Неделя математики 2015
методическая разработка на тему

Антонова Наталья Александровна

План недели. Математические игры и конкурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра "Математический поезд"

“Математический поезд” состоит из трех вагонов: СВ, купейного, плацкартного. При входе в класс размещается кассовый зал, при входе в который вывешиваются условия участия в игре.

Ребята! Внимательно прочтите правила получения билетов для посадки в “математический поезд”.

- При входе в кассовый зал получите посадочный талон-конверт с тремя задачами и шестью жетонами.

- Садитесь за парту, достав из конверта карточки с заданиями и ответьте на имеющиеся в них вопросы, решите задачи.

- Обратитесь в кассу за получением билета.

- Если вы не можете решить какую-либо задачу или ответить на вопрос, обратитесь за помощью в “Справочное бюро”. В зависимости от содержания справки определяется “плата”.

Справочное бюро

Правила выдачи справок.

- Проверка правильности решения задачи и указание ошибки проводится бесплатно.

- За наводящий вопрос, помогающий найти путь решения задачи, следует уплатить 1 жетон.

- Плата за подсказку пути решения задачи – 2 жетона.

- Плата за решение задачи – 3 жетона.

Условия получения билета

- Билет в вагон СВ выдается при правильном решении трех задач и предъявлении в кассу не менее трех жетонов.

- Правильное решение всех задач и наличие двух жетонов дает право на получение билета в купейный вагон.

- Для получения билета в плацкартный вагон достаточно одного жетона при правильном решении всех задач.

- Полученный билет предъявите проводнику вагона.

Итак, поезд отправляется в путь. Ученики, не получившие билетов, выбывают из игры (становятся зрителями или помощниками на станциях).

- «Уважаемые пассажиры! Наш поезд отправляется в математический круиз. Вы сможете посетить древние народы и познакомиться с числовыми именами, посетить станции «Смекалка», «Рыболовная», «Историческая», «Концертная». Счастливого пути!

1 станция «Историческая»

Прошло много тысячелетий, прежде чем люди научились считать. Для этого им пришлось придумать названия для чисел. Недаром ведь говорят: «Без названия нету знания». Ученые считают, что сначала названия получили только числа 1 и 2. По радио и телевидению часто можно услышать «… исполняет солист Большого театра…». Слово «солист» означает певец, музыкант или танцор, который выступает один. А происходит оно от латинского слова «солюс» - один. Да и русское слово солнце похоже на слово «солист». Разгадка очень проста: когда римляне придумывали имя числу 1, они исходили из того, что солнце на небе всегда одно.

А название числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно, - крыльями, ушами, глазами и т. д. У некоторых племен еще совсем недавно не было других числительных, кроме 1 и 2 . А все, что шло после двух, называлось «много». Но постепенно понадобилось называть и другие числа. Ведь и собак у охотника и стрел у него, и овец у пастуха может быть больше, чем две. И тут придумали замечательный выход: числа стали называть, повторяя несколько раз названия для единиц и двоек. Например, на языке некоторых папуасских племен числительное «один» и сейчас звучит «урапун», а 2 – «окоза». Число 3 они называли «окоза - урапун», а 4 – «окоза - окоза». Так они дошли до числа 6, которое получило имя «окоза – окоза - окоза». А дальше у них шло название «много». И 10 у них «много», и 100 тоже «много».

Позднее числительное 3 стали употреблять вместо слова «много». И сейчас мать, рассердившись на непослушного сына, говорит ему: «Что я три раза должна повторять одно и тоже!». Русская пословица гласит: «Обещанного три года ждут», а в сказках злой царь посылает героя искать Кощея Бессмертного «за тридевять земель, в тридесятое царство». Иногда числом 3 обозначали весь окружающий человека мир – его делили на земное, подземное и небесные царства. Поэтому число 3 стало у многих народов священным. Когда они придумывали легенды о богах, то выделяли из них трех самых главных. Например, египтяне особо чтили Осириса, Гора и Исиду. В русских сказках особую роль играет число 3. Во многих из них участвуют три брата:

«У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак».

