«СЛОВАРЬ - ЭТО ВСЕЛЕННАЯ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ»
методическая разработка (6 класс) на тему

Терещенко Светлана Алексеевна

Цель: познакомить учащихся с основными типами сло­варей, пробудить любознательность и интерес к чтению.

Оборудование: орфографические, толковые, этимологи­ческие, фразеологические и другие словари (антонимов, синонимов, иностранных слов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar_-eto_vselennaya.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

«СЛОВАРЬ - ЭТО ВСЕЛЕННАЯ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ»

(познавательная игра по русскому языку для учащихся 6-х классов)

Цель: познакомить учащихся с основными типами словарей, пробудить любознательность и интерес к чтению.

Оборудование: орфографические, толковые, этимологические, фразеологические и другие словари (антонимов, синонимов, иностранных слов).

Вступительное слово учителя

Перед вами ряд различных словарей. Как написать: «абракадабра»? «аброкадабра»? Или, может быть, «абракодаб-ра?» Незачем ломать голову, нужно просто открыть орфографический словарь. А если неизвестно значение слова, нужно посмотреть в толковый словарь. Если слово заимствовано из другого языка — берем словарь иностранных слов. А если понадобится заменить слово «абракадабра» другим, сходным по смыслу, — обращаемся к словарю синонимов. Словари бывают разные и посвящены самым разным областям человеческой жизни и деятельности. Есть словари философские, политические, музыкальные, словари терминов и т.д. Так что же такое словарь? Это «сборник слов в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованием или переводом на другой язык». Повторим мудрые слова Вольтера, великого мыслителя и великого писателя: «...словарь — это вселенная в алфавитном порядке. Собственно, словарь есть книга в широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтобы извлекать их из нее...»

Перед вами самый простой и распространенный из всех словарей — орфографический. Но для того чтобы быстро найти нужное слово в словаре и узнать, как оно пишется, необходимо хорошо знать алфавит.

Задание по орфографии

Расставьте слова в алфавитном порядке, август      автор     авиа      (август, авиа, автор)

мастер      март       марево   (марево, март, мастер)

1 1Всю жизнь посвятил Владимир Иванович Даль собиранию слов. Подвигом и итогом всей жизни и явился знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка».

А сколько всего слов в русском языке? В самом первом словаре, изданном Российской академией наук, их было 60 тысяч. Даль за всю свою жизнь собрал еще столько же слов, ранее ученым неизвестных,— он называл их «дикими». Вместе с «дикими» словами приходили к Далю русские пословицы и поговорки, загадки, сказки. За 4-томный «Толковый словарь живого великорусского языка» — труд всей жизни В. И. Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской академии наук.

Слово «толковый» означает дельный, разумный, с толком (человек). А применительно к словарю — содержащий в себе толкование, объяснение. Перед вами «Толковый словарь СИ. Ожегова», неоднократно издававшийся и наиболее полный на сегодняшний день. Используя его, дайте объяснение словам: библиотекарь (работник библиотеки) и библиофил (любитель и собиратель книг).

Как ночь и день, как мрак и свет, отличаются друг от друга слова «библиофил» и «библиофоб». Потому что биб-лиофобия означает: ненависть к книге. Это кажется невероятным, невозможным. Разве бывают люди, способные ненавидеть книгу?! Бывают.

Когда испанские конкистадоры обрушились на Американский континент и начали войну с индейцами, они сожгли все книги народа майя.

Когда фашисты пришли к власти, то для людей у них были концлагеря, а для книг — костры. И в этих кострах горели книги многих писателей, в том числе и немецких.

Чтобы узнать происхождение того или иного слова или выражения, мы должны обратиться к этимологическому словарю.

Задание по этимологии

1. Давайте найдем в этимологическом словаре слова «медведь» и «ведьма». И определим, что же между ними общего? (Медведь ведающий, где мед, или едящий мед. Ведьма знающая, ведающая, ведь знание.)

