Проект "Школа нашей мечты"
проект (11 класс) на тему
Экологический кризис наших дней, становящийся ныне глобальным, - это не результат какой- то единичной ошибки, неправильно выбранной конкретной стратегии технического, социального, экономического или политического развития. Это – отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействий людей друг с другом, с обществом и природой.
Наш проект-предложение в рамках Всероссийского конкурса «Школа нашей мечты» основан на поиске новых способов реализации здоровье сберегающих технологий, которые можно осуществить в системе дополнительного образования детей «Школа здоровья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Школа нашей мечты | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа № 1
Всероссийский конкурс
«Школа нашей мечты»
Раздел:
«Развитие системы дополнительного образования»
ПРОЕКТ - ПРЕДЛОЖЕНИЕ
НА ТЕМУ:
«РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В
СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
Авторы работы:
Искра Ольга Юрьевна - заместитель директора МОУ БСОШ №1 по НМР, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, победитель конкурса лучших учителей РФ.
Искра Виктория Николаевна – ученица 11 класса МОУ БСОШ №1, дважды обладатель Гран-при в номинации «Успех моей будущей профессии» Московского Международного Форума «Одаренные дети» (2009,2010 г.г.).
Бутурлиновка
2011 г.
Введение.
«…здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, морального, психологического и социального благополучия, включающего такие формы поведения и образа жизни людей, которые позволяют сделать нашу жизнь лучше». Л. А. Бокерия – председатель оргкомитета Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России».
В настоящий момент актуальность и общенациональный характер проблемы здоровья граждан России очевидны. Именно общество в лице образовательных учреждений формирует систему приоритетов и ценностей, определенный стиль жизни, так называемые социально одобряемые нормы поведения. Сегодня, к огромному сожалению, социально одобряемое поведение не ведет к здоровью, а следовательно, и к счастливой жизни. Поэтому если гражданин (в нашем понимании – студент или учащийся) не очень понимает необходимость сохранения своего здоровья, то задача образовательного учреждения состоит в разъяснении того, что в современных рыночных условиях нельзя рассчитывать только на государство, если ты сам не в состоянии ответить за свое будущее. А задача общества, если оно заинтересовано в дальнейшем своем существовании, - в максимально короткие сроки изменить ситуацию, найти новые формы пропаганды и внедрения ценностей здорового образа жизни, культуры здоровья, выработать новую систему социально-культурных ценностей, в которой здоровье будет одним из основных личностных приоритетов.
На систему образования и воспитания ложится задача принципиальной важности: возглавить инновационный процесс формирования новой парадигматики современной культуры, осуществить становление системы опережающего образования. Это сложнейшая и очень трудно решаемая задача, учитывая стереотипы общественного сознания, коренные закономерности соотношения бытия и мышления. Однако без ее решения человечеству не выжить. Речь ныне идет не просто о том или ином качестве жизни. Речь идет о выживаемости человечества и сохранении на планете Земля жизни как таковой. Поэтому так важно сейчас улавливать и поддерживать любые начинания в этом направлении.
Экологический кризис наших дней, становящийся ныне глобальным, - это не результат какой- то единичной ошибки, неправильно выбранной конкретной стратегии технического, социального, экономического или политического развития. Это – отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействий людей друг с другом, с обществом и природой.
Наш проект-предложение в рамках Всероссийского конкурса «Школа нашей мечты» основан на поиске новых способов реализации здоровье сберегающих технологий, которые можно осуществить в системе дополнительного образования детей «Школа здоровья».
Пояснительная записка к проекту.
Проект программы «Школа здоровья» разработан для дополнительного образования детей и подростков в системе современного образования.
Цель: выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.
Практические задачи данного проекта программы можно определить следующим образом:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья профессионального самоопределения и творческого труда детей;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;
- организация содержательного досуга.
Учебно-воспитательные задачи проекта программы «Школа здоровья» следующие:
- сознание и апробация здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе;
- развитие у учащихся причинно-следственных и межпредметных связей в ходе реализации программы;
- формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.
Последовательность тем учебного плана данной программы обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию научного мировоззрения и развитию глубокого понимания биосоциальной сущности человека в системе живого и не живого на Земле:
1 модуль - «Здоровье в системе человек-природа».
2 модуль - «Здоровье в системе человек - абиотические факторы».
3 модуль - «Здоровье в системе человек - биотические факторы».
