Обобщение опыта работы по проблеме: «Формирование УУД обучающихся во внеурочной деятельности»
статья на тему

Чупакова Светлана Владимировна

 

Современное Российское образование ориентировано на развитие личности обучающихся, их активную социализацию и обеспечение возможностей эффективного самообразования на протяжении всей жизни. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов требует от учителей быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения, что является наиболее эффективным  в условиях обмена накопленным педагогическим опытом. Я сегодня готова поделиться с вами, уважаемые коллеги, своим опытом по одной из актуальных проблем «Формирование УУД обучающихся во внеурочной деятельности».  Цель моей работы - обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по проблеме: «Формирование УУД обучающихся во внеурочной деятельности»

Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков приходит федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в основе которого лежат формирование компетентностного  подхода, развитие универсальных учебных действий. Современное Российское образование ориентировано на развитие личности обучающихся, их активную социализацию и обеспечение возможностей эффективного самообразования на протяжении всей жизни. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов требует от учителей быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения, что является наиболее эффективным  в условиях обмена накопленным педагогическим опытом. Я сегодня готова поделиться с вами, уважаемые коллеги, своим опытом по одной из актуальных проблем «Формирование УУД обучающихся во внеурочной деятельности».  Цель моей работы - обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию.

Достижение поставленной цели возможно через решение ряда задач, поставленных Федеральными Государственными Образовательными Стандартами, которые устанавливают требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

предметным,  включающим освоенные обучающимися виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета.

В основе развития УУД лежит системно - деятельностный подход.

Теоретико  – методологической основой моей работы стал культурно -  исторический системно – деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина. Одно из положений деятельностного подхода  заключается в том, что психологические способности человека являются результатом преобразования внешней  предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных изменений. Соответственно личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся  определяется   характером  организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Учебное сотрудничество со школьниками я строю как дифференциацию репродуктивных и творческих ситуаций на уроках, во внеурочной деятельности и в работе с классом, где я являюсь классным руководителем.

Учебная ситуация - особая структурная единица учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

При этом изучаемый учебный материал  выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые компетентности.

Личностные универсальные действия – это жизненное, личностное самоопределение на основе развития самосознания и мировоззрения,  включая формирование гражданской идентичности. С целью формирования основных принципов  и правил отношения к природе, знаний основ здорового образа жизни, знаний положений Конституции РФ, гражданского патриотизма, уважения и принятия других народов России и мира я провожу цикл занятий по темам: «Сторона Донская», «Твой дом», «Каждый народ художник», «Герои – защитники», «Я и закон», на которых обучающиеся приобретают  духовно-нравственные ценности. Мои воспитанники ежегодно принимают участие в районных, всероссийских и региональных конкурсах и олимпиадах.

        С целью формирования схемы ориентировочного действия нравственно – этического оценивания на занятиях внеурочной деятельности и на классных часах  я предлагаю ребятам определить, какие нормы и правила, они используют во взаимодействии с одноклассниками. Сначала каждый  обучающийся определяет, что для него является наиболее важным в общении со сверстниками и почему. Затем они обсуждают  свои  предложения в группах и составляют моральный кодекс поведения в классе.

        Одним из аспектов формирования личностных УУД – является формирование личностной рефлексии, направленной на осознание детьми своих мотивов, потребностей, стремлений и желаний. Работая в этом направлении, я совместно с психологом  провожу игровое задание «Моя вселенная». Обучающимся предлагается на альбомном листе нарисовать окружности – одну в центре, а восемь вокруг неё. Затем соединить линиями – лучами центральную окружность с остальными окружностями  - планетами. В центральной окружности написать  букву «Я», а в других – окончания  предложений. Уважаемые коллеги, попробуйте  определить для себя, насколько сформирована у вас личностная рефлексия, ответив мысленно на данные вопросы: мое любимое занятие, мой любимый цвет, мой лучший друг, мое любимое животное,  мой любимый литературный герой, мое любимое время года, мое любимое литературное произведение, мой любимый фильм. Узнали что-нибудь нового  о себе? А дети, отвечая на этот вопрос, определяют, как могут им пригодиться полученные сегодня знания? А для меня, как для учителя, возможность лучше узнать детей, выявить творческий потенциал обучающихся.

С целью формирования осознанности и обоснованности самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик» предлагаю детям  в свободной письменной форме ответить на вопросы: 1.Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.2. Считаешь ли ты себя хорошим учеником? 3.  Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я – хороший ученик». Очень часто самооценка  колеблется  между двумя крайними полюсами: либо всё «Я - идеальный»,  либо ничего – середины нет. Процесс становления самооценки и самосознания в целом не завершается никогда, но как у классного руководителя у меня уже есть определенные результаты. Мои девятиклассники активно участвуют в различных школьных, районных, областных и всероссийских мероприятиях, 83% детей заняты во внеурочной деятельности, что говорит о высоком уровне их социализации.  

Содержательное ядро в развитии коммуникативных универсальных  учебных  действий - способность к согласованным действиям с учетом позиции другого.  На своих занятиях я стараюсь  создать  учебные ситуации, которые требуют самооценки и оценивания учебной деятельности сверстников.

