный сектор

 

 

4

Исследования коммуникативной толерантности

 

 

12-16.11

Педагог – психолог

 

 

 

 

 

5

Выставка рисунков

«Мой толерантный мир»

 

15.11

Руководитель кружка «Самоцветы»

6

Урок дружбы

«Дружбы твердые законы»

15.11

Воспитатели

 

Чтение сказок народов Мира

 

12–16.11

Библиотекарь

 

 

 

 

 

8

Внеклассное мероприятие

«Мы все такие разные» (закрытие Недели толерантности)

16.11

Педагог – организатор, воспитатель,

культмассовый сектор

9.

Родительское собрание

«Воспитание толерантности у детей в семье».

16.11

Зам. директора по УВР,

педагог – организатор,

классные руководители

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКС( КОУ«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Березовского городского округа Кемеровской области ОБЩЕШКОЛЬНОЕРОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Слайд 2

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди Б. Шоу

Слайд 3

способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения. Tolerancia ( анг .) - готовность быть терпимым, снисходительным Tolerance ( фран .) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. Tolerancia (исп.) -

Слайд 4

толерантность в русском языке означает – способность терпеть что- то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо. 16 ноября – Международный день толерантности или День терпимости.

Слайд 6

Толерантность . Что это такое? Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: "Это все земное. То, на чем стоит Планета вся". Толерантность - это люди света Разных наций, веры и судьбы Открывают что-то, где-то, Радуются вместе. Нет нужды Опасаться , что тебя обидят Люди, цвета, крови не твоей. Опасаться, что тебя унизят Люди на родной Земле твоей. Ведь Планета наша дорогая Любит всех нас: белых и цветных Будем жить, друг друга уважая! Толерантность - слово для живых!

Слайд 7

ЧЕРТЫ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ: - терпение, - умение владеть собой, - доверие, - чуткость, - способность к сопереживанию, - снисходительность, - расположение к другим, - чувство юмора, - терпимость к различиям, - доброжелательность, - гуманизм, - любознательность, - умение слушать, - несклонность осуждать других, - альтруизм.

Слайд 8

ФОРМУЛА ИСТИННОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ – формула принятия ЕЁ СУТЬ - «ЛЮБЛЮ» потому, что ты есть, люблю такого, какой ты есть

Слайд 9

ПРАВИЛА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ: не делай другим того, чего не хотел бы от других; не делай другому того, от чего больно тебе; в радости и в горе мы должны относиться ко всем людям так, как относимся к самим себе; как ты думаешь о себе, так думай и о других; считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

Слайд 10

ЧТОБЫ НЕ ССОРИТЬСЯ, НУЖНО: - стараться понять друг друга в любой ситуации; - никогда не повышать голос друг на друга; - уметь дать совет, выслушать совет другого; - уметь поддержать в трудную минуту; - доверять друг другу; - уметь слышать и слушать.

Слайд 11

МУДРЫЕ СОВЕТЫ Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенка часто упрекают, он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенка хвалят, он учится быть благородным. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Слайд 12

Учитесь толерантности и будьте терпимыми!

Слайд 13

Бетти Э. Риердон Толерантность - дорога к миру. - М.: Изд-во «Бонфи», 2001. - З04 с. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. - Образование в современной школе. - 2003. - № 7. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. - Директор школы. - 2002. -№ 8. 0жегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред. Чл.-кор. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип., М.: рус. яз., 1989. - 750 с. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. - Директор школы. - 2003. - № 5. Литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя Толерантности в школе

С 16 ноября по 23 ноября в школе прошли мероприятия, посвященные Дню толерантности, в которых приняли участие учащиеся 5х – 8х классов. В работе приводятся меоприятия, которые проводятся в ш...

Конспект классного часа, проведенного в 7 б классе в неделе толерантности.

Цели:  формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов....

Неделя толерантности "Национальная мозаика"

Богатство историко-культурного наследия поселка Красная Поляна обусловлено во многом тем, что населяют его представители разных народов и этнических групп. На протяжении долгих лет в совместном ...

Неделя толерантности

Толерантность - способность признавать идеи и мнения отличные от своих собственных....

Неделя толерантности

Толерантность - способность признавать идеи и мнения отличные от своих собственных....

план недели толерантности

план проведения Недели толерантности в сельской школе...

Неделя толерантности в школе

К сожалению, проблема нетерпимости очень актуальна в наши дни — удивительно, что даже в ХХI веке, веке прогресса, многие не принимают в свой круг людей другого цвета кожи, национальности… Это не...