Внеурочные мероприятия как средство развития метапредметных компетенций
статья на тему

Бережная Наталья Павловна

Формирование метапредметных компетенций в настоящее время особенно актуально в связи с переходом основной общеобразовательной школы на новый ФГОС. В материалах сопровождения ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности и способствует формированию и развитию метапредметных компетенций. В статье представлена система внеурочных мероприятий, проводимых с целью развития метапредметных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnie_meropriyatiay.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Бережная Н.П.

Внеурочные мероприятия как средство развития метапредметных компетенций

Формирование метапредметных компетенций в настоящее время особенно актуально в связи с переходом основной общеобразовательной школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), определяющие в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными также метапредметные результаты, 

которые предполагают, что ученики будут владеть всем арсеналом средств, позволяющих успешно решать проблемы, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

              Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. И в этой связи не стоит недооценивать возможности внеурочной деятельности.

Понятие «внеурочная деятельность» в материалах ФГОС рассматривается как неотъемлемая частью образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы.

В материалах сопровождения ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, круглые столы, конференции, диспуты, турниры и т.д.

В целях формирования и развития метапредметных компетенций и в рамках перехода на ФГОС второго поколения в нашем училище ведется систематическая внеклассная работа. В частности, силами преподавателей ОД математики и информатики проводятся многочисленные конкурсы, викторины, математические чтения, диспуты и т.д.

Так проведение Турнира смекалистых способствует развитию умений самостоятельно и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Кроме того соревновательная составляющая данного мероприятия позволяет суворовцам оценивать собственные возможности решения того или иного задания.

Суворовцы младших курсов с удовольствием принимают участие в математической игре по станциям. В это году она называлась "Полет на Марс, туда и обратно!" В процессе прохождения всего маршрута перед суворовцами ставились задачи на определение способа действий в рамках предложенных условий и требований, некоторым командам приходилось корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Прохождение отдельных станций требовало умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения целого ряда задач. На станциях работали суворовцы выпускного курса, которые подошли к своим обязанностям очень ответственно, что способствовало формированию навыков совместной деятельности суворовцев разных возрастов.

Большой интерес у суворовцев первого курса вызывают математические чтения. Подготовка к которым начинается заранее, что способствует развитию метапредметных умений определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, строить логические умозаключения и делать выводы. Подготовка иллюстрационного материала в виде презентаций способствует развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

В этом учебном году суворовцы 1 курса на математические чтения представляли свои доклады по различным темам. Например, Иван Зимин заинтересовал товарищей своим докладом «Гамильтоновы графы», показал какие фигуры можно рисовать не отрывая карандаш от бумаги. Константин Шулепов подготовил доклад: «Свойства и загадки натуральных чисел». Особый интерес вызвали фигурные числа, которые можно было потрогать руками.

Силами суворовцев  4 курса совместно с преподавателем и воспитателями была подготовлена и проведена математическая конференция «Пифагоровы штаны…». Участники конференции подготовили презентации, в которых рассказали об истории пифагорейской школы, основных открытиях. Весь процесс подготовки способствовал формированию и развитию компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий, т к. все выступления сопровождались презентациями. Представление своих работ на конференции способствовало развитию умения строить логическое рассуждение, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, а также формированию навыков публичных выступлений.

Традиционным стало проведение конкурса весёлых математиков, который способствует развитию умения суворовцев организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение. Во время конкурса суворовцы проявляют  смекалку, демонстрируют способность работать в команде, показывают хорошие навыки устного счёта.

Традиционно не оставляет равнодушных Математический КВН. В его подготовке участвует практически весь курс, т.к. для проведения требуются математическая газета, кроссворд, «Ода математике», приветствие и номер художественной самодеятельности. Для участия в мероприятии выбираются команды по 5 человек от каждой учебной группы, которые и демонстрируют свои знания и умения. Болельщики активно поддерживают команды и с удовольствием принимают участие в специальном конкурсе. Данное мероприятие позволяет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями, воспитателями и сверстниками.

Внеклассные мероприятия по информатике также вызывают живой интерес суворовцев. Например, внеклассное мероприятие «Компьютер «за» и «против», в котором принимают активное участие суворовцы 2 курса.

Еще на этапе подготовки суворовцы делятся на две команды, было выбирается жюри. Каждая команда готовит презентации в защиту той или иной точки зрения, которые и представляет на суд своих товарищей. В процессе обсуждения презентаций в этом году возникла очень оживленная дискуссия, в ходе которой суворовцы аргументированно и эмоционально отстаивали свою позицию. Жюри оценивало не только полноту и качество выполненных презентаций, но и умение задавать вопросы, вести диалог с оппонентами, отстаивать свою точку зрения. Абсолютно все присутствовавшие суворовцы принимали активное участие в обсуждении. Как ни странно, большинством голосов жюри победа была присуждена команде, отстаивавшей позицию «против».

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути. Таким образом, метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного, познавательного развития и саморазвития учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития субъектности учащихся как средство формирования метапредметных компетенций. Теоретические аспекты.

    Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о ко...

Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций

Сейчас в стандарты общего образования вводится метапредметный подход, метапредметные цели. Метапредметный урок- это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в ...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории.

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентноспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направ...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направи...

Арт-терапевтическая технология на занятиях внеурочной деятельности «Музыкальный час» как средство развития творческой компетенции обучающихся с разными образовательными потребностями.

В статье рассматривается возможность применения арт-терапевтической технологии на занятиях внеурочной деятельности «Музыкальный час» как средство развития творческой компетенции обучающихс...

Статья "Развитие метапредметных компетенций учащихся средствами искусства (из опыта работы)

В данной статье рассматриваются развитие УУД на уроках музыки в основной школе. Автором подчеркивается важность культурологического подхода (в отличие от,знаниевого) при изучении произведений  ис...

Внеурочная работа как средство развития у обучающихся творческих способностей и компетенций

Ценность организации кружковых занятий в их огромном воспитательно-образовательном значении, культурно-нравственном, художественно--эстетическом, трудовом воспитании обучающихся, развитии творческого...