Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Мода на яд, или бомба замедленного действия»
методическая разработка (10, 11 класс) на тему

Морозова Ольга Александровна

Данная разработка может использоваться для проведения внеклассного мероприятия по формированию здорового образа студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moda_na_yad_ili_bomba_zamedlennogo_deystviya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему:

«Мода на яд, или бомба замедленного действия»

Выполнила преподаватель физики

Морозова О. А.

Цели и задачи:

  • Показать вред и пагубное влияние табакокурения на организм человека.
  • Раскрыть необоснованность аргументов сторонников табакокурения.
  • Продолжать формировать у обучающихся стойкое отвращение к табакокурению.

 Методическое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Мода на яд, или бомба замедленного действия», материалы для тестирования.

План мероприятия:

  1. Организационная часть.
  2. Табакокурение и цена этой пагубной привычки.
  3. Причины табакокурения среди молодежи.
  4. Тестирование обучающихся.
  5. Подведение итогов.

Ход мероприятия. 

Человек часто сам себе злейший враг. 
Цицерон. 

  1. Организационная часть.

В начале мероприятия преподаватель обращается к обучающимся с вопросом: «От каких опасных ситуаций больше всего умирает людей?». Получив ответы, можно приступать к раскрытию темы (выводится на экран), используя работы Ю. Воробьева, Г. Малинецкого, исследовавших проблемы риска и безопасности. Они установили, что уровень смертности людей от болезней, вызванных курением, выше, чем от любых других опасностей природного или техногенного характера.

  1. Табакокурение и цена этой пагубной привычки.

Преподаватель:  - Табакокурение не является жизненно необходимым условием существования человека. Научно доказано, что это – пагубная привычка, вредная и опасная для жизни. Ежегодно в мире от болезней, вызванных курением, умирает более 4 миллионов человек. А население нашей планеты составляет более 6 миллиардов человек. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), количество курильщиков – более 1 миллиарда, т. е. курит каждый шестой житель планеты. В России курят 34% населения, т. е. 48,4 миллионов человек, и ежегодно умирает от последствий курения 375 тысяч человек. Это около 1030 человек в день, 43 человека в час и 32 человека за 40 минут учебного урока.

Несмотря на эти удручающие цифры, более трети населения нашей страны продолжает курить. Причем старшее поколение людей, имеющих тяжелые заболевания от пагубного воздействия табачного дыма, избавляется от этой вредной привычки и приобщается к здоровому образу жизни. А молодежь, обуреваемая бунтарскими  настроениями и одурманенная разнузданной рекламой, наоборот, все больше приобщается к табакокурению. По данным информационной службы России, 28% подростков в возрасте до 18 лет курят. Тяга к курению усиливается при приеме алкоголя. А одновременное их употребление еще более усугубляет их вредное воздействие на организм. Кроме того, по исследованиям медиков, у курящих детей и подростков вероятность стать наркоманами в 55 раз выше, чем у некурящих. Особое беспокойство вызывает широко распространенное курение среди женщин. По статистике, в нашей стране курят 14% женщин, и эта тенденция все больше усиливается.

Такая диагностика вызывает тревогу за будущее страны, ведь сокращается продолжительность жизни населения, обостряется демографическая ситуация.

Эта проблема обсуждается медиками, социологами, политиками, депутатами Госдумы РФ.

Давайте послушаем, откуда берет начало курение табака.

Краткая история табакокурения.

Обучающийся 1:  - Первым европейцем, столкнувшимся с курением табака, был Христофор Колумб. Во время своего путешествия в 1492 году он увидел, как жители острова Куба сосут туго свернутые листья какого-то высушенного растения. Эти свернутые в трубку листья назывались «сигаро».

Вскоре это растение стало культивироваться и в Европе (Испания, Португалия). От названия провинции Табагу, где эту траву стали выращивать, растение получило название «табак». Первоначально табак использовали в качестве лекарства от мигрени: аромат табачных листьев уменьшал головные боли. Со временем нюханье табака, а так же его курение, быстро распространилось и стало модным.

В России табак появился в 1583 году при царе Иване Грозном. Значительное распространение табак начал распространятся при царе Федоре Ивановиче. Со временем было замечено, что курение табака приводит к многочисленным отравлениям организма и даже смерти. Кроме того, при небрежном обращении с непогашенной трубкой происходит большое количество возгораний деревянных построек. Курение в Росси стало преследоваться властями и духовенством. При царе Михаиле Федоровиче запрещалась продажа, покупка и потребление табака. Нарушающих этот запрет наказывали палочными ударами. При повторном нарушении им отрезали уши или ноздри. В отдельных случаях их казнили. Но это не остановило потребление табака. При Петре I табак стал новой доходной статьей для торговцев и правителей. Для борьбы с распространением табака вводилась на его импорт пошлина, проводились операции по борьбе с контрабандой.

