Урок Мужества "Блокада Ленинграда".
классный час (6 класс) на тему

Урок Мужества "Блокада Ленинграда, посвященный 70-летию снятия блокады рекомендуется использовать для воспитательной работы с учащимися среднего и старщего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva_blokada_leningrada.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел: Внеклассная работа

УРОК МУЖЕСТВА

"Блокада Ленинграда"

         Подготовила

Лыкова Елена Валентиновна

учитель английского языка

(I квалификационная категория)

Цели:

 познакомить учащихся с историей блокадного Ленинграда:

 воспитывать чувство  патриотизма;

 уважение к истории своей страны;

 расширять кругозор учащихся.

Класс: 6

Тип занятия: лекция с мультимедийным приложением: презентация «Блокада Ленинграда» (приложение), спецвыпуск «Радио окна», посвященный блокадному Ленинграду, отрывок из к/ф «Офицеры».

План-конспект.

Ход:

        

Вступление:

(Просмотр отрывка из к/ф «Офицеры». Звучит песня «От героев былых времён» - А.Агранович) (слайд 1).                

Урок Мужества посвящается Дню снятия блокады Ленинграда …        

        22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Началась Великая Отечественная война.        

        Перед вами карта современной России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию (слайд 2).

Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли (слайд 3).

Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения.         А женщины рыли окопы вокруг города. Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.        

Началась эвакуация мирных жителей (слайд 4).        

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной.

Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты.        

Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.        

Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.

Многие памятники не успели снять с пьедесталов и спрятать. Тогда решили обложить их мешками с песком и обнести толстыми досками, как этот памятник Николаю I и Петру I – основателю нашего города (слайд 5) .        

Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод (слайд 6).

 На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло:

Хлебное зерно и мука на 35 суток;

Крупа и макароны на 30 суток;

Мясо и мясопродукты на 33 суток;

Жиры на 45 суток;

Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.

Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.        

Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду (слайд 7).           

Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом (слайд 8).           

А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев (слайд 9).           

Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.

Часто лед трескался и машины тонули.                 

…И было так: на всем ходу

 Машина задняя осела.

 Шофер вскочил, шофер на льду.

 -Ну, так и есть – мотор заело.

 Ремонт на пять минут, пустяк.

 Поломка эта – не угроза,

 Да рук не разогнуть никак:

 Их на руле свело морозом.

 Чуть разогнешь – опять сведет.

 Стоять? А хлеб? Своих дождаться?

 А хлеб – две тонны? Он спасет

 Шестнадцать тысяч ленинградцев.

 И вот – в бензине руки он

 Смочил, поджег их от мотора,

 И быстро двинулся ремонт

 В пылающих руках шофера.

 Вперед! Как ноют волдыри,

 Примерзли к варежкам ладони.

 Но он доставит хлеб, пригонит

 К хлебопекарне до зари.

 Шестнадцать тысяч матерей

 пайки получат на рассвете -

 Сто двадцать пять блокадных грамм

 С огнем и кровью пополам…        

Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. Придёт человек домой. Окна заклеены полосками бумаги крест на крест, чтобы стёкла не разбились от взрывной волны. Холодно, потому что нет отопления, и воды тоже нет, ни горячей, ни холодной (слайд 10).  

На стене чёрная тарелка – это радио, оно постоянно включено, слышны удары метронома. В любой момент могут объявить «Воздушную тревогу».

Печка «буржуйка». Пока её топишь – тепло, перестанешь топить – холодно.        

Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…        

За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.        

Днем и ночью на город налетали вражеские самолеты. Тогда тревожно завывали сирены, а ночное небо прочерчивали лучи прожекторов, чтобы легче видеть врага защитникам города – зенитчикам (слайд 11).  

900 дней и ночей истребительная авиация и зенитная артиллерия охраняли ленинградское небо (слайд 12).           

Но в те дни не затихала культурная жизнь города (слайд 13).  

 Давал представления блокадный театр.        Работала Публичная библиотека. Работали школы        (слайд 14),  (слайд 15).  

Фашисты мечтали войти в Ленинград. Они вошли, но не парадным маршем, а под конвоем советских солдат.        

К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.

18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта (слайд 16).  

И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей (слайд 17).           

А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!        

Война еще не кончилась, а жители стали восстанавливать свой город. Со стен стирали надписи «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».        

Начали возвращаться вывезенные ценности (слайд 18).  

Восстанавливали трамвайные пути по всему городу.        

Сажали деревья вместо тех, которые были уничтожены во время войны.

Пришла долгожданная победа! Конец войне! (слайд 19).           

В честь Победы дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком.                

Город выстоял и победил, но эта победа досталось дорогой ценой! (слайд 20,21).  

Слава городу-Герою! Слава Героям, его отстоявшим! Слава всем, кто выстоял! Вечная слава павшим Героям! (слайд 22).

(Просмотр спецвыпуска «Радио окна», посвященного блокадному Ленинграду).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"

Данная презентация посвящается 70 годовщине снятия блокады Ленинграда. Презентацию можно испольльзовать на уроках английского языка по этой теме или на классных часах....

ОТКРЫТЫЙ УРОК: « БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

Этот урок посвящен одной из самых трагических страниц в истории нашей Родины, мужественным защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....

открытый урок "Блокада Ленинграда"

Целью данного мероприятия является на примерах мужества, храбрости вызвать у учащихся чувства патриотизма, сострадания, сопереживания; развить чувства гражданственности, уважения перед людьми, выстояв...

Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"

Презентация для 7 класса к уроку "Блокада Ленинграда" по учебнику Коровина...

Разработка урока "Блокада Ленинграда"

8 сентября 1941 года войска Вермахта вышли к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург. Вражеская авиация разбомбила продовольственные склады города. Замкнулось кольцо блокады Ленинграда....

Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"

Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"...

Сценарий урока Тема урока: «Дыша одним дыханьем с Ленинградом…» Ольга Бергольц, «Февральский дневник» (К 80- летию операции «Искра» по деблокации Ленинграда в годы Великой Отечественной войны)

Сценарий урока по теме:"Блокада Ленинграда" рассчитан на старшие классы. На уроке представлен объемный документальный и литературный материал, Тип занятия по дидактической цели -урок с лично...