"Русские самородки"
классный час на тему

Баёва Наталья Владимировна

Устный журнал, посвящена русским самородкам: изобретателям, ученым, музыкантам и писателям, прославившим нашу страну.  Я предлагаю провести её в виде устного журнала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий по теме «Русские самородки»

Цели: расширить представление детей об истории русской науки и культуры; способствовать формированию положительной нравственной оценки деятельности во имя науки, прогресса: воспитывать уважительное отношение к людям умственного труда: способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ.

Оформление:  модели и изображения кораблей, машин, самолетов, портреты изобретателей, писателей,  музыкантов.

Ход мероприятия

Ведущий:

 Наша сегодняшняя встреча, посвящена русским самородкам: изобретателям, ученым, музыкантам и писателям, прославившим нашу страну.  Я предлагаю провести её в виде устного журнала.

Слайд 2

Первая страничка  «Трагедия Левши»

Ведущий:

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Левша» по произведению Н.С. Лескова и приготовимся ответить на вопросы.

Ведущий:

  1. Почему русский царь так восторгался изобретениями английских мастеров?
  2. Почему Платов не желал удивляться изобретениям английских мастеров?

Ведущий:

Смогут ли удивить русские мастера царя, мы увидим из следующего отрывка мультфильма.

Ведущий:

Левша - это образ сказочный, выдуманный писателем. Но как много таких левшей было в истории России! Тогдашние власти не доверяли своим талантам, предпочитая завозить мастеров из-за границы. И многие изобретатели и умельцы жили в бедности, умерли в безвестности. Часто они были первопроходцами, первооткрывателями в науке и технике.

Слайд 3

Ведущий:

Вторая страница «Изобретатели» 

Слайд 4

Воспитанница:

«Механик-самородок» - так называется наш рассказ о выдающемся русском механике-изобретателе Иване Петровиче Кулибине. Он родился в семье мелкого торговца в Нижнем Новгороде. В юности он освоил слесарное и токарное мастерство и в совершенстве изучил часовое дело. Открыл мастерскую по ремонту часов. Четыре года мастерил диковинные часы. Когда закончил, показал знакомому купцу. Тот ахнул от восхищения и посоветовал отправить это чудо в Петербург, к самой императрице Екатерине II. Царица тоже пришла в восторг, увидев это изделие. Часы, сделанные в форме яйца, отбивали время каждые 15 минут, при этом отворялись дверцы и открывали скульптуру Иисуса Христа с двумя ангелами-хранителями по бокам, звучала мелодия «Христос Воскресе». Царица приказала поместить эти часы в кунсткамеру, как «памятник искусства необыкновенного». Сейчас эти чудо-часы хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Талантливого мастера-самоучку царица сделала главным механиком Академии наук. Кулибину жилось нелегко. Большинство академиков было иностранцами. Они относились к Кулибину высокомерно, презирали доморощенного ученого, который не окончил университета. Но он всегда находил защиту у царицы и у князя Потемкина.

 Еще одно чудо-сооружение, которое построил Кулибин, - это модель моста в натуральную величину для Лондонской академии наук. По заказу нужно было сделать дугообразный мост без свай и опор. Более четырех лет строил Кулибин этот гигантский мост. Испытание этого сооружения собрало толпу зрителей. Мост выдержал все нагрузки и подтвердил мастерство русского механика. Смекалка, любознательность, остроумие проявлялись в каждом деле, за которое принимался Иван Петрович. Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них - речное машинное судно, которое могло передвигаться против течения, протезы (шарнирные «механические ноги»), семафорный телеграф, «самокатки» (велосипеды), прожектора, машины для промывки золота, сеялка, лифт, часы новой конструкции. Все это Кулибин делал не ради денег и славы. Изобретательство для него было отдушиной в его нелегкой жизни.

Слайд 5

Воспитанница:

Мы расскажем о создателе «огненной машины», это Иван Иванович Ползунов - гениальный русский изобретатель- самоучка. Он создал первую паровую машину - паровой двигатель. Ползунов был солдатским сыном, но сумел окончить первую русскую горнозаводскую школу в Екатеринбурге и стал учеником у главного механика уральских заводов. С 20 лет он работал на заводах Алтая, где добывались драгоценные металлы для царской казны. В то время на заводах господствовал тяжелый ручной труд. Некоторые механизмы приводились в движение силой воды. Поэтому заводы строились на берегах рек и прудов. Но речка и пруд могли обмелеть, тогда все производство останавливалось.

