Программа ДОО Мечта - "Дом, который построим мы"
рабочая программа на тему

Дубневская Ольга Алексеевна

Программа деятельности детского объединения в нашей школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dom_kotoryy_postroim_my.doc496.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Балахна

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Детское общественное объединение

«Мечта»

Принята на Общем Сборе                                                                    Согласована:

Детского общественного                                                                      директор

Объединения «Мечта»                                                                          МОУ СОШ  № 9                   Протокол №____ от __________                                                          __________ (Л.И. Жихарева)

«ДОМ, который построим МЫ»

Программа деятельности

 детского  общественного объединения

«Мечта»

Возраст детей: 11-14 лет

Срок реализации: 3 года

           Автор:

           Приклонская Ольга Алексеевна,

           старшая вожатая

           1 квалификационная категория

г. Балахна

Нижегородской обл.

2009г.

Содержание.

I. Пояснительная записка                                                        

II. Учебно-тематический план образовательного направления        

 2.1.  Учебно-тематический план первого года обучения

 2.2.  Учебно-тематический план второго года обучения

 2.3.  Учебно-тематический план третьего года обучения                        

III.   Содержание образовательного направления

 3.1.  Содержание изучаемого курса первого года обучения

 3.2.  Содержание изучаемого курса второго года обучения

 3.3.  Содержание изучаемого курса  третьего года обучения                                          

IV. Содержание программы                        

V.  План реализации программы на 2009-2010 учебный год

VI.Взаимодействие с социальными партнерами

                                                         

VII. Список литературы

VIII.   Приложения

       1.Карта социального партнерства детского общественного объединения

          в микросоциуме

       2.Договор о взаимодействии детского общественного объединения

        «Мечта» и МОУ СОШ № 9

       3.Карта социального партнерства детского общественного объединения

          в макросоциуме

       4. Диагностика в рамках программы «ДОМ, который построим МЫ»

  1. Пояснительная записка.

Сегодня государство признало воспитание необходимым, и стало обозначать - какие ценности следует воспитывать. Концепция модернизации российского образования провозгласила воспитание первостепенным приоритетом педагогической деятельности, а важнейшими задачами воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, способности к успешной социализации в обществе. Модернизация общеобразовательной школы как базового звена образования предполагает ориентацию образования на развитие личности учащегося, а не только на усвоение суммы знаний.

Но чтобы процесс воспитания и развития проходил успешно, ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество - это раскрытие и реализация каждым учеником своего потенциала, своих способностей.  Но, к  сожалению, учащиеся не всегда имеют возможность активно участвовать в общественной, трудовой, познавательной деятельности, они зачастую обречены на ее пассивное созерцание.  Не менее важна помощь в формировании и развитии лидерского потенциала детей, их социальном самоопределении. Все эти проблемы обуславливают социальную необходимость создания данной программы.

Актуальность выявленных проблем подтверждается данными проведенного среди членов детского общественного объединения «Мечта» анкетирования, которое  показало, что  лишь 8% имеют ярко выраженный лидерский потенциал, 57 %  - средне выраженные лидерские качества, 35% - слабое развитие качества. По результатам диагностики уровня творческой активности (Рожков М.И., Тюнинков Ю.С. и др.), по критерию «направленность на творчество» низкий уровень творческой активности наблюдается у 38% членов детского объединения, средний  у 35%, а высокий у 27%. Данные опроса показали, что 67%  членов  детского объединения хотели бы принимать активное участие в общественной деятельности.

      В основе программы лежит концепция системного построения процесса воспитания В.А.Караковского. В основе программы  «ДОМ, который построим МЫ» лежат ведущие идеи концепции  В.А. Караковского:

  • Земля - общий дом человечества, которое вступает в новую цивилизацию XXI века. Земля людей и живой природы;
  • Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой;
  • Семья - начальная единица общества, окружение развития ребенка;
  • Труд - основа человеческого бытия. Он больше всего характеризует сущность человека;
  • Знания - результат разносторонней, прежде всего, творческой работы. Знания учащегося - это критерий труда преподавателя;
  • Культура - великое богатство, которое накоплено человечеством, как в материальной, так и в духовной жизни людей;
  • Мир - согласие между людьми, народами и государствами - главное условие существования Земли и человечества;
  • Человек - абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания.

Караковский считает, что в процессе воспитания необходимо обращаться к этим фундаментальным ценностям, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные нужды и поступки. Поэтому в  основу реализации программы положены следующие педагогические принципы:

  • Личностный подход в воспитании
  • Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе
  • Средовой подход к воспитательной деятельности
  • Дифференцированный подход к воспитанию детей
  • Природосообразности
  • Культуросообразности
  • Эстетизация среды жизнедеятельности и  развития ребенка.

Общечеловеческие ценности, предложенные В.А. Караковским в концепции, послужили основой для выбора ведущих направлений деятельности:

  1. Возвращение к истокам (эколого-краеведческое);
  2. Чтобы помнили  (гражданско-патриотическое);
  3. Твори добро (милосердие, тимуровская работа);
  4. Красота вокруг тебя (художественно - эстетическое).

Выбор данных направлений обусловлен также и проведенным анкетированием членов детского общественного объединения, которое показало их приоритетность: эколого-краеведческим направлением хотели бы заниматься – 30% респондентов, гражданско-патриотическим – 20%, художественно-эстетическим – 20 %, милосердие выбрали 20%, остальные предложенные направления (трудовое, туристическое) набрали по 5%.

В программе также предусмотрено образовательное направление «Я нужен, я могу, я делаю» – обучение актива. Оно способствует формированию активной жизненной позиции, развитию лидерских качеств, вырабатывает стремление к дальнейшему личностному росту. Данное образовательное направление построено на последовательном становлении продуктивной самостоятельности, включающие (по М.И. Махмутову) четыре этапа:

I этап – этап несамостоятельной активности – характеризуется организацией самостоятельной деятельности ребят, направленной на усвоение образцов. Роль вожатого на данном этапе – мотивационно-организационная;

II этап – этап полусамостоятельной активности – характеризуется организацией совместной с вожатым самостоятельной деятельности ребят. Этап предполагает перенос знаний в типовую ситуацию, анализ факта, события, формирует приемы и методы самостоятельной деятельности, формирует основания для дальнейшей самостоятельной деятельности учащихся;

 III этап – этап самостоятельной активности – характеризуется организацией самостоятельной деятельности ребят, активизацией их поисковой деятельности. У ребят наблюдается потребность в самообразовании. На этом этапе возможна поддержка вожатого, его роль – оценочно-регулирующая;

IV – этап творческой активности – характеризуется организацией самостоятельной деятельности творческого характера. Осуществляется полностью ребятами. Вожатый контролирует ее осуществление и организует оценку и самооценку ее результатов.

Для решения обозначенных проблем и реализации направлений в условиях детского объединения программа предусматривает применение деятельностного подхода. Суть воспитания с точки зрения этого подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выбранных целей и задач.

