НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В МУК.
занимательные факты на тему

Калимуллина Альбина Данисовна

В данном выступлении представлены итоги профмониторинга на компьютерной программе "Effecton Studio" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_ns-portal_5.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В МУК.

В настоящее время важнейшим требованием к школе, сформулированным в Концепции модернизации российского образования, является ориентация образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности каждого школьника, успешную социализацию и активную адаптацию выпускников на рынке труда. В этой связи профориентационная работа, проводимая в МБОУ МУК Советского района г.Казани, начиная с 2001 г.,приобретает особое значение.

Центр «Карьеры», как экспериментальная площадка МОиН РТ по профориентационной работе, разработала республиканскую программу профориентации учащихся «Профдиагностика», в которой приняли участие 796742 учащихся.

С 2012 года в индивидуальной работе с детьми в МУК используется компьютерная диагностика Effecton Studio. Данная программа содержит психодиагностику, позволяет проводить коррекционные и развивающие занятия. Комплекс содержит психологические тесты и психокоррекционные упражнения, хорошо известные в кругах психологов и оригинальные методические разработки, не имеющие аналогов в мире. Программа позволяет

  • Быстро получить дигностические рез-ты;
  • Повысить их точность, благодаря отсутствию ошибок при ручной обработке;
  • Стандартизировать обследования;
  • Иметь оперативный доступ к информации и автоматизировать статистический анализ групповых данных.

В процессе оказания психолого-профориентацинной поддержки учащихся МУК решались следующие задачи:

  • оказание своевременной психолого-педагогической поддержки;
  • развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе;
  • исследование динамики интеллектуального и личностного развития школьников, используя современные психологические диагностики;
  • сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса;
  • изучение характерологических особенностей личности;
  • выявление профессиональных предпочтений учащихся;
  • осуществление психологического консультирования.

Работа по профдиагностике велась в нескольких направлениях:

  • психологическое тестирование эмоционально-личностной сферы, которое позволило изучить темперамент, школьную мотивацию, школьную тревожность учащихся.
  • психодиагностика межличностных отношений, в частности проводилась оценка сплоченности учебной группы;
  • тестирование в сфере профориентации, позволившее получить первичную информацию об интересах, наклонностях, способностях и возможностях, характере мотивации выбора профессии, уровне самооценки оптанта, а также о главных направлениях профориентационной работы.

В 2013/2014 учебном году в диагностике участвовали учащиеся школ Советского района – это образовательные учреждения №72, №86, №90, №110, №140, №149, №149, №156, №169, №171. Итого за 2013-2014 учебный год было протестировано 681 учащихся. В тестировании учащиеся были весьма заинтересованы, поскольку сразу же после завершения работы учащимся предоставлялись результаты теста на экране компьютера. Результаты тестов каждого ученика передаются в школу, и классные руководители, учителя, родители могут, опираясь на эти результаты, вести дальнейшую воспитательную деятельность.

Анализ результатов тестирования показал весьма интересные, во многом неоднозначные результаты.

  1. Карта Интересов

Учащиеся показали, что у них достаточный уровень осведомленность о мире профессий, при общей сформированности интереса к профессиям. Однако среднее значение уровня выраженности интереса к профессиям составляет 6 баллов из 12. Наибольший интерес у учащихся к военной службе, истории, литературе, журналистике, общественной деятельности, искусству, спорту, деревообработке, строительству.

  1. Тест Голланда,определяющий профессиональный личностный тип, выявил что большинство учащихся принадлежит к артистическому типу, т.е. люди творчества, соответственно им рекомендуются профессии, связанные с творчеством.
  2. Профориентация по тесту Йовайши.

Тест предназначен для изучения профессиональной направленности школьников  и  способствует выявлению склонностей: к работе с людьми;  к интеллектуальной работе; к практической деятельности; к эстетическим видам деятельности; к экстремальным видам деятельности; к планово-экономическим видам деятельности.

Данная диагностика также показывает, насколько выражены склонности к каждой из вышеприведенных склонностей – ярко выражены, средне и слабо выражены.

По итогам профдиагностики учащихся МУК, как показал тест, у большинства учеников выражено одновременно несколько видов склонностей на среднем уровне. Учеников с ярко выраженными склонностями единицы, и большинство из них склонны к работе с людьми:

  1. По итогам методики изучения склонностей, которая предназначена для изучения и организации склонностей человека (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление эти контакты расширять, степень участия в групповых мероприятиях, умение влиять на людей и проявлять инициативу) учащиеся имеют средние показатели выраженности коммуникативных и организаторских склонностей.
  2. Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой выявила положительное отношение тестируемых к школе (оценка 3 из 5), но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Результаты тестирования служат основой для работы школьных психологов и специалистов по профориентации. Особую значимость эти сведения представляют в работе с родителями. Классные руководители, опираясь на полученные результаты, дают рекомендации родителям. Такая совместная работа усиливает результат профориентационной работы, и родители, как заказчики образовательных услуг, получают удовлетворение от работы школы в этом направлении.

Таким образом, по итогам мониторинга профессиональной направленности учащихся, можно сделать вывод о наличии сложностей и проблем в области профессионального самоопределения учащихся. Основная – это психологическая незрелость учащихся в вопросах выбора профессии. Специалисты органов трудоустройства в работе с молодежью подчеркивают важность осознанного выбора профессии, однако наличие нетрудоустроенных выпускников профессиональных учебных заведений по своему профилю говорит об отсутствии анализа будущих абитуриентов востребованности своей профессии на рынке труда. На протяжении нескольких лет самыми востребованными остаются инженерные специальности и рабочие профессии, и в своей работе учителя технологии МУК стараются привить интерес к рабочим  и инженерным профессиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Знания,  которые учащиеся получают на основе проектной деятельности, помогают им в  выборе будущей профессии. Ежегодно многие учащиеся нашей школы  поступают в высшие и средние специаль...

Новые подходы к формированию УУД учащихся

Презентация к методическому семинару "Метапредметны урок"...

Формирование готовности к профессиональному самоопределению учащихся в процессе решения прикладных задач

Статья посвящена вопросу подготовки учащихся к профессиональному самоопределению на уроках стереометрии...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Требования новых государственных образовательных стандартов позволяют рассматривать образовательный процесс в школе как условие и средство профессионального развития личности обучаю...

Работа с родителями по формированию профессионального самоопределения учащихся в дополнительном образовании

В рамках психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в ЦТиО проводится работа с родителями обучающихся. Важнейшей задачей становится формирование конструктивных родительс...

Новые ориентиры в организации сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательной организации

Статья рассматривает актуальные проблемы оказания помощи учащимся в профессиональном самоопределении, особенности данной работы в образовательном учреждении и ППМС центре в свете новой Концепции профо...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях школы - интерната.(выступление из опыта работы на конкурсе "Воспитатель года")

laquo;Как хорошо , когда у человека есть возможность выбрать себе профессиюне по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»  Для учащихся старших классов выбор ...