Программа эстетического курса «Воспитание искусством. Формирование музыкального творчества на основе синтеза искусств».
элективный курс на тему

Ирина Алексеевна Охотникова

Программа разработана с целью формирования музыкальной культуры, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства во внеурочной деятельности. Рассчитана на учащихся с органиченными возможностями здоровья 5-9 классов. Срок реализации - 5 лет.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат № 8
Пушкинского района Санкт-Петербурга

пер. Мичурина, д. 19, литер А г. Павловск,
Санкт-Петербург

Принята                                                                                              Утверждаю

на педагогическом совете                                                                Директор ГБОУ

ГБОУ школы-интерната № 8                                                            школы-интерната № 8

Пушкинского района                                                                        Пушкинского района

г. Санкт-Петербурга                                                                         г. Санкт-Петербурга

протокол № ____ от _________                                                      «____» _____________ 2014 года  

ПРОГРАММА

эстетического курса

«Воспитание искусством.

Формирование музыкального творчества на основе синтеза искусств».

Для учащихся 5-9 классов

Срок реализации программы – 5 лет.

Выполнила

учитель музыки:

                                                                                Охотникова Ирина Алексеевна

Павловск  2014

Пояснительная записка.

Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь тесную связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.

Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности. Первоосновой этой культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость к прекрасному.

Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы.  

В современных условиях среди приоритетных выделяются такие направления эстетического воспитания, как развитие непрерывного художественного образования, формирование музыкальной культуры воспитанников, театральное воспитание, развитие литературных способностей.

Огромное значение в эстетическом воспитании ученика имеет сформированная способность творчески переживать художественные, музыкальные произведения, участвуя в их исполнении. Музыкально – исполнительская деятельность, связанная с приобщением ученика к любому виду искусства – музыкальному, хоровому, хореографическому, театральному -  рождает у исполнителя  творческие умения, пробуждает творческое воображение.

Эстетическая и этическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства (эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно — героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентаций ребенка в художественной картине мира.

Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Как показывает опыт, под влиянием музыкальных занятий начинают делать успехи даже дети с задержкой и отставанием психического развития. Позитивное влияние музыкальных занятий на развитие высших психических функций позволяет говорить о том, что занятия музыкой могут быть существенным компонентом коррекционно-развивающего обучения детей с трудностями обучения в школе.

Музыка – мощный стимулятор интеллектуального развития. Именно музыка (музыкальные занятия) наиболее перспективное средство (форма) в развитии как интеллекта, так и ассоциативного мышления ребёнка, которое будет способствовать осмыслению и запоминанию информации при уменьшении затрат времени и сил.

Полноценное восприятие музыкального искусства невозможно без развития  образного и ассоциативного мышления учащихся. Ведущие ученые по данной проблеме (А. Г. Юсфина, Д. К. Кирнарской и др.) выявили факторы, которые способствуют интеллектуальному развитию учащихся в процессе восприятия музыки, что позволяет оптимизировать процесс обучения:

  • полноценное восприятие музыки требует работы ассоциативной, двигательной, слуховой и логической памяти;
  • процесс восприятия музыки предполагает работу интуитивного, логического, практического, теоретического и образного, ассоциативного мышления;
  • взаимосвязь органов чувств в процессе восприятия стимулирует работу воображения;
  • процесс восприятия музыки стимулирует работу “лобной плоскости” головного мозга, которая отвечает за кодировку информации в языковой форме, поэтому восприятие музыки развивает навык построения ассоциативных цепочек.

Говоря о современной отечественной педагогике, стоит подчеркнуть, что  главным является восстановление истинного смысла эстетического воспитания, утраченного в предыдущие десятилетия. Этот смысл определяется, в первую очередь, дословным переводом слова «эстетика» (с греч. – чувствующий). В музыкально-эстетическом воспитании сохраняют свою значимость специфические задачи образовательного процесса. Вместе с тем, актуализируется основополагающая цель – формирование с помощью музыки некоторых общих художественных, эстетических качеств, которыми в идеале должна обладать духовно развитая личность: широким диапазоном и обостренностью сенсорных реакций,  интуитивно-эмоциональной, эвристической, художественно-творческой направленностью.

