программа "Веселая прогулка"
методическая разработка (6 класс) на тему

Варламова Евгения Анатольевна

Программа по внеурочной деятельности в 6 классе ФГОС ООО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_veselaya_progulka.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка.

       Программа   «Веселая прогулка» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в  6 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  начального  общего образования второго поколения.

       Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Актуальность программы:

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

     Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя,  как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек,  так и практическую части – организация подвижных игр.

    Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

В программу включено знакомство с  различными  подвижными играми.  Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.  

Подвижные игры имеют и оздоровительное значение.  Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.

Цели программы:

  • создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • приобщение к занятиям  подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • обеспечить двигательную активность младших школьников  во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • профилактика вредных привычек;
  • воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
  • развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  •  воспитывать  культуру  игрового общения,  ценностного  отношения  к  играм  как  наследию  и к проявлению  здорового  образа  жизни.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 6 класса, на 1 год обучения.

На  реализацию курса «Веселая прогулка»  в  6  классе  отводится  68  ч  в год.    Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина.

    70%  содержания планирования направлено на активную  двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале.  Остальное время  распределено на всевозможные  тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и  внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.                              

          Для успешной реализации программы будут  использованы  Интерет-ресурс и фильмы  о здоровом образе жизни и т.п.

Ценностные ориентиры:

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику среднего школьного возраста.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

  Данная  программа строится на принципах:

  • Научности -   содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  • Доступности -  содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  • Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.
  • Патриотизма – индентификация себя с Россией, её культурой.
  • При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

  • Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

 Основные направления реализации программы:

        -организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;

– активное использование спортивной площадки

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

–  проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

– организация встреч родителей с медицинским работником.

Формы занятий:

  • беседы
  • игры
  • элементы занимательности и состязательности
  • викторины
  • конкурсы
  • праздники
  • часы здоровья

Алгоритм работы с подвижными играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.
  2. Объяснение содержания игры.
  3. Объяснение  правил игры.
  4. Разучивание игр.
  5. Проведение игр.

Режим и место проведения занятий:

Занятия проводятся во второй половине дня.  Время занятий – 40минут.

Место проведения – спортивный зал, пришкольная спортивная площадка,  кабинет для внеурочных занятий.  Подвижные игры и спортивные праздники проходят по усмотрению учителя на свежем воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы, викторины в кабинете для внеурочных занятий.

Результатом практической деятельности по программе «Веселая прогулка» можно считать следующие критерии:

  • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  • Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
  • Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса.
  • Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
  • Классный руководитель  координирует проектную работу учащихся, направленную на сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на  классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.

Формы подведения итогов работы:

Анкетирование детей

Мониторинг  состояния здоровья детей

Спортивные праздники с привлечением родителей

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 6 класса должны:

 иметь представление:

  •  о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
  • о режиме дня и личной гигиене;
  • о вредных и полезных привычках;
  • о народных играх;
  •  о различных видах подвижных игр;
  • о соблюдении правил игры.

    уметь:

  •  применять на практике приобретенные  знания  о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;
  •  играть в подвижные игры;
  • применять игры  самостоятельно;
  •  соблюдать правила игры;
  • работать в коллективе.

2.Планируемые результаты освоения программы:

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по двум уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом;  о русских народных играх и играх разных народов; о правилах конструктивной групповой работы;  об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни;
  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа

 уважительное отношение к культуре других народов.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • проводить сравнение и классификацию объектов;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о значении   спортивно-оздоровительных занятий  для укрепления здоровья, для  успешной учёбы и социализации в обществе.
  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

3.Учебно-тематический план занятий 6 класс

№ п/п

             Содержание программы 

 Всего  часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Вводные занятия.

За здоровый образ жизни

2

1

1

2

Спорт  любить —  здоровым быть!