Важным средством для  стимулирования активности ребенка является структура личностного роста. В программе она  представлена «Домом роста». Выбор данной формы неслучаен,  дом наиболее наглядно выражает процесс развития, в основе которого постоянное стремление к идеалу, к итогу работы. Она предполагает  постепенное строительство дома, начиная от закладки фундамента заканчивая возведением крыши, каждая ступень из которых - это определенный уровень, который может достичь ребенок.

1 ступень – закладка фундамента («Учусь делать сам» - делай как я). Охотно выполняет поручения. Обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и к другим. Пробует себя в различных видах деятельности, проявляя свои умения. Участвует в работе детского объединения, выполняя порученное дело быстро и умело. Является непосредственным или опосредованным исполнителем проектов, реализует идеи других.

2 ступень – строительство стен («Делай сам по своему» - делай лучше). Творчески относится к делу, привнося в него свои идеи, участвуя во всех делах. Стремиться повысить уровень своих организаторских умений. Может организовать группу на исполнение какого-нибудь дела. Обладает умениями в определенной области деятельности. Постоянно реализует свои умения на практике, участвуя в различных делах. Коллектив признает, что он обладает специальными умениями навыками. Умеет четко выражать свои мысли, выстраивать логику реализации дела, идеи. Проявляет устойчивый интерес ко всем делам.

3 ступень – возведение крыши («Научи других» - делай с друзьями).  Самостоятельно организует дела в группе в пределах своих умений. Способен убедить в своей правоте и необходимости дела команду. Представляет объединение в данной области деятельности. Систематически совершенствует свое мастерство. Способен обучать основным умениям других. Обладает организаторскими способностями, авторитетом, умеет оценить способности других.

Переход ребенка от ступени к ступени определяется по количеству «кирпичиков», набранных за успешно выполненные дела.

Дети, достигшие по структуре личностного роста 3 ступени (ступень «возведения крыши»), владеющие достаточным запасом знаний, наиболее опытные и активные привлекаются к подготовке и проведению занятий обучения актива наряду с другими педагогическими кадрами школы (психолога, социального педагога, музыкального, медицинского работников, преподавателя физкультуры, библиотекаря).

Исходя из педагогической целесообразности данной программы, можно определить её цель и поставить задачи.

Цель:  Создание условий для  формирования активной, инициативной, творческой, нравственной личности и  успешной социализации ребенка в обществе.

Задачи:

  1. Приобретение знаний, умений, навыков, необходимых каждому ребенку для полноценного общения, планирования и организации разнообразной творческой и социально значимой деятельности; организация деятельности по педагогической помощи и поддержке ребенка в его жизненном самоопределении.
  2. Воспитание чувства долга, милосердия, ответственности, любви к своему краю, природе.
  3. Развитие творческих способностей, эстетических потребностей, стремления к восприятию прекрасного, активности, лидерских качеств,  коммуникативных способностей, умения жить в коллективе.

   

Срок реализации программы - 3 года. В её реализации принимают участие дети и подростки с 11  до 14 лет (члены детского объединения).

       В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа:

  • Подготовительный
  • Основной
  • Итоговый 

Подготовительный этап

Предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения, навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя.

Педагог организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Дети – активные участники проводимых мероприятий и дел.

Основной этап

На данном этапе полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются. Дети становятся не только активными участниками, но и организаторами предлагаемых мероприятий, учатся сами планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит развитие коллектива, укрепление партнерских связей. Возрастает социальная значимость детского общественного объединения в образовательном учреждении и в городе в целом и повышается социальная активность самих его членов.

Итоговый этап

 Дети сами предлагают, проводят и анализируют не только мероприятия, но и помогают проводить занятия школы активности, что способствует преемственности в деятельности детского объединения (от старших к младшим). Коллектив представляет собой единое целое, стремящееся к саморазвитию.

Работа по реализации программы будет проводиться через внедрение активных форм работы: игр-путешествий, деловых игр, экскурсий, познавательных игр, социального проектирования.

Формы и режим занятий

По образовательному направлению программы занятия проводятся два раза в месяц для всего актива детского общественного объединения. Во время практических занятий члены детского объединения работают по направлениям. Полученные в ходе реализации программы знания, умения и навыки обобщаются и углубляются, реализуются на практике. Продолжительность занятия 45 минут.

Формы занятий:

1. Беседы.

2. Игры.

3. КТД.

4. Тренинги.

5. Творческие задания.

6. Учебное занятие

7. Экскурсия.

8. Групповая работа.

9. Коллективная работа.

10. Встреча с интересными людьми.

Формы подведения итогов

1. Входящая и выходящая диагностика с целью отслеживания результативности и эффективности развития личности и коллектива в целом.

2. Игровые зачеты в школе актива, Сборы, Советы, массовые мероприятия, КТД, акции и социально - значимые дела, реализация проектов.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты:

  1. Приобретение знаний, умений и навыков планирования и организации разнообразной творческой и социально - значимой деятельности, позитивного общения.
  2. Участие членов детского объединения в различных творческих конкурсах и конкурсах социальной направленности.
  3. Развитие творческих способностей и активности
  4. Формирование познавательного интереса к окружающему миру.
  5. Формирование положительных качеств характера: доброты, самостоятельности, милосердия, ответственности; чувства долга и товарищества, любви к своей малой Родине, экологической культуры личности
  6. Расширение круга социальных партнеров.
  7. Успешная социальная адаптация детей.

Критерии оценки эффективности программы

«ДОМ, который построим МЫ»

Критерий

Мониторинг (оценка)

Активность и добровольность детей

Методика определения самоуправления в коллективе (М.И.Рожков)

Анкета «Я и мое детское объединение»

Экологическая культура

Анкета «Уровень экологической культуры»

Отношение к родному краю

Методика определения ценностного отношения» (по Мясищеву В.Н.)

Лидерские и организаторские качества,

коммуникативные способности

Тест «Могу ли я быть лидером-организатором?».

«Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей учащихся» В.Ф. Ряховского

Ценностное, нравственное воспитание

С.М. Петрова методика «Пословицы»

Тест «Размышляем о жизненном опыте» (характеристика нравственной воспитанности учащихся)

Формирование у учащихся творческой активности

Методика диагностики уровня творческой активности (подготовлена М.И. Рожковым, Ю.С.Тюнниковым, Б.С. Алишебым,

Л.А. Воловичем)

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

1. Наличие материально-технической базы (комната досуга, актовый и спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение).

2. Учебные пособия (наглядный, дидактический и методический материал, стенды).

3.  Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог, библиотекарь, музыкальный работник, старшая вожатая, члены детского общественного объединения «Мечта».

II. Учебно-тематический план образовательного направления

«Я нужен, я могу, я делаю» - обучение актива.

