Статья "Развитие метапредметных компетенций учащихся средствами искусства (из опыта работы)
статья по музыке (6 класс)

Багнюк Светлана Петровна

В данной статье рассматриваются развитие УУД на уроках музыки в основной школе. Автором подчеркивается важность культурологического подхода (в отличие от,знаниевого) при изучении произведений  искусства.  В статье приводятся основные формы работы, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся, приведен фрагмент урока в рамках данной технологии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие метапредметных компетенций учащихся  средствами искусства (из опыта работы)

Багнюк Светлана Петровна –учитель музыки ГБОУ лицей № 486    г.Санкт-Петербург

  Сегодня в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности  ФГОС,  подчеркивается важность формирования у учащихся метапредметных компетенций. 

Метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями (УУД):  личностными, регулятивными, коммуникативными, познавательными. 

 В Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под универсальными учебными действиями понимается «совокупность способов действий учащегося, которые  обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». [1,39 ] В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствова-нию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [2,79]

  В контексте освоения искусства в общеобразовательной школе, можно в широком смысле обозначить универсальные учебные действия как «умение учиться искусству», т. е. способность растущего человека к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение художественной культуры и эстетического опыта человечества. Соответственно, «универсальные учебные действия» в более узком смысле и применительно к предметам искусства можно определить как совокупность способов действия и связанных с ними навыков художественно-творческой деятельности, обеспечивающих способность растущего человека к организации и самостоятельному усвоению новых художественных знаний и умений. [3, 1]

Главными характеристиками психолого-педагогической технологии, направленной на целостное постижение искусства как художественного отражения действительности, являются:

восприятие, воссоздающее неделимый образ искусства во всей его одухотворенности, глубине и многогранности (музыкальная интонация, слово, рисунок, движение и др.);

познание,  когда в процессе обучения осуществляется проникновение в образную природу искусства, изучаются его основные закономерности и средства выразительности, исследуется многообразие художественных фактов и явлений;

сотворчество,  предполагающее двустороннее, эстетически значимое и осмысленное взаимообогащение учителя и учащихся через совместную и разнообразную художественную деятельность.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

 В связи с этим,  современный урок музыки сегодня – это не узконаправленная дисциплина,  а способ постижения важных для каждого человека смыслов и ценностей.  В современной концепции  образования  такой подход называется культурологическим. Согласно этой концепции, учащиеся постигают содержание музыкальных шедевров, соотнося их, прежде всего, с личным опытом и переживаниями, делая их, таким образом, личностно значимыми.

Выделим  метапредметные компетентности по предмету «Музыка».

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- владение самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

- умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

- устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать  и делать выводы;

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные УУД:

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников (например, в художественном проекте), взаимодействовать и работать в группе;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Личностные УУД:

- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;

- формирование социально значимых качеств личности: активности, самостоятельности, креативности, способности к адаптации в условиях информационного общества;

- развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;

- осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

В контексте культурологического подхода на уроках музыки компетенции формируется на основе развивающих заданий. Суть этого обучения состоит в том, что в процессе понимания  художественного образа музыкального  произведения учащийся опирается на собственный  опыт и наблюдения, в результате которого он постигает смыслы и ценности, важные для него самого.

Дискуссии на уроке являются одной из продуктивных форм работы.  Эта активная форма познавательной деятельности, в которой учащиеся упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями по обсуждаемой проблеме.

Во время дискуссии формируются следующие УУД: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения.

Роль учителя – создать проблемную ситуацию на уроке и, с помощью продуманной системы вопросов, подвести к пониманию художественного образа произведения.

Наиболее эффективному формированию УУД способствуют интегрированные уроки  искусства.

Приведу пример урока в 6 классе по теме: «Старинной песни мир. Баллада Лесной царь» в контексте УУД в соответствии с ФГОС (интеграции музыки, литературы, живопись).

Цель урока – раскрыть художественный образ баллады средствами искусства, вызвать эмоциональный отклик учащихся на представленные произведения искусства.

Задачи:

- проанализировать литературный текст баллады, подвести к пониманию  ее смысла и драматического образа;

- найти смысловые взаимосвязи литературного и музыкального текстов;

-подобрать произведения живописи, отражающие драматический образ баллады;

- сформировать базовый глоссарий урока;

Оборудование для учителя: видеопроектор, компьютер, фортепиано;

Оборудование для учеников: учебник по музыке для 6 класса авторы    Г.П. Сергеева, Е.Д.  Критская, тетрадь.

Ход урока.

1 этап.

 В начале урока учитель  выясняет у детей, на каком еще учебном предмете они встречались с термином баллады (на литературе), что учащиеся знают об особенностях этого жанра (сочетание реального и фантастического, драматический сюжет, повествование) и могут ли они привести примеры известных им баллад.  После этого учитель подводит учащихся к мысли о межпредметности этого термина и знакомит их с творчеством великого австрийского композитора, Ф. Шуберта. На примере презентации учитель акцентирует внимание детей на особенностях  творчества и характера композитора,  ненавязчиво подчеркивает его интерес к балладе  Йогана Гете (загадочность натуры Шуберта, сложные взаимоотношения с отцом, романтические порывы и несбывшиеся мечты)

 После учащимся предлагается выразительно прочитать по ролям текст баллады в переводе В. Жуковского в учебнике.  

