«Имя твое несу через жизнь как святыню».
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Задорожняя Елена Викторовна

Классный час расширяет и закрепляет знания учащихся о традициях доброго отношения и почитания имени матери разных народов, населяющих Кубань. Помогает учащимся в полной мере осмыслить истинное значение слов “мама”, “любовь”, “доброта”; воспитывает достойного человека с любовью, чуткостью и заботой относящегося к матери, к женщине; раскрывает понятия «материнская любовь», «сыновий долг».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_materi.docx24.22 КБ
Файл v.i.dal_.docx36.95 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Имя твое несу через жизнь как святыню».

Разработала и провела Задорожняя Е.В.

Цель: расширить и закрепить знания учащихся о традициях доброго отношения и почитания имени матери разных народов, населяющих Кубань, помочь учащимся в полной мере осмыслить истинное значение слов “мама”, “любовь”, “доброта”; воспитать достойного человека с любовью, чуткостью и заботой относящегося к матери, к женщине; раскрыть понятия «материнская любовь», «сыновий долг».

Задачи: расширение кругозора учащихся; развитие мыслительных, творческих способностей, развитие речи, её выразительности, формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений между людьми.

 Здоровьесберегающие: создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе.  

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.

Учитель: 

   Здравствуйте! Сегодня наш  классный час будет посвящен  Дню Матери!  И хочу его начать  со слов известного писателя Максима Горького, который   сказал: «Без солнца не цветут  цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира – от  Матерей!»

  Предлагаю вашему вниманию посмотреть компьютерную презентацию «Притча о матери».

   Мама – самый важный человек в жизни каждого. Ещё до своего рождения ребёнок чувствует связь с мамой, её сердцебиение, дыхание и прикосновение. При появлении на свет мама - первый  человек, которого видит ребёнок. Чаще всего первое слово ребёнка -  «мама».  Позовешь маму, и она поможет, защитит, пожалеет. Мамина любовь и забота сопровождает нас с рождения и на протяжении всей жизни.

      Чувство отчего дома появляется в детстве и крепнет год от года. Конечно, в первую очередь оно связано с мамой. Маленькими и беззащитными приходим мы в этот мир и сразу окунаемся в тепло материнской любви и заботы, слышим ее ласковый голос, поющий над нашей кроваткой. Из всего этого складывается детская память, ощущение родного оберега детства. Ты веришь, что мамин поцелуй залечит разбитое колено, ты знаешь, к кому бежать за защитой. В материнском взгляде ты никогда не увидишь фальши и хитрости, он всегда излучает щедрость, доброту, искренность. Глаза матери будто видят тебя насквозь, заглядывают в душу, и тогда ты чувствуешь особенную близость с ней. Каждая клеточка твоего тела ощущает: это моя мама! И ничего дороже этого чувства нет на свете!

Ученик: На свете добрых слов немало,

                Но всех добрее и важней одно:

                Из двух слогов простое слово: «мама»

                И нету слов дороже, чем оно.  

  Ученик:     

               Мама – первое слово,
              Главное слово в нашей судьбе!
              Мама жизнь подарила,
              Мир подарила мне и тебе!

   Учитель: Российских и в частности кубанских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, любовь и самопожертвование. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей любви, добру, взаимопониманию. И мы им за это благодарны. И этот прекрасный день хочется сказать слова благодарности всем матерям, которые дарят детям нежность, ласку, внимание.  Давайте предоставим слово ученикам, которые написали слова благодарности своим матерям и написали о них свои сочинения (чтение отрывков из сочинений).

 Учитель:

  День матери — международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять  всех матерей. А в России праздник «День матери» учрежден в 1998 году. В соответствии с Указом Президента России Б. Н. Ельцина от 30.01.1998 года № 120 «О Дне матери» праздник День Матери отмечается в последнее ноябрьское воскресенье. Инициатива учреждения этого праздника принадлежит комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.  

Ученик.

Есть в природе знак святой и вещий
Ярко обозначенный в веках –
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках.