2.1. Учебно-тематический план первого года обучения

Соответствует I этапу становления продуктивной самостоятельности.

Этап несамостоятельной активности.

п/п

Наименование темы

Количество занятий

Количество часов

теория

практика

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

Вводное занятие «Давайте познакомимся»

Из истории детского общественного движения

Современные детские общественные объединения и организации.

Государственная символика России. Символы нашего объединения.

Правовые основы деятельности детского общественного объединения

Методика КТД (понятие, этапы, виды)

«Добро пожаловать, игра» (понятие, классификация игр)

Навыки организаторской работы

1

2

2

3

2

3

3

2

---

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

2

1

1

2

2

3

2

3

3

2

Итого:

18

8

10

18

2.2. Учебно-тематический план второго года обучения

Соответствует II и III этапу становления продуктивной самостоятельности.

Этап полусамостоятельной и самостоятельной активности.

п/п

Наименование темы

Количество занятий

Количество часов

теория

практика

всего

1

2

3

4

5

6

Программы СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия»

Кто такой лидер? (лидер, качества лидера, знания, необходимые лидеру)

Я и коллектив

Я – оформитель

«Есть идея!» (социальное проектирование)

Школьная стенгазета – с чего начать и как делать?

3

3

3

3

4

2

1

1

1

1

2

1

2

2

2

2

2

1

3

3

3

3

4

2

Итого:

18

7

11

18

2.3. Учебно-тематический план третьего года обучения

Соответствует IV этапу становления продуктивной самостоятельности.

Этап творческой активности.

п/п

Наименование темы

Количество занятий

Количество часов

теория

практика

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

В копилку лидера (песни, игры, конкурсы)

Деловая игра «Я глазами меня»

«Есть мнение!» (как проводить анкетирование, анализ анкет, подводить итоги.)

«Давай действовать» (акции и операции в детском объединении)

«Я организую праздник» (организация и подготовка массовых мероприятий)

Я – оратор, я – ведущий»

« Я - вожатый» (организация досуга в летнем лагере)

 

Итоговое занятие: игровой зачет

4

1

2

3

3

2

2

1

1

---

1

1

1

1

1

---

3

1

1

2

2

1

1

1

4

1

2

3

3

2

2

1

Итого:

18

6

12

18

III. Содержание образовательного направления

«Я нужен, я могу, я делаю» - обучение актива.

3.1. Содержание изучаемого курса первого года обучения.

Тема: вводное занятие «Давайте познакомимся»

Теория

Практика

 Игра «Будем знакомы», в которой ребята знакомятся с  правилами поведения, задачами, перспективами деятельности по программе. Знакомство с д/о «Мечта».  

Тема: Из истории детского общественного движения

Теория

Практика

Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина.

 СПО Нижегородской области

Экскурсия в ЦВР, встреча с ветеранами Пионерии.

Общая викторина по изученному.

Тема: Современные детские общественные объединения и организации

Теория

Практика

 Рассказ о современных детских организациях и объединениях школы, района, области

Деловая игра  « Мое объединение»

 

Тема: Государственная символика России. Символы нашего объединения.

Теория

Практика

Рассказ о гимне, гербе и флаге России. Знакомство с символами ДОО «Мечта»

Разучивание и пение гимна России. Разучивание и пение гимна ДОО «Мечта».  Работа в группах: составление кроссворда по изученной теме.

Тема: Правовые основы деятельности детского объединения

Теория

Практика

Конвенция ООН о правах ребенка.

Положение детского общественного объединения «Мечта».

Работа в группах, анализ предложенных ситуаций.

Деловые игры «Моя Конвенция».

Тема: Методика КТД (понятие этапы, виды)

Теория

Практика

Что такое КТД? Понятие, структура, виды. Шесть стадий проведения коллективно-творческого дела (по И.П. Иванову

Работа в группах: разработка  КТД.

Викторина по изученному материалу.

Тема: «Добро пожаловать, игра» (понятие, классификация игр)

Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы.

Разучивание и проведение игр (игры на местности, игры-аттракционы, словесные игры, игры-шутки), составление игротеки.

Работа по группам: организация игровых и конкурсных программ в ГПД.

Тема: Навыки организаторской работы

Теория

Практика

Кто такой организатор? Секреты работы организатора.

Игра «Организаторское домино»

  1.  Содержание изучаемого курса второго года обучения.

Тема: Программы СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия»

Теория

Практика

Программы «Маленький принц», «Детский орден милосердия», «Игра – дело серьезное» и другие

Работа в группах, викторина по изученному материалу.

Тема: Кто такой лидер (лидер, качества лидера, знания, необходимые лидеру)

Теория

Практика

Лидер, кто он? Качества лидера. Копилка лидера.

КТД «Ты – лидер, я – лидер»

Тема: Я и коллектив

Теория

Практика

Понятие коллектив, взаимоотношения в коллективе, лидерство в коллективе

Тренинг, проводимый психологом «Ты+Я=коллектив»

Тема: Я – оформитель

Теория

Практика

Секреты оформительской работы

Творческое занятие «Радуга» (оформление праздника в ДОО «Мечта»)

Тема:  «Есть идея!» (Социальное проектирование)

Теория

Практика

Представление о социальном проектировании. Этапы работы над проектом.

Работа по группам: разработка социальных проектов по выделенным проблемам.

Тема:  Школьная стенгазета – с чего начать и как делать?

Теория

Практика

Школьная стенгазета «Большая перемена»

Игра «Пора выпускать»

  1.  Содержание изучаемого курса третьего года обучения.

Тема:  В копилку лидера (песни, игры, конкурсы)

Теория

Практика

Игры, песни, конкурсы в работе лидера

Разучивание игр, песен, конкурсных заданий.

КТД «Если с другом вышел в путь»

Тема:  Деловая игра «Я глазами меня»

Теория

Практика

Вопросы для обсуждения. Разбивка на группы. Задания. Разработка алгоритма организации самосовершенствования.

Тема: «Есть мнение!»

(как проводить анкетирование, анализ анкет, подводить итоги.)

Теория

Практика

Методика составления анкеты, проведения анкетирования, обработки результатов.

Работа по группам: составление анкеты.

Тема: «Давай действовать» (акции и операции ДОО «Мечта»

Теория

Практика

Акции и операции ДОО «Мечта»

Разработка акции «Пора делать добрые дела»

Тема: «Я организую праздник» (организация и подготовка массовых мероприятий)

Теория

Практика

Кто такой организатор праздника

Разработка праздника «День рождение ДОО «Мечта»

Тема «Я – оратор, я – ведущий»

Теория

Практика

Ораторское мастерство. Качества ведущего.

Публичное выступление на тему «Хочу быть лидером»

Тема «Я – вожатый» (организация досуга в летнем лагере»

Теория

Практика

Что нужно знать вожатому в летнем лагере?