Учитель задает вопросы: сколько действующих лиц в балладе, чем отличаются их интонации.  Ученики записывают в тетрадь  в виде таблицы количество действующих лиц и их  эмоциональные характеристики.

Далее учитель продолжает углублять содержание вопросов, а именно:

- Зачем лесному царю понадобился младенец? (Он красив, лесному царю понадобилась «светлая» душа младенца);

- Что олицетворяет лесной царь? (Зло);  

- А младенец? (Добро, беззащитность);

- К кому обращается младенец за помощью? (К отцу);

- А сколько раз? (Несколько);

- Он слышит его? (Да, он пытается ему помочь);

- У него получается? (Нет, младенец погибает);  

- А почему младенец погибает? (Он не смог побороть страх, ему нужна была помощь отца);

- Может его не услышал отец?

Вывод, к которому подводит учитель, учащиеся формулируют сами. Варианты ответов – беззащитным нужна помощь близких, страх мешает  быть сильным, реализовать себя, как важно, чтобы тебя «услышали» и вовремя оказали помощь.

В результате совместного  разбора баллада обретает современный контекст и переводит понимания «закодированного» смысла баллады в нравственные категории, важные для каждого человека.

2 этап.

Теперь учащимся предлагается сравнить музыкальный образ баллады с литературным и найти в них общее.

После прослушивания баллады на немецком языке  Ф. Шуберта детям предлагается проанализировать ее музыкальный образ.

Учитель задает вопросы:

- Что символизирует начальная интонация баллады? (Образ зла, рока – лесного царя);

- Как в звучании музыки выражается тревога, страх? (Безостановочное движение скачки коня в аккомпанементе,  тревожное биение сердца младенца);

- Как в музыке мы узнаем действующих лиц? (По контрасту интонаций).

 Учитель играет на инструменте примеры и обращает внимание  регистр, аккомпанемент, изменение темпа.

Учитель подводит учащихся к выводу, что оба произведения (литературное и музыкальное) построены на контрасте интонаций действующих лиц и усиливают общее впечатление о его драматическом содержании с помощью выразительных средств .

3 этап.

Анализ картин, созвучных балладе, в учебнике по музыке обычно вызывает на уроке множество интерпретаций.  Рассматривая картины, дети выделяют в них общее - загадочность, таинственность пейзажей, темно-зеленый фон картин.

Приведу пример анализа картины М. Воробьева «Дуб, раздробленный молнией».

Учитель задает вопросы:

- Что привлекает внимание в картине в первую очередь? (Молния, проникающая в дерево);

- А какие краски использовал художник? (Яркие и темные, чтобы показать контраст);

- Вспомните, что в музыке вызывало ощущения постоянной тревоги? (это непрерывное движение скачка коня);

- А на картине? (учитель обращает внимание на порыв сильного ветра, и молнии, который пронизывает дерево);

- А как эта картина отражает содержание баллады? Что символизирует молния? (Молния, разрывающая дерево пополам, символизирует лесного царя, который внедряется и забирает младенца у отца).

В результате детального разбора художественного образа баллады  «Лесной царь» учитель в конце урока подчеркивает важность целостного постижения образа и его смысла разными видами искусств.  Свои выводы дети записывают в тетрадь.

Как итог урока, учитель еще раз просит вспомнить учащихся, почему   Ф. Шуберт написал это произведение и вспомнить фрагмент из его биографии.

Часто в конце урока при подведении итогов ученикам предлагается продолжить следующие предложения:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Таким образом, формируются личностные УУД: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание.

Надо отметить, что многозначность художественного образа великого произведения Ф. Шуберта позволяет найти каждому учителю свою интерпретацию и методы работы над этим произведения.

Литература:

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандар-тов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред.             А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 39 с. (Стандарты второго поколения).

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения).

3. Алексеева А. А. Формирование УУД на уроках искусства в школе: теоретические аспекты и возможности реализации.[Электронный ресурс] http: //www.art.education.ru

4.Музыка 5-7 классы. Искусство.8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. : пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение,2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению по теме Развитие метапредметных компетенций учащихся как ресурс повышения качества образования в массовой школе

Презентация из опыта работы учителя и педколлектива по внедрению в учебный процесс и внеурочную деятельность метапредметных технологий...

"Компетентностно - ориентированные задания на уроках литературы как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся"

Данное пособие предназначено для учителей литературы. Это подборка разных заданий по идеям коллег, добработаная и готовая к использованию на уроках литературы в 9 классе по учебникам Г.И. Беленького....

Проблемно-исследовательское обучение на уроках физики как средство формирования метапредметных компетенций учащихся

Не существует сколько-нибудьдостоверных тестов на одаренность,кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской деятельности.А.Н.Колмо...

Статья. Формирование жизненных компетенций по направлению "Дифференциация и осмысление картины мира" у учащихся с ЗПР. Из опыта работы

Дети с ЗПР к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активного и разнообразного контакта с окружающим миром. Складывающаяся у них картина окружающего недостаточно полная и подробная, ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся средствами литературы и искусства (из опыта работы внеурочной деятельности «Литература и театр» на английском языке

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению«Литература и театр» адресована учащимся 4-6 классов. Программа составлена в соответствии с требования...

Развитие познавательных, творческих и исследовательских компетенций учащихся средствами организации работы "Клуба любителей финской культуры"

Данная работа является результатом обобщения опыта сотрудничества и эффективного взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования и культурными организациями города в создании клуба &la...