Организация внеклассной работы по краеведению
статья на тему

Саввина Людмила Александровна

Трудно найти такого учителя, который ограничивал бы себя только классными занятиями. Интересный, эмоциональный урок формирует стремление к более глубокому изучению предмета. Возникают многочисленные вопросы, ответы на которые ученики могут получить на различных внеклассных занятиях.

Как лучше и доходчивее рассказать ученикам о прошлом своего края, природе, культуре, быте, традициях людей, заинтересовать и заставить думать? Эта проблема волновала меня как учителя, как классного руководителя не один год. Ответ я нашла в организации и проведении краеведческих экскурсий. Они помогают лучше узнать своих воспитанников, так как через экскурсии, совместную деятельность дети получают практические навыки, развивают свои творческие способности, утверждаются как личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_vneklassnoy_raboty.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеклассной работы по краеведению как средство формирования навыков практической деятельности учащихся

Трудно найти такого учителя, который ограничивал бы себя только классными занятиями. Интересный, эмоциональный урок формирует стремление к более глубокому изучению предмета. Возникают многочисленные вопросы, ответы на которые ученики могут получить на различных внеклассных занятиях.

Как лучше и доходчивее рассказать ученикам о прошлом своего края, природе, культуре, быте, традициях людей, заинтересовать и заставить думать? Эта проблема волновала меня как учителя, как классного руководителя не один год. Ответ я нашла в организации и проведении краеведческих экскурсий. Они помогают лучше узнать своих воспитанников, так как через экскурсии, совместную деятельность дети получают практические навыки, развивают свои творческие способности, утверждаются как личности.

Работая над методической темой «Краеведческие экскурсии как средство активизации познавательных интересов на уроках и во внеурочное время», пришла к выводу, что краеведческая работа учителя должна носить системный характер. Важным условием организации любой работы с учащимися является учет психологических особенностей детей. Свою краеведческую работу строю на основе дидактического принципа от «известного» к «неизвестному», от «близкого» к «далекому». Вся воспитательная работа в рамках краеведения строится с учетом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации действующей программы.

         Мною разработана программа развивающих занятий «Мой край родной».

Цель данной программы – усвоение учащимися системы знаний о своей местности в комплексе.

Задачи программы:

  • всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала;
  • использование материала на уроках и во внеклассной работе;
  • знакомство с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своей «малой Родины».

Программа дает возможность воспитывать у школьников чувство патриотизма, любви к школе, родному городу, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества.

         Стараюсь, спланировать такие работы, которые требуют самостоятельного, творческого решения. Например: собрать материал о людях, которые прославили село, не обязательно, чтобы это были люди известные на всю страну, а может о тех, которые живут рядом и были свидетелями важных событий. Организуем выставки лучших работ, тем самым поощряем творческую самостоятельность детей, развивая их устойчивый интерес к познанию нового.

Растет человек, и год от года его кругозор расширяется. Учащиеся не только познают общие закономерности на основе конкретного материала, но и географию своей местности, «малую Родину», исследуют на более высоком уровне.

Одно из занятий посвящается знакомству с музеями разного уровня, выяснению с какой целью они создаются. Были организованы экскурсии в музеи.

Итог:

По результатам экскурсий оформлены стенды, собран фотоматериал. Учащиеся составляют творческие отчеты, делают презентации.

     

Вывод:          

                                   

Таким образом, внеклассная работа по краеведению формирует у учащихся навыки практической деятельности, расширяет и углубляет знания об окружающей среде и несет очень большую воспитательную нагрузку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по краеведению

Внеклассная  работа  в  школе  по краеведению...

Организация внеклассной работы по предмету. (Из опыта работы учителей МО гуманитарных наук)

В статье представлено обобщение опыта работы методического объединения учителей гуманитарных наук МОУ "Седановская СОШ" (п. Седаново Усть-Илимский район Иркутская область). Внеклассная работа позволяе...

Организация исследовательской работы по краеведению.

Статья. Составление плана работы кружка по краеведению (проектная деятельность)....

Организация внеклассной работы по краеведению в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Программа по краеведению "Люблю свой край"Самобытный Вятский край привлекает любого, кто когда-то с ним соприкасался своей исконно русской красотой, бескрайними просторами лугов и полей, необычайной п...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Организация внеклассной работы по иностранному языку в МАОУ СОШ (из опыта работы)

Одним из важнейших средств поддержания интереса к иностранному языку является организация внеклассной работы....