Игра «Здравствуй, лето»

Итоговое занятие: игровой зачет

IV. Содержание программы.

Программа реализуется по четырем основным направлениям деятельности: эколого-краеведческому, гражданско-патриотическому, тимуровскому, художественно-эстетическому.

1. «Возвращение к истокам» (эколого-краеведческое). 

Земля – наш общий дом. Будущее планеты зависит от отношения к ней сегодняшнего молодого поколения – детей. Поэтому важно привить ребятам сознание того, что природа требует к себе бережного отношения. Не стоит забывать и о своем крае, ведь экология и краеведение – два взаимосвязанных понятия. Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Современный культурный человек должен иметь знания по основным разделам экологии и краеведения.

Работая по данному направлению, ребята будут заниматься изучением природы, изучением своего края, организацией и проведением игровых программ, праздников, организацией экскурсий на объекты природного и культурного наследия, практической деятельностью – изготовлением кормушек, очистка берега реки Волга, посадка деревьев в школьном дворе, организация работы по подкормке птиц и животных. Работа по данному направлению способствует воспитанию бережного отношения к окружающему миру, природе, духовным и культурным традициям родного края.

Задачи направления:

  • содействие формированию знаний и умений, расширение кругозора;
  • воспитание чувства любви к малой Родине, гордости,        сопричастности и ответственности за свою страну, воспитание бережного отношения к природному и культурному  наследию.
  • воспитание  у учащихся бережного отношения к природе, стремления к природоохранной деятельности, трудолюбия.
  • развитие познавательной активности, интереса к окружающей  природе.

Формы работы:

  • Конкурсы, беседы.
  • Игровые программы, игры-путешествия.
  • Социальное проектирование.
  • Акции.
  • КТД.
  • Экскурсии.
  • Исследовательская работа.

2. «Чтобы помнили» (гражданско-патриотическое).

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Данное направление предполагает воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи направления:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

Формы работы:

  • Акции.
  • Беседы, круглые столы, диспуты.
  • КТД.
  • Экскурсии.
  • Социально-значимые дела.
  • Социальное проектирование.

2.    «Твори добро» (милосердие, тимуровская работа)

Данное направление предполагает организацию социально-значимой деятельности: внимание и забота о ветеранах войн, пожилых людях микрорайона, младших ребятах.

Задачи направления:

  • содействие воспитанию у учащихся  милосердия, добросовестности в выполняемой работе, проявлению инициативы, товарищеской взаимопомощи.
  • развитие социальной активности, творческих способностей.
  • организация сотрудничества с младшими школьниками, забота о пожилых людях, живущих в микрорайоне школы, проведение практических и конкретных дел милосердия, оказание действенной помощи всем, кто в ней нуждается;

Формы работы:

  • Акции.
  • Социальное проектирование.
  • Конкурсы, игровые программы.
  • КТД.

3. Красота вокруг тебя (художественно-эстетическое) - это направление подразумевает приобщение детей к миру прекрасного: театральное и  художественное творчество и опирается на национальную культуру. Еще Л. Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого человека есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.

Задачи направления:

  • создание условий для развития способностей и склонностей ребят.
  • организация и проведение конкретных дел: конкурсов рисунка, выставок художественного творчества, театрализованных игровых программ, изготовление различных поделок.
  • изучение национальных традиций своего народа.

Формы работы:

  • Праздники, конкурсы, игровые программы, театрализованные представления.
  • КТД.
  • Акции.
  • Выставки творческих работ.

V. План реализации программы на 2009-2010 уч. год  

п/п

мероприятие

сроки

Ответственные

Направление «Красота вокруг тебя» (художественно-эстетическое)

1

Конкурс рисунков «Золотая осень»

сентябрь

Ст. вожатая, рук. Направления

2

Сценическое выступление ко Дню учителя

октябрь

Ст. вожатая, рук. Направления

3

Осенняя ярмарка «Красна осень хлебами, а мы – пирогами»

октябрь

Ст. вожатая, рук. Направления

4

Сказка для младших школьников «В гостях у Айболита»

ноябрь

Ст. вожатая, рук. Направления

5

Новогоднее представление для младших школьников «Наш веселый Новый год»

декабрь

Ст. вожатая, рук. Направления

6

Масленица

февраль

Ст. вожатая, рук. Направления

7

Конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества

февраль

Ст. вожатая, рук. Направления

8

«Весенняя капель» (поделки к 8 марта)

март

Ст. вожатая, рук. Направления

9

«Мир похож на цветной луг» (экскурсия в детскую художественную школу)

апрель

Ст. вожатая, рук. Направления

10

Крестики-Нолики (творческая игра)

май

Ст. вожатая, рук. Направления

Направление «Возвращение к истокам» (эколого-краеведческое)

1

Экскурсия в краеведческий музей

сентябрь

Ст. вожатая, рук. Направления

2

Операция «Чистый берег» (очистка берега реки Волга)

октябрь

Ст. вожатая, рук. Направления

3

Игра «Город, в котором мы живем»

ноябрь

Ст. вожатая, рук. Направления

4

КТД «Путешествие по экологической тропе»

декабрь

Ст. вожатая, рук. Направления

5

Акция «Согреем птиц своей заботой»

февраль

Ст. вожатая, рук. направления

6

Наследие нашего города (разработка социального проекта»

март-апрель

Ст. вожатая, рук. направления

7

Викторина «Кладовые природы»

май

Ст. вожатая, рук. Направления

Направление «Чтобы помнили»  (гражданско-патриотическое)

1

Экскурсия в военно-патриотический клуб «Сокол»

сентябрь

Ст. вожатая, рук. Направления

2

Акция «Подарок ветерану» (ко Дню пожилого человека)

октябрь

Ст. вожатая, рук. Направления

3

Викторина «Герои Великой Отечественной войны – балахнинцы»

ноябрь

Ст. вожатая, рук. Направления

4

Круглый стол «Я – гражданин России»

декабрь

Ст. вожатая, рук. Направления

5

Акция «Защитникам Отечества»

(изготовление и расклеивание поздравительных листовок к 23 февраля)

февраль

Ст. вожатая, рук. Направления

6

«Служу России» (конкурс рисунка)

февраль

Ст. вожатая, рук. Направления

7

Разработка социального проекта «Этот День Победы…»

март -апрель

Ст. вожатая, рук. Направления

8

КТД «Мы будем помнить»

апрель-май

Ст. вожатая, рук. Направления

Направление «Твори добро» (милосердие, тимуровская работа)

1

Акция «Дети-детям»

сентябрь-октябрь

Ст. вожатая, рук. Направления

2

Игровая программа «Доброта идет по свету»

ноябрь

Ст. вожатая, рук. Направления

3

Мастерская Деда Мороза

декабрь

Ст. вожатая, рук. Направления

4

Игровая программа  «В кругу друзей»

январь

Ст. вожатая, рук. Направления

5

Акция «Подари книгу библиотеке»

февраль

Ст. вожатая, рук. Направления

6

Разработка социального проекта «Мои предки в истории страны»

март

Ст. вожатая, рук. Направления

7

Акция «Ветераны живущие рядом»

апрель-май

Ст. вожатая, рук. Направления

VI.  Взаимодействие с социальными партерами.

В рамках реализации комплексной программы «ДОМ, который построим МЫ» детское общественное объединение «Мечта» взаимодействует как с партнерами микросоциума, так и макросоциума.

