Поликультурный аспект нравственно-правового образования
статья на тему

Чарнецкий Сергей Николаевич

статья подготовлена для журнала "Педагогическое образование и наука", 2014, №5

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polikulturnyy_aspekt_nravstvenno-pravovogo_obrazovaniya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Поликультурный аспект нравственно-правового образования

С.Н.Чарнецкий, соискатель кафедры управления образовательными системами МГПУ, учитель обществознания и права ГБОУ СОШ №1234, Email: mongooserpro@mail.ru

Аннотация: В статье дан анализ наиболее проблемного аспекта нравственно-правового образования – поликультурного, показана важность толерантного воспитания подростков, необходимость формирования школ «диалога культур».

Ключевые слова: поликультурное образование, толерантность, эмпатия, биполярное сознание, интолерантность, диалог культур

Содержанием систематического нравственно-правового образования учащихся является формирование и развитие нравственно-правовой компетентности школьников, основанной на признании самоценности личности и уважении прав других людей, а также формирование умений применять правовые знания на практике и навыков социально-активного поведения, имеющего позитивную направленность.

В «Концепции развития воспитания в системе образования города Москвы», утвержденной коллегией Департамента образования г. Москвы 11 марта 2010 г., закладывается «инновационный механизм развития воспитания в московской системе образования, ориентированный на формирование нравственности, социальной активности, творческих способностей, навыков молодого поколения москвичей. В качестве одного из перспективных направлений в концепции определен проект «Совершенствование духовно-нравственного, гражданского и правового воспитания детей и учащейся молодежи» [1]

В связи с распадом СССР и утратой прежде привычной идентичности «советского народа» в последние десятилетия происходит сложный поиск и формирование российской идентичности. Одновременно сегодня отмечается значительный масштаб миграции в Российскую Федерацию из стран ближнего и дальнего зарубежья с присущей ей проблемой недопущения столкновения цивилизаций и необходимостью налаживания диалога культур.

Контингент учащихся школ различается по социальному положению семей, образовательному уровню родителей, также национальностям. В школе обучаются не только граждане России, но и дальнего ближнего зарубежья. В связи со своеобразием контингента учащихся в школах большое  внимание уделяется профилактике молодежного экстремизма, воспитанию толерантности, эмпатии к различным национальностям и религиям. Эмпатия является эмоциональной составляющей толерантности.

Понимание толерантности как уважения и признания равенства, отказа от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения особенно важно в современном мире. Понятие толерантность происходит от латинского термина tolerantia, в английском языке оно употребляется в качестве существительного – «терпимость». Некоторые ученые связывают появление термина с подписанием Нантского эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими конфессиями

Однако в последнее время исследователи всё чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к другому. Мы предлагаем рассматривать толерантность как способность видеть в другом именно другого – носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, осознание его права быть отличным от меня; как безусловно положительное отношение к такой непохожести, как умение видеть другого «изнутри»; как способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: собственной и другого [2, с.277]. Человек должен научиться уважать личность, человека, независимо от его национальности, вероисповедания, ведь самое главное – это уметь понимать друг друга. Пусть твой сосед, коллега…, человек, отличающийся от тебя цветом кожи, образом мысли, имущественным положением, он совсем не обязательно тебе враг. Специфика социальных условий развития и ментальных установок многих взрослых людей определяет отсутствие терпимости к чужому, иным мнениям или верованиям, тенденцию к черно-белому мышлению (кто не с нами - тот против нас) и оценку как проявления беспринципности (и нашим, и вашим). Нетерпимость, ориентированность на отпор угнетателям формировала у части населения биполярное сознание, в котором чужие всегда отождествлялись с опасностью, враждебными намерениями, вызывали настороженность и недоверие...[3]

В Декларации принципов толерантности подчеркивается: «...Наиболее эффективное средство в предупреждении нетерпимости - воспитание. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения» [4, статья 4].

 Поэтому поликультурный аспект нравственно-правового образования направлен на подготовку подрастающего поколения к сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба, формирование модели поведения, способной обеспечить нормальную адаптацию и комфортное существование гражданина России в современном информационном обществе, равноправное участие носителя собственной этнокультурной и национальной традиции в глобальных цивилизационных процессах.