4 модуль - «Здоровье в системе человек - антропогенные факторы».
5 модуль - «Здоровье в системе человек - целостный организм».
В программу введен не только анатомо-физиологический и морфологический материал, но и сведения по экологии человека, растений и животных, о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды. Практические занятия ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним.
Предусмотрено также усиление гуманистических и нравственных аспектов знаний о человеке, отношение к человеку как к личности.
Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня заболеваемости детей
- Формирование здорового образа жизни в семье.
- Развитие экологической культуры.
Содержание проекта программы:
I. МОДУЛЬ: «Здоровье в системе «человек-природа» (34ч).
№ темы | Темы занятий | Количество часов |
1. | Место человека в системе живой природы | 4 |
1.1. | Царства живой природы | 1 |
1.2. | Человек как биологическое и социальное существо | 1 |
1.3. | Значение приспособленности | 1 |
1.4. | Конференция: «Человек и технический прогресс» | 1 |
2. | Понятие о здоровом образе жизни | 4 |
2.1. | Факторы здоровья | 1 |
2.2. | Влияние неблагоприятных факторов | 1 |
2.3. | Оздоравливающие факторы | 1 |
2.4. | Практическое занятие: «Сравнительный анализ факторов здоровья. Определение оптимальных факторов» | 1 |
3. | ЗОЖ и долголетие | 4 |
3.1. | Стадии жизни человека | 1 |
3.2. | Парадоксы возраста | 1 |
3.3. | Факторы долголетия | 1 |
3.4. | Практическое занятие: «Определение оптимальных факторов долголетия» | 1 |
4. | Здоровье и погода | 5 |
4.1. | Из чего складывается понятие «погода»? | 1 |
4.2. | Что значит «метеочувствительность»? | 1 |
4.3. | Народное метеобюро | 2 |
4.4. | Практическое занятие: «Определяем погоду» | 1 |
5. | Режим «труд-отдых» и здоровье | 4 |
5.1. | Биоритмы у организмов | 1 |
5.2. | Понятие «режим дня» | 1 |
5.3. | Развитие утомления и его последствия | 1 |
5.4. | Практическое занятие: «Составление индивидуального режима дня». | 1 |
6. | Питание и здоровье | 6 |
6.1. | Химический состав пищи | 1 |
6.2. | Функции пищи | 1 |
6.3. | Понятие о рациональном питании | 1 |
6.4. | Особенности питания детей и подростков | 1 |
6.5. | Болезни, связанные с неправильным питанием | 1 |
6.6. | Практическое занятие: «Составление индивидуального рациона питания» | 1 |
7. | Гигиена и здоровье | 6 |
7.1. | Гигиена помещений | 1 |
7.2. | Гигиена кожи, ногтей и волос | 1 |
7.3. | Гигиена полости рта | 1 |
7.4. | Гигиена одежды | 1 |
7.5. | Гигиенические правила поведения в лесу, на водоеме, в туристической поездке | 1 |