Микросоциум

 (воспитательное пространство образовательного учреждения)

Находясь в одном образовательном пространстве  с МОУ СОШ №  9, детское объединение взаимодействуют с педагогами, родительской общественностью, администрацией школы, детским объединением для младших школьников «Светлячок», ученическим самоуправлением. (Приложение 1)

С администрацией школы детское объединение взаимодействует на основе договора о совместной деятельности (Приложение 2).

Взаимодействие с советом старшеклассников строится через:

  • участие в  заседаниях Школьного Совета, на котором обсуждаются общешкольные проблемы и осуществляется поиск путей их решения, проводится коллективное планирование жизнедеятельности ученического коллектива;
  • реализацию совместных проектов и акций («Дети-детям», проект «Нашей школе – 70 лет»).
  • проведение общих мероприятий ко Дню учителя, Дню Св. Валентина, Дню Победы.

Деятельность детского объединения не возможна без взаимодействия с педагогическим коллективом и родительской общественностью, которое осуществляется через следующие формы работы:  

  • обсуждения инициатив детей на педагогических советах и    общешкольных родительских комитетах;
  • привлечение учителей и родителей к подготовке и проведению различных мероприятий: бесед, игр, викторин, конкурсов, круглых столов, обучению актива;
  • совместная реализация социальных проектов и проведение социологических исследований.

С целью преемственности в деятельности детского объединения, развития коммуникативных навыков, приобретения опыта общения с младшими школьниками, детское объединение «Мечта» взаимодействует с объединением «Светлячок», созданном на базе начальной школы через  проведение игр на перемене и совместных праздников – осенняя ярмарка «Красна осень хлебами, а мы – пирогами», «Масленица», краеведческих викторин, акций.

Такое тесное взаимодействие позволяет в рамках единого воспитательного пространства образовательного учреждения  действовать согласованно со всеми участниками образовательного процесса.

Макросоциум (воспитательное пространство города)

 Детское общественное объединение «Мечта» взаимодействует также и с городскими учреждениями и общественными организациями. (Приложение № 3)

Детское объединение «Мечта» является субъектом Союза детских общественных объединений (организаций) «Пестрый круг» г. Балахна  и является активным участником его деятельности:

  • районная акция «Дети-детям»,
  • районный этап акции «Я – гражданин России»;
  • слет детских общественных объединений и организаций района и др.

Реализация программы деятельности «ДОМ, который построим МЫ» детского общественного объединения предусматривает сотрудничество Центром Внешкольной работы, г. Балахна, которое осуществляется через участие в районных, городских и областных мероприятиях, привлечение педагогов центра к обучению актива детского объединения, организацию совместных экскурсий и походов.

Детское объединение «Мечта» сотрудничает с  КСК «Дом Москвы» и Районным домом культуры (РДК) в рамках районных и городских мероприятий.

Одним из направлений программы детского объединения «Мечта» является гражданско-патриотическое «Чтобы помнили». В рамках этого направления объединение взаимодействует с общественной организация «Ветераны боевых действий» Балахнинского района, которое осуществляется через встречи с ветеранами разных войн, ежегодную акцию «Вахта памяти» и др.

По направлению «Возвращение к истокам» (эколого-краеведческое) детское общественное объединение «Мечта» сотрудничает с Балахнинским краеведческим музеем и Центром детского юношеского туризма и экскурсий (ЦДЮТиЭ), которое осуществляется через участие в экскурсиях по родному краю, организации встреч с краеведами, экологических акциях «Подарим дом пернатым», «Поможем реке», «Сбережем первоцветы».



VII. Список литературы.

  1. Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 год)
  2. Федеральный закон от 13.01.1996  №12-ФЗ «Об образовании». – Вестник образования, №7/1996.
  3. Федеральный закон от 20.07.2000 №102 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 16 Закона РФ «Об образовании». – Вестник образования, №18/2000.
  4. Закон   Российской  Федерации  «Об  общественных  объединениях»  (от 19.05.1995г.)
  5. Федеральный закон РФ от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». – Проблемы школьного воспитания, № 2/1995.
  6. Методические рекомендации МО РФ во исполнение решения коллегии от 28.09.1999 №19 «О расширении деятельности детских и молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях». – Вестник образования, №9/2000.
  7. Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001 № 2419 о реализации решения коллегии  от 29 мая 2001 г. №11/1 «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений». - Внешкольник, №9/2001.
  8.  Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001гг. (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.1999 №574). - Внешкольник, №1/2000.
  9. Аверин В.А.: Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
  10. Белобородов Н.В.: Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.

     11. Волохов А.В., Мирошкина М.Р. и др.: Команда нашего двора.–

           Н. Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

    12. Побережная Л.А. : Игротека.  Лидер XXI века / Л.А. Побережная. – Н.     Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2006.

     13. Подласый И.П.: Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

14. Степанов Е.Н., Лузина Л.М.: Педагогу о современных подходах и    концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

15. Фришман И.И.: Тебе вожатый! Выпуск 4: Путеводная звезда вожатого. Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические  технологии», 2005

16. Харламов И.Ф.: Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд. – М.: Высш. шк., 1990.

Приложение 1

Карта социального партнерства ДОО «Мечта»

Микросоциум

 (воспитательное пространство образовательного учреждения)

Приложение 2

ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ.

Настоящий договор заключен между МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» в лице директора школы Жихаревой Л.И. и детским общественным объединением «Мечта» в лице старшей вожатой Приклонской О.А. на 1 год (2009-2010 уч.год).

Цель договора: сотрудничество школы и детского объединения через создания условий для развития свободной личности:

  • Уважения и достоинства;
  • Соблюдение прав и свобод личности;
  • Здорового образа жизни;
  • Социальной адаптации и активности.

Реализация договора проходит через совместную деятельность школы и детского общественного объединения по реализации целей и задач школы на основе метод коллективно-творческой деятельности и социального проектирования.

  1. Детское объединение «Мечта» обязуется:
  • Действовать в соответствии с уставом детского объединения «Мечта»;
  • Широко информировать учащихся, педагогический коллектив и родителей о деятельности детского объединения как внутри, так и за пределами образовательного учреждения;
  • Принимать активное участие в жизни школы, стремится к улучшению атмосферы внутри школы;
  • Вовлекать в детское объединение как можно больше новых ребят;
  • Организовывать интересный и увлекательный досуг;
  • Четко планировать свою деятельность;
  • Основывать свою деятельность на принципах гуманности, сотрудничества и демократизма.

