классный час "HELIUM" из цикла "Толерантность в мультфильмах"
план-конспект занятия на тему

Захарова Галина Юрьевна

Первое занятие из цикла "Толерантность в мультфильмах". Идея всего цикла - просмотр и обсуждение мультфильмов, видеороликов, затрагивающих ценность толерантного отншения к себе, окружающим, миру. Может использоваться как в начальной школе, так и в среднем звене. Разница лишь в ответах и работах детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час из серии «Толерантность в мультфильмах»

№1 «Helium/ воздушный шарик»

Составила педагог-психолог

МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области

Захарова Г.Ю.

Возраст: с 4 по 9 класс (есть вариации заданий по возрасту)

Цель: развитие толерантности по отношению к другим

Задачи:

  • Активизировать способность к анализу поступков людей
  • Способствовать закреплению конструктивных навыков общения в конфликтных ситуациях (конструктивное реагирование на агрессию)
  • Способствовать развитию эмпатии, умению выслушивать другого человека

Материалы:

  • Видеотехника для показа короткометражного мультфильма «Helium»
  • Бумага для рисования
  • Карандаши, фломастеры
  • Картинки-ситуации из теста Розенцвейга

Ход занятия:

  1. Показ мультфильма (2:08 минут) без комментариев.
  2. Обсуждение мультфильма с остановкой по кадрам.
  3. Рисунки в группах «Продолжение мультфильма».
  4. Неоднозначные ситуации. Реакция толерантной и интолерантной личности (работа в подгруппах).
  5. Прощание «Подарок в круге».
  6. Рефлексия.

  1. Показ мультфильма «Helium/ воздушный шарик» (2:08 минут) без комментариев.

Ссылка на мультфильм http://www.youtube.com/watch?v=hWmdxpx25SI 

  1. Обсуждение мультфильма с остановкой по кадрам.

ВОПРОСЫ:

  1. Как бы вы назвали этот мультфильм?
  2. Чему учит нас этот мультфильм? (Добро побеждает зло)
  3. Как бы вы назвали героев мультфильма?
  4. Какие эмоции испытывали герои мультфильма вначале? (А: счастье, радость, влюбленность, удовольствие … Б: злость, ненависть, раздражение, обиду на весь мир, зависть к чужому счастью, имуществу…)
  5. По каким внешним признакам вы определили эмоциональные состояния каждого из героев? (А: улыбка, напевает песенку, «душа поет…». Б: уголки губ опущены вниз, брови нахмурены, резкие движения, жестоко обращается с животными…)
  6. Что могло произойти в их жизни. От чего человечки испытывали эти эмоции? Давайте пофантазируем. (А: у него был шарик. Б: у него не было шарика, нет денег, чтобы купить его. Может его в жизни часто обижали…)
  7. Для чего человечек слева (Б) проткнул шарик? (чтобы ни у кого не было шарика)
  8. А что он хотел? (Шарик)
  9. Получил он шарик, проткнув его? (Нет)
  10. Привели его действия к желаемому результату? (Нет)
  11. Что хотел показать своим поступком?
  12. Как можно было получить первый шарик? (попросить, купить)
  13. Почему Б этого не сделал? (побоялся, что откажут, не догадался, плохо подумал о человеке, т.к. сам бы в такой же ситуации не отдал…)
  14. Какие эмоции возникли у А, когда Б проткнул его шарик? (удивление, грусть, разочарование)
  15. Как бы разворачивались события, если бы А обиделся на действия Б? (обозвал, стукнул, заставил платить за шарик…)
  16. К чему бы это привело? (к ссоре, драке. На одно зло в мире станет больше)
  17. Всегда ли мы в жизни способны так же спокойно пережить утрату, потерю, лишение?
  18. Что нам мешает?
  19.  А что может помочь? Какие черты нашей личности? Что помогло А не ответить злом на зло?
  20. Что чувствовал человечек Б, когда дважды проткнул чужой шарик? (месть, радость отмщения)
  21. Кому от поступка Б стало хорошо? (никому)
  22. Почему человечек Б хотел раздавить насекомое, пнул его? Ведь оно никакого отношения к шарику не имело? (злой человек разрушает все вокруг, его все на свете раздражает…)
  23. Когда А принес шарик в 3-ий раз, он уже намеренно его нес для человечка Б?
  24. Как вы это поняли? (глаза были направлены на собеседника - Б)
  25. Что почувствовал Б, когда ему подарили шарик? (радость, удивление, счастье…)
  26. По каким внешним проявлениям вы это поняли? (глаза раскрылись широко, улыбка на лице, напевает песенку вместе с другим человечком…)
  27. Можно ли сказать, что Б обрадовался только шарику? (он стал доверять миру, увидел хотя бы 1 человека, который сделал ему добро, несмотря на злые дела Б…)
  28. Почему, когда А отдал свой шарик, он не перестал быть счастливым? Ведь, как вы указали вначале, его счастье было в том, что у него был шарик.
  29. Что А приобрел, когда другому отдал что-то ценное для себя? (он приобрел друга, радость от дарения, от того, что он сделал добро…)
  30. Что хотел сказать нам автор мультфильма, не закончив сюжет на радостной ноте двоих героев, а привнеся третьего, воинственно настроенного героя каким был Б вначале сюжета?
  1. Рисунки в группах «Продолжение мультфильма» (для младших школьников и подростков с ОВЗ (с нарушениями интеллекта) – рисование, для старших школьников – устно, можно объединить с заданием 4).

