Культура общения
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Чухалдина Любовь Семеновна
Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать разные науки, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись, а для этого надо учиться культуре общения, культуре поведения, вежливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_obshcheniya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                      Тема:  Культура общения.

Составила: Чухалдина Л.С.

КГОКУ  «Детский дом с.Вольно-Надеждинское»

                      Цели: Формировать представления о социально одобряемом поведении. Развивать познавательный интерес, мышление, разговорную речь, обогащать словарный запас. Воспитывать негативное отношение к порокам человечества, доброжелательные отношения к окружающим.

Ход занятия: Ребята, встаньте, пожалуйста, поприветствуйте наших гостей, которые будут присутствовать  на нашем занятии. У всех здесь присутствующих, и у ребят, и у взрослых, общая задача – чтоб все   девочки стали настоящими людьми: УМНЫМИ, ВЕЖЛИВЫМИ, ТРУДОЛЮБИВЫМИ, СЧАСТЛИВЫМИ, т. е. полезными членами общества. Задачу эту мы решаем вместе, но по разному: одни учат, а другие учатся. Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать разные науки, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись, а для этого надо учиться культуре общения, культуре поведения, вежливости. Занятие будет проходить в форме беседы за полукруглым столом.

  На нашем занятии мы постараемся найти ответы на очень сложные вопросы, решить важные задачи.

 -- Для начала давайте решим такую задачу: чем отличаются дикие растения от культурных? Например – дикая груша.

( Дикая груша растет, где и как попало, а культурная в саду.) За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают. (Плоды у дикой груши не съедобные, кислые, невкусные, а у культурной хорошие.)

 -- Люди тоже бывают дикими и культурными. Чем они отличаются?

( Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.)

-- Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким, невоспитанным, невежей?

( С культурным человеком общаться интереснее.)

-- Груше можно сделать прививку и она станет культурной. А человеку можно привить культуру?

( Можно привить правила культурного поведения). (Вежливость)

-- Объясните, как вы понимаете: «ПРИВИВАТЬ КУЛЬТУРУ»?

( Это значит, что надо развивать, воспитывать привычку вести себя правильно, так, чтобы себя не опозорить, чтобы не было стыдно за тебя родителям и тем, кто тебя воспитывает и учит. )

-- Вот мы и нашли ответ на нашу задачу, т. е. решили её. Повторите наше решение.

           

          ВОСПИТАТЬ, ВЫРАБОТАТЬ ПРИВЫЧКУ ВЕСТИ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО.

-- А сейчас встаньте все. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы все здоровы, спокойны, добры и смогли найти решение важной для нас задачи.   Спасибо, садитесь.

-- Чтобы решить следующую задачу нам необходимо совершить маленькую экскурсию в историю русской культуры.  Решать мы будем проблему вежливости, а экскурсию проведёт Ирина.

 -- До 16-го века в русском языке широко использовалось слово « ВЕЖА». ВЕЖА – от слова ведать, т. е. знать. Вежа – человек знающий как надо себя вести в той или иной обстановке. С давних времён в школах на Руси учили грамоте, молитвами и вежеству. Эти  познания превратились в вежливость.

        -- Сейчас  будет практическая работа. Все вы знаете, что такое ЛОТЕРЕЯ. И  я сейчас проведу с вами беспроигрышную лотерею. Я приглашаю сюда всех.  Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный  билет, на нём будет записано правило вежливости, которое вам надо выполнить.  Итак, начинаем. Кто первый? Ответ правильный – аплодируем.

Задания для карточек:

  1. Сидят двое взрослых. Они беседуют. Спроси у одного из них, который час.            ( Надо подойти и сказать: « Извините, что я вас перебиваю, скажите, пожалуйста, который час? )        
  2. Вы чихнули. ( Скажи «ап – чхи» ) Ваши действия. ( Сказать «простите»)
  3. Позвоните по телефону мальчику, узнайте задание по чтению. Если его нет дома, поговорите с мамой. ( Сказать: « Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя) Передайте ему, что звонила ( имя и фамилия), я хотела узнать задание по чтению.)        
  4. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия. ( Извините, что опоздала, разрешите, пожалуйста, войти.)
  5. Поздравь всех присутствующих с хорошим, весенним днем, пожелай им чего – нибудь хорошего.

-- Закончился розыгрыш нашей лотереи. Почему она беспроигрышная? Что вы выиграли в ней?

