Внеклассное мероприятие "Путешествие по страницам Красной книги"
классный час (5 класс) на тему

Жуматаева Галина Леонидовна

Познакомить  учащихся  с  Международной  Красной  книгой, Красной  книгой  РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий31.8 КБ
Файл презентация (начало)2.48 МБ
Файл Слова песни11.51 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ   МЕРОПРИЯТИЕ

«Путешествие  

по страницам Красной  книге»

(для  учащихся  5-6-х  классов)

Цель: познакомить  учащихся  с  Международной  Красной  книгой, Красной  книгой  РФ, их  предназначением, устройством;  познакомить  с  некоторыми  видами  исчезнувших  и  исчезающих  растений  и  животных, раскрыть  основные  причины  сокращения  численности  этих  видов.

Задачи:

  • расширить  представление  учащихся  о  необходимости  охраны  животных  и  растений;
  • воспитывать  у  учащихся  доброту,  бережное  отношение  к  растительному  и  животному  миру;
  • развивать  память,  наблюдательность.

Оборудование:  

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • презентация  «Путешествие  по  Красной  книге»;
  •  «Давайте  сохраним»;
  • мелодия  из  передачи  «В  мире  животных»;

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит  мелодия  из  передачи  «В  мире  животных»

ВЕДУЩИЙ  1:   Добрый  день,  дорогие  ребята!  Сегодня  мы  совершим  виртуальное  путешествие  по  страницам  Красной  книги  (Слайд 1). И начнем мы свое путешествие с просмотра небольшого видеоролика.(просмотр видеоролика)  Узнаем, почему  она  так  называется? Для  чего  создана  и  как  устроена?  Попытаемся  понять,  почему  некоторые  виды  растений  и  животных  занесены  в  неё?

ВЕДУЩИЙ  2: Издавна  человек  распахивал  землю  и  вырубал  леса,  пас  скот  и  строил  города. (Слайд 2)Всё  это  влияло  на  природу. Люди, возможно, не  понимали, что  они  рубят  сук,  на  котором  сидят. Конечно, нельзя  однозначно  оценивать  действия  человека  в  отношении  природы. Но  так  или  иначе,  животный  и  растительный  мир  под  натиском  человека  начал  скудеть. Теперь  наша  планета  просит  о  помощи,  это  касается  всех  людей  Земли,  всего  человечества  .

ВЕДУЩИЙ  1:  Однако,  если  есть  оправдание  тому,  что  хозяйственная  деятельность  людей  большей  частью  является  жизненной  необходимостью,  то  целенаправленное  и  бессмысленное  истребление  животных  оправдания  не  имеет. К  охоте  человек  пристрастился  с  древних  времен,  добывая  себе  пропитание. (Слайд 3). Но  когда  человек  начал  заниматься  земледелием,  научился  разводить  домашний  скот,  охота  постепенно  теряла  свой  прежний  смысл. (Слайд 4). Она  становилась  развлечением,  спортом,  отдыхом. И  вот  такая  охота  привела  к  полному  исчезновению  многих  животных.

ВЕДУЩИЙ  2: Продолжат наше путешествие………..(дети читают стих)

Стреляют по птице, стреляют по зверю,
И с выстрелом каждым все меньше зверья:
Природа приносит нам с детским доверьем
Не только добычу - приносит себя.

Стреляет добытчик и меры не знает,
Вот снова к ружью потянулась рука.
Не слышно, как лис по лисице рыдает,
Зайчиха уже не увидит сынка.

Как лось протрубил нам прощальную песню,
И как застонал каждой веткою лес.
Частичка природы уже не воскреснет,
В крови запечется на сердце порез.

Не чувствует боли пришелец азартный,
Кого бы ни встретил - пощады не даст,
Лесное богатство - козырная карта,
Он ради наживы и душу продаст.

Хапугам отпор дать природа не может,
И нет у нее ни замков, ни оград:
- Кто их остановит? Природе поможет?-
Деревья и птицы тревожно кричат.
                     (Т. Мельченко, «Охота»)

ВЕДУЩИЙ  1:  Послушайте  одну  печальную  историю,  которая  произошла  триста  с  лишним  лет  назад.  Осенью  1627  года  ночную  тишину  Мазовецких  лесов,  которые  находятся  в  Польше,  часто  нарушал  протяжный,  тоскливый  рёв  (Слайд 5). Это  ревел  тур – первобытный  дикий  бык.  Был  он  ранен  охотником  или  тосковал  по  своим  сородичам – мы  теперь  не  узнаем.  Но  одно  мы  знаем  точно – это  был  последний  тур  на  Земле.  Этих  животных  давно  уже  нет  на  нашей  планете. А  это  были  прекрасные  звери.

