Формула здоровья
классный час (9 класс) на тему

Тема данного классного часа очень важна и актуальна, поскольку учащиеся должны осознавать всю важность и значимость соблюдения здорового образа жизни.

Материал содержит презентацию для классного часа о женщинах Татарстана, принимавших участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formula_zdorovya.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Большеаксинская средняя общеобразовательная школа

Дрожжановского муниципального района РТ»

Открытый классный час по теме

«Формула здоровья»

Классный руководитель 9 класса

Портнова Татьяна Николаевна

Март, 2015 года

 Тема «Формула здоровья»

"Подвиг этот, будет в памяти жить
И в наших сердцах гореть!
Тех, кто с врагом был готов разделить,
Поровну только смерть!".
Ким Добкин

Цель. Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи.

1. Формировать у учащихся представления о положительных и отрицательных факторах влияющих на организм человека, о негативных последствиях употребления алкоголя, наркотических средств, табака; дать разъяснение понятию «здоровье».

2. Развивать  мыслительную деятельность, память, воображение, чувство сострадания, сопереживания; расширять кругозор учащихся.

3. Формирование   потребности в здоровом образе жизни,  духовном и нравственном совершенствовании.

  1. Углубить знание истории Великой Отечественной войны.

Ход занятия.

1.Вступление.

Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война.

Вед. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Фашистская Германия, нарушив акт о ненападении, вторглась на территорию нашей страны, бывшей тогда Советским Союзом. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в схватку с коварным и беспощадным врагом. Началась Великая Отечественная война.

С первых дней войны женщины добровольно вступали в ряды Советской Армии и дивизии народного ополчения.

   9 мая 2015 года в 70-й раз прогремит салют Победы. Вам, женщины - герои нашей страны, живые и павшие, известные и безымянные, посвящаются эти слова.

Ученица.

Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты -
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.

Ученик

 Женщины нашей республики принимали активное участие в вооруженной борьбе с агрессором. Они храбро сражались в действующей армии, в партизанских отрядах, работали медсестрами и врачами во фронтовых госпиталях, служили зенитчицами и пулеметчицами, снайперами и саперами, поварами и прачками.

Мы провели небольшую поисковую работу, обращались к различным источникам информации и узнали о женщинах нашей республики, которые принимали участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. Мы хотим представить вам некоторые из них.

Ученица

В блокадном Ленинграде героически сражались более 40 солдат из нашего района.  Амина Салахова ушла на фронт из села Новое Дрожжаное. Она была водителем “полуторки”. На своем грузовике Амина апа участвовала в обеспечение голодного города продовольствием, вывозила через озеро Ладоги детей и стариков. 

Ученица

Неувядаемой славой покрыли себя летчицы легендарного Таманского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков. Среди славных летчиц Таманского женского авиационного полка — имена дочерей татарского народа Ольги Санфировой и Магубы Сыртлановой.
В непрерывных боях с противником Ольга Александровна Санфирова прошла большой боевой путь от Волги до Польши. Начав войну рядовой летчицей, выросла до гвардии капитана, командира эскадрильи боевых самолетов. Только с конца 1942 по декабрь 1944 года эскадрилья под командованием Санфировой произвела 3270 боевых вылетов и нанесла большие потери гитлеровцам. 630 из них совершила лично Ольга. На ее боевом счету — 4 уничтоженных эшелона врага, 6 речных переправ, 12 танков, 62 автомашины с грузами, 7 разных складов, истреблено более 400 гитлеровских солдат и офицеров...
За мужество и бесстрашие, проявленные в боях, О.А.Санфировой присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно.
Ученица

780 боевых вылетов совершила отважная дочь татарского народа, Герой Советского Союза Магуба Хусаиновна Сыртланова. Начав воевать осенью 1942 г. рядовой летчицей, она выросла до заместителя командира эскадрильи полка. На боевом счету Магубы – почти 1000 часов в воздухе, за это время она обрушила на врага 140 тонн бомб.

Магуба Хусаиновна награждена двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени; медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией». 
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года Магубе Хусаиновне Сыртлановой присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В Казани одна из улиц носит имя М. X. Сыртлановой.

Ученица

Райхана Валлиулина (28.11.1923)

Сержант Валлиулина была распределена в роту связи на телеграфиста. Ее задачей было передавать шифровки в другие роты и части. Допускать ошибки ей было нельзя, так как ее ошибка могла стоить жизни многих солдат. 