Другие народы знали 4 стороны света: восток, запад, юг и север, знали 4 главных ветра. У этих народов главную роль играет не число 3, а 4. Число 4 встречается в сказках куда реже. Но о том, что оно играло особую роль, видно из русской грамматики. Вслушайтесь, как мы говорим: «одна лошадь», «две лошади», «три лошади», «четыре лошади». Но, начиная с пяти, мы говорим: «пять лошадей», «шесть лошадей», и будь их хоть миллион, а все равно – «лошадей». Значит, когда-то за числом 4 в русском языке начиналась необозримая область «много».

А теперь конкурс:

  1. Назвать пословицы, поговорки с числами.
  2. Загадки, в которых есть числа.
  3. Названия книг, фильмов с числами.

За каждый правильный ответ выдается жетон.

2 станция «Смекалка»

  1. Положить 12 спичек так, чтобы получилось 5 квадратов.
  2. Из шести спичек сложить 4 равносторонних треугольника.
  3. Как разместить 6 кружков так, чтобы получилось 3 ряда по 3 кружка и 6 рядов по 2 кружка?
  4. Отец имел трех дочек. У каждой из них по три брата. Сколько детей в семье?
  5. Петух на одной ноге весит 4 кг. А на двух?
  6. Портной имеет кусок сукна в 16м, от которого он отрезает ежедневно по 2м. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?
  7. В одной сказке хозяин, нанимая работника, предложил ему следующее испытание: «Вот тебе бочка, наполни ее водой ровно наполовину, ни больше, ни меньше. Но смотри, ни палкой, ни веревкой или чем-либо другим для измерения не пользуйся!» Работник справился с заданием. Как он это сделал?

3 станция «Поэтическая»

        Решение задач-стихов

  1. Змей Горыныч к Бабке Ежке
    Торопился по дорожке,
    Потому что у Яги
    Были в печке пироги.
    Каждой голове его
    По 15 штук всего.
    А голов у Горыныча 3.
    Сколько он съест пирогов, говори.

  1. Чебурашке в день рожденья
    Гена нес кило печенья.
    И еще, отметить надо,
    Полкило нес шоколада.
    А теперь пора ответить,
    Сколько это граммов, дети?

  1. Как-то милая Мальвина
    Считать учила Буратино.
    Он решил 103 примера,
    Ровно 100 из них неверно.
    Сколько правильных примеров?

  1. Чебурашка от Гены письмо получил.
    Крокодил 7 ошибок в письме допустил.
    И от крыски Анфиски
    Получил он записку.
    В 7 раз больше крокодила
    Ошибок она допустила.
    Сколько ошибок у крыски Анфиски
    Нашел Чебурашка в записке?
  2.  Винни к Пятачку шагал
    И шаги свои считал:
    — До крылечка 45,
    По ступенькам ровно 5.
    Кто успел пересчитать?
  3. Кай для Снежной Королевы
    Кресло выложил из льда.
    Он работал три недели –
    Кресло вышло хоть куда!
    Отвечайте поскорей,
    Сколько Кай потратил дней?
  4. Царь Кощей в своем дворце
    Прячет сто ключей в ларце.
    Те ключи от сундуков,
    Не открыть без них замков.
    В сундуках хранит добро:
    Золото и серебро.
    Сорок маленьких ключей,
    Сколько больших, отвечай поскорей?

4 станция «Конечная»

        Подводятся итоги игры

Интерес к такой игре огромный! А самое главное – ребята, играя, учатся не только математике, но и взаимопониманию, чуткости, бережливости времени, товариществу и многому другому.



Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

на методическом совете                                                            Директор КГКСКОУ СКШИ

КГКСКОУ СКШИ  VIII вида 12                                               VIII вида 12

«____»________2015г

____________Л.А.Соколова                                                  ___________ М.В.Лопатин

ПЛАН

недели математики

с 26 января по 02 февраля 2015года

Цель:  создание условий для развития интереса учащихся к науке математике.