        Раньше  могучих  первобытных  быков  было  очень  много. Туры  обитали  в  лесостепях  и  степях  Европы  и  Азии  и  даже  в  Африке. И  повсюду люди  на  них  охотились. Оказывается,  именно  от  туров,  пойманных  на  охоте,  произошли  породы  домашних  коров. Но  обычно  туров  убивали  во  время  охоты,  и  это  считалось  особой  доблестью  

ВЕДУЩИЙ  2:  В  1741  году  остатки  экспедиции  В.И. Беринга  высадились  на  каком-то  неизвестном  островке  вблизи  Камчатки.  У  самого  берега  он  обнаружили  стада  невиданных  морских  животных(Слайд 6).. Спереди  они  были  похожи  на  тюлений,  сзади  имели  рыбий  хвост,  а  плавники  у  этих  животных  располагались  не  горизонтально, как  у  рыб,  а  вертикально,  как  у  китов.  Они  совершенно  не  боялись  людей,  позволяли  себя  гладить.  Если  животному  причиняли  боль,  оно  отплывало,  но  вскоре,  как  и  всякое  доброе  существо,  забывая  обиду,  возвращалось.  Их  назвали  морскими  коровами.  Особенно  поразила  моряков  преданность  животных  друг  другу – они  не  оставляли  попавшего  в  беду,  забывая  о  собственной  безопасности.

        

ВЕДУЩИЙ  1:  Морскую  корову  ещё  называют  стеллерова  корова,  потому что  она  была  обнаружена  Георгом  Стеллером,  учёным  этой экспедиции, который  был  единственным натуралистом,  кто  оставил  истории  подробное  описание  данного  вида.

        «Если  бы  меня  спросили,  сколько  я  видел  их  на  острове  Беринга,  то  я  бы  не  замедлил  ответить – их  невозможно  сосчитать,  они  бесчисленны…» - писал Г. Стеллер.

ВЕДУЩИЙ  2: Было  удивительно,  что  животное  совершенно  не  боялось  людей  и  из-за  этого  безжалостно  истреблялось.  В  основном  люди  использовали  подкожный  жир  и  мясо  морских  коров.

ВЕДУЩИЙ  1:  :  К  1768  году  морская  корова  была  полностью  истреблена.

Для этого хватило 27 лет.

ВЕДУЩИЙ 2 А  вот  другая  печальная  история.  В  одной  стране  жили  необыкновенные  птицы – странствующие  голуби. (Слайд 7)  Громадными  стаями  перелетали  они  с  одного  места  на  другое.  Летящие  птицы  покрывали  весь  небосвод  от  горизонта  до  горизонта,  шум  от  их  машущих  крыльев  напоминал  свист  штормового  ветра.  Люди  убивали  их  ради  вкусного  мяса,  и  охота  на  них  не  прекращалась  до  тех  пор,  пока  на  планете  не  осталось  ни  одного  голубя.

ВЕДУЩИЙ  1: Истребили  странствующих  голубей  за  20  лет.  Последнего  дикого  голубя  убили  в  1899  году.  А  живший  в  неволе  странствующий  голубь  по  кличке  Марта  умер  в  сентябре  1914  года.

ВЕДУЩИЙ  2:  Ребята,  мы  привели  лишь  три  примера  полного  истребления  животных,  но  этот  список  гораздо  длиннее.  Учёные  подсчитали,  что  за  последние  200  лет  было  уничтожено  более  200  видов  животных. (Слайд 8) Вы  представьте:  проходит  всего  год – и  нет  одного  вида  животных,  и  мы  его уже никогда  не  увидим! А сейчас, по мнению учёных, каждый  день  на  земном  шаре  исчезает  несколько  видов  растений  и  животных! И  всё  потому,  что  люди  вмешиваются  в природу, не  признавая  её  законов.

ВЕДУЩИЙ  1: : Продолжат наше путешествие………..(дети читают стих)

Как это страшно - умиранье рода,
Всех поголовно, всей до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.

И поползет проказа запустенья.
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут. И падут растенья.
И зверь не обойдет своей беды.

