"Я - гражданин России"
рабочая программа по теме

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya_grazhdanin_rossii.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ

«Я – гражданин России»

                                                                    Разработала

воспитатель ГПД Лукьянова Е.Г.,

на основе программы Власенко И.Г..

                

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, Государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».

Направленность программы - системный подход к формированию гражданской позиции обучающихся, создание условий для их самопознания и самовоспитания. Посредством использования педагогического средств и методов, помочь им освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения, развитие  духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного социально-нравственного воспитания школьников;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских, духовно-нравственных и патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

- воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям своей семьи, родного края;

Формы организации деятельности – индивидуальная, групповая, коллективная.

Теоретические занятия: Беседы, клубный часы, сообщения, встречи с интересными людьми, литературно – музыкальные композиции, просмотр и обсуждение видеоматериала, экскурсии, походы по историческим и памятным местам.

Практические занятия: Выставки декоративно-прикладного искусства, КТД, соревнования, праздники, интеллектуально-познавательные и сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, тренинги, трудовые дела, благотворительные акции, творческие конкурсы, проекты, презентации.

Планируемые результаты

В результате реализации программы  обучающиеся:

  • Знают о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений между людьми и поколениями.
  • Обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, опытом участия в общественно-полезной и личностно-значимой деятельности, проектах различной направленности и социально значимых акциях.
  • У них сформировано ценностное отношение к искусству, природе, народу, законам и государственной символике своей Родины.

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов

Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;  Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;

Анкеты: «Необитаемый остров»;  «Настоящий друг» (А.С.Прутченков), «Моя родина – Россия»;

Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова.

Критерии

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Сформировано ценностное отношение к   старшему поколению.

Имеет четкое представление о принадлежности к РФ.

Анкета.

Имеет представление о понятии «гражданин». Испытывает чувство гордости за родную страну.

Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ.

Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека, об этических нормах взаимоотношений между поколениями.

Анкета, анализ творческих работ, собеседование. Анализ воспитательной работы группы.

Сформированность моральных норм и правил поведения,  первоначальных навыков общественно - полезной и личностно-значимой деятельности. Развитое социальное партнерство.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения. Степень участия в общественно-полезной деятельности, эффективность взаимодействия с организациями города, учреждениями дополнительного образования.

Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей. Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях. Анализ воспитательной работы группы, творческих  и проектных работ, отзывы родителей, социальных партнеров, достижения обучающихся.

Ценностное отношение к природе, окружающей среде.

Имеет ценностную установку «Природа», соблюдает правила поведения в природе.

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, результаты выполнения творческих и проектных работ. Анализ воспитательной работы группы.

Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах.

Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке.

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, результаты выполнения исследовательских, творческих и проектных работ.

Содержание программы

Программа “Я – гражданин России” включает  четыре  направления, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. “Я и общество” 

Задачи:

- развивать морально-волевые качества личности;

- формировать потребность к самообразованию, сознательное отношение к учебе, к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, точности при соблюдении правил поведения в обществе.

Мероприятия - клубные часы: «Книжкины именины», «Слагаемые здоровья», «В гостях у Зубной Феи», «Правила дорожные знать каждому положено»; мюзикл «Не шути с огнем»; беседы: «Смех – дело серьёзное», «Ежели вы вежливы», «Не всякий встречный друг сердечный», «У меня зазвонил телефон»; урок толерантности «Волшебное лукошко»; конкурсы рисунков: «Мой класс», «Наши незьзяши!»; игры: «Правила поведения в школе», «В гости к слову доброта», на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), диагностика.

2. “Я и культура” 

Задачи:

- приобщить культурному наследию, истории народа, родного края;

- формировать эстетические вкусы, идеалы, понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина;

-развивать творческое мышление, трудолюбие, художественные способности.

Мероприятия - исследовательская работа «Поэты и писатели нашего города»; проект «Широкая Масленица»; краеведческие часы: «Моя малая родина», «Преданья старины глубокой»; праздник «Осень снова к нам пришла»; библиотечный час «Страна детства»; викторина «Музыкальная капель»; клубные часы: «Отечество нам Царское село», «Сказка по миру летит»; видео – занятие «Откуда книга к нам пришла»; экскурсия в музей «Православный календарь: Праздник Покров»; посещения выставки рисунков в ДШИ №1 г. Балашова; творческий час «Мастерская Деда Мороза»; конкурс рисунков «Моя красивая мама»,  конкурс поделок из природного материала «Дары природы».

3.“Я и планета” 

Задачи:

- формировать ценностное отношение к природе;

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- развивать экологическое мышление, ответственность к проблемам окружающей среды.

Мероприятия - акция «Чистый двор»; клубные часы: «Мы друзья природы», «Птицы – наши друзья», «Путешествие капельки»; экскурсии: «Речка детства моего», по «Экологической тропе», «Природа проснулась»; конкурс стихов    «Природа в поэзии»; видео – занятие «Путешествие в морские глубины»; библиотечный час «Берегите Землю»; КТД «Пернатые друзья»; праздник «День Земли»; изготовление кормушек «Моя помощь птицам зимой»; краеведческий час: «Животные Прихопёрья»; участие в конкурсе «Зеркало природы»; фотоконкурс «Весна в родном городе».

4. “Я и мое Отечество” 

Задачи:

- воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну;

- формировать сознательное отношение к народному достоянию, политическую культуру;

- развивать общественную активность, уважение  к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне.