С целью формирования умений действовать с учетом позиции другого на своих занятиях провожу упражнение «Кто прав». Создаю ситуацию, например, обучающийся показывает свою работу. Вопрос к ребятам «Кому не понравилось?». Оба школьника пытаются отстоять своё мнение. Вопрос  к классу: «Как вы думаете, кто из них прав? Почему?» Таким образом у ребят формируется понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоления эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной; понимание возможности разных оснований   для оценивания одного и того же предмета, понимание относительности оценок; освоение правил и навыков дискуссии. С большим интересом ребята выполняют задание «Совместное рисование», целью которого является формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества обучающихся. Обучающимся  в парах или в группах  предлагается представить себя в роли художника, работающего над учебником для школьников. Школьники должны изучить информацию по теме и придумать, какую иллюстрации лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому при выполнении этого задания формируются следующие учебные действия: умение обучающихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга, аргументировать свои предложения, взаимный контроль по ходу выполнения деятельности – замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют; взаимопомощь по ходу рисования; эмоциональное отношение к совместной деятельности – позитивное (партнёры работают с удовольствием и интересом), нейтральное (обучающиеся взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (партнеры игнорируют друг друга, спорят, ссорятся). Используя мобильный класс, провожу аналогичное занятие, на котором дети, работая в группе, создают презентацию по заданной теме.

На занятиях я провожу тренинговые упражнения и ролевых игры.  Упражнение  «Дополни предложение» способствует развитию речевой деятельности. Ведущий произносит короткое предложение. Игроки по очереди дополняют одним - двумя словами, чтобы можно было поставить точку. Например,  «Фитодизайн – это», следующий дополняет «Фитодизайн – это искусство», третий игрок «Фитодизайн – это искусство оформления интерьера», следующий «Фитодизайн – это искусство оформления интерьера с использованием», пятый игрок «Фитодизайн – это искусство оформления интерьера с использованием растений».

         Познавательные УУД. Одним из путей мотивации и эффективности учебной деятельности  является включение обучающихся в  исследовательскую и проектную деятельность, которая открывает новые возможности для создания интереса школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Практически каждое проводимое мною занятие  с детьми является проектом. Формирование исследовательской и проектной деятельности целесообразно начинать с овладения обучающимися отдельными компонентами. Например, в рамках курса внеурочной деятельности «Прекрасное рядом», цель которого - гармоничное развитие обучающихся средствами художественного творчества, первоклассники выполняли проект «С какого дерева этот листочек». Проект включает в себя три занятия: 1.Экскурсия в парк 2. Индивидуальная работа «рисование с натуры простых по форме опавших листьев (липы, береста, тополя)»   3.Индивидуально - групповую работу «лепка простых по форме листьев деревьев и оформление дерева, используя нарисованные и вылепленные листья (одна группа - дерева липы, вторая группа - дерева тополя, третья группа – береста). Такой вид деятельности направлен не только на развитие способностей детей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. В ходе целенаправленной, творческой и продуктивной деятельности обучающиеся овладевают нормами взаимоотношений, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. Ярким примером проектных работ являются разработки  компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками с использованием документ-камеры. Обучающиеся сами записывают видеоролики с комментариями по применению какой-либо технологии в рамках курса внеурочной деятельности «Все для дома» и кружка «Умелые ручки».

А при выполнении  задания «Изображение сказочных героев», выполняемых обучающимися на занятиях курса «Прекрасное рядом»,  у школьников формируется умение проводить теоретические исследования на материале анализа сказочных героев.  В сказках часто героями становятся внешне непривлекательные персонажи, например Иванушка – дурачок.  Перед тем как изобразить Иванушку – дурачка, дети отвечают на вопросы: Почему героя называют не просто Иванушка, а Иванушка – дурачок?  С чего начинаются чудесные изменения? Какие качества персонажа, особенности его характера позволяют ему совершать подвиги? Как это показано в разных сказках? Роль Иванушки в подвигах незначительна, можно ли нет,  его считать героем -  победителем? Для того чтобы ответить на эти вопросы, ребятам нужно вспомнить сказки, героем которых является Иванушка – дурачок; описать, с чего начинается его сказочное преображение, сравнить поступки с действиями других персонажей, описать его отношения с теми, кто ему помогает и кто ему встречается на пути.

Развитие способности к регуляции своей деятельности рассматривается  в трех аспектах: 1. Формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во внеурочной деятельности; 2. Развитие регуляции учебной деятельности.   3.Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

На занятиях по внеурочной деятельности я предлагаю  ребятам составить хронокарту с целью формирования умений планировать свою деятельность. В сутках лишь 24 часа, и все нужно успеть. Для того чтобы научиться планировать и управлять своим временем, необходимо понять, на что уходит время, оценить рациональность своих временных затрат. Хронокарту дети заполняют,  отмечая значком, время, расходуемое на каждый из перечисленных видов занятий. В течение следующего дня  отмечают несоответствие запланированному другим цветом. Затем ответив на вопросы: На что ушло времени больше? На что времени не хватило? По каким статьям можно было сократить временные затраты? Предлагаю им составить новую  хронокарту на следующий день.

        Критерием эффективности моей педагогической деятельности служат  ценностные ориентации обучающихся;  их индивидуальные личностные характеристики. Показатели эффективности достижения планируемых результатов ориентированы на три уровня: Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний происходит на каждом занятии. Второй уровень – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),  ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

                                                 «Ученик лучше всего учится, когда думает, что он не учится».

                                                                                                                              (А.С.Макаренко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как один из путей социальной адаптации»

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, н...

Обобщение опыта работы по модулю "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы через применение развивающих педагогических технологий и ИКТ"Работа с...

Обобщение опыта работы по теме: Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка

ВведениеОбоснование темы опытаМы живём в XXI веке. Общеизвестно в современном мире произошли глобальные изменения, что сказалось и в сфере преподавания языка. Своеобразный «языковой ...

Обобщение опыта работы по теме: " Формирование критического мышления на уроках биологии в 8-11 классах через технологию РКМЧП"

Данная публикация содержит возможные варианты заданий для учащихся, с использованием приемов данной технологии....

Обобщение опыта работы по теме "Индивидуальный подход в процессе внеурочнй деятельности по информатике"

В сообщении раскрыты особенности применения индивидуального подхода при реализации курса внеурочной деятельности по предмету "Информатика"...