Один из определяющих факторов гуманизации жизни школы - насыщение её духом высокого музыкального искусства. Это, согласно мысли В.А. Сухомлинского, является необходимым условием развития культуры воспитательного процесса. Вот почему так важно развивать ту актуальную совокупность знаний, потребностей, качеств личности ученика, которая выражается интегрированным понятием «музыкальная культура школьника».

  Под музыкальной культурой личности ученика подразумевается:

  - индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей;

  - интегративное свойство личности учащегося, главными показателями которого являются музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

Духовность надо воспитывать с детства. Именно этим и обусловлен выбор музыкально-эстетической направленности программы эстетического курса.

  В ряду жгучих проблем современной школьной «музыкальной педагогики» проблема формирования интереса в музыкальном воспитании и обучении школьников становится, пожалуй, одной из наиболее важных и сложных.

Интерес - прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. На внеклассных занятиях, где уделяется большое внимание формированию интереса к музыке, школьники переживают самые различные чувства. Здесь и сомнение в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг…

Новизна программы эстетического курса в том, что она  нацелена на создание комфортной среды, оказывающей благотворное воздействие на детей с ограниченными возможностями здоровья, включённых в следующие формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, совместную деятельность детей и родителей. Программа эстетического курса имеет блочно-модульную структуру, адаптируема для различных возрастных групп.

         В  основу программы эстетического курса были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

 - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу;

 - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, вокал и ритмика);

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

 Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами вокального искусства, сценического мастерства, пластики, где школьник выступает в роли исполнителя и режиссера.

       Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкально-творческого воспитания возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

 Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, так как именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Конечной целью данной программы видится возможность помочь раскрыться человеческим талантам учащихся, их душевным способностям, развить дар человеческого общения.

Цель и задачи

Основная цель:

Эстетическое воспитание личности ребенка средствами музыкального искусства.

Целеполагание определило следующие задачи:

1. Создание условий для дальнейшего развития системы музыкально-эстетического образования и воспитания.

  1. Развитие внутренних способностей к диалогу с культурой.
  2. Расширение поэтического и музыкального кругозора.
  3. Развитие эмоционально-образного мышления.
  4. Через синтез искусств (музыка, ритмика, музыкальная драматизация) привитие любви к классическому наследию.

6. Развитие творческих способностей школьников, их речевой и сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости.

7. Создавая ситуации, вызывающие эмоциональный отклик ребенка, способствовать возникновению чувства, побуждающего к творческому самовыражению в разных видах искусства.

8. Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

9. Выявление наиболее способных и одаренных детей и привлечение их к участию в концертных программах, спектаклях, смотрах и конкурсах разного уровня.

Задачи

I ступень обучения

II ступень обучения

обучающие

- способствовать развитию интереса к музыке, стилям музыки;

- овладеть певческим дыханием, звукообразованием, навыками пения соло, в ансамбле, хоре;

- овладеть репертуаром и певчес-кими навыками;

- освоить необходимые понятия, музыкальную терминологию;

- выработать практические навыки выразительного чтения произведе-ний разного жанра.

- закрепить знания о стилях музыки;

- совершенствовать певческие навыки;

- познакомить с различными тради-циями в музыке, эстетикой художественного творчества;

- расширить музыкальный кругозор;

- познакомить со способами передачи песенного образа, характера.

развивающие

- развивать внимание, музыкальную память, музыкальный слух;

- способствовать развитию дыха-тельного и голосового аппарата;

- развивать подвижности артику-ляционного, опорно-двигательного аппарата;

- способствовать развитию чистоты интонирования;

- развивать у детей способность выражать голосом тончайшие чувства. Создавать художественный образ;

- помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость»;

- развивать способность вслуши-ваться в характер музыки, размышлять, используя разнообраз-ные виды музыкально-практической деятельности; развивать творческое мышление;

- развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средства-ми сценического искусства;

- развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

- развивать чувство ритма и координацию движения;

- развивать устную речь учащихся;

- развивать эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку.