 Иван Ползунов поставил перед собой задачу по тому времени невиданной смелости - ручной труд и водяной двигатель заменить «огненной машиной». Сначала он разработал чертежи. Это был двухцилиндровый паровой двигатель. В тяжелых условиях рабочие изготовили детали этой машины всего за 13 месяцев. Причем некоторые «детальки» весили почти 3 тонны! Машина была собрана, но увидеть ее в работе И. Ползунову не пришлось - он умер от непосильного труда и болезни. Он так и не узнал, что всего за 2 месяца паровая машина не только полностью окупила себя, но и дала большую прибыль. Хозяева обращались с машиной по-варварски, в конце концов паровой двигатель сломался. Они разобрали машину, и про изобретение Пол- зунова все забыли. А через 1 б лет такую машину сделал англичанин Джеймс Ватт, которому и присвоили пальму первенства.

Слайд 6

Воспитанница:

А я расскажу о тех, кто изобрел паровоз. Это Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы, отец и сын, - замечательные русские изобретатели-самоучки. Они были крепостными уральских горнозаводчиков Демидовых. Лишь на 60-м году жизни отец и в 33 года сын получили вольную за изобретательскую деятельность. Демидовы поддерживали талантливых механиков, посылали их в Петербург, Швецию, Англию для ознакомления с достижениями техники. Русские самородки знакомились там с техническими новинками, перенимали передовой опыт. Черепановы сделали 20 оригинальных паровых машин разной мощности, придумали несколько уникальных станков - токарных, винторезных, строгальных, сверлильных, гвоздильных.

Слайд 7.

 Но самое главное их дело - это строительство первой русской железной дороги и первых в России паровозов. Первая русская железная дорога была всего 800 м в длину. А скорость первого паровоза была 15 км/ч. Именно с этого паровоза и с этой дороги начинается история железнодорожного транспорта в России.

Ведущий:

Слайд 8

Третья страничка «Подарок России американскому континенту»

Слайд 9

Многие талантливые инженеры, ученые, изобретатели эмигрировали из России после революции 1917 г. Одного из них, Владимира Козьмича Зворыкина, сами американцы назвали «подарком России американскому континенту». Зворыкина считают создателем телевидения. Но кроме этого он придумал приборы ночного видения, систему автоматической посадки самолета, компьютерный томограф, радиозонды для исследования внутренних органов человека, электронный микроскоп, читающее телевизионное устройство для слепых. Он был автором 180 крупных изобретений. Каждое из них могло бы прославить любого изобретателя.

Слайд 10

Еще один такой же ценный подарок Америке от России - это Игорь Иванович Сикорский - выдающийся русский ученый-авиаконструктор. Он родился в России, здесь же получил инженерное образование. В 23 года он стал главным конструктором Русско-Балтийского завода и самым молодым авиационным изобретателем в мире. Он построил первый в мире многомоторный самолет «Витязь (впоследствии «Илья Муромец»), на котором были установлены мировые рекорды грузоподъемности и дальности полета. Ничего подобного в последующие 20 лет в мире создано не было. После революции Сикорский оказался в США. Здесь он основал авиационную «Русскую фирму Сикорского». Эта фирма стала лидером в авиастроении. А на базе многомоторных самолетов Сикорского была создана крупнейшая в мире авиакомпания «Панамерикэн». Позже Сикорский стал конструировать вертолеты. Практически все известные марки самолетов в США были созданы русскими авиаконструкторами и учеными, в том числе знаменитые «Боинги». А Сикорского еще при жизни назвали лучшим авиаконструктором мира.

Слайд 11

Очень ценным подарком Америке оказался еще один русский ученый, академик Владимир Николаевич Ипатьев. Он занимал высокий пост в СССР, в 1930 г. приехал в научную командировку в США, где ему выделили первоклассную лабораторию. Он был вынужден остаться в США, потому что в сталинской России его ждали преследования. В Америке Ипатьев разработал способ получения бензина из конденсата нефти. Раньше этот конденсат просто сжигали на нефтяных месторождениях. В Америке высоко оценили заслуги ученого. В 1937 г. он был признан человеком года в США, стал известным и богатым человеком. Академик Ипатьев считал, что русская химическая школа - лучшая в мире, поэтому принимал на работу в свою лабораторию только русских либо говорящих на русском языке.

Ведущий:

Зачем люди занимаются наукой, изобретательством?

(Ответы воспитанниц).

