Школа юных математиков
методическая разработка на тему

Мокрушина Олеся Геннадьевна

Программы ШЮМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программы курсов ШЮМ27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено  на  заседании

кафедры  математиков

МАОУ «СОШ № 102

с  углублённым  изучением

отдельных  предметов»  г. Перми

Протокол  № _______________________

от  ____________________________________

Руководитель  кафедры:

______________________ /Мокрушина О.Г./

         Утверждена  на  заседании  

         Методического  совета  

         МАОУ «СОШ № 102

         с  углублённым  изучением

         отдельных  предметов»  г. Перми

         Протокол  № _______________________

         от  ____________________________________

         Председатель  Методического  совета:

           ________________________ /Изиметова Т. В./

Школа  Юных

Математиков

Программа

для  проведения  занятий  по  математике

 в    4-6  классах

Программа  разработана

 учителями математики

 МАОУ  «СОШ  № 102

 с  углублённым  изучением

 отдельных  предметов»  г. Перми

Руководитель:  Мокрушина О.Г.

2014 – 2015

Школа  юных  математиков

Цель:     интеллектуальное  развитие  учащихся,   выявление  и  развитие        

                 их  математических  способностей;

 Задачи: 

  • развитие   логического  и  эвристического  мышления,   алгоритмической  культуры  и пространственного   воображения,   интуиции  и  творческих  способностей  учащихся;
  • воспитание  средствами  математики  культуры  личности  через  знакомство  с  историей  развития математики,  эволюцией  математических  идей;   понимания  значимости  математики  для  научно-технического  прогресса;
  • формирование  представлений  об  идеях  и  методах  математики;   о  математике  как  универсальном  языке  науки,  средстве  моделирования  явлений  и  процессов.

План   занятий   ШЮМ  на  2014 – 2015 учебный  год

Тема

Преподаватель

Кол-во часов

4 класс

Кол-во часов

5 класс(гр 1)

Кол-во часов

5 класс(гр 2)

1.Безопасный Интернет

Ищенко Р. В.

4

4

4

2. Логические задачи

Пестерева В. Л.

10

10

10

3. Занимательная физика

Владимирова Т. А.

4

4

4

4. Решение нестандартных задач

Романова Л. Н.

10

10

10

5. Оригами

Гришина Ю.С.

6

6

6

6. Интеллектуальные игры

Мокрушина О. Г.,

Романова Л. Н.

8

8

8

7. Математические бои

Мокрушина О. Г.,

 Романова Л. Н.

8

8

8

Всего часов

50

50

50

Расписание   занятий   ШЮМ

4  класс

15-15 – 16-45

5 класс  (1 группа)

15-15 – 16-45

5 класс  (2 группа)

15-15 – 16-45

Занятия   проходят   по  субботам  в   здании   школы   № 102

Пояснительная  записка

          Программа  разработана  для  проведения  занятий  по  математике  в    4, 5  и  6  классах.  Она  рассчитана  на  50  учебных  часов  в  каждой  параллели.  Все  занятия  разработаны  учителями  математики  школы  № 102  с  учётом  возрастных  особенностей  учащихся.  

Данная  программа  состоит  из  семи  блоков  (курсов):

  • Логические  задачи
  • Безопасный Интернет
  • Оригами
  • Решение  нестандартных  задач
  • Занимательная физика
  • Интеллектуальные игры
  • Математические  бои

Главной  задачей  при  разработке  и  планировании  каждого  курса  было  создание  условий  для более полного  раскрытия  и  развития  математических  способностей  каждого  ребёнка  в  увлекательной  и  нескучной  форме.  

           При  реализации  данных  курсов  применяются  преимущественно  проблемный,  исследовательский  и  проектный  методы.  Доминирующей  формой  организации  занятий  являются  следующие  виды  деятельности:  познавательно- исследовательская,  информационно- коммуникативная,  игровая.

           В  процессе  занятий  учащиеся  имеют  возможность  познакомиться  с  научно-популярной  литературой  по  математике,  провести  самостоятельный  поиск  информации,  необходимый  для  реализации  индивидуальных  или  групповых  проектов.  Каждый  исследовательский  проект  может  состоять  в  разработке  и  последующей  презентации  определённой  темы  по  математике.  При  этом  предполагается  выполнение  следующего  вида  деятельности:

  • - работа с научно- популярной  литературой;
  • - анализ  и  отбор  задач  в  соответствии  с  конкретной  проблемой;
  • - систематизация  отобранного  материала;
  • - защита  проекта  и  его  презентация.

Практика  показала,  что  наиболее  эффективно  проводить  занятия  в  группах  по  10 – 12  человек.  Занятия  рекомендуется  проводить  по  субботам  по  1,5  часа,  т.е.  по  2  урока  с  перерывом.

