Воспитательский час на тему: "Родители и дети"
классный час (8 класс) по теме

Вокуева Розалия Владимировна

Предлагаемый сценарий- это час общения, посвященный взаимоотношениям детей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditeli_i_deti.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательский час на тему:

«Родители и дети»

Вокуева Розалия Владимировна,

воспитатель интерната

Цель -  Побуждать желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Задачи:

  1. Образовательные. Научиться открываться перед другими людьми и открывать их для себя.
  2. Воспитательные. Воспитывать уважительное отношение к семье, родителям, старшему поколению.
  3. Развивающие. Развивать у детей речь, память, внимание.

План занятия

  1. Вступительное слово воспитателя.
  2. Беседа с детьми.
  3. Проблемный афоризм.
  4. Воспитывающая ситуация.
  5. Работа в группах.
  6. Творческие конкурсы.
  7. Заключительное слово воспитателя.
  8. Подведение итогов.

Ход занятия

1. Вступительное слово воспитателя.

- В последнее время отношение между взрослыми и детьми стали сложнее и напряженнее. Подобные затруднения отношений вызваны тем, что общество стало сильно изменяться уже на протяжении одного поколения. В результате опыт старшего поколения как бы начинает терять свою актуальность для новых поколений.

Связь поколений является наиболее эффектным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей и старших членов семьи может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность и др.

От того, как относится ребенок к уходящему поколению, в решающей мере зависит, каким он станет гражданином. Младшее поколение должно ценить жизненный опыт, мудрость старшего, стараться перенять все самое ценное и полезное для формирования своего характера.

Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливые формы. «Шнурки», «черепа», «предки», «родаки», «папик», «мамик» - такими оскорбительными кличками величают своих родителей современные дети. А вырастить и поднять на ноги детей в современной России – это почти подвиг. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность. Традиции почитать родителей и старших была всегда сильна и в России.

В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относится к родителям. Главное правило – это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости – могли и забить камнями до смерти.

В Библии сказано, что детей нужно воспитывать в строгости и послушании, чаще наказывать – не из-за жестокости, а для их же блага: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа. О роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как родная матушка», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица радуется весне, а младенец матери». О том, что нужно строгости относиться к детям: «Наказуй детей в юности, упокоят тебя на старости»,  О том, что нужно прислушиваться к советам родителей: «Родительское слово на ветер не молвится». В России тот, кто поднимал руку на своих родителей или оскорблял их, считали «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Советы и наставления родителей – драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети. Но далеко не все почитают своих родителей. Некоторые не подчиняются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми детьми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме.

Вообще, как сказал один мудрец, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

2. Беседа с детьми.

- Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями? (Дети поднимают руки.)

- Вспомните, из-за чего происходили ссоры? (Поздно пришел, сижу за компьютером, включаю музыку громко, не помыл посуду за собой, не подмел в доме и. т. д.)

Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн. беспризорных детей. И у многих из них - нормальные семьи, мама и папа. Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете?

Примерные ответы детей:

- Родители не дают свободы.

- Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.

- Родители ненавидят своих детей.

- Родители все время работают, не занимаются детьми.

- Родители не дают денег.

- Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?

Примерные ответы детей:

- Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.

- Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.

- Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому.

- Дети не верят в Бога.

И т. п.

- Сегодня мы будем осуждать родителей. Попробуем их понять.

3. Проблемный афоризм.

- Среди афоризмов, посвященных семье, мне попался очень интересный афоризм. «Первую половину жизни нам отравляют родители, а вторую дети». Как понять эти слова?

Примерные ответы детей:

- В детстве нас достают родители, потом мы сами становимся родителями, и нас уже достают свои собственные дети.

- Сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши дети не будут слушаться нас.

- В детстве нас раздражают родители своими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей.

- А может быть, не ко всем относится этот афоризм?

Примерные ответы детей:

- Нет, есть такие семьи, где родители и дети – настоящие друзья, в таких семьях и дети, когда становятся родителями, тоже получают уважение от своих детей.