Задачи:

Образовательные: 

  • закрепить знания учащихся по математике, полученные на уроках, в игровой, занимательной форме.

Развивающие: 

  • способствовать развитию у учащихся логического  мышления, памяти, речи, смекалки, любознательности, используя умственно-гимнастические упражнения и задачи;
  • формировать умения и навыки работы с учебной и энциклопедической литературой с целью поиска необходимого материала для выпуска стенгазеты, составления кроссворда;

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся веру в свои силы; стремление к проявлению собственной инициативы;
  • воспитывать умение работать в коллективе и выслушивать товарищей;
  • адекватно реагировать на полученные результаты.

Девиз недели математики:

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя.

Но если с учёбой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье.

Ход проведения недели:

Дата

Мероприятие

Место проведения

Время проведения

Понедельник

26 января

Открытие недели математики.

«Устный  математический журнал»

Зал столовой

13.45-14.10

Вторник

27 января

Интеллектуальный  конкурс «Самый умный математик»(7-9 классы)

Кабинет №70

3 урок

10.20-11.00

Игра «Математический поезд»(5-6 классы)

Кабинет № 104

12.35-13.15

Среда

28 января

Соревнование «Авторалли по горам математики» (5-7 классы)

Кабинет № 70

13.40-14.20

Четверг

29 января

Математическая игра «Кто хочет стать миллионером?»

(7-10 классы)

Зал столовой

13.40-14.20

Пятница

30 января

Познавательная игра «Эколого-математический брейн-ринг» (8-10 классы)

Зал столовой

12.35-13.15

Суббота

31 января

Конкурс на самую лучшую тетрадь по математике.

Конкурс  «Пятерочка»

Кабинет №70

Понедельник

02 февраля

Подведение итогов недели математики. Линейка «Решай! Смекай! Отгадывай!»

Представление результатов научно-исследовательской работы экономического факультатива  по теме «Как измерить свой рост» (7 классы)

Зал столовой

13.45-14.10

С 26 января по

14 февраля

Участие во Всероссийской математической олимпиаде

Кабинет №70

         План недели разработали:

                         учитель математики: М. П. Орехова

                                                учитель математики 1 категории: Н. А. Антонова



Предварительный просмотр:

"Путешествие  по городам Математики"

Цель: 

  • Расширение кругозора учащихся, развитие математических способностей, мыслительной деятельности учащихся.
  • Укрепление интереса к математике, воспитание внимания.

Ход игры

Ведущий:  Задания для команд в конвертах на доске у каждого города. (Команды знакомятся с маршрутом соревнования).

img1

Ведущий: Внимание! Начинаем наше соревнование – путешествие  по городам Математики. Команды в сборе? Участникам занять свои места! Внимание! В путь!

По пути следования играем в игру “Веселый счет”. От каждой команды представить по одному участнику. Команда, участник которой затратит меньше времени, получат жетон. (Необходимо найти все числа от 1 до 24.)

img2

Ведущий: Первый город на пути нашего маршрута – это город Загадок. Необходимо отгадать  8 загадок.

  1. Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3)
  2. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз смотрело на репку? (12)
  3. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков пришлось ему сделать? (12)
  4. Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8)
  5. Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояли 20 лыж, а в снег было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход? (10)
  6. Антон помогал маме и перевозил сумки на велосипеде. За один раз Антон мог увезти не более трех сумок. Сколько раз надо приехать Антону, чтобы перевезти 8 сумок? (3)
  7. В школьном классе делали уборку 7 девочек и 4 мальчика. Маша, Таня и Антон ушли домой. Сколько девочек осталось в классе? (5)
  8. Трое друзей играли между собой в шашки. Каждый из них сыграл по две партии. Сколько всего партий было сыграно? (3)

За каждую правильно отгаданную загадку, команда получает жетон.