( Мы выиграли знания о том, как надо вести себя в разных ситуациях. Мы выиграли аплодисменты, значит вели себя правильно.)

-- Молодцы! Я прошу Дарью задать нам следующую задачу.

                                « Вон человек, что скажешь ты о нём?»

                                      Ответил друг, плечами пожимая:

                                    « Я с этим человеком не знаком,

                                       Что про него хорошего я знаю?»

        «Вон человек, что скажешь ты о нём?»

                                       Спросил я у товарища другого.

                                       «Я с этим человеком не знаком,

                                       Что я могу о нём сказать плохого?»

                                                              ( Расул Гамзатов)

     --Что одинаково в этих разных ответах?

( Когда человек нам не знаком, мы не можем знать какой он  - добрый или злой, культурный или нет, вежливый или невежа. )

     -- Откуда, из каких источников мы узнаём о человеке? ( От знакомых, друзей, соседей,  и т. д.) Самым достоверным источником будет личное знакомство, т. е. от общения с этим человеком. Пообщавшись с кем – либо мы выстраиваем своё мнение о нём, а тот человек получает представление о нас. При этом учитывается и культура поведения, и культура речи. Речь наша состоит из слов, а слова бывают разными по своему предназначению.

Какими бывают слова?                                                                                

( Вежливыми, грубыми, добрыми, злыми, ласковыми, честными, волшебными, и т. д.)

 -- От сказанного слова зависит многое – настроение, эмоциональное состояние и даже наше здоровье. Объясните поговорку: СЛОВО ЛЕЧИТ И СЛОВО КАЛЕЧИТ.

-- Я прошу особого внимания к моим словам. Послушайте и подумайте.

Человек – часть космоса. Он обладает энергией. Слово человека – тоже энергия. Эта энергия распространяется в окружающем пространстве. Если слово хорошее, доброе – то пространство заполняется положительной энергией и оно кому – то помогает. Если слово грубое, злое, грязное – оно засоряет пространство плохой энергией. Соприкоснувшись с такой энергией, человек может заболеть. С раннего детства детей учат волшебным словам, и это делается не просто так, ведь слово имеет силу. Наверно нет таких людей, которые не слышали о проклятии, заговорах, заклинаниях… Скажите, что такое СКВЕРНОСЛОВИЕ?

--Заглянем в глубь истории. В древней Руси мат являлся заклинанием, формулой связи с нечистой силой, проклятием. Все твёрдо знали, что детей нельзя ругать матом, они будут мучимы бесами, у них не будет будущего, т. е. на них наложено родительское проклятие.

-- Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом доме.

Так же нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на речке – оскорбится водяной.

Чтобы выплеснуть из себя всю грязь, злобу люди уходили в чистое поле. Отсюда и выражение «поле брани». Наукой доказано, что мат опасен для здоровья, способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению, Обкрадывает нас духовно, унижает и оскорбляет. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. Второй путь – путь духовного роста, самовоспитания, красоты.

--Что такое духовность?  Стремление к знаниям, чувство ответственности за свои дела и поступки, понимание красоты, любовь, доброта

--Наше занятие подошло к концу. Возьмите зеркало. Внимательно посмотрите на себя, какие вы красивые, какие у вас хорошие лица. Улыбнитесь себе и скажите: « Это я.  Я человек. Я должен быть культурным и воспитанным. Я этому учусь.»

Краевое государственное общеобразовательное казенное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 «Детский дом с.Вольно-Надеждинское».

 

                                         

«Культура общения»

Номинация:  конспект занятия.

Возраст детей: 10-17лет.

Составила: Чухалдина Л.С.

с.Вольно-Надеждинское

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по русскому языку в 9 классе в форме деловой игры на тему "Культура речи - культура общения"

Задачи данного занятия заключаются в том, чтобы совершенствовать речевую культуру учащихся, формировать у них представление о необходимости соблюдения норм русского литературного языка, воспитыва...

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

Факультативный курс для 10 -11 классов «Реклама и речевая норма: культура речи и культура общения»

Данный курс  призван научить школьников эффективным коммуникациям на основе построения «общей стратегии взаимодействия», которая понимается как реклама в широком значении - как уместное и умелое ...

Час общения «Культура общения с людьми с инвалидностью»

Основная цель- формировать у воспитанников толерантное отношение к людям с инвалидностью,коммуникативным навыкам и умениям в ходе общения с людьми с инвалидностью....

Проект по культуре общения "Законы общения"

Проект направлен на развитие культуры общения учеников 5 класса....