2. Администрация обязуется:

  • Оказывать поддержку деятельности детского объединения;
  • Обеспечить детское объединение помещением и базой;
  • Не нарушат данный договор.

Согласовано:

Директор МОУ «СОШ  № 9» _______________(Жихарева Л.И.)

 

Старшая вожатая МОУ «СОШ  № 9_______(Приклонская О.А.)

Приложение 3

Карта социального партнерства ДОО «Мечта»»

Макросоциум

(воспитательное пространство города)

Приложение 4.

ДИАГНОСТИКА В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

«ДОМ, который построим МЫ»

Методика определения уровня развития

самоуправления в ученическом коллективе.

Утверждаю, что…

Да

Скорее да, чем нет

Трудно сказать

Скорее нет, чем да

Нет

  1. Для меня важно добиться, чтобы коллектив моего класса работал лучше
  2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса
  3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе
  4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач
  5. Мой класс способен к дружным самостоятельным действиям
  6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися
  7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива
  8. Актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями
  9. Учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей
  10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса
  11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены
  12. Готов ответить за результаты работы своих товарищей
  13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы
  14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации различных общешкольных мероприятий
  15. Мы стремимся помочь представителям своего класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед нами
  16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы
  17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями
  18. Удовлетворен отношениями моих товарищей к другим классам
  19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними
  20. Учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом
  21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего школьного коллектива
  22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов
  23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях
  24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива

При обработке результатов 24 включенных в нее утверждения делят на 6 групп:

  1. включенность учащихся в самоуправленческую деятельность(1-4);
  2. организованность классного коллектива (5-8)
  3. ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12)
  4. включенность класса в дела общешкольного коллектива (13-16)
  5. отношения класса к другим классам (17-20)
  6. ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (21-24)

Ответы оцениваются в баллах: да – 4; скорее да, чем нет – 3; трудно сказать -2;

скорее нет, чем да – 1; нет – 0.

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, набранных всеми участниками опроса. Затем они делятся на число участников опроса(16 – максимальное количество баллов, которым можно оценить ответы одного опрашиваемого по каждому блоку). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется в зависимости от значений коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления низкий, если выше 0,5, но меньше 0,8 – средний, больше 0,8 – высокий.

Уровень развития самоуправления коллектива всего учебного заведения определяется коэффициентами последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше 0,55, но ниже 0,85 – средний, больше 0,85 – высокий.

АНКЕТА

«Я и мое объединение»

для участников детского общественного объединения

10-11 лет

Дорогой друг!

Мы рады познакомиться с тобой и твоим объединением!

Ответь, пожалуйста, на вопросы.

1.Район/город, учреждение_________________________________________________

2. Фамилия, имя, возраст___________________________________________________

3. Как называется твое объединение?_________________________________________

_________________________________________________________________________

4. Чем ты занимаешься в своем объединении?__________________________________

_________________________________________________________________________

5. Чему ты научился в нем?__________________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Какое творческое дело тебе запомнилось больше всего?________________________

__________________________________________________________________________

Спасибо!

АНКЕТА

«Я и мое объединение»

для участников детского общественного объединения

12-14 лет

Дорогой друг!

Мы рады познакомиться с тобой и твоим объединением!

Ответь, пожалуйста, на вопросы.

1.Район/город, учреждение_________________________________________________

2. Фамилия, имя, возраст___________________________________________________

3. Как называется твое объединение?_________________________________________

_________________________________________________________________________

4.Какие в твоем объединении:

   Символы________________________________________________________________

   Атрибуты_______________________________________________________________

   Традиции________________________________________________________________

5. Если тебе нравится быть в детском объединении, то почему?

МОГУ ЛИ Я БЫТЬ ЛИДЕРОМ – ОРГАНИЗАТОРОМ?

Инструкция: Если вы полностью согласны с приведенным утверждением, в клеточку с соответствующем номером поставьте цифру 4; скорее согласны, чем нет, - 3; затрудняетесь сказать – 2;  скорее не согласны – 1;  полностью не согласны – 0.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

УТВЕРЖДЕНИЯ:

  1. Я не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
  2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
  3. Я  знаю, как преодолеть трудности.
  4. Люблю искать и пробовать новое.
  5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.
  6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
  7. Мне нетрудно добиться, чтобы все работали хорошо.
  8. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
  9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.
  10. Я умею четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
  11. Я хорошо планирую свое время и работу.
  12. Я легко увлекаюсь новым делом.
  13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
  14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
  15. Любой человек для меня открытая книга.
  16. В любом окружении я признанный лидер.
  17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
  18. Для меня важно достижение цели.
  19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
  20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
  21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
  22. У меня всегда все получается.
  23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
  24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.
  25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
  26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
  27. Решая проблемы, использую опыт других.
  28. Принимая решения, перебираю различные варианты.
  29. Я умею воздействовать на товарищей, если считаю это нужно.
  30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
  31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
  32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
  33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опуская руки.
  34. Я хорошо представляю, как завоевать авторитет среди людей.
  35. Я стремлюсь решать все проблемы.
  36. Я никогда не поступаю так, как другие.
  37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
  38. При организациях дел я учитываю мнение товарищей.
  39. Я нахожу выход в сложной ситуации.
  40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
  41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
  42. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.
  43. Не существует проблемы, которую я не могу разрешить.
  44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
  45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
  46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
  47. Я умею находить общий язык с людьми.
  48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

Обработка результатов: После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопрос 8,15,22,29,36,41,42,43).

Эта сумма определяет развитость лидерских качеств: А – умение управлять собой; Б – осознание цели (знаю, чего я хочу); В – умение решать проблемы; Г – творческий подход; Д – влияние на окружающих; Е – знание правил организаторской работы; Ж – специфической качества личности организатора; З – умение работать с группой.

 Если сумма в столбце меньше 13, то качество развито слабо и необходимо работать над его совершенствованием, если больше – качество развито средне или сильно. При этом нужно обратить их внимание на вопросы 8,15,22,29,36,41,42,43. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, это свидетельствует о том, что отвечающий был  неискренен в самооценке.

Тест «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) старшеклассников»

(автор - В.Ф.Ряховский)

Инструкция испытуемому:

Вам нужно ответить на все вопросы «Листа вопросов». Если ваш ответ положителен, то в соответствующей клетке листа ответов поставьте знак «+», если отрицательный – «-». Не нужно тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Когда вы отвечаете на вопросы, обращайте внимание на их первые слова. Свободно выражайте свое мнение. Не стремитесь произвести благоприятное впечатление своими ответами.