Ведущий: А сейчас продолжаем путь. Подъезжаем к другому городу – городу Смекалок. Тут мы долго не задержимся, а лишь поможем жителям города вернуть на свои места сбежавшие цифры. Вместо звездочек поставьте соответствующие цифры:

img3

За правильно решенный пример, команда получает жетон.

Ведущий: Продолжаем путь. В пути проведем игру “Не ошибись!”. От каждой команды по 2 участника. (Участники выстраиваются в ширину перед зрителями. Ведущий становится лицом к участникам игры и показывает подряд (с небольшими паузами) одно за другим различные числа. Если число делится на 3, играющие поднимают вверх руку, ели не делится, не поднимают. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в шеренге останется 1 участник. Он объявляется победителем. Команда получает жетон.)

Ведущий: Новый город на нашем пути – это город Ребусов. Расшифровать по три ребуса. За каждый правильно расшифрованный ребус команда получает жетон.

http://allforchildren.ru/rebus/rebus10/10-001.gif(два)     http://allforchildren.ru/rebus/rebus10/10-003.gif    (число)

 http://allforchildren.ru/rebus/rebus10/10-005.gif ( поверхность)    http://allforchildren.ru/rebus/rebus10/10-064.gif(число)http://allforchildren.ru/rebus/rebus10/10-006.gif (равенство)

http://allforchildren.ru/rebus/rebus10/10-030.gif (ромб)

http://allforchildren.ru/rebus/rebus10/10-063.gif (уравнение)

Ведущий: Мы продолжаем путь дальше.

Проехали половину пути, а впереди стоянка Т – это техосмотр своих машин. Вам нужно найти поломки, т.е. ошибки в примерах и устранить их. Расставьте скобки так, чтобы равенства были верны.

 img5

За каждый правильно решенный пример, команда получает жетон.

Ведущий: Поломки устранены – можно двигаться дальше. Впереди город Головоломок. За каждую правильно решенную головоломку команда получает жетон.

  1. Сосчитай бабочек.                                          2.  Найди 7 отличий

Сосчитай бабочек
. Детская математика                      Найди 7 отличий в картинках
. На внимательность

3. Посчитай динозавриков                         4.   Найди 7 отличий

Сосчитай динозавриков
. Детская математика                                 Учительница-кошка. Найди 7 отличий
. На внимательность

Ведущий: Следующий город на пути – город Пословиц. Нужно назвать как можно больше пословиц, чтобы в них встречались какие-либо числа. Команда – победитель получает жетон.

Ведущий: Мы опять отправляемся в путь. В пути следования проведем игру “Не ошибись!”. От каждой команды по 2 участника. Если названное число делится на 2, участник поднимает вверх правую руку, если на 3 – то левую, а если и на 2 и на 3 то сразу обе. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Игра заканчивается, когда остается 1 участник. Он объявляется победителем. Команда получает жетон.

Ведущий: И вот мы прибыли на конечную станцию. Давайте посчитаем количество жетонов которые вы заработали во время пути.

Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

Интеллектуальный конкурс "Самый умный математик"

Цели: 

  • Привить интерес к предмету.
  • Развить интеллектуальную культуру средствами математики.
  • Воспитание самостоятельности.

Оформление:

  • Презентации на экране.
  • Воздушные шары.

Правила игры.

В игре участвуют 14 учащихся. Им, нужно, сразится в первом отборочном туре, и ответить на 14 вопросов.
6 участников набравших большее количество баллов в первом туре проходят во второй тур. Выбрав раздел математики, в котором он ориентируется лучше всего, отвечает на вопросы из этого раздела ровно одну минуту.
Трое участников победивших во втором туре выходят в финал, где при помощи конкурса «дешифровщик» решают очередность ответов на вопросы. Ответив на 5 вопросов, жюри определяет степень диплома, который участники получают по результатам всей игры.

ХОД ИГРЫ

Добрый день, мои друзья
Конкурс открываю я.
Математики законы
Приглашают всех вас в путь
И смекалку, ну и знанья
Взять с собою не забудь.