2. Что общего между дачей и подарком? (Дачу дарили.) 3.Между городом и огородом? (Город— ограда,забор,затем огражденное место.) 4. Между грядкой и грудью? (Оба слова обозначают возвышенное место.)

В языке существует явление, когда один и тот же предмет, вещь, событие можно назвать различными словами, когда для обозначения одного и того же качества или действия существует не одно, а несколько слов, сходных по смыслу, но различных по звучанию. Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым, отважным и храбрым, а человека, состоящего с кем-либо во враждебных отношениях, — врагом, неприятелем, противником. Для слов, сходных по смыслу, существует словарь синонимов.

Задание на синонимы

Попробуйте к глаголу говорить подобрать синонимы (разговаривать, молвить, шептать, кричать, доказывать, спорить, утверждать, произносить, спрашивать...).

К слову «ложь» подберите синонимы. (Обман, небыль, напраслина, неправда, навет, наговор.)

Как вы знаете, слова противоположного значения называются антонимами. Антонимы употребляются для большей выразительности речи, для сопоставления и противопоставления.

Задание на антонимы

В словаре антонимов найдите слово «учение» и вспомните пословицы о пользе учения, где употребляются антонимы. (Ученье — свет, а неученье тьма. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Корень ученья горек, да плод его сладок.)

Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологизмы — это устойчивые словосочетания, которые употребляются и в прямом, и в переносном значении. Например, говорят: цыплят по осени считают, — когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Другие пословицы и поговорки употребляются в прямом значении: живи для людей, поживут люди и для тебя.

Источники фразеологических выражений различны. Одни из них (пословицы, поговорки) возникли на основе наблюдений человека над природными и естественными явлениями (Много снега много хлеба; Береги границу, как ока зеницу), другие появились в связи с историческими собы-тиями (Пусто, словно Мамай прошел); третьи вышли из песен, сказок, легенд. Фразеологический словарь дает нам возможность узнать, откуда пришло к нам какое-либо выражение.

Задание по фразеологии

Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Ведь именно мифы Древней Греции и подарили нашему языку много ярких и удивительных словосочетаний. И заодно вспомним легенды, породившие их. (Если дети испытывают затруднение, можно вначале рассказать легенду, а потом найти фразеологизм.) Что же означают некоторые из них?

1. Нить Ариадны (способ выйти из затруднительного положения). Ариадна — дочь критского царя — спасла Тесея, обреченного на съедение Минотавру, дав ему клубок ниток, чтобы он смог выйти из лабиринта.

2. Сизифов труд (бесполезный, напрасный труд). Сизиф — сын повелителя ветров Эола — за разглашение тайны богов был обречен после смерти вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз.

3. Авгиевы конюшни (очень загрязненное место). У царя Авгия было три тысячи коней. Однако стойла, в которых содержались лошади, не чистились в течение тридцати лет, и они по самые крыши заросли навозом. И царь поручил Гераклу очистить конюшни. Геракл (у римлян он назывался Геркулесом) был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.

4. Панический страх (безотчетный, непреодолимый страх). Пан — лесной бог, которого изображали обросшим шерстью, на голове — козлиные рожки, на ногах — козлиные копытца. Поверья рассказывают, что Пан очень любил музыку и часто играл на пастушьей дудочке. Всякого, кто подходил к лесному убежищу Пана, он обращал в бегство, приводя в ужас одним своим видом. От имени Пана в дальнейшем произошло слово «паника», означающее безотчетный, неудержимый страх, преимущественно массового характера, а также слово «паникер» — человек, легко поддающийся смятению и распространяющий тревожные слухи.

5.  Ахиллесова пята (слабое, уязвимое место). Ахилл — непобедимый отважный герой множества легенд ДревнейГреции. Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс, но держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной. В одном из сражений у стен легендарной Трои Парис — противник Ахилла пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его. Ахиллесова-пята значит слабое, уязвимое место человека.