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты

Ø Целостное восприятие окружающего мира;

Ø Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

Ø Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;

Ø Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные результаты

Ø Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Ø Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Ø Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Ø Использование различных способов поиска;

Ø  Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Ø Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Ø Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Ø Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Ø Готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Предметные результаты

Ø Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;

Ø Овладение основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи;

Ø Умение выполнять устно и письменно арифметические действия, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, анализировать и интерпретировать данные;

Курс:  «Логические  задачи»

Учитель: Пестерева В. Л.

Цель:    формирование логического мышления и интереса к математике

                посредством  решения  логических задач;  

                создание  условий для осознания роли математики в дальнейшей

                жизни учащихся.

               

Содержание  курса

4  класс   (10 ч.)

1.Занимательная арифметика                                                              

2.Логика и смекалка:                                                                                  

                а) проверка внимания

                б) задачи на сравнения

                в) задачи на взвешивания

                г) сюжетные логические задачи

3.Принцип  Дирихле                                                                                    

4.Числовые игры                                                                                            

5.Решение задач на переливание и перекладывание                    

6. Решение задач на движение                                                                

7. Решение задач на части                                                                        

5  класс   (10 ч.)

1.Решение логических задач графическим методом

2. Решение логических задач табличным методом

3. Решение логических задач методом проб и ошибок

4. Решение логических задач по принципу Дирихле

5. Решение логических задач на взвешивание

6. Решение логических задач на переливание и перекладывание

7. Решение логических задач на раскрашивание

8.Решение сюжетных логических задач

Курс:  «Занимательная физика»

Учитель: Владимирова Т. А.

Цель:    подготовить учащихся к восприятию нового предмета – физики;

              дать представление о физических явлениях;

              познакомить с физическим экспериментом.

               

Содержание  курса

4  класс   (4 ч.)

  1. Введение. Предмет физики. Физические термины. Физические явления.
  2. Лабораторная работа «Измерение способом рядов».
  3. Экспериментальные физические задачи на смекалку.
  4. Лабораторная работа «Определение цены измерительного прибора».

5  класс   (4 ч.)

  1. Введение. Предмет физики. Физические термины. Физические явления.
  2. Физический эксперимент. Лабораторная работа «Измерение способом рядов».
  3. Механическое движение. Скорость. Средняя скорость.
  4. Решение занимательных задач механики.

Курс:  «Решение  нестандартных  задач»

Учитель: Романова Л.Н.

Цель:    развитие творческой (продуктивной) деятельности учащихся,

                развитие познавательного интереса учащихся и

                самостоятельности мышления

Нестандартные задачи – это такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точный алгоритм решения.

Фридман Л. М., Турецкий Е.Н.

Как научиться решать задачи.

М., Просвещение, 1999 г.

               

Содержание  курса

4  класс   (10 ч.)

1.Основные этапы решения любой задачи

2. Шутки. Расстановки скобок и знаков.  

3. Сколько надо взять

4.Дурацкие вопросы

5.Книга стоит рубль…

6.Парадоксы и софизмы

5  класс   (10 ч.)

1. Основные этапы решения любой задачи.  Действие предлогов  «в»  и  «на» при введении переменной и составлении уравнения.  Возрасты.

2. Шутки. Расстановки скобок и знаков.  

3. Сколько надо взять.  Переправы

4.Чем отличается овца от курицы.  Дурацкие вопросы

5. Книга стоит рубль…  Обратный ход

6. Парадоксы и софизмы.  Разрезания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ребенок должен знать «вкус успеха». В.А.Сухомлинский Общие сведения о кружке «Юный математик» МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Руководитель кружка: Тахтаракова В.А., учитель математики высшей квалификационной категории

Программа кружка «Юный математик» реализовывалась  для «младших» школьников  6 классов. Возраст учеников накладывал отпечаток на сам стиль занятий. Поэтому во время...

Научно-исследовательская работа на тему: "Юные математики за изучение экологического состояния школы и пришкольной территории"

Гипотеза исследования: Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья.В условиях  современн...

Сценарий и презентация внеклассного мероприятия по математике "Юный математик"

Представлена разработка по алгебре и геометрии для учащихся 7 класса...

Рабочая программа кружка "Школа юного математика"

Программа кружка рассчитана на учащихся 12 – 15 лет.   На изучение курса отводится 4 года по 76 часов, распределив их по темам.  Данная программа  способна удовлетворит...

Программа летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием «Школа юных конструкторов».

Программа летнего оздоровительного лагеря  при школе с дневным пребыванием. Программа реализована в августе 2018 года...

Разработка летней школы «Юный математик»

Разработка проводимых мероприятий.Форма: играКласс: 7Цель: расширение кругозора, развитие интереса к изучению математики.Задачи:· образовательные: умение видеть главное в  задании;&mi...

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы "Школа юных талантов Василисы премудрой"

Занятие содержит материал. способствующий развитию музыкально - ритмического слуха у детей. Используются инструменты музыкальные и ритмические клавесы. Дети владеют техникой чтения ритмических карточе...