Лист вопросов

  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
  3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из товарищей?
  4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в критической ситуации?
  5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
  6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что вам приятнее проводить время с книгами, чем с людьми?
  8. Легко ли вы отступаете от своих намерений?
  9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
  10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами игры и развлечения?
  11. Трудно ли вам включаться в новые компании?
  12. Часто ли откладываете дела, которые нужно было выполнить сегодня, на другие дни?
  13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
  15. Трудно ли вам осваиваться в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей?
  17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
  20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?
  21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у вас раздражение, если не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли вы чувство затруднения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новыми людьми?
  24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
  27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
  28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли вы, что можете внести оживление в малознакомую для вас компанию?
  30. Принимаете ли вы участие в общественной жизни класса?
  31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято вашими товарищами?
  33. Легко ли вы включаетесь в новые для вас компании?
  34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у вас много друзей?
  38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
  39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Лист ответов КОС.

1

11

21

31

2

12

22

32

3

13

23

33

4

14

24

34

5

15

25

35

6

16

26

36

7

17

27

37

8

18

28

38

9

19

29

39

10

20

30

40

 

С помощью дешифраторов подсчитывается количество совпавших ответов в «Листе ответов» с дешифратором ответов по каждому разделу методики.

Дешифратор коммуникативных склонностей.

 

1

+

11

+

21

+

31

+

3

-

13

-

23

-

33

-

5

+

15

+

25

+

35

+

7

-

17

-

27

-

37

-

9

+

19

+

29

+

39

+

Дешифратор организаторских склонностей.

 

2

+

12

+

22

+

32

+

4

-

14

-

24

-

34

-

6

+

16

+

26

+

36

+

8

-

18

-

28

-

38

-

10

+

20

+

30

+

40

+

Оценочный коэффициент (К) коммуникативных или организаторских склонностей определяется по формуле:

К = М / 20

где М – количество совпадающих с дешифратором ответов.

По шкале оценок определяют уровень организаторских и коммуникативных склонностей.

Шкала оценок.

Коэффициент организаторских склонностей (К - 0)

Уровень проявления коммуникативных, организаторских склонностей

Коэффициент коммуникативных склонностей (К-К)

0,10-0,55

Низкий

0,10-0,45

0,56-0,65

Ниже среднего

0,46-0,55

0,66-0,70

Средний

0,56-0,65

0,71-0,80

Высокий

0,66-0,75

0,81-1,00

Очень высокий

0,76-1,00

Методика помогает определить уровень развития склонностей на данный момент.

Анкета «Уровень экологической культуры»

(Попробуй оценить своё отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаёшь).

Задание: прочесть вопрос, три ответа на него, выбрать один из ответов и запомнить оценку в баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.

 

ВОПРОСЫ

ДА

НЕТ

По-разному

 

1.

Хорошо ли ты относишься к природе?

2

0

1

2.

Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых?

2

0

1

3.

Всегда ли ты бережёшь красоту вокруг себя?

0

2

1

4.

Заслуживают ли внимания явления природы?

1

0

2

5.

Всегда  ли ты относишься к природе внимательно?

1

2

0

6.

Все ли явления природы тебя интересуют?

0

1

2

7.

Проявляется ли этот интерес в поступках?

1

2

0

8.

Ценишь ли ты новизну в природе?

1

2

0

9.

Влияет ли природа на твои переживания?

0

1

2

10.

Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь её явления?

1

0

2

11.

Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб?

0

2

1

12.

Любишь ли ты читать описания природы в книгах?

0

2

1

13.

Влияет  ли  природа  на твоё поведение?

1

0

2

14.

Влияет ли окружающая природа на твои мысли?

2

0

1

15.

Часто ли ты прогуливаешься среди природы?

1

2

0

16.

Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?

2

0

1

17.

Любишь ли ты чем-либо заниматься среди природы?

1

0

2

18.

Часто ли ты равнодушен к окружающей природе?

2

1

0

19.

Начались ли твои выступления против вреда, наносимого природе нерадивыми людьми, в средних классах?

0

2

1

20. 

Часто ли рассматриваешь природу, изображённую художниками?

0

2

1

21.

Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа?

1

2

0

22.

Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе?

2

0

1

23.

Всегда ли добросовестно трудишься, ухаживая за природой?

1

2

0

24.

Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой  природы?

1

0

2

 

Обработка результатов: В конце анкетирования подсчитывают сумму ответов в категориях «да»:от  18-23 баллов – высокий уровень экологической культуры; от 13 до 18 баллов – средний уровень экологической культуры; ниже 13 баллов – низкий уровень экологической культуры.

МЕТОДИКА «ПОСЛОВИЦЫ»

( разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

          Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

          Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:

1балл – согласен в очень незначительной степени;

2балла – частично согласен;

3балла – в общем согласен;

4балла – почти полностью согласен;

5баллов – совершенно согласен.

          Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в большей степени.

          Предлагаются следующие пословицы:

  1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

г) что за честь, когда нечего есть;

  1. а) не хлебом единым жив человек;

б) живется, у кого денежка ведется;

в) не в деньгах счастье;

г) когда деньги вижу, души своей не слышу;

  1. а) кому счастье служит тот ни о чем не тужит;

б) где счастье плодится там и зависть родится;

в) кто хорошо живет, тот долго живет;

г) жизнь пожить не поле перейти;

  1. а) бояться несчастья и счастья не видать;

б) людское счастье, что вода в бредне;

в) деньги – дело наживное;

г) голым родился, гол и умру;

  1. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженого Бог бережет;

в) на Бога надейся, сам не плошай;

г) не зная броду, не суйся в воду;

  1. а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

в) хочу – половина могу;

г) лбом стены не прошибешь;

  1. а) добрая слава лучше богатства;

б) уши выше лба не растут;

в) как проживешь, так и прослывешь;

г) выше головы не прыгнешь;

  1. а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

в) люди – всё, а деньги – сор;

г) деньгам все повинуются;

  1. а) что в людях живет, то и нас не минет;

б) живу как живется, а не как люди хотят;

в) от народа отстать – жертвою стать;

г) никто мне не указ;

  1.  а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

в) своя рубашка ближе к телу;

г) наше дело – сторона;

  1.  а) сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добро, да себе без беды;

в) жизнь дана на добрые дела;

г) когда хочешь себе добра, никому не делай зла;

12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

     б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

     в) доброе братство лучше богатства;

     г) черный день придет – приятели откажутся;

  1. а) ученье – свет, не ученье – тьма;

б) много будешь знать, скоро состаришься;

в) ученье лучше богатства;

г) век живи, век учись, дураком помрешь;

  1. а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

в) можно тому богатому быть, кто от трудов мало спит;

г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат;

  1. а) на что и законы писать, если их не исполнять;

б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в) где тверд закон, там и дурак умен;

г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

          Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

  1. а, в – духовное отношение к жизни,

б, г – бездуховное отношение к жизни;

  1. а, в – не значимость материального благополучия в жизни,

б, г – материально благополучная жизнь;

  1. а, в – счастливая, хорошая жизнь,

б, г – трудная, сложная жизнь;