За тяжелую работу была награждена медалями « Медаль за победу над Японией», «Знак почета», «Орден отечественной войны». В суровых буднях войны она встретила свою судьбу – своего мужа, который стал надеждой и опорой на всю ее оставшуюся жизнь.... 

Райхана Сафиуловна нашла свое место в жизни, после войны она стала работать детским врачом в городе Казани.

 Ученица

В 1942 г. по мобилизации ушла на фронт 19-летняя Е.Сивенкова. Новобранцы формировались в г. Альметьевске. При распределении девушек на военную службу учитывалась их мирная профессия. Катя до войны три года проработала поваром в санатории. Ее хотели назначить поваром и в Красной Армии, но она, обратившись к командиру, сказала: "Тов. командир, я пошла на фронт не для того, чтобы варить кашу. Я хочу стрелять!"
Смелая и расторопная девушка быстро освоила военную специальность. Ее назначили наводчицей на зенитной батарее. Сивенкова так освоила зенитные орудия, что могла заменить любого бойца. Часто к ней на выучку направляли молодых солдат. Не забывала она, однако, и своей мирной профессии. Обед, приготовленный Катей, солдаты ели всегда с особым аппетитом.
Ученица

Служили зенитчицами на фронте наши землячки: Мунавара Насыбуллина, Мария Колесова, Людмила Гильманова, Валентина Шашарина, Зайтуна Халиуллина.
Мечта Зины Плетневой с оружием в руках защищать Родину осуществилась в 1942 году. После учебы Зина вместе с подругами Кларой Маевской и Валей Васильевой была зачислена в 31-й зенитно-прожекторный полк. Их направили на оборону столицы. В первый же день зенитчицы вступили в бой с вражеской армадой бомбардировщиков, несущих смертоносный груз на Москву.
Татарские девушки — зенитчицы Сайда Мустафина и Лена Шамсетдинова участвовали в обороне Сталинграда.

Ученица

Интересна судьба связистки Марии Талапиной. В 1941 г. она с отличием закончила Мамадышское педагогическое училище. В 1942 г. Марию и нескольких девушек пригласили в горком комсомола и направили в учебный отряд Северного флота в школу связи. Маруся Талапина попала в группу радиотелеграфистов.
После ее окончания молодая радистка была определена в 125 полк морской пехоты Северного флота. Ей доверили ответственный участок — работу на рации, обеспечивающую связь со штабом флота.

Ученик

Когда началась война, Роза Сафина училась в 9-м классе средней школы г. Чистополя. Проводив на фронт двух братьев, она сама пошла в военкомат. В заявлении написала: "Уже девять месяцев, как идет наступление фашистов на нашу Родину. Они хотят сделать рабами наших отцов, матерей, родных... Я хочу сама защищать Родину, свое счастье и бить фашистов. Поэтому прошу направить меня в ряды Красной Армии."
Всю войну Р.Сафина не расставалась со своим пулеметом "Максимом", вместе с боевыми товарищами отбивала многочисленные атаки врага, всегда была на передовой.

Ученик

В 17 лет встала на защиту Родины Нина Лобковская. В составе своей дивизии она с боями дошла до Берлина. На счету снайпера Н.Лобковской 89 уничтоженных гитлеровцев. Закончила войну в звании лейтенанта и командира снайперской роты. В составе III Белорусского фронта дошла до Восточной Пруссии, а затем участвовала в разгроме милитаристской Японии командир стрелкового взвода автоматчиков и пулеметчиков Сююмбика Валиева.
Ученица

Тысячам раненых воинов спасли жизнь Мунира Ахтямова, Елена Лысенко, Сафура Подвигина, Суфия Хайретдинова.
Боевое крещение Сайма Салимова получила на Белорусском фронте. Особо памятен, остался ей бой, когда за сутки вместе с санинструктором Мамонтовым они вынесли из-под огня 126 раненых. За этот подвиг С.Салимова была награждена медалью "За боевые заслуги".
Ученица

В летопись Великой Отечественной войны навечно вписаны имена славных дочерей татарского народа. Медсестра Асия Ильматова первой из татарок была награждена медалью "За отвагу". От первого до последнего дня войны была на фронте врач Раиса Булатова. Оставили свои надписи на стене Рейхстага медсестра Анна Агафонова и врач Рукия Насырова. Военфельдшер Фаина Чанышева — в числе тех, кто награжден высшим знаком отличия Международного комитета Красного Креста — золотой медалью Флоренс Найтингейл, на которой начертано: "За особое чело

        Ученик

        Советские женщины совершили бессмертный подвиг во имя Родины в тылу страны.