36

3

33

2.1

Народные игры. Русские народные игры и игры разных народов

4

-

4

2.2

Подвижные игры

22

-

22

2.2.1

Играя, подружись с бегом

4

-

3

2.2.2

Игры – эстафеты

3

-

3

2.2.3

Игры с прыжками

4

-

3

2.2.4

Кто сильнее? Игры-соревнования

3

-

3

2.2.5

Мой весёлый звонкий мяч!

4

-

4

2.2.6

Сюжетные игры

4

-

3

2.3

Пальчиковые игры.

3

3

-

2.4

Зимние забавы

4

-

4

2.5

Спортивные праздники

3

-

3

3.

Игры на развитие психических процессов

4

3

1

4.

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

26

10

13

4.1

Полезные  и вредные привычки

5

3

2

4.2

Здоровое питание –отличное настроение.

5

5

-

4.3

Лечебная физкультура. Приёмы самомассажа и релаксации

3

-

3

4.4

Помоги себе сам

3

-

3

4.5

Праздники

5

-

3

4.6

Часы здоровья

4

2

2

5

Итоговое занятие

1

1

-

Итого 

66

18

48

4.Содержание программы (68ч.):

1 раздел ( 2 ч)

Вводные занятия

За здоровый образ жизни. Беседы о безопасном поведении на дороге по пути в школу, в школе, на льду, на реке, на морозе.

2 раздел (  36 ч)

Спорт  любить —  здоровым быть!

Показать детям как можно разнообразить активные игры в школе. Цель данного направления работы предоставить детям возможность узнать о важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для детей.

  1. Народные игры ( 4ч.)  Разучивание русских народных игр: «Кот и мышь», «Коршун», «Горелки», «Пчёлки и ласточка».  Разучивание  игр разных народов. Украинские народные игры: «Высокий дуб», «Колдун»,  «Мак», «Перепёлочка».  Белорусские народные игры: «Заяц-месяц», «Иванка», «Хлоп, хлоп,  убегай!».
  1. Подвижные игры (22ч.)  Подобраны игры, носящие соревновательный характер, с применением инвентаря (мяча) и без него, игры с заучиванием слов.

2.2.1. Играя, подружись с бегом (4ч.):  «Бездомный заяц», «Борьба за флажки»,  «Пустое место», «Салки по кругу»

2.2.2. Игры – эстафеты (3ч.): «Команда быстроногих», «Эстафеты-поезда», «Большая круговая эстафета».

  1. Игры с прыжками (4ч.): «Зайцы в огороде», «Поймай лягушку», «Придумай и покажи», «Кружилиха»
  2. Кто сильнее? Игры-соревнования (3ч.): «Бой петухов»,  «Борьба всадников», «Выталкивание спиной», «Эстафета с чехардой»
  3. Мой весёлый звонкий мяч! (4ч.) «Школа мяча», «Мяч – соседу», «Гонка мячей по кругу», «Охраняй капитана», «Пушбол»
  4. Сюжетные игры (4ч.): «Птица без гнезда», «Мы-весёлые ребята», «Два мороза», «Космонавты», «Совушка».

2.3. Пальчиковые игры (3ч.).  Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. Д. Очень важны эти игры для развития творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок.  «Волшебные пальчики», «Здравствуй, пальчик»,  «Долго, долго мы лепили», « Как живёшь?», «Кто приехал?», «Ну-ка, братцы, за работу».

2.4. Зимние забавы (4ч.).   Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». Эстафета на санках. Лыжные гонки.

2.5. Спортивные праздники (3ч.)  Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «Богатырская сила»,

3 раздел  ( 4 ч)  Игры на развитие психических процессов.     Игры на развитие  психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).

4раздел ( 26 ч)

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

4.1. Полезные  и вредные привычки. (5ч.) Просмотр и обсуждение фрагмента  обучающего фильма. Курение – это болезнь. Вред от алкоголя. Наркотические вещества.  Токсические вещества.  Полезные лекарства.  Вредные лекарства. Режим дня школьника. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

4.2. Здоровое питание –отличное настроение. (5ч.)  Вредные и полезные привычки в питании. Овощи на твоём столе. Полезные и вредные жвачки, конфеты, шоколадки. Фрукты – лучшие продукты. Очень вкусная еда, но не детская она:  сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. Д.), торты, сало.

