Разработка классного часа " Здоровье - привилегия мудрых"
классный час (10 класс) на тему
Классный час посвященный здоровому образу жизни. В данном сценарии проблема ЗОЖ рассматривается сквозь призму философии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_zdorove_preveligiya_mudrykh.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4
Разработка классного часа
« Здоровье - привилегия мудрых »
Составитель
Алыкова Л.В.
учитель физики
МБОУ лицея №4
г. Коломна
2014 г
Классный час ,посвященный здоровому образу жизни. Медики утверждают , что состояние здоровья современных подростков неуклонно ухудшается. И в то же время результаты социологических исследований показывают, что большинство подростков ставят здоровье в число важнейших жизненных ценностей. В предполагаемом сценарии проблема ЗОЖ рассматривается сквозь призму философии.
Цели:
Расширить представление детей о здоровом образе жизни; формировать позитивную оценку активного , здорового образа жизни, критическое отношение к вредным привычкам; побуждать к самопознанию , саморазвитию, к искоренению вредных привычек.
Форма проведения : час общения.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация , ксерокопии материалов для дискуссии.
План :
- Вступительная беседа.
- Работа с понятиями.
А) Ум и мудрость.
Б) Что значит быть здоровым?
В) Здоровый образ жизни.
3. Информационный блок « Хирург из Книги рекордов Гиннеса».
4. Интерактивная беседа.
5. Работа с « Памяткой российскому долгожителю».
6. Дискуссия по теме « Культурная» пьянка или полная трезвость?»
7. Заключительная беседа.
8. Подведение итогов ( рефлексия)
Ход классного часа
- Вступительное слово
Классный руководитель. Прочитайте тему классного часа . Здоровье и мудрость- можно ли связать эти понятия? Виноват ли человек в своих болезных? И если да , то в каких?
Примерные ответы:
-нельзя винить человека во врожденных болезнях;
-можно винить в простудных заболеваниях , в кишечных инфекциях, в травмах по неосторожности
Классный руководитель. Считаете ли вы себя мудрыми?
- Работа с понятиями
А) ум и мудрость
Классный руководитель. Прежде чем о чем-то говорить, нужно определиться с понятиями. Ключевые понятия сегодня : « мудрость», « здоровье», « здоровый образ жизни».Что же такое мудрость?
(учитель задает вопросы, дети высказываются)
Какая общая противоположность есть у мудрости и ума? ( глупость)
Что такое глупость?
Может ли умный не быть мудрым , а мудрый не быть умным?
Как можно понять выражение : « Мудрость –это поиск лучших мнений в отсутствии точных знаний»?
В словаре С.И. Ожигова « мудрость» определяется как « глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» Можно сказать, что это достаточно полное определение?
Б) Что значит быть здоровым?
Классный руководитель. Напоминаю , что , по определению Всемирной организации здравоохранения, « здоровье-это состояние физического , духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Итак, существует физическое, психическое и нравственное здоровье . Предлагаю раскрыть смысл каждого их этих понятий ( по группам) и объяснить , в чем этот вид здоровья проявляется.
( в течение 3 мин дети обдумываю ответы )
Слушаем ваши объяснения.
Примерные ответы:
Первая группа : физическое здоровье –это естественное состояние организма , стабильная работа всех органов , хороший иммунитет; проявляется в отсутствии болезней , травм.
Вторая группа: психическое здоровье – зависит от состояния головного мозга, от развития мышления, памяти, внимания, от степени развития волевых качеств; проявляется в эмоциональной устойчивости, умении владеть собой.
Третья группа : нравственное здоровье- зависит от нравственных принципов человека, от их соответствия норма морали ; проявляется в сознательном отношении к труду, в культурном поведении, в активном неприятии пороков.
Классный руководитель. Может ли физически и психически здоровый человек быть нравственным , моральным уродом? В каких случаях это бывает? ( Если он пренебрегает нормами морали)
В) Здоровый образ жизни
Классный руководитель. А вот еще одно определение здорового образа жизни. Здоровый образ жизни- это образ жизни, который позволяет до глубокой старости сохранять физическое , психическое и нравственное здоровье. Я буду читать вам составляющие ЗОЖ , попробуйте определить, к какому виду здоровья они относятся.
- оптимальный режим труда и отдыха ( ф,п);
- правильное питание (ф);
- достаточная двигательная активность (ф,п);
-личная гигиена, закаливание (ф.п);
-искоренение вредных привычек (ф,п,н);
-любовь к людям, позитивное восприятие жизни (п,н)
- Информационный блок « Хирург из книги рекордов Гиннеса»
Классный руководитель. Есть болезни , которыми модно заразиться. Но , оказывается , заразить может и положительный пример. Человек, сохранивший здоровье и долголетие , может стать образцом для подражания, примером мудрого отношения к своему здоровью. Рассказ о таком человеке подготовили ( ФИ учеников).