Ученик:

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать!),

 Нет, не Богоматерь, а земная,

 Гордая, возвышенная мать.

Ученик:

 Пусть вечно ей солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках

 Ученик:  Мама! Мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека.

    Мама! Мамочка! Это первое слово, которое произносит человек, и оно      звучит на всех языках одинаково нежно. Это самое прекрасное слово на земле! Сколько в этом слове света, нежности, доверия и тепла

Ученик:      

 Как это бывает сама не пойму,

Что солнышко в небе – то мама в дому.

За облако солнышко скроется вдруг,

Всё станет пустым и печальным вокруг.

Учитель:   Что общего между солнечным светом и любовью матери? Я предлагаю вам ребята сотворить себе солнце, солнце  материнской любви.

Сядьте   поудобнее,   расслабьтесь и послушайте   рассказ «СОТВОРИ СОЛНЦЕ СЕБЕ».

(На фоне слайд-шоу с фотографиями матерей учащихся  класса ребята слушают рассказ).

  В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней   лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой) 

( На доске  прикрепляется  солнце материнской любви). 

Учитель: Ребята, назовите   качества своих мам, от которых  вам становится тепло и светло. ( Все перечисленное записано  на лучах солнца, которые находятся в классе в разных местах, собирают ребята 1 группы)  Чего то не хватает у нашего солнышко? (Не хватает лучей). Создаем лучи солнца.

Мама  всем своим сердцем любит своё дитя, слабое оно или сильное,  спокойное или крикливое, весёлое или грустное, мама понимает его и в  радости, и в горе. Когда хорошо – разделит радость, когда плохо – утешит. Мама учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает.

 А сейчас мы предлагаем вам игру «МАМИНА ЗАБОТА».

  Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «Ма-моч-ка!» Только дружно. Готовы? Тогда начали.  

 - Кто пришёл ко мне с утра?

 - Кто сказал: «Вставать пора!»

- Кашу кто успел сварить?

- Чаю в чашечку налить?

- Кто косички мне заплёл?

- Целый дом один подмёл?

- Кто цветов в саду нарвал?

- Кто меня поцеловал?

- Кто ребячий любит смех?

- Кто на свете лучше всех?

Учитель: Молодцы, ребята! Конечно, это может быть только она – мамочка!

В народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они   передаются из поколения к поколению. Давайте прочитаем пословицы    о матерях.

- При солнышке тепло, при матери добро.

- Птица рада весне, а младенец – матери. 

- Нет милее дружка, чем родима матушка.

- Мама – святое, самое дорогое слово.

- Мама в доме – что солнышко на небе.

- Материнская ласка конца не знает.

- Мать – всякому делу голова.

- Мамины руки не знают скуки.

Заключительная часть.

         Сегодня мы сказали много добрых слов нашим мамам и несмотря на различия имен у матерей и разные национальности, населяющие наш гостеприимный край, всех их объединило одно - любовь к свои детям. Этот замечательный праздник – день матери в России помогает нам стать ближе, объединяет все слои нашего общества, помогает подчеркнуть лучшие традиции отношения россиян к материнству.

Как бы не манил вас бег событий,

Как ни влёк бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот, от забот.

Если стали сердцем вы суровы,

Будьте, дети, ласковыми с ней.

Берегите мать от злого слова.

Знайте: дети ранят всех больней.

Если ваши матери устали,

                                       Добрый отдых вы должны им дать…

Вам наказ даю, напоминаю:

Дети, дети, берегите Мать!



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Владимир Иванович Даль  - собиратель русских пословиц и поговорок».

Цель урока:  познакомить  учащихся с фактами биографии В.И. Даля – самого знаменитого    собирателя русских пословиц и поговорок; заинтересовать его творчеством;  рассказать о  его трудах: сборнике «Пословицы и поговорки русского народа» и   «Толковом словаре живого  великорусского языка».

                                                 

 Образовательные задачи:

  1. Учить  получению новых знаний в разных формах: слушание учителя и специально подготовленных учащихся, работа с учебником, поиск ответа на проблемный вопрос; определять идею урока.
  2. Совершенствовать технику чтения.