В разные периоды российской истории курение табака то разрешали, то запрещали, то ограничивали, то культивировали. Последствия от табакокурения самые трагические. Курящие во много раз чаще некурящих приобретают различные болезни, например, рак тканей полости рта – в 25 раз, рак легкого – в 20 раз, туберкулез легких – в 19 раз, стенокардия и инфаркт миокарда – в 12 раз, язва желудка – в 10 раз. Соответственно и смертность курящих людей значительно выше, чем некурящих.

  1. Причины табакокурения среди молодежи.

Преподаватель:  - Попробуем выяснить причины курения среди молодежи. Вашему вниманию на экране представлена диаграмма «Распространения курения разных возрастных групп населения России».

Рассматривая диаграмму, можно сделать неутешительный вывод. Армия курильщиков в стране постоянно увеличивается, при этом более 40% - это молодые люди школьного возраста.

Вместе с тем, следует отметить, что молодые люди, обучающиеся информированы о вреде, который  курение табака наносит здоровью. Обследование школ в некоторых городах России показывает, что:

  • 70% подростков считает курение табака пустой тратой времени;
  • 84% обучающихся знают об опасности последствий курения для будущего и считают её весьма серьёзной;
  • 82% опрошенных указали на неприятный запах, исходящий от курильщиков;
  • 84% утверждают, что курение не прибавляет людям привлекательности.

Однако имеется еще немало подростков, которые несерьезно относятся к своему здоровью и пытаются даже привести определенные доводы при объяснении причин своего курения.

Как вы думаете, какие причины заставляют начать курить детей, подростков? (На экране выводятся предполагаемые ответы)

  • Подражание взрослым.
  • Влияние компании.
  • Любопытство.
  • Желание испытать себя.
  • Способствует похудению.
  • Желание выглядеть солидно, круто.
  • Это модно.
  • Неверие во вредность курения.

- Однако любому из этих доводов можно привести контрдоводы.

Обучающийся 2. Табакокурение успокаивает нервы, помогает                    расслабиться.

На самом деле компоненты табачного дыма не расслабляют, а тормозят важнейшие участки центральной нервной системы и мозга. Вначале чувствуется непродолжительный подъём настроения, проявляющийся в приятных ощущениях и чувстве легкого опьянения и эйфории, а затем наступает фаза, которая нередко выражается в чувстве беспокойства и состоянии утомления. При хроническом действии никотин нарушает работу не только головного мозга, но и функционирование спинного мозга, что имеет весьма серьезные последствия для многих систем организма. Успокаивает не табачный дым, а сам процесс курения, который часто связан с облегчением процесса общения с другими людьми. Как вариант, вместо сигареты можно использовать более безопасную конфету-леденец. Привыкнув к сигарете, курильщик уже не может по-настоящему расслабиться без курения.

Обучающийся 3. Курение помогает сосредоточиться, лучше работать.

В первой фазе своего действия никотин возбуждает центральную нервную систему. Это происходит в результате расширения кровеносных сосудов головного мозга, улучшения снабжения мозга кислородом, питательными веществами. Но вскоре расширение кровеносных сосудов мозга сменяется их длительным сужением, развивается угнетение центральной нервной системы – это уже вторая фаза действия никотина. Поэтому курильщик вынужден прибегать к новым порциям никотина, чтобы привести себя в бодрое состояние.

Специалисты считают, что стимуляция нервной системы никотином приводит к истощению энергетических возможностей мозга, табак становится своеобразным наркотиком: при выполнении умственной работы человек начинает практически непрерывно курить, что может привести к острому отравлению.

Обучающийся 4. Курить модно.

Мода курить по делу и без дела демонстрируется только в российских телефильмах. Во многих странах мира частота курения за последние годы значительно снизилась. И мужчины и женщины осознали опасность для жизни табакокурения и стараются вести здоровый образ жизни. По-настоящему модным стало выглядеть спортивным, стройным и некурящим. 80% мужчин предпочитают находиться в обществе некурящих женщин.

В ряде стран приняты специальные законы, запрещающие подросткам курить. В США, в частности, даже при засилии  табачной рекламы десятки миллионов американцев бросили курить. Подобным же образом поступают молодые люди в Англии, Швеции, Финляндии. Норвегия твердо решила стать некурящей страной в 21 веке.

Преподаватель: В России тоже правительство уделяет большое внимание здоровому образу жизни особенно молодежи. Так принят закон о запрете курения лицами недостигшими 18 лет в общественных местах. Как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы отвлечь молодежь от курения?

Обучающийся 5. «Легкие» не так вредны как обычные сигареты.

Увы, это не так. Постоянно используя легкие сигареты, курильщики затягиваются чаще и глубже, что впоследствии может привести к заболеванию раком альвеол легких и бронхов.

Обучающийся 6. Курение позволяет похудеть и сохранить стройную фигуру (аргумент для девушек).

Факты свидетельствуют, что, во-первых, притупляя сигаретой чувство голода, курильщик провоцирует развитие гастрита и язвенной болезни желудка. Во-вторых, риск здоровья от курения неизмеримо больше, чем от небольшого увеличения веса. И, в-третьих, курение нарушает работу щитовидной железы, и чем больше курильщик тянет с отказом от сигареты, тем серьезнее будут у него проблемы с весом, уже из-за необратимых нарушений обмена веществ. Для похудения существуют более безопасные методы – это разумное ограничение в еде и повышение физической активности.