И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.
(С. Островой  «Красная книга»)

ВЕДУЩИЙ  1:  Разрушая  природу,  человек  и  сам  может  пострадать. Поняв  это,  люди  во  всём  мире  задумались,  как  сохранить  Землю.  Учёные  разных  стран  составили  списки  исчезающих  животных  и растений  и  в  1963  году  издали  Международную  Красную  книгу,  в  неё  заносятся  все  данные  о  растениях  и  животных,  которые  срочно  нуждаются  в  защите. (Слайд 9)

ВЕДУЩИЙ  2: Красный  цвет  книги  означает  сигнал  опасности.  Он,  как  и  красный  сигнал  светофора,  предупреждает:  «Осторожно! Может  случиться  беда!»  И  это  действительно  так.  Если  мы  не  защитим  растения  и  животных,  попавших  в  Красную  книгу,  они  могут  погибнуть. И  гибель  их  будет  на  нашей  совести.

(Слайд 10)Цвета книги

ВЕДУЩИЙ  1:  Страницы  в  книге  разноцветные:  чёрные,  красные,  жёлтые,  серые,  белые,  зелёные. Цвета  указывают,  в  каком  положении  находится  то  или  иное  животное  или  растение.

ВЕДУЩИЙ  2:  Сначала  идут чёрные(слайд 11)  страницы. На них  записаны  те  растения  и  животные,  которые  исчезли  и  мы  их  никогда  больше  не  увидим.  Исчез  с  лица  Земли  вид  большерогих  оленей  (слайд 12), саблезубых  тигров (слайд 13),  бескрылой  гагарки  и многие другие  виды.

Слайд 14

ВЕДУЩИЙ  1:  На  красных  (слайд15) страницах  книги   записаны  очень  редкие  виды  растений  и  животных,  которые  могут  исчезнуть  в  самые  ближайшие  годы  и  требуют  специальных  мер  охраны и восстановления . Это  синий кит (слайд16), гепард  (слайд  17),  венерин  башмачок  (слайд 18),  лотос.

Слайд 19

ВЕДУЩИЙ  2:  На  жёлтых(слайд 20)страницах  напечатаны  сведения  о  видах,  численность  которых  пока  ещё  не  критична,  но  неуклонно сокращается. Этим  видам грозит  «переселение»  на опасные  красные  страницы.  Это амурский  тигр (слайд 21),  морж  (слайд 22), белый  журавель.

Слайд 23

ВЕДУЩИЙ  1:  На  серых(слайд 24 ) страницах  записаны  названия  тех  животных  и  растений, которые  до  сих  пор  мало  изучены, очевидно  находящиеся  под  угрозой  исчезновения, места  обитания  труднодоступны  или  точно не  установлены.   Из  животных  это  слоновая  черепаха (слайд 25),  жук-олень   (слайд 26).

ВЕДУЩИЙ  2:  На  белых (слайд 27) страницах  говорится  о  видах,  редких  на  Земле, которые  живут  на  ограниченных  территориях  .   Это  белый  медведь (слайд 28),   снежный  барс  (слайд 29), фламинго   (слайд 30).

ВЕДУЩИЙ  1:  Последние  страницы  книги – зелёные, (слайд 31) самые  обнадёживающие.  На них  записаны  те  виды,  которые  человеку  удалось  спасти  от  вымирания, падение  численности  которых  приостановлено  .  Это бурые медведи (слайд 32),олени  (слайд 33), зубры.

ВЕДУЩИЙ  2:  В  1978  году  появился первый том Красной книги.    Второе  издание  вышло  в  1984  году  (слайд 34).

ВЕДУЩИЙ  1:  Но  и  этих  книг  было  недостаточно, и  тогда  начали  издавать  региональные,  республиканские  Красные  книги.  В 2004 году была издана Красная книга Санкт-Петербурга(Слайд 35) , в которой опубликованы списки 164 видов животных(Слайд 36), 79 видов растений(Слайд 37), 16 видов лишайников, 29 видов грибов. (Слайд 38) (Слайд 39) (Слайд

ВЕДУЩИЙ  2: (Слайд 40-51) Печально,  когда  с  лица  Земли  исчезают  прекрасные  растения и животные. Красная  книга – это  сигнал  тревоги,  предупреждения. Люди  прислушались  к  этому  сигналу. Учёные  ищут  способы  спасения  животных,  растений,  которые  нуждаются  в  этом.