- развивать чистоту унисона, чувства темпа, ритма;

- способствовать достижению  певчес-кого диапазона, свободного владения мелодией;

- развивать эстетический и худо-жественный вкус;

- способствовать развитию фантазии и игровых способностей, уверенности в импровизации, умение перевоплощать-ся;

- развивать исполнительские способности (творческая индивидуаль-ность, сочетание навыков исполнитель-ского мастерства – пения, танца, игры, слова,  сценарного театра);

- развивать умение действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научить пользоваться словами, выражающие основные чувства;

-  раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей;

- развивать речевое дыхание и артикуляцию;  развивать дикцию на материале стихов;

- добиться свободного, раскованного пластического выражения эмоциональ-ного характера танцевальной музыки;

- развивать умение анализировать услышанную музыку, говорить о её характере, о средствах музыкальной выразительности;

- развивать навыки выразительного пения;

- активизировать творческие способнос-ти посредством драматизации.

воспитательные

- способствовать воспитанию чув-ства коллективизма;

- воспитывать любовь к музыке, культуру исполнения музыкальных произведений, культуру речи, внимательного, вдумчивого слушате-ля;

- воспитывать любвь к Родине, к национальному искусству;

- воспитывать в детях чувство добра, любви к ближним; внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру;

- воспитывать способность к рефлексии, потребность осознанно-го формирования собственной  куль-турной среды.

- воспитывать умение воспринимать прекрасное в жизни, искусстве, эстетически оценивать окружающее;

- воспитывать чувства гордости и ответственности за культурное насле-дие России;

- воспитывать певческую культуру, формирование музыкально-эстетичес-кой оценки эмоций, вкуса;

- побуждение к импровизации.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 5-9 классов: 1 час в неделю, 34 часа в год (для каждой группы).

I- ступень обучения. Базовая:  11-14 лет, 5-6 классы.

II ступень обучения. Исполнительская: 15-17 лет, 7-9 классы.

I- ступень обучения.

1 год – 5 классы (2 группы).

2 год – 6 классы (2 группы).

3 год – 7 классы (2 группы).

II ступень обучения.

4 год – 8 классы (2 группы).

5 год – 9 класс (1 группа).  

    Каждая ступень имеет законченный цикл, но вместе с тем вторая ступень имеет логическое продолжение первой, что позволяет решить проблему преемственности по данной программе.

   Программа рассчитана на межпредметную связь, имеет три основных раздела:

  1. Вокальное мастерство
  2. Традиционная  пластика
  3. Сценическое мастерство

Песня + музыка + движение + сценическое мастерство сливаются в единое художественное целое. Именно в единстве музыки, танца, драматизации происходит более полное погружение в творчество.

В каждый раздел включены элементы музыкотерапии для профилактики и коррекции нервно-психических нарушений, установления равновесия в деятельности нервной системы.

Весь репертуар программы эстетического курса подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности школы-интерната.

В репертуар включены не только песенные образцы, но и инструментальные произведения. Эмоциональную выразительность исполнению придают элементы движения, игры. Материалом для сценических действий служат отдельные игровые, плясовые песни, инсценировки, театральные постановки.

В программе используется следующий материал:

- материал календарных праздников;

- дидактический материал различных стилей музыки;

- костюмы, соответствующие данной теме.

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Музыкальный центр, компьютер.

4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

5. Электроаппаратура.

6. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

7. Записи выступлений, концертов.

Ожидаемые результаты освоения программы.

В результате освоения программы учащиеся имеют широкое представление о музыке разных жанров, стилях, характере произведений в целом. Приобретают умения и навыки вокального пения, сценического творчества, пластики, расширяют эмоционально-творческую среду деятельности, у учащихся формируется эстетический вкус.