- Дело не в родителях, а в детях. Родители везде одинаковые: они хотят детям добра, потому и наказывают их. А если  дети это воспринимают как отравление, то их дети тоже ответят им тем же.

- А если дети уважают родителей, то их дети тоже станут их уважать.

- Это относится к тем родителям, которые сами были грубыми и непослушными в детстве.

- Можете ли вы сказать, что родители отравляют вам жизнь?

(Дети отвечают)

- К счастью, есть еще семьи, в которых дети считают родителей друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.

  1. Воспитывающая ситуация.

- Мы живем среди людей. Общаясь, мы соблюдаем определенные правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь приходит золотое правило общения. Помните его? (Не делай другому того, чего себе не желаешь.)

На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. Но дома многие расслабляются и позволяют себе жизнь без правил – все равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка – свои люди потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, а значит, и то же золотое правило, которое требует уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи… Сейчас мы проведем испытание и узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения?

Я приглашаю семерку самых культурных и уверенных в себе ребят.

Каждый из вас получают ситуацию. Нужно быстро принять решение и ответить, как действовать в этой ситуации. Если все ребята одобрят ваше поведение, все поднимут руки, и вы сядете на место. Если же никто руки не поднимет, вы останетесь стоять.

Начинаем.

… Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки, включили музыку и приготовились помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось…

№  1. «Сынок вынеси мусор!» попросила мама. («Хорошо. Сейчас вынесу»)

№ 2. Бабушка заглянула: «Ну- ка, продень нитку в иголку – совсем глаза не видят!» (Хорошо. Давай продену!»)

№ 3. А тут папа подоспел своими приказаниями: «Завтра поедешь с бабушкой на дачу, поможешь картошку прополоть». (Хорошо. Поеду!»)

№ 4. Мама подкинула очередную работенку: «Скоро новый год, подпиши открытки всем родственникам». («Хорошо. Давай подпишу!»)

№ 5. «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай!»  - Приказал папа. («Хорошо. Уже иду!»)

№ 6. «Опять очки куда – то запропастились. Поищи, внучок!» - попросила бабушка. («Хорошо. Иду искать!»)

№ 7. Да выключи же ты, наконец, эту дикую музыку!!!» - хором закричали все. («Хорошо. Уже выключил!»)

Да! будем считать, что был прием в школу разведчиков: терпение, выдержка, и железные нервы. Но все прошли испытания!

Ежедневно в семье возникает тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».

  1. Работа в группах.

- Во всех предложенных ситуациях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они частенько срываются, грубят и даже дерутся. И тогда никакой ребенок не выдержит, ответит грубостью. Предлагаю вам поработать в группах.

Первая группа – составит портрет идеальных родителей.

Вторая группа – создаст образ идеального ребенка.

Третья группа – составит портрет идеальной семьи.

Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения.

Идеальные родители – это…

Идеальные дети – это…

Идеальная семья – это…

На выполнение задания дается три минуты.

(Дети обдумывают варианты ответов)

Послушаем, что у нас получилось.

Примерные ответы детей:

Первой группы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают денег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, приучают к труду, много рассказывают, возятся с детьми и т. п.

Второй группы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не огрызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют, не дружат с плохими мальчиками и девочками и т. п.

Третьей группы: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо, где все альтруисты, нет эгоистов  и т. п.

- Ну, что ж, слово «идеал» обозначает высшую цель деятельности, стремлений, будем считать, что эту цель вы для себя обозначили.

  1. Творческие конкурсы.
  1. «Народная мудрость о воспитании»

Участникам предлагается вспомнить пословицы, поговорки, стихи и песни о взаимоотношениях поколений прокомментировать их. Пословицы и поговорки о воспитании:

  1. Что было - видели деды, что будет - увидят внуки.
  2. Яйца курицу не учат.
  3. Всякому овощу свое мнение.
  4. У каждого времени свои песни.
  5. Молодо – зелено.
  6. Молодой умок – что вешний ледок.
  7. Молодому все просто.
  8. Стар дуб, да корень свеж.
  9. Чем старее, тем правее, чем моложе, тем дороже.
  10. Молодость плечами покрепче, старость – головой.
  11. Молодость - не грех, старость – не смех.
  12. У всякого времени свои обычаи.
  13. У каждого плода свои семена.
  1. Стихотворение «Мы с дедом»

Мой дед современный и вовсе не старый.