– Здравствуйте ребята. Сегодня в рамках предметной недели мы проведем интеллектуальную игру «Самый умный математик».
Математика, пожалуй, самый трудный, но в тоже время очень важный и интересный предмет, а для многих ребят математика один из любимых предметов.
И участники игры, а это ученики 7- 9 классов готовы – сразится  за звание  «Самый умный математик», чтобы заявить о себе, о своих знаниях по математике, эрудиции в области истории математики, смекалке, находчивости и каждый из них желает победить. Прошу участников представиться зрителям, сказать о себе несколько слов и  своих прогнозах
(представляются), поприветствуем их. В зале присутствуют не только участники игры, но и их болельщики. Встретим и их аплодисментами. Познакомлю вас с жюри. Жюри у нас строгое, но  справедливое.
А мы начинаем первый отборочный тур. Я читаю вопросы. Вы свой ответ записываете на листочке. Игрок, давший больше правильных ответов, проходит во второй тур. Поехали. Приложение 1

Отборочный тур (Приложение 1)

  1. Результат сложения? (Сумма) 
  2. Сколько цифр вы знаете? (10) 
  3. Наименьшее трехзначное число? (100) 
  4. Сотая часть числа? (Процент) 
  5. Прибор для измерения углов? (Транспортир) 
  6. Наименьшее простое число? (1) 
  7. Прямоугольник, у которого все стороны равны? (Квадрат) 
  8. Угол меньше прямого? (Острый) 
  9.  Самая большая хорда в круге? (Диаметр) 
  10.  Когда произведение равно нулю? (Когда множитель – 0) 
  11.  Величина развернутого угла? (180градусов) 
  12.  Сколько дней в году? (365) 

 

– Пока жюри подсчитывает баллы, участники сделают гимнастику ума, и проведет ее ученик 11 класса.
Ну, вот результаты известны, во второй тур проходят….

Второй тур. Планиметрия (Приложение 2)

Вопросы

  1. Основные фигуры в геометрии? (Точка, прямая)
  2. Как называется треугольник с углом 90о? (Прямоугольный)
  3. Сумма углов в треугольнике? (180о)
  4.  Если диагонали четырехугольника точкой пересечения делятся пополам, то такой четырехугольник…? (Параллелограмм)
  5.  Параллелограмм, у которого все стороны равны? (Ромб)

Второй тур. Дроби (Приложение 4)

Вопросы

1. Если числитель больше знаменателя, то дробь называется? (Правильной)
2. Если числитель равен знаменателю, то дробь равна?
(Единице)
3. Черта дроби – это знак? 
(Деления) 
4. Какой знак препинания используется в записи десятичной дроби?
(Запятая)
5. Чтобы сложить две дроби с разными знаменателями нужно?
(Привести к общему знаменателю)
6. Как называется дробь, у которой есть целая и дробная часть?
(Смешанное число)
7. Чтобы перемножить или разделить смешанные числа нужно их?
(Обратить в неправильные дроби)
8. При делении десятичной дроби на 0,01 запятая в делимом переносится на 2 знака вперед или назад?
(Назад)
9. При переводе
img2 в десятичную дробь получаем? (0,25)
10. 50% от числа равны _____ его части? (
img3)

11. Неполное частное 6, делитель 15, остаток 4.Какое смешанное число получится? (img4)
12.Какая часть квадрата закрашена? (
img5)

13. Вычисли 5 – img6? (4img7)
14. Если в дроби
img8 поменять местами числитель и знаменатель дробь увеличиться или уменьшится? (Уменьшится) 

Второй тур. Математическая мозаика (Приложение 5)