Ведущий:

На этот вопрос действительно много ответов. И все, что вы сказали, тоже справедливо. Но мне кажется, что наиболее точно ответил на этот вопрос Кулибин:

Слайд 12

изобретательство - это такое занятие, которое «вопреки всем суровостям и жестокостям жизни спасает и наполняет душу». Сейчас у нас много разных кружков технического творчества. Школьники делают модели самолетов, машин, кораблей. Любите ли вы сами что-то изобретать, мастерить? Занимаетесь ли в таких кружках? Изобретательство, техническое творчество - это действительно очень увлекательное занятие. Может быть, юные изобретатели и не станут известными учеными, конструкторами, но они всегда найдут, чем заняться и чем наполнить душу.

Слайд 13-14

Ведущий

А сейчас на слайде вы можете познакомиться с самыми оригинальными и бесполезными изобретениями: волосяная кепка, вентилятора для лапши, ножницы для пицы…

Слайд 15

Ведущий:

Четвертая страничка «Известные писатели»

Слайд 16

Ведущий: 

По версии одного из зарубежных издательств, выглядит ТОП-10 самых переводимых с русского, а, соответственно и самых популярных за рубежом писателей:

Владимир Ильич Ленин

Федор Михайлович Достоевский

Лев Николаевич Толстой

Антон Павлович Чехов

Александр Сергеевич Пушкин

Михаил Сергеевич Горбачев

Максим Горький

Николай Васильевич Гоголь

Иван Сергеевич Тургенев

Леонид Ильич Брежнев

Ведущая:

Каких  писателей из данного списка вы бы заменили? Почему?

Ведущий:

Список известных писателей довольно неожиданный, на первый взгляд. Но за рубежом, наверняка, интересуются не только художественной литературой, но и нашей историей. А среди произведений лидируют: "Война и мир", "Анна Каренина", "Мастер и Маргарита", "Палата №6", "Преступление и наказание".

Слайд 17

Ведущий:

Пятая страничка «Художники» 

Ведущий:

 Историю развития живописи в России по праву можно назвать уникальной. Действительно, в то время, как в Западной Европе творили Леонардо да Винчи, Рубенс, Эль Греко, Тициан и прочие великие художники своего времени, в Московском царстве до XVIII века живопись являлась синонимом иконописи.

Слайд 18

Андрей Рублёв

Слайд 19

Дионисий

 Слайд 20

Ведущий:

Доказательство тому – свидетельства современников: русские, попав в дом иностранца, кланялись первой попавшейся на глаза картине, принимая ее за икону. Все изменилось с воцарением Петра Великого: в Россию приезжают немецкие и французские живописцы, а русские художники, в свою очередь, едут изучать тонкости изобразительного искусства в Голландию и Италию. Все это очень быстро сказалось на развитии русской живописи: если в начале XVIII века художники писали в основном портреты, то к концу столетия освоили новые жанры – исторический, пейзажный и бытовой. Несмотря на этот огромный шаг вперед и основание Академии художеств, все же золотая пора российской живописи – это, безусловно, век XIX.

Слайд 21 

Ведущий:

Шестая страничка «Композиторы»

Ведущий:

Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

Слайд 15

Глинка Михаил Иванович

Бородин Александр Порфирьевич

Мусоргский Модест Петрович

Чайковский Петр Ильич

Римский - Корсаков Николай Андреевич

Ведущий:

Предлагаю вам прослушать фрагмент  из балета Чайковского «Щелкунчик», «Вальс цветов».

Ведущий:

 Мы живем в век научно- технической и культурной революции. Каждый день совершаются новые открытия в разных областях жизни. Все эти достижения цивилизации результат труда многих людей, но каждое начиналось когда-то с идеи.  Россия действительно очень богатая страна. Но главное ее богатство - не нефть, не золото, не природные ископаемые, а люди. «Часто мне кажется, что у нас слишком много талантливых людей, и потому их не ценят» - это слова одного из русских эмигрантов, который не нашел понимания и успеха на родине. Я очень надеюсь, что новые российские левши: ученые, изобретатели, музыканты, писатели  все-таки найдут применение своим силам в России, что их мастерство и таланты будут служить процветанию нашего Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Урок русского языка "Фразеологизмы - языковые самородки"

Урок русского языка "Фразеологизмы - языковые самородки" разработан для повторения темы "Фразеология" в 7 классе. Форма урока - лингвистическая лаборатория. На уроке ребята находят фразеологизмы в тек...

Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"

Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...

Урок–проект в 6 классе по русскому языку по теме «Фразеологизмы – языковые самородки»

Урок–проект в 6 классе по русскому языку по теме «Фразеологизмы – языковые самородки»     Проект осуществляется для учащихся 6 класса. Актуальность и значимость его заключают...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Дополнительная общеобразовательная программа "Самородки"

Направленность: туристско - краеведческоеНормативный срок освоения:  1 годФорма обучения: очнаяВозраст учащихся: 10-14 летКраеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира,...