        За заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками свыше 150 тысяч женщин награждены боевыми орденами и медалями.

  Свыше 200 тысяч человек получили орден Славы 2-й и 3-й степени. Н. А Журкина.

  86 советским женщинам присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе 29 летчицам, 26 партизанкам, 17 работникам медицинской службы.

  18 человек удостоены этого звания посмертно: среди них партизанки Зоя Космодемьянская, М. Мельникайте; снайперы Наташа Ковшова и Мария Поливанова.

 Учитель. В этом году наша страна празднует 70-летие Победы. Все меньше и меньше становится людей, которым мы обязаны всем. Время летит, стирая в памяти людей эпизоды жизни. Но мы обязаны свято чтить тех героев, которые не жалели сил, здоровья и самой жизни, защищая нашу Родину. Мы  будем ценить мир, завоеванный таким трудом, но всё это властно только здоровому человеку.

2. Основная часть.

- Кого же мы называем здоровым человеком? Что такое здоровье? На эти вопросы предстоит сегодня ответить и вывести формулу здоровья. От каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела. Но прежде чем вывести формулу здоровья, давайте уточним, что же такое здоровье?

        Долгое время считалось, что здоровье – это отсутствие болезни. Вы согласны с этим? А вот такой пример: у человека ничего не болит, но у него плохая память. Или ещё пример: пьяный человек ничего не болит, но можно ли его считать здоровым?

Дети         - Здоровье - это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психологического и социального благополучия. (слайд  )

Уч.        - Какие факторы влияют на здоровье? Что такое фактор? (Фактор – момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении)

Дети -

        А вы хорошо разбираетесь в факторах здоровья? Сейчас мы это проверим,  и в этом нам поможет Регина.

Регина – Я провела анкетирование по теме « Что вы знаете о здоровом образе жизни»,

в  анкете были следующие вопросы: (слайд    )

  • 1. Ваши увлечения в свободное от учебы время?

2. Влияют ли  занятия физкультурой и спортом на состояние Вашего здоровья?

3. Занимаетесь ли Вы  закаливанием своего организма?

4. Считаете ли Вы важным условием здорового образа жизни соблюдение личной гигиены?

5. Курите ли Вы?

6. Стоит ли отказаться от курения, чтобы быть здоровым?

7. Опасно ли употребление спиртных напитков для Вашего здоровья?

8. По Вашему мнению, является ли составной  частью здорового образа жизни рациональное питание?

9. По-вашему мнению, здоровый образ жизни – это…

10. Какой образ жизни, на Ваш взгляд, является привлекательным, престижным?

(Слайд    ) Из результатов анкеты видно, что 79 % учащихся нашего класса в свободное время занимаются спортом, 84 % учащихся утверждают, что физкультура и спорт влияют на состояние здоровья. Все учащиеся класса считают важным условием соблюдение личной гигиены. В классе ни один ученик не курит. По мнению учащихся, здоровый образ жизни – это … 1) занятие физической культурой и спортом;

2) отказ от вредных привычек;

3) рациональное питание;

4) личная гигиена;

5) закаливание.

Все учащиеся класса считают, что самый привлекательный и престижный образ жизни – это здоровый образ жизни.

Уч. – Спасибо, Регина. Из этого анализа видно, что вы неплохо разбираетесь в факторах  здоровья.

- А теперь поднимите руку, кто никогда не болел. Кто ни разу не болел в этом учебном году? Кто болел один раз в год? Кто больше?

Мы привыкли, что человеку свойственно болеть, а ведь это не так. Давайте сменим установку и запомним, что человеку свойственно быть здоровым! Учёные доказали, что человек должен жить 150-200 лет. Как этого можно добиться. Одним из уникальных способов является закаливание.

-        Какие виды закаливания вы знаете? (солевые дорожки, умывание, русская баня, закаливание паром, закаливание солнцем, воздухом, хождение босиком)

Дети. -

-        Как закаливание влияет на здоровье?

Дети. -      (Закаливание позволяет повысить устойчивость организма к взаимодействию различных факторов, в том числе холода и простудных заболеваний, а также укрепить иммунитет. В любое время года закаленные люди чувствуют себя весьма комфортно и уверенно).

Уч. – (слайд    ) Вот что сказал великий врач Древнего Востока Авиценна:

  • С гимнастикой дружи, всегда веселым  будь,
  • И проживешь 100 лет, а может быть, и более.
  •  Микстуры, порошки - к здоровью ложный путь.
  • Природою лечись - в саду и чистом поле.