 Образовательные учреждения должны стать «школами диалога культур», в которых будет создана система поликультурного образования, способная обеспечить благоприятный демократический и гуманистический социальный климат, способствующий гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения в интересах российской гражданской идентичности. Одним из способов преодоления интолерантности является творческое мышление, отсутствие стереотипности мышления, схематичности и предвзятости. Формировать толерантность, значит убеждать себя и «другого» в необходимости преодоления интолерантности, преодолевать ее путем глубокого самоанализа и воздержания от любых проявлений интолерантности. Важной сущностью формирования толерантности является именно диалог. Диалог – является основой творческого мышления подростка. Основанный на равноправии, взаимном доверии, признании самоценности его участников, диалог создает условия для их максимального полного творческого школьника.

Поликультурное образование призвано создать условия для формирования позитивного восприятия обучающимися иных культур и религий; формировать способность объективно оценивать события в контексте межкультурного, межконфессионального и межэтнического разнообразия в обществе; дать возможность объективного восприятия ими места и роли народов России и зарубежных стран в истории; повысить роль самих учащихся в формировании толерантного отношения среди своих сверстников, семьи и социального окружения; способствовать профилактике конфликтов и экстремистских настроений в молодежной среде [5].

Для этого необходимо введение в школах специальных курсов, отражающих национальную духовную культуру и историю представленных в школе этнических групп: «Введение в этнологию»; «Культура и искусство народов мира», «Диалог культур», «История мировых религий». Очень важно стимулировать интерес молодежи к историческому и культурному наследию России путем внутреннего туризма, межрегиональных молодежных обменов, участие молодежи в проектах возрождения национальной культуры и языков, направленной социализации воспитанников.

В основу «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, положена трактовка гражданской идентичности как условия укрепления российской государственности, как фундамента развития гражданского общества [6]. Именно поэтому образование в стандарте рассматривается как важнейшая социальная деятельность общества, как главенствующий ресурс его социокультурной модернизации, обеспечивающий формирование: российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности; идеалов и ценностей российского гражданского общества.

Конечный результат образовательной деятельности российской школы фиксируется в своего рода «портрете» выпускника-гражданина России: патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины; уважающего ценности иных культур, конфессий и мировоззрений как России, так и мира в целом, осознающего глобальные программы современности, свою роль в их решении; разделяющего ценности безопасного и здорового образа жизни; мотивированного к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни; уважающего других людей, готового сотрудничать с ними для достижения совместного результата; осознающего себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми.

Очень важно систематически проводить Единые дни правовых знаний: - 10 декабря – уроки, посвященные «Декларации прав человека и гражданина»,

- 26 января – уроки, посвященные Международному Дню толерантности,

- апрель – уроки «Об ответственности подростков и молодежи за участие в деятельности неформальных объединений экстремистской направленности».

Это позволяет увеличить количество учащихся, их родителей, педагогов, работающих в направлении нравственно-правового образования, консолидировать внимание со стороны разных категорий работников сферы образования на ключевых темах нравственно-правовой культуры молодежи, изучить важнейшие документы международного права:  «Декларацию прав человека», «Декларация принципов толерантности».

Перед Едиными днями правовых знаний стоят следующие задачи:

- углубление внимания родителей, учащихся и педагогов на проблеме становления школьного правового пространства;

- развитие интереса учащихся к вопросам нравственно-правового образования;

- помощь школьникам в составлении собственных представлений и установок, основанных на современных правовых и моральных ценностях;

- развитие компетенции учащихся в защите прав, свобод и законных интересов личности [7, c.8].

Участие школьников в ролевых и деловых играх правовой направленности способствует приобретению жизненного опыта и моделирует поведение учащихся при решении нравственно-правовых проблем. Молодежная Модель Организации Объединенных Наций – это ролевая игра, в ходе которой имитируются реальные заседания различных органов Организации Объединенных Наций: Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета, Генеральной Ассамблеи, комитетов Генеральной Ассамблеи, Юнеско и т.д., один из самых интересных образовательных проектов для учащихся. Знания и навыки, приобретаемые на ролевой игре «Молодежная Модель ООН»: основы многосторонней дипломатия, основы международного права; навыки делового общения, искусство компромисса; знание правил процедуры и норм дипломатического этикета; языковая практика (английский); опыт «командной работы» в процессе создания проекта резолюции [8, с. 54]. Тематика заседаний обычно затрагивает такие базовые направления работы ООН, как права человека, региональные конфликты, разоружение, проблемы беженцев, положение детей, экономическое развитие, внешняя задолженность развивающихся стран, окружающая среда.