Ведущий 1.Наш герой –доказательство истины , что здоровье –привилегия мудрых. Представление о долгожителях у нас связано с Кавказом или Тибетом –там можно встретить столетних богатырей. А у нас , в России мужчины в среднем живут до 60 ,женщины до 77 лет. Поэтому герой нашего рассказа –человек уникальный . Можно сказать, единственный в мире. Его имя было занесено в Книгу рекордов Гиннеса Это легенда отечественной хирургии академик Федор Григорьевич Углов. В начале 21 века он был самым пожилым оперирующим хирургом мира.
Скончался он в июне 2008г, в возрасте 1-3 лет. Но до последнего он продолжал работать, поражая всех ясностью ума и прекрасной физической формой. Углов- профессор медицинских наук, председатель Союза борьбы за народную трезвость, член Союза писателей России,автор многих книг.
Ведущий 2 Стать хирургом он решил еще в юности. Большое влияние на него оказала мать, простая русская женщина. Она научила его терпению и доброму отношению к людям. Эти заповеди помогли Федору в его врачебной практике. Он выезжал на самые разные операции и днем и ночью, и в выходные. Тогда он взял себе за правило – ни капли спиртного , ведь непростительная слабость хирурга может стоить жизни больному.
Ведущий 1 Постепенно приходил опыт и знания , росло мастерство молодого хирурга. Это человек первым начал делать такие операции , на которые не решались другие . Это универсальный хирург. Он оперировал раненых в годы ВОВ , спасал жизни в блокадном Ленинграде.
Ведущий 2 Но в Книгу рекордов Гиннеса Углов попал по другой причине. Он был единственным в мире практикующим хирургом старше 90 лет. До 97 лет он проводил сложные операции! Вот что он говорил о секретах своего долголетия. « Я поставил себе цель и всю жизнь к ней стремился, это мне и помогло. Я и сейчас постоянно работаю, ложусь спать в половине двенадцатого ночи, встаю в половине восьмого. Днем никогда не сплю. От обеденного стола сразу же перехожу к рабочему. И, конечно же, веду здоровый образ жизни. Не пью, не курю. Обливаюсь холодной водой прями на снегу. Двадцать лет таких процедур , и я напрочь забыл дорогу в аптеку. Чтоб сохранить бодрость, не обойтись и без спорта . сейчас , когда есть свободное время , люблю гулять пешком по лесу – общение с природой помогает восстановить силы. Я и сейчас с удовольствием делаю домашнюю работу- колю дрова, убираю снег. Но главное –делать людям добро. Этому меня учила мама»
- Интерактивная беседа
Классный руководитель. Биография этого человека поучительна. Это и правильный выбор своего пути, и целеустремленность, и любовь к своему делу. Легко ли ему подражать?
Примерные ответы:
-он жил во времена , когда государство предоставляло все возможности для самореализации;
- подражать ему трудно, потому что нужно много работать над собой, не прощать своих слабостей;
-для этого нужно лучшие годы жизни посвятить учебе, работе – а ради чего ? Чтобы попасть в книгу рекордов Гиннеса?
- и т.д.
- Работа с « Памяткой российскому долгожителю»
Классный руководитель . Из всех своих рекомендаций Федор Углов составил « Памятку» . некоторые правила , казалось бы , не имеют отношения к здоровью и нуждаются в разъяснении. Однако этих разъяснений академик не дал, предоставляя нам самим делать выводы. Постараемся объяснить , как выполнение каждого их этих правил скажется на улучшении нашего здоровья и о каком именно здоровье идет речь?
( Учитель читает правило, желающие высказываются)
- Люби Родину. И защищай ее. Безродные долго не живут.
- Люби работу . И физическое тоже.
- Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких обстоятельствах.
- Никогда не пей и не кури, иначе бесполезны будут все остальные рекомендации.
- Люби семью .Умей отвечать за нее
- Сохрани свой нормальный вес, чего бы тебе это ни стоило. Не переедай.
- Будь осторожен на дороге. Сегодня это одно из самых опасных мест
- Не бойся вовремя пойти к врачу.
- Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки
- Режим труда и отдыха заложен в самой основе работы твоего тела. Люби свое тело, щади его.
- Индивидуальное бессмертие недостижимо, но продолжительность твоей жизни во многом зависит от тебя самого.
- Делай добро. Зло, к сожалению, само получится.
- Дискуссия по теме « Культурная пьянка» или полная трезвость?»