4.3. Лечебная физкультура.( 3ч.) Приёмы самомассажа и релаксации. Релаксационные настрои. Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица.

4.4. Помоги себе сам.(3ч.)  Оказание первой помощи. Познакомить детей с понятием «болезнь»,  с необходимостью обращаться за помощью к врачам. Показать детям опасные ситуации и научить правилам поведения в них. Показать основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Воспитывать желание помогать людям в трудных и опасных для здоровья ситуациях

4.5. Праздники (5ч.)  «Мама, папа, я – здоровая семья»,  «В здоровом теле – здоровый дух»

4.6. Часы здоровья.(4ч.)  «О пользе завтрака», «День каши»  Цели: рассказать детям о каше как о традиционном блюде русской кухни, её  пользе для здоровья; познакомить с правилами приготовления каши.  «День соков».  Цель: дать представление о значении жидкости для жизнедеятельности организма, необходимом количестве жидкости в ежедневном рационе питания человека, разнообразии и ценности напитков.  «Фруктовый карнавал» поговорим о фруктах и их значении для организма человека.  

5 раздел ( 1 ч)

Итоговое занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. 

  1. 5.Материально-техническое обеспечение:
  • Спортивный зал;
  • Маты;
  • Коврики;
  • Гимнастические скамейки;
  • Мячи, обручи, кегли, прыгалки;
  • Музыкальный центр;
  • музыкальная фонотека;
  • СД– диски;
  • DVD – проигрыватель.
  • Методические разработки праздников
  • Приёмы самомассажа и релаксации
  • Электронные презентации «Вредные и полезные привычки»

                                               «Фрукты и овощи на твоём столе»

                                              «Режим дня школьника»

7.Литература

Литература для учителя:

  1. Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М. : Просвещение, 1988
  2. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
  3. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
  4. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
  5. Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
  6. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  8. Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.
  9. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
  10. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
  11. Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987
  12. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1988
  13. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  14. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011
  15. DVD  «Уроки тётушки Совы»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
  16. DVD  «Азбука безопасности на дороге»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.

 Литература  для родителей  и детей:

  1. Алексин Н.В.. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.год.
  2. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
  3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – Москва, Просвещение, 1983г.
  4. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
  5. Дедулевич М.Д.   Не пропустить миг игры: подвижные игры, игровые    поединки – Мозырь Белый ветер 2002г.
  6. Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей  и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  7. Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия.   – Издательство

  ACT -ЛТД, 1997.

  1. Шебеко В.Н.,. Овсянин В.А , Карманова А.В.; «Физкульт – ура!» Программа физического воспитания в детском саду  под редакцией В.Н. Шебеко – Минск ИЗД. В.М. Скакун, 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка по городу вежливости

Внеклассное мероприятие...

Прогулка тов. Жданова (история одной кинонаходки).

В фильме рассказывается история трагической...

Физминутка "Прогулка по городу"

Двигательная физминутка для релаксации учащихся на уроках и внеклассных занятиях...

Прогулка по Парижу

Презентация "Прогулка по Парижу"...

План-конспект урока в 9 классе "США. Прогулка по Нью-Йорку"

В материале обозначены: тема урока, цели, задачи, используемое оборудование, литература и составлен подробный конспект урока....

Конспект занимательного урока по физической культуре:"Ритмическая гимнастика. «Прогулка по зоопарку»"

Тема урока: Ритмическая гимнастика.  «Прогулка по зоопарку» Цель урока:               Совершенствование двигательной активнос...

Спортивный час. Тема "Прогулка в джунгли"

Спортивный час для детей 2-4 классов. Проводиться в игровой форме. ...