Моя малая родина - Балахна
план-конспект занятия (5 класс) по теме
Архив содержит конспект занятия и презентацию по теме: моя малая родина - Балахна.
Цель: уточнение и обогащение знаний учащихся об истории родного города.
Задачи:
1. обучающая: формирование навыков бережного отношения к природе родного края как одной из главных жизненных и нравственно-эстетических ценностей, экологически целесообразного поведения.
2. воспитательная: воспитывать чувство патриотизма.
3. коррекционная: развитие навыков взаимодействия учащихся посредством групповой и подгрупповой работы, создание благоприятных условий для адаптации нового ученика в классном коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия
- Орг. момент (введение в тему)
Читает ученица:
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
Учитель: (Слайд 1)
Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
Мы сегодня поговорим о нашей малой родине – Балахне. Расскажем нашему новому другу из Украины о нашем городе, чтобы ему тоже уютно в нем жилось. И попутешествуем, и поиграем. Путешествовать будем по станциям.
1 станция (Слайд 2)
И первая станция – родственная.
Ваша задача – придумать как можно больше слов с корнем род. (Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
2 станция (Слайд 3)
Вторая станция – историческая.
Учитель:
- Знаете ли вы, как произошло название нашего города? Какие есть версии?
Учащиеся:
Есть три легенды. Одна из них связывает название города с повелением царя Ивана Грозного выдавать людям, работавшим на добыче соли, белые балахоны; другая - с наличием большого количества болот («балахтин»); а третья с тем, что развитие будущего города проходило стихийно: не была налажена охрана въездов и выездов, не было органов управления, благодаря чему и появилась поговорка: «Стоит Балахна, полы распахня».
Учитель:
Совершенно верно, ребята! Молодцы! (Слайд 4) Наш город - один из древнейших городов Нижегородской области, имеет статус исторического города Российской Федерации, основан в 1474 году. Население — 52 813 человек (2010). Город расположен на правом берегу реки Волги, в 34 км от Нижнего Новгорода.
- А как изначально назвался наш город? Какая промышленность способствовала возникновению города?
Учащиеся: (Слайд 5)
Город основан в 1474 году под названием Соль-на-Городце. После того, как казанский хан сравнял его с землёй в 1536 году, была сооружена деревянная крепость для защиты от татарских набегов. В Средние века город являлся значительным центром соляной промышленности.
Учитель: (Слайд 6)
- Посмотрите на слайд, что на нем изображено? (герб Балахны) Почему именно так выглядит герб нашего города?
Учащиеся:
Позднее Балахна стала крупным центром судостроения. Былая слава города отражена на гербе, где изображены две кокоры в серебряном поле, означающие собой знатное строение судов.
3 станция (Слайд 7)
Учитель:
Третья станция – поговорки. Ваша задача правильно составить поговорки о родине.
Учащиеся:
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Жить - Родине служить.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Где кто родится, там и пригодится.
4 станция (Слайд 8)
Учитель:
Четвертая станция – знаменитая.
- Знаете ли вы знаменитых земляков? Расскажите о них. (Слайд 9)
5 станция (Слайд 10)
Учитель:
Пятая станция – экологическая.
- Чем богата наша Балахна? Какими природными ресурсами?
Ученики: водные ресурсы.
Читает ученик:
Волгу легко найти на карте.
Мне нравится её речная гладь.
По ней скользит и пароход, и катер,
А до воды - совсем рукой подать.
На берегах её высоких
Стоит наш городок родной.
Здесь мы любуемся с тобою
Реки прозрачною водой.
Учитель:
- Что было бы, если б Волги не стало?
- Все вы знаете о нашей великой реке Волге. А знаете ли, что есть и другие водные ресурсы? Например, многочисленные источники.
Источник Тихона Амафунтского у деревни Ясенево. Источник находится рядом с озером, купаться в котором раньше разрешалось только два раза в год: на Крещение и 29 июня - в день престольного праздника. И сейчас это поверье действует: чтобы исцелиться, нужно набрать водичку именно в эти два дня, в остальное время вода просто чистая, родниковая. До 1917 года около источника стоял храм во имя Тихона Амафунтского, в 30-е годы он был взорван. Два года назад принято решение поставить часовню на месте разрушенного храма во имя святителя Тихона Амафунтского. Сруб с куполом сейчас высится над родником.
- Чем еще богата наша малая родина? (Слайд 11)
Учащиеся: лес, животные и птицы.
Учитель:
- Как все это сохранить?
Учащиеся: выводят правила бережного отношения к природным ресурсам родного края.
Читает ученик:
Берегите Землю,
Землю берегите!
Берегите жаворонка.
В голубом зените.
- Берегите горы,
Реки и леса,
Пусть не исчезает.
В жизни красота!
6 станция (Слайд 12)
Учитель:
Станция «Финишная». Ответьте, пожалуйста, на вопросы слайда.
- Что же такое Родина?
- А что такое малая Родина?
- Какое место является нашей малой Родиной?
Учитель:
В завершение занятия мне бы хотелось, чтобы мы вместе послушали гимн Балахны и еще раз полюбовались видами нашего красивого и родного города. (Просмотр презентации «Виды Балахны» под звучание гимна).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"
Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/29/picture-231983-1364569227.jpg)
Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс
Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели: - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта. - Сфор...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/16/picture-343892-1384600246.jpg)
Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».
В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных для родного края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/11/picture-424869-1399821332.jpg)
Стихи о Родине,о России. Малая Родина-Федоскино!
Сборник стихов поэтов России о Родине, поэтов Федоскино о своей Земле и о промысле....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/04/picture-719702-1675525990.jpg)
Республиканский научно-краеведческий конкурс учащихся «Моя родина-Минии нютаг», посвященный 90-летию краеведа и публициста, государственного и общественного деятеля Д.Д.Дагбаева Номинация №3 «Исследования о малой родине» «Обоо Баян-Мандал: вчера, сегод
Традиционные семейно-родовые обряды относятся к числу важнейших тем, изучаемых этнографической наукой. Они связаны с разными сторонами жизни этнического сообщества и является неотъемлемой частью его к...
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/27/picture-899642-1488219352.jpg)
Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?
Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...