    В результате изучения по данной программе обучающиеся должны:

 уметь

1. Применять художественно-выразительные средства музыки.

2. Определять и анализировать средства выразительности, содержание, образный  язык произведений разных жанров музыки.

3. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для эстетической оценки явлений окружающего мира;

- при  восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них;

- в самостоятельной творческой деятельности.

4.      Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.

5.      Образно мыслить.

6.      Концентрировать внимание.

7.      Ощущать себя в сценическом пространстве.

Приобретают навыки:

1.      Общения с партнером.

2.      Элементарного  вокального исполнительства, актёрского мастерства, традиционной пластики.

3.      Образного восприятия окружающего мира.

4.      Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.

5.      Коллективного творчества.

Учащиеся избавляются от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретают общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Ожидаемые результаты:

- расширение кругозора;

- развитие творческих способностей.

Коррекция в обучении и воспитании

1. Коррекция мышления на основе упражнений в классификации музыкальных произведений.

2. Коррекция образной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении песенного репертуара.

3. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении.

4. Коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования на изучаемые музыкальные произведения.

5. Коррекция базовых эмоций интереса на основе развития способности удивляться.

6. Коррекция двигательных недостатков учащихся, совершенствование координации движений и свободного перемещения в пространстве во время разучивания музыкально-ритмических композиций.

7. Помощь в самовыражении детей с ограниченными возможностями через занятия музыкальной деятельностью.

8. Коррекция эмоционального состояния. Способствование снятию эмоционального напряжения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

     Занятия эстетического курса «Воспитание искусством. Формирование музыкального творчества на основе синтеза искусств» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

1.1. Тема «Вокальное мастерство»

  1. Содержание.

Раздел «Вокальное мастерство» включает в себя разностороннее музыкальное воспитание учащихся, развитие у них музыкально-творческих способностей.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать детей школы-интерната к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Занятия музыкально - эстетической направленности являются источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности.  

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью, вибрато, разборчивостью, ровностью  и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Хоровое пение, пение в ансамбле – коллективный вид исполнительства. Занятия в хоре, ансамбле воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. Кроме того, хоровое (ансамблевое) пение – наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата детей.

Особое внимание следует уделять вокально-интонационной работе. Важно помнить, что большой вред певческому голосу детей и подростков приносит форсированное пение. Оно препятствует развитию основных его свойств, вызывает различные расстройства и заболевания голосового аппарата. Форсированное, крикливое пение идет вразрез с требованиями художественного исполнения.

Развитие певческого дыхания происходит в процессе певческой тренировки и во многом зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений. Требования по развитию певческого дыхания при коллективном обучении могут быть следующими: вдох – спокойный, оптимальный, без поднятия плеч; выдох – спокойный, экономный, при сохранении вдыхательного состояния, без форсирования и специального «выдувания», без напряжения и утечки воздуха; высокое резонирование также способствует развитию дыхательной системы, выполняющей и резонаторную функцию, равно как и правильное положение корпуса. Постепенно дыхание углубляется, приходит умение экономно расходовать воздух.

Работа над чистой интонацией, как и собственно сам процесс чистого пения, является для исполнителей кропотливой слуховой работой, требующей непрерывного внимания к каждому звуку.

Пение унисона как основа вокальной интонации требует от участников хора (ансамбля) навыков правильного звукообразования, работы певческого дыхания, единой вокальной манеры, которые дают в итоге  общий хоровой тембр.

Таким образом, раздел «Вокальное мастерство»  - это обучение детей пению без крика и форсирования звука, стремление к чистой вокальной интонации. Начиная с кантилены на коротких фразах, у них вырабатывается певческое дыхание. Педагог добивается одновременного всеми детьми начала и окончания фраз. Следит за правильным формированием гласных-основы певческого звука и дикцией. Обращает внимание на спокойное дыхание (через нос-рот) и на смену дыхания между фразами. При исполнении песен у учащихся тренируется музыкальная память.

1.3 Формы – индивидуальные и групповые занятия.