Вопросы

1. Одно яйцо варится 5 минут, за сколько минут сварится 4 яйца?  (5 минут) 
2. Назовите единицу массы драгоценных камней.
(карат)
3. Гусь на двух ногах весит 4 кг., сколько весит гусь, стоя на одной ноге?
(4 кг.)
4. Заяц вытащил 8 морковок и съел все кроме 5. Сколько морковок осталось?
(5)
5. Если у треугольника отрезать один угол, сколько углов останется?
(4)
6. Крестьянин продал трех коз за З рубля.  По чем каждая коза пошла?
(По земле)
7. Сколько углов в квадратной комнате?
(8) 
8. Когда делимое и частное равны между собой?
(Когда делителть – 1)
9.
11. Число, которое делится на 2?
(Четное)
12.
img9 часть часа? (Минута) 
13. Числа, используемые при счете предметов?
(Натуральные) 

Второй тур. Из истории математики (Приложение 6)

Вопросы

1. Первая русская женщина математик? (С. Ковалевская)
2. Что произнес Архимед, выскакивая из ванны?
(Эврика)
3. Это слова Пушкина или Гаусса «Математика царица наук»?
(Гаусса)
4. Автор твоего учебника «Математики»
5. Пифагор или Архимед, был олимпийским чемпионом по боксу?
(Пифагор)
6. При каком царе были систематизированы русские меры: верста, сажень и т.д.?
(Петр I)
7. Кого называют математиком из Сиракуз?
(Архимеда) 
8. Математик, проживший всего 20 лет, но обессмертивший свое имя?
(Галуа)

Конкурс «дешифровщик».

В итоговом туре участвуют 3 человека победители предыдущих двух туров. Очередность выбора ответа определяется конкурсом «дешифровщик»
1     6       9       3        5        
(Аршин)
Старинная мера длины?

Итоговый тур (Приложение 10)

1. Назовите  страну-родину арабских цифр, с помощью которых ведется современная запись чисел

А) Индия
В) Россия
С) Греция
Д) Германия

2. Кому принадлежат слова: «Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит»?

А) С.Есенину
В) А. Пушкину
С)
М. Ломоносов
Д) П.Чебышев

3. Сколько прямых можно провести между двумя прямыми?

А) 1
В) 2
С) 5
Д)
множество

4. На лесопильном заводе каждую минуту машина отпиливает от бревна кусок в 1 метр. Через сколько минут машина распилит бревно в 6 метров?

А) 5 минут
В) 6 минут
С) 12 минут
Д) 2 минуты

5. Сколько нулей в квадриллионе?

А) 6
В) 12
С)
15
Д) 7

6. Сколько натуральных чисел заключено между 300 и 700?

А) 399
В) 400
С) 401
Д) 398

7. Каким числом является 0?

А) лишним
В) отрицательным
С) положительным
Д)
целым

8.Этот математический термин в переводе с греческого означает «струна»

А) хорда
В) прямая
С) отрезок
Д) луч

9. Какое происхождение имеет слово «арифметика»?

А) арабское
В)
греческое
С) китайское
Д) индийское

Итоги интеллектуального конкурса

За особые успехи, проявленные в интеллектуальном конкурсе, присваивается 1-е место (2-е место, 3-е место) за звание «Самый умный математик»  и награждаются грамотами и сладкими призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ГЕОГРАФИИ (для обучающихся 5 класса) (35 часов в год, 1 час в неделю) 2014-2015 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования. География. 5 – 9 классы.Авторы: В.В.Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Просвещение. 2013 Рабочая программа полно...

План проведения недели математики в 2015 году

Здесь представлен план современных мероприятий для учащихся 5-11 классов в рамках проведения тематической недели математики...

Справка по итогам проведения недели математики в ГКОУ СПО «КБГТК» в 2015-2016 учебном году.

С целью создания условий для развития интереса обучающихся к математике с 30 марта по 5 апреля 2016 года проходила неделя математики « Математика-царица всех наук»....

Отчет недели математики и физики 2015-2016 уч. год

План проведения недели математики и физики...

Неделя математики в школе, как средство развития познавательного интереса учащихся. Сценарий открытия недели математики.

Цель:Стимулирование познавательного интереса к учебной дисциплине «математика»...

Неделя математики в коррекционной школе, 2015 г.

Отчёт о проведённых мероприятиях в рамках недели математики 2015г....