  1. а, в – оптимистическое отношение к жизни,

б, г -  пессимистическое отношение к жизни;

  1. а, в – решительное отношение к жизни,

б, г – осторожное отношение к жизни;

  1. а, в – самоопределение в жизни,

б, г – отсутствие самоопределения в жизни;

  1. а, в – стремление к достижениям в жизни,

б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;

  1. а, в – хорошее отношение к людям,

б, г – плохое отношение к людям;

  1. а, в – коллективное отношение к людям,

б, г – индивидуалистическое отношение к людям;

  1. а, в – эгоцентрическое отношение к людям,

     б, г – эгоистическое отношение к людям;

  1. а, в – альтруистическое отношение к людям,

          б, г – паритетное отношение к людям;

  1. а, в – значимость дружбы,

          б, г – не значимость дружбы;

  1. а, в – значимость ученья,

          б, г – не значимость ученья;

  1. а, в – значимость труда,

          б, г – не значимость труда;

  1. а, в – значимость соблюдения законов;

          б, г – не значимость соблюдения законов.

          Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».

Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости  желательных  ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и , наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем они ниже.

Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».

ТЕСТ «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ»

(составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой)

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.

Ход проведения: Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» - юноша, «д» - девушка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

В

1

2

3

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера соответствовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком .

1.На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

  1. обойду не потревожив;
  2. отодвину и пройду;
  3. смотря какое будет настроение.

2.Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?

  1. ничего, какое мое дело;
  2. не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
  3. подойду и непременно заговорю.

3.Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

  1. тороплюсь в школу;
  2. если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
  3. звоню по телефону 03, останавливаю прохожих…

4.Ваши знакомые переезжают в новую квартиру. Они старые. Что делаете?

  1. предложу свою помощь;
  2. я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
  3. если попросят, я, конечно, помогу.

5.Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?

  1. сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;
  2. оборачиваюсь и предлагаю половину;
  3. не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

6.Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

  1. очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
  2. ничего: жизнь вообще не справедлива;
  3. вступаюсь за обиженного.

7.Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?

  1. они мои, раз я их нашел;
  2. завтра спрошу, кто их потерял;
  3. может быть, возьму себе.

8.Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

  1. на шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея;
  2. на усталость экзаменатора: авось, пропустит;
  3. на свои знания.

9.Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?

  1. найду что-нибудь рядом с домом;
  2. поищу высокооплачиваемую работу;
  3. хочу создавать нечто ценное на земле.

10.Какой из трех предложенных видов путешествия вы выберете?

  1. по России;
  2. по экзотическим странам;
  3. по одной из ведущих развитых стран.

11.Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримите Вы?

  1. поболтаюсь немного, потом видно будет;
  2. ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
  3. присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

12.Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?

  1. соглашусь с благодарностью;
  2. сначала узнаю, скольким он устроил таким образом существование;
  3. отказываюсь решительно.

13.Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?

  1. забываю про него, вспомню, когда потребуют ответ;
  2. выполняю, конечно;
  3. увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

14.Вы побывали на экскурсии в замечательном но мало известном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?

  1. да, непременно скажу, и постараюсь сводить их в музей;
  2. не знаю, как придется;
  3. зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

15.Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?

  1. поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
  2. сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
  3. я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

16.Вы с товарищами собирались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?

  1. еду на дачу, согласно плану;
  2. не еду, остаюсь конечно;
  3. жду, что скажет мой товарищ.

17.Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов вас устроит?

  1. бездомный щенок;
  2. взрослый пес с известным Вам нравом;
  3. дорогой щенок редкой породы.

18.Вы собрались отдыхать после учебы (работы). И вот говорят: "Есть важное дело. Надо." Как реагируете?

  1. напомню о праве на отдых;
  2. делаю, раз надо;
  3. посмотрю, что скажут остальные.

19.С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?

  1. отвечаю тем же;
  2. не замечаю, это не имеет значения;
  3. разрываю связь.

20.Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

  1. играю, конечно;
  2. разумеется, не играю;
  3. когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

21.Вы задумали принять гостей. Какой вариант вы предпочтете?

  1. самому (самой) приготовить все блюда;
  2. закупить полуфабрикаты в магазине "Кулинария";
  3. пригласить гостей на кофе.

22.Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?

  1. бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
  2. обеспокоен, строю планы самообразования;
  3. буду ожидать новых сообщений.

23.Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?

  1. ужасно завидую, мне неудобно;
  2. я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
  3. я, как все, аплодирую.

24.Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать подарок. Что делаете?

  1. отдаю – здоровье дороже;
  2. постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
  3. подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

25.Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?

  1. о новогодних подарках;
  2. о каникулах и свободе;
  3. о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

26.Какова роль музыки в Вашей жизни?

  1. она мне нужна для танцев;
  2. она доставляет мне наслаждение духовного плана;
  3. она мне просто не нужна.

27.Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?

  1. снятся родные места;
  2. хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
  3. не замечал (не замечала).

28.При просмотре телевизионных программ портится ли иногда Ваше настроение?

  1. нет, если мои дела идут хорошо;
  2. да, в настоящее время довольно часто;
  3. не замечал  (не замечала).

29.Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?

  1. отбираю интересное и приношу;
  2. ненужных мне книг у меня нет;
  3. если все принесут, то я тоже кое-что отберу.

30.Можете ли Вы назвать пять дорогих вам мест на Земле, пять дорогих вам исторических событий, пять дорогих вам имен великих людей?

  1. да, безусловно, могу;
  2. нет, на свете много интересного;
  3. не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.

31.Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?

  1. у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
  2. человеку просто повезло прославиться;
  3. глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на "другого человека", является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать  на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.

Графа б. Сосчитать  на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28.

Графа в. Сосчитать   на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать  на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.

Графа б. Сосчитать  на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.

Графа в. Сосчитать  на вопросы 14, 15.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: “Дом, который построим МЫ”. (6 класс)

Цель: создание атмосферы теплоты и доверия, радостных ожиданий. Задачи: -способствовать сплочение классных коллективов, -определить ценностные ориентации коллектива, -помочь осмыслить значимость л...

Дом который построим мы.

материалы классного часа...

Дом, который построил Джек.

Современные школьницы в большинстве своём избалованы изобилием готовых швейных изделий. Швейная машина перестала быть необходимым и престижным бытовым предметом в доме. Наверное, поэтому дети чаще все...

Урок – игра "ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК", 3 класс

Урок английского языка в третьем классеУМК «Enjoy English”» авторы М.З.Биболетова, О.А.Денисенко и др.IV четверть.  Цель урока:     1-   активизация лекси...

"Дом, который построил Джек»

Методическая разработка для проведения конкурса чтецов на английском языке и инсценировки стихотворения "Дом, который построил Джек "...

Презентация "Дом,который построил Джек"

Данная презентация может быть использована в качестве материала для внеклассных мероприятий по английскому языку ...