Уч. – (слайд    ) – Следующий вопрос – что такое личная гигиена?

Дети. -

-  гигиена кожи;

- гигиена зубов и полости рта;

     - гигиена одежды и обуви;

- подвижный образ жизни.

Уч. – (слайд    )

Кожа – это жизненно важный и сложно устроенный орган. Одна из функций которого – защита внутренних частей организма от неблагоприятного воздействия физических, химических и биологических факторов внешней среды.

Кожа – барьер для вирусов и микробов. Кожа должна быть чистой. Содержание кожи в чистоте достигается регулярным мытьем.

В дополнительном уходе нуждаются наиболее загрязняемые участки тела: руки, лицо, шея, ноги.

Под ногтями оказывается  95 % всех микробов.

Уч. – (слайд    )

- Что такое алкоголизм?

Дети. - Алкоголизм - хроническое (неизлечимое),

прогрессирующее, смертельное

заболевание, затрагивающее и разрушающее все сферы человеческой

жизни - тело, психику, душу и социальную

жизнь человека.

Уч. - Алкоголь человечество знает давно. Но в последнее время проблема состоит в том, что к нему прибегают очень молодые люди, которые порой ещё и не осознают, какой вред может принести это их здоровью. Как алкоголизм влияет на здоровье? (слайд    )

Дети. –

Уч.- Высмеивая пьяниц, народ сложил немало пословиц и поговорок.

«Дополните пословицу и объясните её смысл»

  1. Пьяному море по колено, а лужа по … (уши)  (в нетрезвом виде человеку все нипочем)
  2. Что у трезвого на уме, у пьяного на …(языке) (что по пьяни мужик может наговорить много того, что не думает потрезвости).
  3. С хмелем познаться, с честью … (расстаться) (Пьянство заглушает рассудок, совесть; пьяный легко может обмануть, не сдержать слово) 
  4. Пить до дна – не видать …(добра) (Пьяница теряет здоровье, друзей, работу, уважение, окружающих, любовь близких)

Уч.- Из этих пословиц какой вывод можно сделать?

Дети. – Алкоголизм до добра не доведет.

Уч.-  (Слайд    ). Людвиг Фейербах  писал, что «Человек есть то, что он ест»

Уч. – Сначала  давайте поговорим, от чего вы должны отказаться.

Дети. – от газированных напитков

  • от чипсов и картошки «Фри»
  • от сухариков
  • от фаст-фуда
  •      от жевательных конфет.

Уч. – Почему? (слайд   )

Наиболее опасные - безалкагольные напитки (Кока-Кола, Спрайт, Пепси и т.д.), энергетические напитки. Как и жевательные резинки, их сложно даже назвать продуктами питания. Негазированные, обычно, содержат несколько меньший набор вредных пищевых добавок.

        Дополнительная опасность напитков в том, что вредные вещества при поступлении с жидкостью усваиваются быстрее и легче, чем при поступлении с твердой пищей.

        Вот наиболее опасные добавки, которые можно встретить в различных напитках: различные синтетические сахарозаменителипищевые консервантыэмульгаторыароматизаторы.

        Возможные проблемы:

        Рак, цирроз печени, дегенеративные заболевания, ухудшение работы сердца, аллергические проявления и т.д. Злоупотребление энергетическими напитками ведёт к истощению нервной системы.

(Слайд  )  Они заслужено получили имидж одних из самых вредных продуктов питания. Эти продукты содержат стабилизаторы и ароматизаторы (усилители вкуса. Картофель "Фри" в ресторанах быстрого питания жарится в много раз использованном масле, что приводит к образованию канцерогенов. Также, технология изготовления чипсов ведёт к образованию канцерогенных синтетических жиров и других канцерогенов. Присутствие большого количества канцерогенов делает эти продукты питания особенно вредными.

        Возможные проблемы:

        Рак (из-за опасного количества канцерогенов), «синдром китайского ресторана» (головная боль, покраснение лица, потоотделение, чувство тяжести и др.), возможны и другие заболевания (точный вред части пищевых добавок, содержащихся в чипсах, не определен).

(слайд     ) Этот довольно популярный продукт питания тоже входит в наш список самых вредных продуктов питания. В состав сухариков обычно входят различные ароматизаторы и пищевые красители. Могут входить и другие вредные пищевые добавки.

        Возможные проблемы:

        Ухудшение зрения, нарушение артериального давления, расстройство желудка, аллергические реакции.