7.6. | Практическое занятие: «Составление рекомендаций по личной гигиене» | 1 |
8. | Заключительная конференция. Задания на лето. | 1 |
II. Модуль: «Здоровье в системе «человек- абиотические факторы» (34ч).
№ темы | Темы занятий | Количество часов |
1. | Экологические факторы и здоровье | 4 |
1.1. | Классификация экологических факторов | 1 |
1.2. | Закон экологического оптимизма | 1 |
1.3. | Типы приспособленности к экологическим факторам | 1 |
1.4. | Особенности приспособленности человека в ходе его эволюции | 1 |
2. | Воздух и здоровье | 5 |
2.1. | Состав воздуха | 1 |
2.2. | Дыхание организмов. Проблема гипоксии. | 1 |
2.3. | Значение тренировок для укрепления органов дыхания. | 1 |
2.4. | Заболевания органов дыхания, и их профилактика | 1 |
2.5. | Практическое занятие: «Составление программы оздоровления органов дыхания». | 1 |
3. | УФ – радиация и здоровье. | 5 |
3.1. | Эволюция и функция озонового слоя. | 1 |
3.2. | Экология озонового слоя. | 1 |
3.3. | Заболевания, связанные с нарушением озонового слоя. | 1 |
3.4. | Как правильно загорать? | 1 |
3.5. | Практическое занятие: «Составление индивидуальных правил загара». | 1 |
4. | Вода и здоровье | 5 |
4.1. | Свойства и функции воды | 1 |
4.2. | Приспособленность организмов к воде. | 1 |
4.3. | К чему приводит обезвоживание? | 1 |
4.4. | Сколько воды надо человеку? | 1 |
4.5. | Конференция: «Проблемы загрязнения воды» | 1 |
5. | Температура и здоровье | 5 |
5.1. | Приспособленность организмов к разным температурам воздуха. | 1 |
5.2. | «У природы нет плохой погоды». | 1 |
5.3. | Заболевания, связанные с простудой. | 1 |
5.4. | Способы закаливания организма | 1 |
5.5. | Конференция: «Что значит «правильно одеться»?». | 1 |
6. | Почва и здоровье | 4 |
6.1. | Виды почв | 1 |
6.2. | Проблемы, связанные с истощением и закислением почв. | 1 |
6.3. | Болезни «грязных рук». | 1 |
6.4. | Значимость «сменной обуви» для сохранения и укрепления здоровья. | 1 |
7. | Биоритмы и здоровье | 4 |
7.1. | Понятие о биоритмах человека. | 1 |
7.2. | Проблемы, связанные с солнечной активностью | 1 |
7.3. | Значение сна для адаптации человека к неблагоприятным факторам. | 1 |
7.4. | Конференция: «Абиотические факторы и здоровье». | 1 |
8. | Заключительная конференция. Задания на лето. | 1 |
III. Модуль: «Здоровье в системе «человек – биотические факторы» (34ч).
1. | Понятие о биотических факторах. | 4 |
1.1. | Классификация биотических факторов. | 1 |
1.2. | Примеры биотических воздействий в природе. | 1 |
1.3. | Эволюционная значимость конкуренции, симбиоза, мутуализма, хищничества и паразитизма | 1 |
1.4. | Место человека в системе биотических факторов | 1 |
2. | Бактерии, вирусы и человек | 7 |
2.1. | Особенности строения вирусов и бактерий | 1 |
2.2. | Многообразие бактерий | 1 |
2.3. | Многообразие вирусов | 1 |
2.4. | Заболевания человека вирусного характера и их профилактика | 2 |
2.5. | Заболевания, вызванные патогенными бактериями, и их профилактика | 2 |
3. | Растения и человек | 9 |
3.1. | Растения как источник питания | 1 |
3.2. | О пользе хлеба и круп | 1 |
3.3. | О пользе овощей | 1 |
3.4. | О пользе ягод | 1 |
3.5. | О пользе соков | 1 |
3.6. | О пряностях и специях | 1 |
3.7. | Лекарственные растения | 1 |
3.8. | Растения-аллергены; ядовитые растения | 1 |
3.9. | Конференция: «Растения и человек». | 1 |
4. | Насекомые и человек | 4 |
4.1. | Значение насекомых в природе и для человека | 1 |
4.2. | Заболевания человека, передающиеся с помощью насекомых (блохи, вши, клещи, мухи, комары, осы). | 2 |
4.3. | Конференция: «Профилактика заболеваний, связанных с насекомыми» | 1 |
5. | Птицы и человек | 3 |
5.1. | Значение птиц в природе и для человека | 1 |
5.2. | Заболевания человека, связанные с птицами, их профилактика | 1 |
5.3. | Проблемы, связанные с птичьим гриппом (диспут) | 1 |
6. | Млекопитающие и человек | 4 |
6.1. | Значение млекопитающих в природе и для человека | 1 |
6.2. | Проблема белкового голодания. | 1 |
6.3. | О наших братьях меньших (значимость психо-физической реабилитации человека при общении с животными). | 1 |
6.4. | Заболевания человека, передающиеся с помощью домашних и редких животных; их профилактика (конференция). | 1 |