Развивающие задачи:

  1. Развивать восприятие учащимися большой  родины – России и малой родины –  Краснодарского края.
  2. Расширять словарный запас учащихся с помощью терминов теории литературы и русского языка, диалектных слов.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к родине и родному краю, родному языку, уважение к труду ученых, занимавшихся составлением словарей.
  2. Помочь учащимся осознать значимость слова и речи в жизни человека, красоты родного слова.

Тип урока:  комбинированный, изложение нового материала.

Формы работы учащихся:   индивидуальная, коллективная.               

Методические приемы: рассказ учителя, работа с учебником, творческие задания.

Оборудование урока: различные издания сборников пословиц и поговорок, словарь В.И.Даля, портрет В.И.Даля кисти В.Г.Перова (1872), учебники, тетради.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные умения:

-  уметь понимать и формулировать тему и идею урока;

-  уметь отвечать на вопросы, записывать в тетрадь важную информацию, выразительно читать.

Метапредметные умения:

-  смысловое чтение,

-  умение работать индивидуально и в группе; находить общее решение;

-  умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.

Личностные умения:

-  развитие интеллектуальных и  творческих способностей, моральных качеств учащегося;

-   обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Предварительная работа: индивидуальные и групповые домашние задания группам литературоведов, искусствоведов, артистов.

Ход урока

Цель  для учащихся:  Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля, знаменитого этнографа, собирателя русских пословиц и поговорок, попробуем понять, почему его знаменитые труды «Словарь Живого Великорусского языка» и сборник «Пословицы и поговорки русского народа», созданные более ста лет назад, не утратили своей актуальности. Ваша задача – внимательно прослушать рассказ, запомнить и записать самые интересные факты биографии этого замечательного человека.

Запись в тетради числа, темы урока, эпиграфа, термина теории литературы:

Этнограф – специалист, изучающий материальную и духовную культуру народов, особенности их быта, нравов.   

2. Активизация познавательной деятельности учащихся.  Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Пословицы и поговорки».

 Фронтальный опрос:  - Что такое пословицы?

                                                      - В чем отличие пословиц и поговорок?

Распределите пословицы  и поговорки по столбикам: 1 - пословицы, 2 – поговорки.

За словом в карман не лезет.(2)

Ученье – свет, а неученье – тьма.(1)

Слово  -  не воробей, вылетит – не поймаешь.(1)

Красна изба углами, а стол – пирогами.(1)

Своя рука –  владыка.(2)

Охота пуще неволи. (1)

Промежуточный вывод: Поговорка отличается от пословицы тем, что она – часть суждения; поговорка – яркое меткое народное выражение. Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость.

3. Слово учителя.      

     Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они  в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII вв.: «Слове о полку Игореве»,   «Повести временных лет». Собирание пословиц   началось  в XVI веке, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны. 

     Начало научному изучению русских пословиц и поговорок  положил М.В.Ломоносов. Лишь со второй половины  XVIII в. Сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными   составителями таких сборников были И.М.Снегирев, Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев и другие. Проблемный вопрос: Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801 – 1872). Почему? Давайте вместе постараемся ответить на этот вопрос.

    Вглядимся внимательно в  лицо Владимира Ивановича Даля. Каким предстает нам этот человек, изображенный  художником  В.Г.Перовым?

      А) Слово учащимся из творческой группы искусствоведов. Работа с портретом.

   Учитель:  Портрет создан в 1872 году по заказу Павла Третьякова.

Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, г. Москва, Россия.  

-   Кому из вас знакомо имя этого человека?  Чем он знаменит?

     Сообщение второго ученика из группы искусствоведов:

 (Описание портрета дано по кн : Шипицына Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами. Москва, «Просвещение»,1997,с. 93 –  фрагмент из книги В. Порудоминского «Жизнь и слово»)

   Б)  Знакомство с  материалом учебника: Откройте учебник (часть 2) на с. 221. Обратимся  к краткой биографии ученого. Выразительное чтение заметки учебника учеником из группы артистов.