1.4 Методическое обеспечение: магнитофон, музыкальные записи.

2.1 Тема «Пластичность»

2.2 Содержание

Велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, и важно переживать её в движении. Необходимо помнить, что именно в дружественном союзе музы танца Терпсихоры и покровительницы музыки Эвтерпы зарождаются творческие способности.

 Программное содержание эстетического курса «Воспитание искусством. Формирование музыкального творчества на основе синтеза искусств»  подводит учащихся к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует активному развитию творческого воображения. Именно благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными,  значительно ярче и эмоциональнее воспринимается музыка.

Невозможно переоценить значение занятий раздела «Пластичность»  для формирования культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения. Чувства и настроение, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов. Музыкально-двигательные упражнения дают возможность совершенствовать качества вокальных и хоровых навыков.

 Раздел «Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. 

В процессе обучения гармонично развиваются танцевальные способности: музыкально-двигательные и художественно-творческие.

Главным в работе музыкально-эстетического курса является приобщение ребенка к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и "географией" танца. Ритмичная танцевальная музыка прививает умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношение с окружающим миром, решая при этом задачу художественно-эстетического и культурного развития.

Танец является эффективным средством инкультуризации человека, является универсальным языком общения, важным рычагом в формировании идеалов, ценностей, внутреннего и внешнего облика человека.

Воспитание через обучение танцу, это воспитание гармонично развитой, телесно, эмоционально, интеллектуально, творческой личности открытой и свободной. Личности, которая  чувствует и умеет управлять внутренними импульсами, используя врожденное чувство музыки, данные природой.

На занятиях учащиеся овладевают основными навыками движения под музыку, элементами танцев, умением эмоционально передавать игровые образы. Важным является выработка правильной осанки, совершенствование умения детей самостоятельно начинать и заканчивать движение под музыку.

В процессе обучения проводится коррекционная работа: двигательных недостатков учащихся, совершенствование координации движений и свободного перемещения в пространстве во время разучивания музыкально-ритмических композиций; коррекция эмоционального состояния. Способствование снятию эмоционального напряжения.

2.3 Формы – индивидуальные и групповые занятия.

2.4 Методическое обеспечение: магнитофон, музыкальные записи.


3.1 Тема «Сценическое мастерство»

3.2 Содержание

Раздел «Сценическое мастерство» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий.

 Постановка инсценировок к конкретным школьным мероприятиям, театральных постановок сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Учащиеся учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе они проживают вместе с героями действия и поступки, эмоционально реагируют на их внешние и внутренние характеристики, выстраивают логику поведения героев. У учащихся формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Обогащается словарный запас детей, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Продвигаясь от простого к сложному, учащиеся смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Учащиеся учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Также школьники привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Раздел предусматривает развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

В процессе обучения проводится следующая коррекционная работа: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования; коррекция базовых эмоций интереса на основе развития способности удивляться; коррекция эмоционального состояния. Способствование снятию эмоционального напряжения; коррекция негативных форм поведения. Помощь в самовыражении детей с ограниченными возможностями через занятия по теме «Сценическое мастерство».

3.3  Формы – постановка инсценировок, спектакля с включением в действие элементов вокального искусства и традиционной пластики.

3.4.1. Тема «Развитие речи и речевая гимнастика».

3.4.2. Содержание.

Подраздел «Развитие речи и речевая гимнастика» включен в раздел «Сценическое мастерство». Подраздел «Развитие речи и речевая гимнастика»  - это различные упражнения, игры, этюды на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии.  В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

 «Голос – одежда нашей речи».  В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

3.4.3. Формы – индивидуальные и групповые занятия, упражнения и этюды на простейшие виды общения, этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера (где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» - в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.

В процессе обучения проводится следующая коррекционная работа: коррекция мышления на основе упражнений в классификации; коррекция образной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении; коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении.

3.4 Методическое обеспечение: магнитофон  с записывающим устройством, микрофон.