Классный руководитель. Углов сделал за свою долгую жизнь множество операций, СПС тысячи человеческих жизней. Но еще больше людей он спас без скальпеля- он помог им избавиться от алкогольной , наркотической и табачной зависимости. Книги профессора Углова были особенно убедительны –ведь он, как хирург, своими глазами видел разрушительную работу алкоголя, табака и наркотиков. Доктор выступал против воспитания « культуры пития», он боролся за полный отказ от алкоголя и курения –за трезвый образ жизни. Предлагаю обсудить этот вопрос: какой путь кажется вам более оптимальным для нашей страны ? ( дети высказываются)
Примерные аргументы сторон:
Абсолютная трезвость | « Культурное» питие |
Алкоголь-наркотик, сильнодействующий яд | Алкоголь- пищевой продукт |
« Культурное « питие- самый страшный враг. Все, кто употребляет алкоголь сокращают себе жизнь на 15-20 лет | Вокруг много людей , которые всю жизнь употребляют спиртное и доживают до преклонных лет |
Даже малые дозы алкоголя остаются в организме до 20 дней, особенно страдают высшие сферы психики. | Небольшие дозы алкоголя стимулируют творческий процесс , снимают стресс |
Мозг человека не имеет биологической защиты от алкоголя: насытившись , человек не будет есть еще. А пьяный может и на ногах не стоять , но тянуться к рюмке… | Культурный человек знает меру и может остановиться. |
Классный руководитель. Наша дискуссия подошла к концу, сторонникам абсолютной трезвости было трудно отстаивать свою точку зрения – ведь выпивка уже прочно вошла в нашу жизнь, и уже 13-летние не могут обходиться без бутылки пива. Может быть, дополнительным аргументом в защиту трезвости станет вот эта информация из газеты
« всемирная организация здравоохранения установила , что 8 л чистого спирта на душу населения- это предельный рубеж алкоголизации страны. За ним начинаются тяжелые последствия_ болезни, инвалидизация, рождение ущербных детей, потери в экономике, культуре и т.д.
Можно сказать, что Россия этот рубеж уже перешагнула . И мы наблюдаем результаты. В стране миллионы зарегистрированных алкоголиков. Ширится детский алкоголизм.
В последнее время с алкоголем связаны:
-72% убийств;
-42 % самоубийств;
-52% смертей от травм, аварий и т.д.;
-67 % смертей от цирроза печени;
-23 % смертей от сердечно- сосудистых заболеваний.
От алкоголя умирают 500-750 тысяч человек в год. Алкоголь- это и аварии, и порча оборудования, и психозы, и отравления, это болезни , инвалидности, безнадзорные дети и множество других страшных явления.»
- Заключительная беседа.
Классный руководитель. Здоровье –привилегия мудрости. Чтобы сохранить здоровье , нужно проявить мудрость. Как это сделать?
Примерные ответы:
-найти цель, обрести смысл жизни;
-отказаться от излишеств;
-избегать того , что может навредить;
-соблюдать меру во всем;
-сначала думать , а потом делать.
Классный руководитель. Философы говорят, что ум дается человеку от природы, разум дается обучение, мудрость приобретается самосознанием и самовоспитанием. Вот и получается, что здоровье- это непрестанная работа над собой, воспитание себя. И опыт Ф.Г. Углова это наглядно подтверждает.
- Подведение итогов ( рефлексия)
Классный руководитель . Что в сегодняшнем разговоре показалось вам интересным и полезным ? С чем вы не согласны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа здоровье от А до Я"
сформировать полное представление о здоровом образе жизни, правильном питании, вредных привычках, режиме, годе экологии в России, Универсиаде....
Разработка классного часа здоровье от А до Я"
сформировать полное представление о здоровом образе жизни, правильном питании, вредных привычках, режиме, годе экологии в России, Универсиаде....
Методическая разработка классного часа «Здоровые дети –в здоровой семье» для 6-8 классов
Задачи: 1. Напомнить основные правила здорового образа жизни. 2. Мотивировать обучающихся к ведению здорового образа жизни. 3. Развивать внимание, мышление, речь, умение обучающихся работать ...
Разработка классного часа "Здоровье снежною зимой".
Классный час "Здоровье снежною зимой" посвящается формированию здорового образа жизни школьника, сохранению здоровья в зимний период. Рассматриваются вопросы зимних видов спорта, закаливания...
Методическая разработка классного часа "Здоровье путь к успеху" к презентации на конкурс "Учитель года-2014"
Методическая разработка классного часа "Здоровье путь к успеху" к презентации на конкурс "Учитель года-2014"...
Классный час "ЗДОРОВЬЕ – ПРИВИЛЕГИЯ МУДРЫХ"
Методические разработки классным руководителям...
Классный час "Здоровье - привилегия мудрых"
Классный час «Здоровье – привилегия мудрых»Цели:Расширить представление детей о здоровом образе жизни; формировать позитивную оценку активного, здорового образа жизни, критическое от...