     Слово учителя: Обрусевший датчанин (датчанин по отцу, немец по матери), Владимир Иванович Даль был всецело русским человеком и настоящим патриотом России. Он родился в 1801 году в Луганске, учился в Морском корпусе  в Петербурге, изучал медицину в Германии. Получив в 1829 году звание лекаря, он служит в действующей армии, а позже – в Петербургском госпитале. Был известен как автор множества сказок, рассказов, очерков (творил под псевдонимом «Казак Луганский»). В.И.Даль был лично знаком с А.С.Пушкиным, дружески общался с ним. Именно Далю довелось закрыть глаза смертельно раненному поэту. Пушкин высоко ценил литературный талант Даля. Далю адресованы слова А.С.Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

     Но делом всей жизни В.И.Даля стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию. Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться  в живое народное слово.

    В) Инсценировка представлена  учащимися артистической группы: автор, мичман и ямщик.

       Учитель: Работу по собиранию и записи слов Даль  начал еще юношей. С чего же все начиналось? (по мнению М.Булатова и В. Порудоминского, с.32-33 учебник «Русский язык.6 класс» Баранов М.Т. и др.).

     По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжелый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмется от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

     Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:

     - Замолаживает…

     - То есть как «замолаживает»? – Мичман смотрит недоуменно.

     - Пасмурнеет, - коротко объясняет ямщик. – К теплу.

     Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:

     «Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

     Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль.

     Запись в тетрадь:

Мичман – 1. Воинское звание младших командиров Военно-морского флота. Старшему брату, оставшемуся служить во флоте, присвоили звание мичмана.  2. Первый чин офицера-моряка в царской армии; человек, носящий этот чин.


   
Продолжение рассказа учителя:

     Собирать и записывать слова Владимир Иванович продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь новые четыре слова, которые услышал от прислуги.

     Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка. Более сорока лет без помощников, в одиночку собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык. Выйдя в отставку в 1859 году, Даль поселился в Москве и посвятил последние годы своей жизни  его завершению. Им осуществлено было первое издание и подготовлено к печати второе. Умер ученый в 1872 году.

      В четырехтомной сокровищнице Даля собрано  более  200 000 слов и 30 000 пословиц,  поговорок, загадок и присловий, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значений слов. Богатство материала, его подбор  и расположение делают Словарь ценнейшим справочником для ученых-лингвистов и увлекательной книгой для любителей русской речи. Достаточно сказать, что в настоящее время такой работой занимаются целые научные институты.

     Издание Словаря принесло  Владимиру Ивановичу Далю славу и признание. По инициативе известного филолога академика Я.К.Грота его избирают почетным членом Российской Академии наук. (Показать словарь на выставке книг).

     Этого ученого по праву можно назвать первым русским лексикографом. Имя и огромное наследие Владимира Ивановича Даля не забыты. Несколько лет назад было сделано репринтное издание его Словаря, а сейчас ведется работа над первым полным собранием сочинений писателя и ученого, которое должно выйти в восьми объемистых томах.

4.Обращение к эпиграфу урока:

     Авторитетные современники Даля предрекали успех словарю уже  в самом начале его издания. Неудивительно, что уже в одном из первых отзывов о двух выпусках словаря академик И.И.Срезневский писал: «Давно уже в русской литературе не было явления, в  такой мере достойного  общего внимания и  признательности, как этот Словарь… Внешней громадности этого Словаря соответствует внутренняя громадность материала, в нем помещаемого…»

     Спустя почти 90 лет другой наш выдающийся языковед В.В.Виноградов о значении этого словаря сказал так: «Как сокровищница меткого народного слова, словарь Даля всегда будет спутником не только  литератора, филолога, но и всякого  образованного человека, интересующегося  русским языком».  