Придумайте, нарисуйте продолжение сюжета (в подгруппах). Можно нарисовать как комикс - на 1 листе несколько сюжетов. А можно – на отдельных листах. Можно проиграть пантомимой. Представьте свои работы классу. Поясните свой замысел.

  1. «Озвучка» (для старшеклассников с сохранным интеллектом).

Сочините стихотворение: а) по сюжету показанного мультфильма; б) иллюстрирующее ситуацию из вашей жизни «Добро в ответ на зло»

  1. Неоднозначные ситуации: реакции толерантной и интолерантной личности (работа в подгруппах).
  1. Кого из героев мультфильма можно назвать толерантным, а кого – интолерантным?
  2. С каким героем мультфильма вы ассоциируете себя?
  3. Какие конструктивные способы реагирования на агрессию вы знаете? (цель: переключиться: посчитать до 5-10, сделать глубокие вдохи-выдохи, постараться рассмотреть мелкую деталь на одежде собеседника, произнести мыслеформулу «Я спокоен. У меня все хорошо…»)
  4. Предложите свои варианты мыслеформул, которые помогут вам успокоиться, не реагировать агрессивно в конфликтной ситуации (фронтально)
  5. Придумайте слова к ситуациям на картинках в 2-х вариантах: от лица толерантной личности и от лица интолерантной личности (работа в парах). Покажите мини-сценки. Учащиеся класса отгадывают, какой игрок проявляет толерантность, а какой – нет. (картинки из теста Розенцвейга)
  6. Всегда ли мы должны терпеть неприятные нам ситуации, когда нас обзывают, портят наши вещи, заставляют делать то, что нас не устраивает? Как реагировать, не доводя ситуацию до ссоры? (открыто сказать о своих чувствах от своего имени. Предложить свой выход из ситуации…)
  1. Прощание «Подарок в круге». Учащиеся в парах поворачиваются лицом друг к другу. Молча «дарят» подарок, изображая его жестами, благодарят друг друга так же молча (при наличии свободного пространства в кабинете можно встать в два концентрических круга лицом друг к другу)
  2. Рефлексия.
  • О чем сегодня мы говорили?
  • Чему полезному научились, какие выводы для себя сделали?
  • Что заинтересовало?
  • Что вызвало отрицательные эмоции? С чем вы это связываете?
  • С кем бы вы хотели еще раз посмотреть мультфильм «Helium»? Почему именно этому человеку вы бы его показали?

Интернет-ресурсы:

  1. Мультфильм «Helium». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=hWmdxpx25SI
  2. Тест Розенцвейга (детский вариант). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru/tests/3/test5.html 
  3. Упражнение «Подарок». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://azps.ru/training/82.html