Школы Москвы тесно сотрудничают с этнографическим парком "Этномир", который расположен в Калужской области. Комплекс "Этномир" создан международным благотворительным фондом «Диалог культур - единый мир» и позволяет всем желающим познакомиться с жизнью, традициями и культурой народов мира.

Участие в проектах Ассоциированных школ Юнеско позволяет расширить представление учащихся о цивилизационном многообразии. Молодёжный форум «День ЮНЕСКО», организованный Школой молодых политиков, фондом поддержки образования «Ноосфера», центром Толерантности и знакомит учащихся с мировыми памятниками культурного наследия.

Молодежный фестиваль «Дружбовидение» представляет собой фестиваль детского творчества и проводится в целях изучения межнационального взаимодействия и взаимодействия культур, изучения обычаев и традиций, а также в целях формирования современного мировоззрения на основе изучения всемирного культурного наследия, охраняемого ЮНЕСКО.

В результате урочной и внеурочной работы по формированию поликультурной грамотности должен быть синтезирован личный опыт учащихся и использован деятельностный компонент в нравственно-правовом образовании, ориентированный на моделирование и анализ жизненных ситуаций, требующих применения правовых знаний и умений, моральных установок. В современных условиях именно формирование толерантности и поликультурной компетентности может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом.

В Федеральном Законе от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» говорится о формировании и развитии личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями (ст.12). Поэтому задача школы: социализация обучающегося на основе поликультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [8].

Литература

  1. Концепция развития воспитания в системе образования города Москвы: Решение коллегии Департамента образования г. Москвы от 11 марта 2010 г. [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.educom.ru/ru/works/ biblioteka/ koncepciya. php.
  2. Чарнецкий, С.Н. Развитие толерантности руководителя в системе повышения квалификации // Научное наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблемсовременного образования: сборник статей Третьих Шамовских педагогических чтений научной школы Управление образованием: в 2т. - Т.2. – М.,2011. - С.276 – 281
  3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно публицистический вестник. М.: МГУ, 2001
  4. Диалог культур: программа учебного курса для 9-10 класса негосударственных общеобразовательных учреждений ОАО РЖД. – М.; ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – 179с.
  5. Сергеева, В.П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности. Методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 28с.
  6. Козленко, С.И. Особенности и перспективы развития правового образования в столичном мегаполисе / С. И. Козленко, И. В. Козленко // Право в школе. – 2009. – № 4. – С. 2-10
  7. Чарнецкий, С.Н. Новые формы школьного самоуправления и ролевая игра «Молодежная модель ООН» как способы повышения правовой культуры учащихся»//«Право в школе». – 2010. - №1. – С.52-56;
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – М.: Норматика, 2013 г. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы "Нравственно-правовое воспитание"

данная программа создана по книгам Павла Астахова (серия книг "Детям о праве")...

Нравственно-правовое образование как средство формирования нравственно-правовой компетентности школьника

Статья подготовлена для сборника Современная российская школа: социально-ориентированная модель управления: Сборник статей Шестых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления...

Воспитательское занятие (нравственно-правовое воспитание)

Воспитательское занятие (нравственно-правовое воспитание) «Путешествие по сказкам»...

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ: НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО СОВЕРШЕНСТВА 5-8 класс Пособие

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ  В  РЕАЛИЗАЦИИ  АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ:  НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО СОВЕРШЕНСТВА   5-8 класс Пособие...

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ: НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО СОВЕРШЕНСТВА 9-11 класс Пособие

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ  В  РЕАЛИЗАЦИИ  АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ:  НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО СОВЕРШЕНСТВА   9-11 класс Пособие...

Конспект открытого занятия по нравственно-правовому воспитанию ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ДЕТИ И ЗАКОН»

Данное занятие способствует формированию основ нравственно-правовой культуры у подростков. Задачи педагога в ходе занятия: научить воспитанников различать понятия шалость, поступок, проступок, преступ...

Конспект открытого занятия по нравственно-правовому воспитанию «ЭТО МОЙ ВЫБОР»

Цель занятия: обобщение знаний по программе нравственно-правового воспитания «Это мой выбор»Задачи: Обучающая: формировать понятия и представления о правах, обязанностях, ответст...