     В предисловии к словарю сам Владимир Иванович обращался к читателю: « Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других…  ученик, собиравший  весь  век свой по крупице то, что слышал от учителя своего  живого русского языка.» Так скромно оценил свой труд великий ученый, много выше ценил он живой русский язык простых людей. Необычно  назвал он свой удивительный словарь, в который вошли не только общеизвестные слова, но и множество диалектных и редких слов. И в самом деле, читая статьи этого удивительного собрания слов, понимаешь, как разнообразен, неистощим наш язык.

      5.Работа с учебником:

     Давайте познакомимся с образцом словарной статьи из «Словаря живого великорусского языка» В.И.Даля, приведенной авторами учебника на с. 221. Чтение учащимся из группы артистов:

     Сумбур – ералаш, несуразица, чуха, чепуха, чужь, дичь, вздор, бессмыслица, нелепица, путаница, бестолковщина, нисенитница, галиматья, околесная, морозица. В книге этой сущий сумбур, ничего не поймешь. Такой ты сумбур несешь, что уши вянут. Сумбурная беседа, сумбурщина. Сумбурник, сумбурница, сумбурщик, сумбурщица – кто за обычай врет, несет вздор. Сумбурить – говорить или делать вздор, бессмыслицу.

              Выполнение заданий 1,2 на стр.222 учебника:

  1. Сосчитайте, сколько синонимов  к слову сумбур использовал В.И.Даль, чтобы передать его смысл.     (15!)

- Какие слова вы услышали впервые?     (чуха, чужь, нисенитница, околесная, морозица).

  1. Сравните приведенную статью словаря В.И.Даля со статьей в классическом Толковом Словаре С.И.Ожегова (показать этот словарь на выставке книг):

Сумбур. Крайний беспорядок, полная путаница. Сумбур в голове.

     Промежуточный вывод: Словарная статья словаря С.И.Ожегова отличается лаконичностью, краткостью. Объяснение слова сумбур В.И.Далем привлекает нас образностью, богатством синонимов, многие из которых являются диалектными словами и иллюстрируют красоту русского языка простых людей.

Чтение материала учебника  с.221-222:

     Даль собирал сказки, исторические предания, песни русского народа. И, конечно, пословицы и поговорки. Многие из них в его толковом словаре помогают понять смысл слова, почувствовать его вкус в живой народной речи.

     Отдельным изданием «Пословицы русского народа» были опубликованы в 1862 году. В этот сборник вошло более 30 000 народных афоризмов. Вот несколько примеров пословиц и поговорок из собрания В.И.Даля:

     Пень не околица, а глупая речь не пословица.

     Сперва аз да буки, а там и науки.

     Хорошему все хорошо.

     Тупо сковано, не наточишь, глупо рождено – не научишь.

                Выполнение задания 3 на стр.222 учебника:

  1.  Объясните смысл этих пословиц, выскажите свое согласие или несогласие с поучением, которое в них выражено.

Учитель проводит опрос мнений учащихся по заданию. Дополнительные вопросы учителя к заданию 3 учебника:

-  Какие из этих пословиц можно назвать устаревшими? Почему?

- Сохранилось ли для нас сейчас значение этих пословиц, имеют ли они эстетическую ценность по-прежнему?

     Промежуточный вывод:  Как вы помните из материала прошлых уроков, В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица  -  ягодка; и это верно». Пословицы – важная часть народного творчества, они выражают народную мудрость и отношение к миру. Проходят века, а их эстетическая ценность непреходяща.

  1. Элемент кубановедения (региональный компонент).

     Труд Владимира Ивановича Даля по изучению  пословиц и поговорок считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат. Восхищаясь красотой русской народной речи, Даль заявлял: « В образованном и просвещенном обществе пословиц нет: попадаются слабые, искалеченные отголоски их, переложенные на наши нравы или испошленные нерусским языком, да плохие переводы с чужих языков».