ВЕДУЩИЙ  1:  Для  спасения  одних  животных  достаточно  запрета  охоты  на  них. Другие уже  не  могут  обойтись  без  активной  помощи  человека,  для  их  спасения  необходимо  создавать  питомники,  заповедники,  заказники.  Для   восстановления  численности  третьих  необходима  разработка  специальных  программ.

ВЕДУЩИЙ  2:  Иногда  думают,  что  если  вид  занесли  в  Красную  книгу – это  уже  гарантия  спасения. Но  это  только  тревожный  сигнал, призыв  к  спасению. А  дальше  должны  действовать  мы. Каждый  в  меру  своих  возможностей.

ВЕДУЩИЙ  1: : Продолжит наше путешествие………..(ребенок рассказывает стих)

Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

Чтоб  пустыни нагрянуть  не  смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовёт.
(Б. Дубровин “Красная книга”)

                             (Слайд 52-57)  

Выступают дети с песней  «Давайте  сохраним!»

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Бабенко В.Г,  Кузнецов А.А.  ,Птицы  Красной  книги  СССР: Береги  природу!  -

     М.: педагогика, 1986.

2.  Энциклопедия  для  детей. Т. 2: Биология. – М.: Аванта+, 1994.

ССЫЛКА  НА  СТРАНИЦУ  МАТЕРИАЛА  В  ИНТЕРНЕТЕ

    http://redbook.74216s003.edusite.ru/p39aa1.html - стихотворения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по Красной книге

Слайд 3

Охота на мамонта

Слайд 4

Развлечение и охота

Слайд 5

Первобытный бык (тур)

Слайд 6

К 1768 году морская корова была полностью истреблена

Слайд 7

Последнего дикого голубя убили в 1899 году

Слайд 8

Спасение природы

Слайд 9

Международная Красная книга издана в 1963 году

Слайд 12

Большерогий олень

Слайд 13

Саблезубый тигр

Слайд 14

Бескрылые гагарки

Слайд 15

Красные страницы Погибающие виды

Слайд 16

Синий кит

Слайд 17

Гепард

Слайд 18

Венерин башмачок

Слайд 19

Лотос

Слайд 20

Желтые страницы Редкие виды

Слайд 21

Амурский тигр

Слайд 22

Морж

Слайд 23

Белый журавль

Слайд 24

Серые страницы Малоизвестные виды

Слайд 25

Слоновая черепаха

Слайд 26

Жук-олень

Слайд 27

Быстро- исчезающие виды Белые страницы

Слайд 28

Белый медведь

Слайд 29

Снежный барс

Слайд 30

Фламинго

Слайд 31

Восстановленные виды Зелёные страницы

Слайд 32

Бурый медведь

Слайд 33

Олень

Слайд 34

Зубр

Слайд 35

1978 год-первый том Красной книги 1984 год-второй том Красной книги

Слайд 36

Красная книга Санкт-Петербурга была издана в 2004 году

Слайд 37

Животные Красной книги Санкт-Петербурга

Слайд 38

Растения Красной книги Санкт-Петербурга

Слайд 39

Разновидности грибов занесенные в Красную книгу Санкт-Петербурга



Предварительный просмотр:

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.

Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.

Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.

Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда и на Земле
Мы сами сохранимся!

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.

Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.

Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.

Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда и на Земле
Мы сами сохранимся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Галерея Красной книги" - экскурсия по страницам Красной книги Омской области

Цель: показать необходимость бережного отношения, охраны редких видов растений и животных. Задачи:  Развитие творческих способностей, через фантазию и выдумку;  Воспитание и пропаганда разумного...

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов кеоррекционной школы "По страницам Красной книги"

Занятие по экологии для учащихся начальных классов по теме: По страницам Красной книги"Цель: Дать представление о содержании Красной книги; способствовать принятию личного участия в решение пробл...

внеклассное мероприятие "По страницам Красной книги"

мероприятие знакомитдетей с Красной книгой, учит бережно относиться к природе....

Внеклассное мероприятие "По страницам Красной книги"

мероприятие знакомит детей с Красной книгой, учит бережно относиться к природе....

Внеклассное мероприятие "По страницам Красной Книги"

Внеклассное мероприятие "По страницам Красной Книги"...

Внеклассное мероприятие "По страницам красной книги"

Классный час "По страницам красной книги" знакомит ребят с экологическими  проблемами,  с видами вымирающих животных. Материал адресован дошкольникам и младшим школьникам....

Внеклассное мероприятие: путешествие по страницам Красной книги«Животный мир родного края»

Внеклассное мероприятие:  путешествие по страницам Красной книги«Животный  мир родного края»...