Туристские песни поет под гитару.

Он в джинсах, как я, ходит летом на даче.

Мы с дедом друзья, только вот незадача:

Ему все кажется, что мы не то читаем,

Ему все кажется, что мы не в то играем,

Ему все кажется: не те поем мы песни,

И у него в детстве было интересней.

Мы с дедом проводим вдвоем тренировки

И путаем даже порою кроссовки.

В компьютерах деду все просто и ясно,

И все же он часто ворчит несогласно.

Ему все кажется, что мы не то читаем,

Ему все кажется, что мы не в то играем,

Ему все кажется: не те поем мы песни,

И у него в детстве было интересней.

  1. Конкурс « Яйца курицу не учат»

Дети рассказывают о том, что ценного и полезного они почерпнули из опыта родителей.

  1. Музыкальный конкурс:

Детям предлагается исполнить песни, популярные в детские и юношеские годы родителей.

  1. Заключительное слово воспитателя.

- Мы сегодня говорили об уважении к родителям, о семейных ценностях. Всем известна древняя притча о трех буханках хлеба.

Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшиеся делит таким образом: одной – долг возвращает, вторую – в долг дает.

Вы понимаете, о каком долге говорил этот человек: о долге детей перед родителями и о долге родителей перед детьми.

В заключении хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижайтесь не них. Ведь родители – это единственные люди на земле, которые самоотверженно и бескорыстно любят вас.

  1. Подведение итогов.

- Полезен ли был наш разговор? О чем задумались? Что решили? Какие чувства остались у вас после нашего разговора?

Примерные ответы детей:

- Разговор полезный, задумались о своем поведении.

- Поняла, что до идеала мне еще далеко.

- Считаю, ничего страшного нет в том, что родителей называют «шнурками» и «предками», они не обижаются, понимают юмор, и тем более они тоже были детьми.

- Чувствуешь досаду, оттого что зря обижал родителей. Но иногда трудно молчать.

Использованные ресурсы

  1. Журнал «Классный руководитель» №8, Москва 2007 г.
  2. Классные часы: 8 класс / Авт - сост. А. В. Давыдова. М.: ВАКО, 2010. – 288с.- (Учебный год).
  3. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога: 5 – 11 классы. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 336 с. – (Педагогика. Психология. Управление).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: «Родителям о патриотическом воспитании детей и молодежи»

Эссе на тему: «Родителям о патриотическом воспитании детей и молодежи»...

Беседа с родителями на тему "Родители и подростки".

Беседа может быть проведена на классном родительском собрании. Способствуетформированию у подростков ответственного отношения к воспитанию своих детей, бесконфликтного отношения с ними....

консультация для родителей на тему "Родитель, не навреди подростку!"

Материал консультации может быть полезен как педагогам, так и родителям, заинтересованным в создании диалоговых отношений с ребенком подросткового возраста...

Воспитательский час с педагогами "Безопасный интернет детям!"

В нашем КГБУ "Центр содействия развитию семейных форм устройства "Эчган" (организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также оказавшихся в трудной жизненно...

Родительское собрание на тему "Родители глазами детей"

Отец и мать — это два самых дорогих и близких человека в отношениях родитель-ребенок. Только в кругу семьи человек в полной мере может поделиться проблемами, похвастаться победами или рассказать...

Общешкольное родительское собрание на тему "Родителям о самовольных уходах детей из семьи. Причины и профилактика"

В последнее время данная проблема все чаще стала касаться многих семей. Что же происходит с нами и нашими детьми? Как можно изменить эту ситуацию, что мы, взрослые люди делаем не так? Дети очень воспр...

Воспитательский час "Не допускай насилия!" (для детей 10-17 лет)

Тема: Воспитательский час "Не допускай насилия!"Цель: профилактика жестокого и насильственного поведения в среде подростковЗадачи:- повысить информировать детей о видах насилия...