Программа факультатива "Русская словесность" (для старших классов)
элективный курс (10, 11 класс) на тему

Милорадова Людмила Кимовна

Программа факультатива. Целью данной программы является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному литературоведческому исследованию и созданию собственного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop._obr._detey.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Лицей № 3» г. Оренбурга

ПРОГРАММА

факультативного курса

«Русская словесность»

(для старших классов)

  Составитель: Милорадова Людмила Кимовна,

                     учитель высшей категории.

г. Оренбург

2014 г.

    Пояснительная записка.

 В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе исследовательской и эвристической деятельности. Программа ориентирована на дополнение к базовому компоненту, разработанному МО РФ, и имеет научную и художественную направленность.

        Целью данной программы является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному литературоведческому исследованию и созданию собственного текста.

        Задачи:

  -   социализация и творческое развитие детей;

  - формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  - формирование и развитие умений грамотного владения устной и письменной речью;

  - формирование теоретико-литературных понятий для полноценного восприятия, анализа и оценки художественных произведений.

        Программа направлена на обучение исследовательской работе, что отличает её от других программ и обусловливает её новизну и значимость. Рассчитана на учащихся старших (9 – 11) классов общеобразовательных школ, а также для школ гуманитарного профиля.

        Курс данной образовательной программы включает в себя групповые  и индивидуальные занятия, проводимые 4 раза в неделю (по 2 часа) в течение учебного года.

        Формы подведения итогов реализации программы: школьная научно-практическая конференция, городская конференция учащихся «Интеллектуалы XXI века», Всероссийские научно-исследовательские конференции «Юность. Наука. Культура», «Первые шаги в науку», «Наука 2.0», «Я – исследователь».

Содержание программы.

        Программа направлена на обучение исследовательской работе, отсюда и тематика занятий: композиция, проблематика, стиль, особенности оформления исследовательской статьи, исследовательской работы, реферата; особенности работы с научной литературой. Значительная часть занятий отведена изучению тем, связанных с работой над формированием теоретико-литературных понятий. Особое внимание также уделяется темам, посвящённым работе над речевым оформлением письменного и устного выступления. На групповых занятиях учащимся даются основные знания по темам, а на индивидуальных происходит практическая работа по формированию умений и навыков на основе художественных текстов и собственных, самостоятельно созданных учащимися исследовательских работ.

Методическое обеспечение программы.

        Программа предполагает следование следующим принципам обучения: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности.

        Программа базируется на традиционных формах обучения (лекция, урок, беседа), а также на активных методах и формах обучения (экскурсия в библиотеку, защита реферата, прослушивание и обсуждение устных выступлений, конкурс исследовательских работ, участие в научной конференции); на методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности учащихся и планирование самостоятельной исследовательской работы детей).

        Дидактический материал: тексты художественных произведений, литературоведческие и критические статьи, исследовательские работы учащихся.

Учебно-тематический план.

№ за-нятия

Темы групповых занятий

Кол-во часов

Темы индивидуальных занятий

Кол-во часов

1-2

Введение. Цели и задачи факультатива. План исследовательской работы.

2

Общий план исследовательской работы учащихся. Принцип построения работы.

2

3-4

Виды письменных работ. Особенности научно-исследовательской работы.

2

Определение сферы исследования по литературе.

2

5-6

Тема и основная мысль письменной работы.

2

Определение темы, идеи исследовательской работы учащегося.

2

7-8

Цели и задачи научного исследования.

2

Формулирование целей и задач исследовательской работы учащегося.

2

9-10

Особенности работы с научной литературой.

2

Отбор необходимой научной литературы.

2

11-12

Конспект и тезисы.

2

Обучение конспектированию.

2

13-16

Особенности цитирования. Виды и способы цитирования.

4

Обучение грамотному цитированию.

4

17-18

Функциональные стили русского языка.

2

Отбор необходимого материала для исследования, отработка материала, его систематизация.

6

19-20

Особенности научного стиля.

2

21-22

Особенности публицистического стиля.

2

23-24

Особенности художественного стиля.

2

Речевое оформление ученического исследования. Работа над формулированием обобщений и выводов.

6

25-26

Стиль исследовательской работы. Смысловая точность речи. Правильный выбор слова.

2

27-28

Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте.

2

29-30

Лексическая сочетаемость слов. Стилистическая окраска слова.