 Формы и режим занятий

Занятия по программе эстетического курса «Воспитание искусством. Формирование музыкального творчества на основе синтеза искусств» проводятся во внеурочное время.

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где учащиеся осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов, танцевальные номера, сценические этюды.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание учащихся, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень учащихся и воспитывает чувство ответственности и гордости за себя.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю, согласно репертуарного плана.

Результат и качество музыкально-эстетического воспитания прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях для младших классов, конкурсах районного и городского уровня.

Тематический план.

1 ступень обучения

1 год

Перечень разделов и тем

Количество часов

№ п/п

Тема

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие:

«Великая музыка великих времен».

Романтические страницы жизни Ф. Шопена.

Слушание музыки: ноктюрны, вальсы Шопена.

1

1

-

Раздел 1. Вокальное мастерство

1.1

Знакомство с различными стилями музыки:

- классическая музыка (классические произведения композиторов Шопена, Моцарта);

- история вокальных стилей. Жанры вокального исполнения: романс, опера.

- фольклор.

3

3

-

1.2

Вокальное исполнение. Импровизация в различных музыкальных стилях (исполнение караоке).

1

-

1

1.3

Занятие «Работа над вокальной интонацией».

2

1

1

1.4

Занятие «Развитие певческого дыхания, звукообразования».

2

1

1

1.5

Занятие «Развитие подвижности артикуляционного аппарата».

2

1

1

1.6

Занятие «Унисон – основа вокальной интонации» (развитие чистоты интонирования).

2

1

1

1.7

Музыкотерапия.

2

2

-

Раздел 2. Традиционная пластика

2.1

Занятие «Умение показать себя на сцене при исполнении музыкальной композиции».

1

-

1

2.2

Занятие «Развитие опорно-двигательного аппарата».

2

-

2

2.3

Занятие «Развитие чувства ритма и координации движения».

2

-

2

2.4

Занятие «Танцевальные движения на сцене. Работа над пластикой».

2

-

2

2.5

Занятие «Инсценирование песен».

2

-

2

2.6

Музыкотерапия

2

1

1

Раздел 3. Сценическое мастерство

3.1

Занятие «Развитие игрового поведения»

1

-

1

3.2

Занятие «Развитие мимики, пантомимики».

1

-

1

3.3

Занятие «Развитие способности выражать голосом тончайшие чувства»

1

-

1

3.4

Занятие «Создание художественного образа».

2

1

1

3.5

Понятие сценический образ в движении. Работа над пластикой.

2

1

1

3.6

Музыкотерапия.

1

-

1

ИТОГО:

34

13

21

1 ступень обучения

2 год

Перечень разделов и тем

Количество часов

№ п/п

Тема

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие:

«Великая сила искусства».

Романтические страницы жизни Бетховена.

Слушание музыки: сонаты, симфонии Бетховена.

1

1

-

Раздел 1. Вокальное мастерство

1.1

Знакомство с различными стилями музыки:

- классическая музыка (классические произведения композиторов Баха, Бетховена и др.);

- история вокальных стилей. Жанры вокального исполнения: авторская (бардовская) песня;

- блюз, рок-н-ролл.

3

3

-

1.2

Вокальное исполнение. Импровизация в различных музыкальных стилях (исполнение караоке).

1

-

1

1.3

Занятие «Знакомство со способами передачи песенного образа, характера».

1

-

1

1.4

Занятие «Качество дыхания» (характер вдоха и выдоха).

2

-

2

1.5

Занятие «Формирование артикуляции».

2

-

2

1.6

Музыкотерапия

2

-

2

Раздел 2. Традиционная пластика

2.1

Занятие «Развитие опорно-двигательного аппарата».

2

-

2

2.2

Занятие «Развитие ритмического восприятия».

2

-

2

2.3

Занятие «Танцевальные движения на сцене. Отработка синхронности».

2

-

2

2.4

Занятие «Развитие пластики тела».

2

-

2

2.5

Занятие «Инсценирование песен».