(Слайд    )  Самая быстрая еда - беляши, чебуреки,  шаурма, гамбургеры и вообще все, что жарится, - очень вредна. Потому что жарят это все нередко в масле, которое используется по многу раз и меняется, хорошо если, раз в сутки. Результат - все те же канцерогены.
Также сюда включили разновидность "детского” 
фаст-фуда -   орешки,    лапша быстрого приготовления, шоколадные батончики и прочие любимые детьми продукты.

 Возможные проблемы:
С годами такое питание приводит к нарушению пищеварения: к колитам, гастритам, изжоге  и т.д.  

(Слайд    )  Эти изделия вряд ли можно даже назвать продуктами питания, потому что они состоят, в основном, из пищевых добавок: подсластителей и сахарозаменителейстабилизаторов, загустителей и желирующих,эмульгаторовантиокислителей (антиоксидантов) и пищевых красителей.

      Возможные проблемы:

        Эти продукты питания могут вызвать расстройство желудка, обезвоживание, болезни почек и печени, каменно-почечная болезнь, заболевания желудочно-кишечного тракта, аллергические проявления, кожные заболевания, повышение уровня холестерина в крови, развитие слабоумия.

Уч. – Мы назвали очень много, что нельзя есть, а что можно и нужно есть?

Дети.- C:\Users\Администратор\Desktop\правильное птание\_editor_piramida_article.jpg(Слайд  )

Уч. – Важен режим питания.

- Сколько раз в сутки вы едите?

Дети. –

Уч. – Вы строго должны соблюдать режим питания. (Слайд  )

(Слайд   )     Понятие «режим питания» включает:

1) количество приемов пищи в течение суток (кратность питания);

2) распределение суточного рациона по его энергоценности, химическому составу, продуктовому набору и массе на отдельные приемы пиши;

3) время приемов пищи в течение суток;

4) интервалы между приемами пищи;

5) время, затрачиваемое на прием пищи.

Уч.- Вся природа живет в точных ритмах … (Слайд   )

- вращение планет

- времена года

  • день и ночь

 Ритмичность свойственна человеческому организму, отдельным его органам и системам.

Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма.

  • Первый подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов.
  • Второй - в 16-18 часов более низкой интенсивности и продолжительности.

Уч. – Как мы должны придерживаться к этой ритмичности?

Дети. – Соблюдать режим дня (Слайд   )

Уч. - Режим дня школьников включает следующие компоненты:

  • учебные занятия в школе;
  • учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);
  • сон;
  • питание;
  • занятия физическими упражнениями;
  • отдых;
  • занятия в свободное время.

Уч. – Вот мы с вами и разобрали  основные факторы положительно и отрицательно влияющие на наш организм. Отметили плюсы и минусы. И пришло время озвучить нашу формулу здоровья, что же у нас получилось?

Здоровье - рациональное питание +    движение +   занятия спортом +   закаливание +

   хорошее настроение + режим дня + личная гигиена - вредные привычки .

Я надеюсь, что эту формулу вы будете применять в своей жизни.

Уч. – Последнее задание: Закончите предложение. Сегодня я понял: 

3. Заключение.

Уч. - А в заключении я познакомлю вас с самым лучшим рецептом здоровья и счастья: "Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути".

Здоровья вам крепкого, счастья и долголетия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Формула здоровья", для 5-7 классов.

Внеклассное мероприятие в рамках "Здорового образа жизни" проходит во многих школах. Вывести самостоятельно "Формулу здоровья" с использованием мультимедийной презентации будет по силам учащимся средн...

Устный журнал "Формула здоровья"

Мероприятие по здоровому образу жизни. Справка о вреде курения, алкоголя, наркотиков...

"Формула здоровья" (разработка внеклассного мероприяти)

"Формула здоровья"  методическая разработка внеклассного мероприятия по пропаганде здорового образа жизни....

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Конкурс методических разработок среди педагогических работников «Формула здоровья». Номинация: «Психологическое здоровье школьников» Тема: «Психолог о здоровье»

ВведениеЖизнь невозможна без взлетов и падений. Жизненные сложности могут быть тягостными для одних людей и могут привести к стрессу, депрессии, а в дальнейшем и к ухудшению здоровья. Другие же люди и...

Открытое мероприятие по пропаганде здорового образа жизни среди подростков «ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ»

middot;        пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;выявление путей и средств сохранения здоровья школьников, внедрения в их жизнедеятельность...