2

Совершенствование стиля ученической работы.

2

31-32

Терминология. Иноязычная лексика. Особенности употребления.

2

Работа над тезисами исследовательской работы.

2

33-34

Канцеляризмы и речевые штампы. Ошибки, связанные с их употреблением.

2

Совершенствование тезисов и вывод исследовательской работы.

2

35-36

Синтаксическое оформление письменной работы. Шрифт.

2

Оформление библиографии.

2

37-38

Особенности устного выступления. Восприятие ораторской речи.

2

Подготовка устного выступления (защита своей исследовательской работы) – с учётом психологии воздействия на аудиторию.

4

39-40

Этикетные речевые формулы в ораторской речи. Эффекты ораторской речи.

2

41-44

Роль изобразительно-выразительных средств языка в речи. Тропы.

4

Устное выступление перед маленькой аудиторией.

4

45-46

Принципы анализа прозаического художественного текста.

2

Практикум: художественные тропы, их использование в анализируемых эпизодах.

6

47-50

Принципы анализа эпизода.

4

51-54

Организация внутренней и внешней речи в художественном тексте.

4

Практикум: Внутренняя и внешняя речь.

4

55-58

Авторская позиция. Особенности её выражения.

4

Практикум: авторская позиция в тексте.

4

59-62

Хронотоп. Виды хронотопов, их роль в идейной структуре произведения.

4

Практикум: виды хронотопов.

4

63-64

Принципы анализа поэтического текста.

2

Практикум: выразительное чтение поэтического текста.

4

65-66

Автор и лирический герой.

2

67-70

Ритмическое членение поэтической речи.

4

Практикум: ритмическое членение поэтической речи

4

71-74

Соотношение синтаксического и ритмического членения речи.  

4

Практикум: синтаксическое и ритмическое деление речи

4

75-76

Виды рифмы.

2

Практикум: виды рифмы, клаузула.

4

77-78

Клаузула, её разновидности.

2

79-82

Поэзия XXI века: традиции формальной организации текста.

4

Сравнительный анализ стихотворений XXI и XX века. Творческий практикум.

10

83-88

Поэзия XXI века: новаторство в организации текста. Эксперименты с поэтической формой.

6

89-96

Обучение сочинению-анализу стихотворения.

8

Написание и анализ сочинения «Анализ стихотворения…».

8

97-102

Особенности сочинения-рассуждения на литературную тему.

6

Сочинение-рассуждение, его анализ.

6

103-110

Особенности сочинения-рецензии.

8

Рецензирование художественного произведения.

8

111-118

Сравнительная характеристика героев.

8

Сравнительная характеристика героев.

8

119-128

Классификация ошибок в письменных работах.

10

Практикум: классификация ошибок.

10

129-136

Обобщение пройденного. Планирование дальнейшей исследовательской работы.

8

Обобщение. Планирование самостоятельной работы учащегося.

8

Итого:   групповые занятия – 136 часов

              индивидуальные     – 136 часов

            всего 272 часа в год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для старших классов по английскому языку "Слушаем с удовольствием"

Программа элективного курса по английскому языку "Слушаем с удовольствием"  разработана для учащихся 10-11 классов с целью - совершенствовать навыки аудирования на основе дополнительного материал...

КВН по программе "SOS" для учащихся старших классов "Быть здоровым - это стильно"

Материал может быть использован при проведении КВН в старших классах....

Аннотации к программам элективных курсов в старших классах

Несмотря на то, что элективные курсы – это достаточно новая система профильной подготовки учащихся, уже накоплен значительный опыт в  их создании и применении. Однако следует отметить, что не все...

Программа дополнительного образования для старших классов на основе фитнес - аэробики

программа дополнительного образования  для старшеклассников составленная на основе программы   " Фитнес - аэробика"  О.С. Слуцкер,...

Программа воспитательной работы в старших классах

Комплексная программа воспитательной работы в старших классах "Становление личности", рассчитанная на 2 учебных года , способствует созданию условий для активного участия учащихся в самоуправлении к...

Рабочая программа по природоведению для старших классов

Программа по природоведению  составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.   Программа по предмету «Природоведение&ra...

Программа воспитательной работы в старших классах "Новое Поколение"

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Для формирования и развития личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной необходимо создать в школе благоприятн...