2

1

1

2.6

Музыкотерапия

2

1

1

Раздел 3. Сценическое мастерство

3.1

Занятие «Развитие игрового поведения»

2

-

2

3.2

Занятие «Создание художественного образа».

2

-

2

3.3

Занятие «Развитие речевого дыхания и артикуляции».

1

-

1

3.4

Занятие «Развитие дикции».

2

1

1

3.5

Занятие «Обучение самоконтролю во время выступления на сцене».

1

1

-

3.6

Музыкотерапия.

2

2

-

ИТОГО:

34

10

24

2 ступень обучения

3 год

Перечень разделов и тем

Количество часов

№ п/п

Тема

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие:

Беседа-концерт «Лик осени прекрасной»- слушание цикла  «Времена года» Вивальди.

1

1

-

Раздел 1. Вокальное мастерство

1.1

Знакомство с различными стилями музыки:

- классическая музыка (классические произведения композиторов Листа, Вивальди);

- джаз;

- рок-музыка.

       3

3

-

1.2

Вокальное исполнение. Импровизация в различных музыкальных стилях (исполнение караоке).

1

-

1

1.3

Занятие «Качество звукообразова-ния» (мягкая, твердая или придыхательная атака).

2

-

2

1.4

Занятие «Корректировка певческого дыхания».

2

-

2

1.5

Занятие «Качество звучания» (звонкость, напевность, ровность тембра).

2

-

2

1.6

Музыкотерапия

2

2

-

Раздел 2. Традиционная пластика

2.1

Занятие «Техника исполнения».

2

-

2

2.2

Занятие «Отработка синхронности движений во время исполнения композиции в группе».

2

-

2

2.3

Занятие «Умение импровизировать на сцене».

1

-

1

2.4

Занятие «Развитие активной и пассивной гибкости».

2

-

2

2.5

Занятие «Умение владеть собой на сцене».

1

-

1

2.6

Занятие «Инсценирование песен».

2

-

2

2.7

Музыкотерапия

2

2

-

Раздел 3. Сценическое мастерство

3.1

Занятие «Сценическая культура»

1

1

-

3.2

Занятие «Выработка практических навыков выразительного чтения произведений разного жанра».

2

-

2

3.3

Занятие «Коллективное разучивание реплик.  От формирования целостного эмоционального состояния переход к более детальному анализу ролей».

2

-

2

3.4

Занятие «Создание художественного образа».

2

-

2

3.5

Занятие «Обучение самоконтролю во время выступления на сцене».

2

1

1

3.6

Музыкотерапия.

2

2

-

ИТОГО:

34

12

22

2 ступень обучения

4 год

Перечень разделов и тем

Количество часов

№ п/п

Тема

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие:

Концерт – беседа «С уважением к классике».

1

1

-

Раздел 1. Вокальное мастерство

1.1

Знакомство с различными стилями музыки:

- классическая музыка (классические произведения русских композиторов М.Глинки, П.Чайковского, С. Рахманинова);

-диско;

- хард-рок, фолк-рок.

3

3

-

1.2

Вокальное исполнение. Импровизация в различных музыкальных стилях (исполнение караоке).

1

-

1

1.3

Занятие «Совершенствование певческих навыков».

1

-

1

1.4

Занятие «Работа над собственной манерой вокального исполнения».

2

-

2

1.5

Занятие «Сольное пение» (умение исполнять произведение сольно с музыкальным сопровождением и без него). 

2

-

2

1.6

Занятие «Исполнение в ансамбле» (умение исполнять песню согласованно, соразмеряя свою художественную индивидуальность с индивидуальностью остальных членов ансамбля).

2

-

2

1.7

Музыкотерапия

2

2

-

Раздел 2. Традиционная пластика

2.1

Занятие «Ритмические рисунки. Сложные перестроения».

1

-

1

2.2

Занятие «Отработка синхронности движений во время исполнения композиции в группе».

2

-

2

2.3

Занятие «Работа над образом. Эмоциональность».

1

-

1

2.4

Занятие «Умение владеть собой на сцене».