6. Яблоко раздора (причина разногласий). На свадьбе присутствовали три богини: Афродита, Афина и Гера. Желая поссорить их между собой, богиня раздора Эрида бросила в толпу золотое яблоко с надписью: «прекраснейшей». Между богинями завязался спор. Каждая считала, что яблоко предназначалось ей, и ни за что не уступала. В спор вмешался сын троянского царя Парис. Он присудил яблоко Афродите — богине красоты. Афина и Гера рассердились и стали настраивать все греческие народы против троянцев. Разгорелась кровопролитная война, в результате которой Троя погибла. С тех пор мы называем всякий повод для разногласий, спора яблоком раздора.

7.  Титанический труд (огромный, колоссальный труд). Титаны — греческие божества старшего поколения — дети Урана и Геи (неба и земли) — были очень могучими, олицетворяли собой неукротимую стихию и грубую силу, отождествляются с гигантами.

8. Танталовы муки (близкая, но недостижимая цель). Это выражение родилось из древнегреческой легенды. Боги пили чудесные напитки — амброзию и нектар. Напитки эти обеспечивали вечную молодость, силу, здоровье. Тантал, согласно легенде, хотел похитить эти напитки со стола богов и принести их на Землю людям. Боги жестоко наказали Тантала. Он был брошен в ад и там подвергся страшным мукам. Его мучили голод и жажда, хотя рядом были роскошные плоды и сам он стоял по горло в воде. Как только он открывал рот, чтобы напиться, вода исчезала; как только он протягивал руки к плоду — ветка поднималась и плод становился недоступен.

О человеке, который перенес лишения и муки, очень часто говорят: «Он терпел танталовы муки». Означает близость желанной цели и невозможность ее достижения.

9. Прокрустово ложе (мерка, под которую насильственно подгоняется что-нибудь). В Древней Греции был разбойник Прокруст, подстерегавший путников на дороге. Захваченных странников Прокруст укладывал на ложе: если они были малого роста, Прокруст растягивал их до величины ложа, если велики — то обрубал ноги.

В переносном смысле выражение «прокрустово ложе» — искусственная мерка, под которую стараются подогнать факты.

10. Ящик Пандоры (источник несчастий). В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на Землю красивую женщину — Пандору, она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Несмотря на предупреждение Прометея не открывать ларец, Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла его и выпустила все несчастья. На дне осталась только надежда, так как Пандора успела захлопнуть крышку. Употребляется в значении как источник несчастий, великих бедствий.

Заключительное слово учителя

Сегодня мы познакомились лишь с малой частью существующих словарей. Запомните, что, прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово или словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники — словари.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассое мероприятие по русскому языку "Обсудим словари, или Вселенная в алфавитном порядке"

Мероприятие построено в форме судебного заседания. Истец - Толковый словарь. Обвиняемые - словари Синонимов, Антонимов, Иностранных слов, Фразеологический словарь. Толковый словарь очень обижен на лин...

« Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке».

Обобщающий урок русского языка для 6 класса по разделу «Лексика и  фразеология»....

"Вселенная в алфавитном порядке" (игра для учащихся средней школы по русскому языку)

Цель данной игры для школьников - формирование интереса к словарям русского языка...

Внеклассное занятие по русскому языку "Словарь-Вселенная в алфавитном порядке" с использованием презентации

Познакомить учащихся 6 класса с основными типами словарей.Пробудить любознательность и интерес к работе с ними....

Библиотечный урок "Вселенная в алфавитном порядке"

Библиотечный урок "Вселенная в алфавитном порядке"...

Игра " Словарь -это вся Вселенная в алфавитном порядке"

Французский писатель Анатоль Франц сказал : «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные.Подумайте, что все собр...

Конспект внеурочного мероприятия для 5 класса по теме "Словарь - это вселенная в алфавитном порядке..."

Цели урока:Обучающие:Познакомить учащихся с различными типами словарей, показать их практическую значимость.Воспитывающие:1.Создание условий для формирования познавательного интереса к русскому языку ...