     Мы с вами живем на Кубани. У пословиц и поговорок, бытующих на Кубани, есть свои особенности, которые объясняются тем, что в нашем  крае селились казаки-запорожцы, казаки-линейцы, крестьяне-переселенцы из центральных губерний России. Все группы населения принесли свой фольклор, в частности, свой запас пословиц и поговорок. Так как в народной среде наиболее распространенной была устная форма сохранения песен, преданий, пословиц, происходил естественный процесс взаимовлияния, взаимодействия, взаимопроникновения. Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте. Появились своеобразные пары пословиц и поговорок, одинаковых по смыслу, но разных по звучанию. Например: Собака гавка, витэр носэ. – Собака лает, ветер носит. Давайте поиграем в игру «Переводчик» и подберем пары к кубанским пословицам и поговоркам.

Свэня калюжу найде. –      …                                           Свинья грязь найдет.

Очи бояться, а руки роблять. -     …                           Глаза боятся, а руки делают.

Покирлэвэ тэлятко двух маток суэ сосэ. -     …     Ласковый теленок двух маток сосет.

Нэ була б дивчина гарна, була б работяща. – …     Не была бы девушка красивая, была бы работящая.

Хучь  в шалаше, абы по душе.-     …                            Хоть в шалаше, лишь бы по душе

Якый палец нэ порижь – вин болыть.-     …             Какой палец не порежь – он болит.

Выдно, що жинка хлиб пыкла, бо и ворота в тисти. - …  Видно, что жена хлеб пекла: и ворота в тесте.

Промежуточный вывод: Мы с вами могли убедиться в том,  насколько красива, образна и поэтична кубанская народная речь. Пропедевтический момент: В наших пословицах и поговорках встречаются диалектные слова – такие слова, которые понятны не всем людям России, говорящим на литературном русском языке. С этими словами мы более подробно познакомимся на уроках русского языка в шестом классе.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

     Давайте вернемся к вопросу, с которого мы начали наш урок:

Почему В.И.Даль – самый знаменитый собиратель пословиц и поговорок? Как вы теперь можете ответить  на этот вопрос?

     Примерные ответы учащихся:

Владимир Иванович Даль – человек разносторонних взглядов. Его знают как:

  • Автора всемирно известного «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863 – 1866), одного  из первых русских лексикографов;
  • Этнографа, собирателя пословиц и поговорок русского народа, издателя сказок, песен, побывальщин;
  • Писателя, творившего под псевдонимом «Казак Луганский»;
  • Морского офицера Черноморского и Балтийского флота, одного из основателей Русского географического общества;
  • Медика по базовому образованию, участвовавшего в качестве полевого хирурга в Балканской, Польской и Хивинской кампаниях (работал даже под руководством знаменитого хирурга Николая Ивановича Пирогова);
  •  Почетного члена  Российской Академии наук.
  1. Выставление оценок учащимся с комментированием. Оценки получают не только учащиеся, подготовившие индивидуальные домашние задания, но и активные участники урока.
  2. Домашнее задание (разноуровневое по выбору учащихся):

     

        - Устно подготовить ответы на контрольные вопросы к разделу на с.222,

-  Письменно – одно из  творческих заданий (по выбору учащихся) – на с.223 учебника или письменное толкование понравившейся вам пословицы (сочинение-миниатюра).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Твой здоровый образ жизни» 7 класс

Забота о здоровье детей с ограниченными возможностями, их валеологическое воспитание, представляется весьма актуальной  педагогической задачей. В связи с этим в 7 классах как пропедевтика курса «...

классный час "Имя твое несу через жизнь как святыню"

Цель:1.     Формировать у учащихся целостное представление образа матери – хранительницы домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека.2.     ...

Имя твоё несу через жизнь как святыню

Внеклассное мероприятие, позволяющее проявить участникам свои творческие способности....

Классный час "Имя твое через жизнь пронесу как святыню..."

Методическая разработка классного часа ко дню матери...

Сценарий классного часа «Имя твое несу через жизнь как святыню»

Цель мероприятия: воспитывать у учащихся любовь и глубокое уважение к матери, способствовать созданию благоприятного климата в коллективе, формировать человека, обладающего активной нравственностью, с...

Имя твое несу через жизнь ,как святыню

Внеклассное мероприятие ,проводимое в форме дискуссии.Обсуждается история праздника " День Матери",его значимость.Образ Матери-в живописи и русской поэзии...