Мероприятия - клубные часы: «Законы писаны для всех», «Сыны полков», «Припадаю Россия к твоей красоте», «Женщины – Герои России», «Испокон века льнет к человеку»; беседы: «День Конституции РФ», «Мои права и обязанности», «Государственные символы нашей страны»; акция ко дню пожилых людей «Ты не один»; праздник «Кузьминки»; устный журнал  «Любимый город»; урок мужества «Непокоренный Ленинград»; видео – занятие «Сказ о граде на Хопре»; экскурсии: к городской доске почета, в храм «Истоки православия».

Сроки работы над программой

Программа «Я – гражданин России» реализуется в течение 2 лет, 1 занятие в неделю - всего проводится 68 мероприятий.

1 этап: подготовительный (16 занятий) 

  • проведение диагностики и анкетирования по разделам программы;
  • апробация форм и методов воспитательного воздействия на обучающихся, выявление наиболее эффективных.

2 этап: основной - практический (45 занятий)

  • разработка системы мероприятий духовно-нравственного воспитания;
  • систематическая  теоретическая и практическая воспитательная   работа по направлениям программы.

3 этап: контрольный (7 занятий)

  • проведение итоговой диагностики;
  • сбор и анализ результатов выполнения программы.

Тематическое планирование

(1 год реализации программы)

МЕРОПРИЯТИЕ

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

Диагностика «Настоящий друг» (А.С.Прутченков).

1

1

Беседа  «Мои права и обязанности».

1

1

Анкета «Необитаемый остров».  

1

1

Анкета «Моя родина – Россия».

1

1

Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева.

1

1

Конкурс рисунков «Я и мой класс».

1

1

Библиотечный час «Берегите Землю».

1

1

Видео – занятие «Сказ о граде на Хопре».

1

1

Конкурс рисунков «Моя красивая мама».

1

1

Клубный час «Слагаемые здоровья».

1

1

Праздник «Осень снова к нам пришла».

1

1

Экскурсия в музей «Православный календарь: Праздник Покров».

1

1

Клубный час «Отечество нам Царское село».

1

1

Праздник «Кузьминки».

1

1

Видео – занятие «Путешествие в морские глубины».

1

1

Беседа «Государственные символы нашей страны».

1

1

Клубный час «Сыны полков».

1

1

Беседа «Не всякий встречный друг сердечный».

1

1

Творческий час «Мастерская Деда Мороза».

1

1

Проект «Широкая Масленица».

1

1

Клубный час «Женщины – Герои России».

1

1

Краеведческий час «Моя малая родина».

1

1

Клубный час «Испокон века льнет к человеку».

1

1

Фотоконкурс «Весна в родном городе.

1

1

Праздник «День Земли».

1

1

Библиотечный час «Страна детства».

1

1

Экскурсия к городской доске почета.

1

1

Клубный час «Птицы – наши друзья».

1

1

Клубный час «Книжкины именины».

1

1

Беседа «Ежели вы вежливы».

1

1

Экскурсия «Природа проснулась».

1

1

Конкурс рисунков «Наши незьзяши!».

1

1

Экскурсия по «Экологической тропе».

1

1

Акция «Чистый двор».

1

1

Тематическое планирование

(2 год реализации программы)

МЕРОПРИЯТИЕ

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

Игра «Правила поведения в школе».  

1

1

Беседа «У меня зазвонил телефон».

1

1

Клубный час «Мы друзья природы».

1

1

Краеведческий час «Преданья старины глубокой».

1

1

Экскурсия в храм «Истоки православия».

1

1

Акция ко дню пожилых людей «Ты не один».

1

1

Конкурс поделок из природного материала «Дары природы».

1

1

Беседа «День Конституции РФ».

1

1

Краеведческий час: «Животные Прихопёрья».

1

1

Посещение выставки рисунков «Театр и мы».

1

1

Клубный час «Сказка по миру летит».

1

1

Изготовление кормушек «Моя помощь птицам зимой».

1

1

Клубный час «Путешествие капельки».

1

1

Урок Мужества.  «Непокоренный Ленинград».

1

1

Посещения ДШИ №1 г. Балашова

1

1

Стенгазета «Они сражались за Родину».

1

1

КТД «Пернатые друзья».

1

1

Викторина «Музыкальная капель».

1

1

Видео – занятие «Откуда книга к нам пришла».

1

1

Беседа «Смех – дело серьёзное».

1

1

Клубный час «Законы писаны для всех».

1

1

Клубный час «Припадаю Россия к твоей красоте».

1

1

Клубный час «Правила дорожные знать каждому положено».

1

1

Устный журнал  «Любимый город».

1

1

Клубный час «В гостях у Зубной Феи».

1

1

Урок толерантности «Волшебное лукошко».

1

1

Экскурсия «Речка детства моего».

1

1

Игра «В гости к слову доброта».

1

1

Участие в конкурсе «Зеркало природы».

1

1

Природа в поэзии. Конкурс стихов.  

1

1

Мюзикл «Не шути с огнем».

1

1

Презентация исследовательской работы «Поэты и писатели нашего города».

1

1

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой.  

1

1

Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанов.

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...

Внеклассное мероприятие по обществознанию.Гражданин России.

Презентация. Целевая аудитория-обучающиеся коррекционных школ VIII вида. Направление: формирование основ правового и нравственного воспитания. Материал можно использовать при проведении тематических м...

Социальный проект в рамках Всероссийского конкурса "Я - Гражданин России" - "Начни с себя"

Работа по проекту Всероссийского конкурса "Я -Гражданин России" позволяет активизировать инициативу каждого неравнодушного человека  к здоровью ребёнка. Реализация проекта  - это комплекс ме...

Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"

Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...

«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.

Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...

Я – гражданин России

"Я – гражданин России"- это пропедевтический курс по потреотическому воспитанию обучающихся, начиная с первого класса....

Праздник "Мы -граждане России" + буклет "Я - гражданин России"

Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно». Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности....