Методическая разработка "Берегиня"
методическая разработка (7 класс) на тему

Технология воспитания – это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно. « КАК?» - коренной вопрос технологии в области воспитания. Эффективность технологии воспитания должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на « Я – концепцию» и как способствует самоопределению личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_bereginya.doc84.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_2.ppt2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

Московский кадетский корпус

«Пансион воспитанниц Министерства обороны

Российской Федерации»

http://army-news.ru/images_stati/pansion_vospitannic.jpg

Методическая разработка мастер -  класса

«Берегиня»

Классный руководитель

Малафеева Е.В.

                                                                                                   

Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение …………………………………………………………………..…. 1

2. Разработка мастер-класса по теме «Берегиня»……………………………...5

3.Использованная литература, ссылки на интернетресурсы………………….12

4. Фотоотчет ……………………………………………………………………..13                    

1. Введение. 

Почему я выбрала технологию коллективного творческого дела?

Коллективное – потому, что это товарищеское общение воспитателей и воспитанниц.

Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому.

Дело – потому, что его результат – общая польза и радость

Технология коллективного творческого воспитания – это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Цель - раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Постулаты коллективных творческих дел:

коллективное творчество;

единое дело и добровольное участие в нём;

свобода выбора форм деятельности;

содружество взрослых и детей;

развитие коллектива.

Какие же дела могут быть у коллектива?

Трудовые дела: Цель - освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашего общества, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку заботиться о людях, работать самостоятельно и творчески.

Познавательные дела: турнир знатоков, викторины, интеллектуальные игры и т.п. Цель познавательных КТД - формирование потребности в познании, развитие у школьников таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, творческое воображение.

Художественно-эстетические дела: концерты, праздники, выпуск тематических стенгазет и т. п.

Цель художественных КТД - развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству, пробуждать желание испробовать себя в творчестве, обогащать внутренний мир человека.

Спортивно-патриотические дела: спартакиада, шахматный турнир, эстафета, и т.д.

Цель  спортивных КТД - развитие у воспитанников гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность.

Как и в любом воспитательном мероприятии, в КТД выполняются четыре этапа деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.
1.Коллективное целеполагание (предварительная анкета, опросник, собрание)
2.Коллективное планирование (деление на группы, распределение групповых и индивидуальных поручений)

3.Проведение коллективного дела (сочетание групповых (командных) и индивидуальных заданий, конкурсов, система подведения итогов (награды, дипломы)
4. Коллективный анализ (анкета, разговор в кругу)

Система оценивания результатов творчества- объявление благодарности, награждение грамотами, дипломами, похвала за инициативу и т. п.

Мы во всем активные,
И восьмой наш «В»
Может по спортивному
Успевать везде.
Хорошо мы учимся,
Пляшем и поем.
Из любого случая 
Выход мы найдем.

   Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И.П. Ивановым и его сподвижниками.
Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения, обобщение, самодеятельные способы организации всех начинаний.

2. РАЗРАБОТКА мастер-класса по теме «Берегиня».  8  класс

Автор Малафеева Е.В.

Методическая характеристика темы.

В русских игрушках отражена история России, да и не только ее, с древнейших времен. Первобытные дети играли с камешками, косточками животных, забавными корешками. Детям всех времен и народов необходимо играть – это один из важнейших способов познания мира. Игра как инструмент познания окружающего мира необходима. Знакомство с самодельной куклой позволяет ближе узнать историю, культуру, фольклор. Изготовление народной куклы позволяет развивать фантазию, творчество, возможности проявить индивидуальность воспитанниц.

Цель: формирование интереса у воспитанниц   к традициям, обрядам, народному прикладному творчеству, русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом, к познанию и пониманию истории нашей Родины.

Задачи: показать связь с обычаями и обрядами в русском фольклоре, пробудить интерес к нему; способствовать формированию компетенций;  формировать уважительное отношение к культуре родной страны прививать любовь к народным традициям; воспитывать чувство патриотизма, ответственности за свою страну. Способствовать развитию навыков создания компьютерных презентаций; работе в сети Интернет и вести исследовательски - поисковую работу.

Тип урока, классного часа, занятия, мастер-класса: творческая мастерская.

Технологии:  

Технология коллективного творческого дела.

 Коммуникативные технологии.

Личностно-ориентированные технологии.

Технологии сотрудничества.

Методы: репродуктивный, наглядно-действенный, исследование.

Прогнозируемый уровень или результат усвоения учебного материала:

Воспитанницы должны уметь:

-представить материалы о проделанной исследовательской работе по заданной теме в виде презентации ;

-передать свои знания и умения по изготовлению народной куклы;

-показывать хороший уровень коммуникации.

Подготовительная работа:

  • поиск информации;
  • создание презентации;
  • заранее подготовить выступление воспитанницам;
  • выполнить с группой воспитанниц образцы кукол;
  • оформление кабинета.

Время занятия: 40 минут.

Форма проведения: групповая и индивидуальная работа.

Методическое оснащение занятия:

  • презентация «Берегиня» 
  • самодельные народные куклы, костюмы, декорации
  • материал для изготовления кукол (ткань, инструменты, ленты , нитки, предметы для декорирования и т.п.) .

Музыкальное оформление: 

  • записи русских народных песен, плясовой музыки, частушек.

Аппаратное и программное оснащение: ПК, MicrosoftPowerPoint, мультимедийный проектор.

Возраст: 12-14 лет

Дата проведения: 17.06.2013

 

Ход урока (мастер-класса)

I. Организационный момент

Приветствие

II. Основная часть

1 ведущая:  В  удивительной русской народной сказке «Василиса Прекрасная» из собрания А.Н. Афанасьева есть персонаж интересный тем, что помогает Василисе найти свое счастье, - кукла. Она не случайно попала в  русскую народную сказку. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Сегодня мы познакомимся с куклами, которые изготавливаются специально для обрядов, храмовых и бытовых.

2. Просмотр презентации и выступление воспитанниц.

1 воспитанница. (слайд 4) «Кукла очистительная» По традиции Очистительная кукла избавляла от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы. (слайд 5) «Берегиня» Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Изготавливается она из ненужных, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее. Или если вы делаете куклу в подарок, тогда используйте лучше кусочки новых тканей. Еще нам понадобятся прочные красные нитки. Красный цвет считали наши предки обережным, поэтому куклы завязывались нитками такого цвета.

2 воспитанница. (слайд 6,7) Изготовление пасхальных кукол - «Вербниц» - работа более сложная, нежели роспись пасхального яйца. Общая технология изготовления не отличается от общей технологии изготовления тряпичных кукол. Однако лицо и руки Вербницы делаются из красной ткани, символизирующей Пасху и Возрождение. Такая кукла считается подарком и может заменять собой пасхальное яйцо. Издревле такие куколки готовились всегда перед праздником. 

3 воспитанница. (слайд 8,9) «Подорожница» Куколка очень маленькая, 3-5 см, должна легко помещаться в ладони или в кармане. Делается безшитьевым способом. Эта кукла - оберег путнику в дороге, в узелке у куклы - крупа. Эту куклу должен держать только тот, кто делал и для кого делали, можно трогать другим, если кукла будет в пакетике. Во время всей поездки куклу держать в руке, можно сделать петлю и повесить/закрепить на пальце. Их крутила жена мужу в дорогу, когда он уходил на охоту, на рыбалку. Она совсем маленькая, ладошечная. Он ее держал в кулачке. В узелочек жена клала золу- символ домашнего очага, чтобы благополучно вернулся в дом, или горошинку - чтобы он был сыт в дороге! Кукла "в Дорогу"- обыкновенная скрутка из ткани, только руки привязываются в районе шеи и они должны быть очень длинные и сделанные из красной материи, в руках - узелок с "добром".

2 ведущий: (слайд 10) Мы расскажем вам сегодня о давно забытом народном обряде, связанном с обережной куклой. Древний обряд “крещение кукушки”. Это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей. Он состоял в следующем: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал. Там они водили хороводы, пели песни и кумились. В знак того, что две подружки на 1 год становились кумами, они обменивались венками и, специально сделанными для этой цели, куклами. Эти куклы являлись отражением хозяйки, ведь делая эту куклу, девочка вкладывала в неё частичку своей души. После троекратного целования девочки обменивались куклами и считались кумами. Впрочем, по прошествии определённого времени и при желании можно было раскумиться, сняв себя обязательства доброжелательного отношения, друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей доверена часть собственной души! Ведь делая куклу, девочка прилагала старание, думала о ней, вкладывала в эту работу всё своё умение, и вот она отдана подружке!

Две воспитанницы во время слов ведущего показывают как происходил этот обряд. (попевки кумовления представлены в приложении)

1 ведущий: А сейчас я предлагаю перейти в импровизированную мастерскую, где наши мастерицы покажут вам прием изготовления одной из традиционных обережных  кукол.

3. Занятие в творческой мастерской. Пошаговая инструкция выполнения (слайды)  Изготовление куклы «Северная берегиня».

4. С теми, кто справился с работой проводятся хороводные игры.

1 ведущий: Мы с любопытством и любовью вспоминаем старинные традиции, добрые, красивые обычаи наших предков. Сегодня вы познакомились с культурой изготовления оригинальной народной игрушки, которая является символом дома, семьи, Родины. Нельзя нам жить Иванами, не помнящими родства. И в заключении сегодняшней встречи уместным будет предложить вашему вниманию несколько русских народных пословиц. В которых говорится о родной стороне, отеческом доме.

В каком народе живешь, того и обычая держись.

Хвали заморье, а сиди дома!

Милует Бог на своей стороне.

Мила та сторона, где пупок резан.

За морем веселье, да чужое, а у нас горе, да свое.

Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.

Худа та птица, которая гнездо свое марает.

С родной стороны и собачка мила.

Без корня и полынь не растет.

Жил-был молодец; в своей деревне не видел веселья, на чужбину вышел – заплакал.

Хороша Москва, да не дома. Наш городок – Москвы уголок.

Классный руководитель: Спасибо вам за внимание и участие.

III. Подведение итогов мероприятия, рефлексия.

3.Использованная литература, ссылки на интернетресурсы

Литература:

1. И.Н. Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Санкт-Пербург «Паритет», 2010

2. Праздники и обычаи народов мира. Энциклопедия «Я познаю мир». Издательство «Астрель», 2002.

3.Круглый год. Русский земледельческий календарь. Под редакцией А.Ф. Некрыловой . Москва .издательство «Правда», 1989

Электронные ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia;

     2.http://www.rukukla.ru/article/change/bereginya.htm

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...