Преподаватель: О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез. Ученые выяснили, что курение в ДВА раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков полпачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух трех сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца, и прекращалось дыхание. 

  1. Тестирование обучающихся.

Я предлагаю вам заполнить небольшую анкету, фамилию на ней вы можете указать по своему желанию.

Тест «Курить или не курить!»

(Фамилия необязательна, но желательна).

  1. Курите ли вы?
  1. Да
  2. Нет
  3. Нерегулярно.
  1. Известно ли вам о вреде курения?
  1. Да
  2. Нет
  3. Предполагаю
  1. Знают ли родители, что вы курите (или не курите)?
  1. Да
  2. Нет
  3. Предполагают
  4. Приятно ли Вам находиться в обществе курильщиков?
  1. Да
  2. Нет
  3. Безразлично
  1. Нравятся ли Вам курящие девушки (юноши)?
  1. Да
  2. Нет
  3. Безразлично
  1. Хотели бы Вы, чтобы в вашей будущей семье курили дети?
  1. Да
  2. Нет
  3. Безразлично


 

5. Заключение.

В конце нашей беседы я предлагаю послушать отрывок из повести Л. Н. Толстого «Детство, отрочество, юность».

«...скрепив сердце, я довольно долго втягивал в себя дым, пробовал пускать кольца и затягиваться. Скоро комната вся наполнилась голубоватыми облаками дыма,… во рту я почувствовал горечь и в голове маленькое кружение… к удивлению моему, зашатался на ногах, комната пошла кругом, и, взглянув в зеркало, к которому я с трудом подошел, я увидел, что лицо мое было бледно, как полотно. Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую слабость,… что мне показалось, что я умираю…»

- Пробовал кто-либо из вас курить, и совпадают ли ваши впечатления от первой выкуренной сигареты?

- Итак, что же собой представляет табак, и как он воздействует на организм?

- Табак – это род одно- и многолетних трав и кустарников семейства пасленовых. Существует более 60 его видов. В сухих листьях табака содержится до 3,7% никотина, до 1,4% эфирных масел, и до 7% различных смол. Курение сухих листьев табака представляет сухую взгонку этих веществ. При этом образуется несколько тысяч различных химических соединений. Примечательно то, что среди них нет ни одного полезного для организма, а 30 из них – особенно опасны для здоровья человека. Чаще всего можно услышать название только нескольких веществ: никотин, смолы, иногда – угарный газ. К этому списку необходимо добавить: ацетон, аммиак, синильную кислоту, сероводород, фенол, табачный деготь, бензопирен, оксид мышьяка, полоний – 210 и другие. Все эти вещества содержатся в табачном дыме. И беда в том, что курильщики или не знают, или не задумываются об этом.

В конце нашей беседы хотелось бы напомнить, что за это время в стране умерло от табакокурения 32 человека. Это целая группа. А чтобы вы поменьше уделяли времени курению, предлагаю вам на перемене решить головоломку, помещенную на стенде в кабинете.

Головоломка.

ТАБАКОКУРЕНИЕ.

В квадрате из 100 клеток содержится 10 слов, имеющих непосредственное отношение к табакокурению. Найдите эти слова. После их зачеркивания карандашом (по примеру слова «ацетон») выделите оставшиеся буквы, из которых нужно составить ключевое выражение, обозначающее серьёзную болезнь, связанную зачастую с курением.

Н С И Я Р Т Е Р Ц А

Е Т Д Б Р У Б  К Е Т

Н О Р Н О Р Л У Н О

И К А Х К З Е Д Ь Т

И С М И И Н А Е Г О

Н И Л Т A C У Й И Н

А Н Ь Э Н Д Л Ь Л О

Я Р Е Т Р А К Т О  П

И И Т С О В О Р О Д

А И Т Е Р О Д Д А О

  1. Газ с запахом «тухлых яиц».
  2. Растворитель (АЦЕТОН).
  3. Радиоактивный химический элемент. Природный изотоп, источник альфа-излучения.
  4. Высоковязкая жидкость, черного цвета.
  5. Нарушение головного кровообращения.
  6. Сосудистое заболевание ног.
  7. Болезнь легких и других органов.
  8. Кислота, вызывающая кислородное голодание клеток нервной системы.
  9. Сердечнососудистое заболевание.
  10.  Болезнь верхних дыхательных путей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка серии уроков по теме "Мода и дизайн"

Представленные уроки информируют о  различных  стилях в моде, формируют собственный стиль в моде, приводят учащихся к осознанию, что одежда является визитной карточкой человека, выражением е...

Методическая разработка.Внеклассное мероприятие с детьми 12 -15 лет.Тема : «Доброе – это прекрасное в действии».

«Урок благотворительности» для учащихся 12-15 лет.Цель занятия:Формирование  духовно – нравственных  ценностей на примере жизни благоверных и преподобных святых Петра и Февронии  Муромс...