1

-

1

2.5

Занятие «Ориентация в пространстве» (умение ощущать свое тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентиро-ваться на сцене).

1

-

1

2.6

Музыкотерапия

2

2

-

Раздел 3. Сценическое мастерство

3.1

Занятие «Сценическая культура»

1

1

-

3.2

Занятие «Закрепление практических навыков выразительного чтения произведений разного жанра».

2

-

2

3.3

Занятие «Разбор текста спектакля по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа».

2

1

1

3.4

Занятие «Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Отработка мезансцены».

2

-

2

3.5

Занятие «Создание художественного образа».

2

-

2

3.6

Занятие «Умение владеть собой во время выступления на сцене».

1

-

1

3.7

Музыкотерапия.

2

2

-

ИТОГО:

34

12

22

2 ступень обучения

5 год

Перечень разделов и тем

Количество часов

№ п/п

Тема

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие:

Концерт-беседа ««Музыка – универсальный язык человечества».

1

1

-

Раздел 1. Вокальное мастерство

1.1

Знакомство с различными стилями музыки:

- классическая музыка (импрессионизм в музыке. «Болеро» Равеля);

- этническая музыка;

- мюзикл.

3

3

-

1.2

Вокальное исполнение. Импровизация в различных музыкальных стилях (исполнение караоке).

1

-

1

1.3

Занятие «Координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса» (звонкостью, полетностью, вибрато, разборчивостью, ровностью).

2

-

2

1.4

Занятие «Навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания».

2

-

2

1.5

Занятие «Владение голосовым аппаратом. Звуковедение.

 Использование певческих навыков»

2

-

2

1.6

Занятие «Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.   Отработка полученных вокальных навыков»

2

-

2

1.7

Музыкотерапия

2

2

-

Раздел 2. Традиционная пластика

2.1

Занятие «Техника исполнения».

2

-

2

2.2

Занятие «Свободное пластическое выражение эмоционального характера танцевальной музыки».

2

-

2

2.3

Занятие «Становление музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать музыку, переживая ее в движении».

2

-

2

2.4

Занятие «Сценический образ».

2

-

2

2.5

Занятие «Умение владеть собой на сцене».

1

-

1

2.6

Музыкотерапия

2

2

-

Раздел 3. Сценическое мастерство

3.1

Занятие «Сценическая культура»

1

1

-

3.2

Занятие «Основной смысл и художественное своеобразие театральной пьесы. Обмен впечатлениями».

1

-

1

3.3

Занятие «Разбор текста спектакля по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа».

1

-

1

3.4

Занятие «Коллективное разучивание реплик.  От формирования целостного эмоционального состояния переход к более детальному анализу ролей».

1

-

1

3.5

Занятие «Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Отработка мезансцены».

2

-

2

3.6

Музыкотерапия.

2

2

-

ИТОГО:

34

11

23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств "Народное музыкальное творчество"

Структура программы:1.Пояснительная записка. 2.Учебно-тематическое планирование. 3 Содержаниепрограммы. 4. Требования к уровню подготовки обучающихся.  5. Формы и методы контроля . 6. Методическо...

Презентация к уроку по Искусству 9 класс по теме: "Храмовый синтез искусств"

Презентация к уроку "Искусство" 9 класс на тему: "Храмовый синтез искусств" знакомит обучающихся с понятием синтеза искусства; с возникновением, развитием и существованием искусства разных ...

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Рисунок-основа изобразительного искусства".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Рисунок - основа изобразительного искусства" по программе Б.М. Неменского....

«Развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся на основе синтеза искусств».

Искусство занимает особое место среди других эстетичес­ких ценностей. Оно предстает перед нами в виде художествен­ных произведений, созданных писателями, музыкантами, жи­вописцами, скульпторами; рас­ш...

Предлагаю Вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Данные конспекты были проведены мною  в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия,...

Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»»

Мастер-класс на тему:«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной  технологии «Синтез искусств»»...

Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»» (с презентацией)

Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение технологии «Синтез искусств»»...