7. | Грибы и человек | 3 |
7.1. | Значение грибов в природе и для человека | 1 |
7.2. | Грибы как источник пищи и лекарств. | 1 |
7.3. | Грибковые заболевания человека, их профилактика (конференция) | 1 |
8. | Заключительная конференция. Задания на лето. | 1 |
IV. Модуль: «Здоровье в системе «человек- антропогенные факторы» (34ч).
№ темы | Темы занятий | Количество часов |
1. | Понятие об антропогенных факторах. | 4 |
1.1. | Эволюция и классификация антропогенных факторов. | 1 |
1.2. | Влияние человека на биосферу в ходе НТП | 1 |
1.3. | Сущность экологического кризиса «редуцентов» | 1 |
1.4. | Практическое занятие: «Деятельность человека и ее влияние на экологическое равновесие». | 1 |
2. | Глобальные проблемы человечества | 14 |
2.1. | Проблема перенаселения и демографическая ситуация в России. | 1 |
2.2. | Проблема нехватки пищевых и энергетических ресурсов. | 1 |
2.3. | Проблема гиподинамии. | 1 |
2.4. | Проблема урбанизации; ее связь с дипрессивным и стрессовым состоянием человека. | 1 |
2.5. | Проблема хронической усталости и недосыпания. | 1 |
2.6. | Проблема электромагнитного излучения в общественных учреждениях, в быту, на улице. | 1 |
2.7. | Проблемы, связанные с использованием ПК | 1 |
2.8. | Проблемы, связанные с сотовыми телефонами | 1 |
2.9. | Проблемы, связанные с ГМ – продуктами. | 1 |
2.10. | Проблема аллергизации населения. | 1 |
2.11. | Проблемы, связанные с избыточным или недостаточным весом | 1 |
2.12. | Проблемы канцерогенеза | 1 |
2.13. | Проблемы, связанные с вредными привычками | 1 |
2.14. | Практическое занятие: «Составление рекомендаций по оздоровлению населения» | 1 |
3. | Глобальные экологические проблемы | 10 |
3.1. | Сущность и последствия «парникового эффекта» | 1 |
3.2. | Последствия разрушения озонового слоя | 1 |
3.3. | Последствия загрязнения атмосферы | 1 |
3.4. | Последствия загрязнения воды. | 1 |
3.5. | Последствия загрязнения почв. | 1 |
3.6. | Проблемы, связанные с изменением природных ландшафтов. | 1 |
3.7. | Проблемы, связанные с истощением природных ресурсов. | 1 |
3.8. | Последствия сокращения видового разнообразия | 1 |
3.9. | Природные катаклизмы и их последствия. | 1 |
3.10. | Практическое занятие: «Анализ экологического состояния окружающей среды в твоем классе, в школе, в городе. | 1 |
4. | Коэволюция и человек. | 5 |
4.1. | Понятие о коэволюции. | 1 |
4.2. | Значение адаптации человека к условиям окружающей среды. | 1 |
4.3. | Практическое занятие: Составление индивидуального режима дня по оздоровлению организма». | 1 |
4.4. | Практическое занятие: «Полезные советы для составления рациона питания по оздоровлению организма». | 1 |
4.5. | Практическое занятие: «Составление индивидуальной программы спортивных занятий по оздоровлению организма». | 1 |
5. | Заключительная конференция. Задания на лето. | 1 |
- Модуль: «Твое здоровье» (34ч).
№ темы | Темы занятий | Количество часов |
1. | Педагогические основы здоровья | 12 |
1.1. | Здоровье и его формирование | 1 |
1.2. | Воспитание здорового человека (цели и методы). | 1 |
1.3. | Здоровый образ жизни (слагаемые успеха) | 1 |
1.4. | Правила ЗОЖ | 1 |
1.5. | Экологическая культура как фактор ЗОЖ | 1 |
1.6. | Принципы устойчивого развития человеческого общества | 1 |
1.7. | Индивидуальная гигиена | 1 |
1.8. | Гигиена в общественных учреждениях, в транспорте, на улице. | 1 |
1.9. | Валеологические основы питания. | 1 |
1.10. | Социально - нравственные основы здоровья. | 1 |
1.11. | Резервы здоровья. | 1 |
1.12. | Практическое занятие: «Составление гигиенических рекомендаций по оздоровлению». | 1 |
2. | Психологические основы здоровья. | 10 |
2.1. | Психическое благополучие и здоровье. | 1 |
2.2. | Эмоции и здоровье. | 1 |
2.3. | Регуляция эмоционального возбуждения | 1 |
2.4. | Виды психического состояния человека (понятие о ятрогении). | 1 |
2.5. | Переутомление и стресс: физиологическая сущность и методы выхода. | 1 |
2.6. | Развитие психических возможностей. | 1 |
2.7. | Коррекция психики (методы и значение). | 1 |
2.8. | Психосаморегуляция в школе, в СУЗе и в ВУЗе. | 1 |
2.9. | Психология здорового образа жизни. | 1 |
2.10. | Практическое занятие: «Составление индивидуальных рекомендаций по развитию и коррекции психических возможностей». | 1 |
3. | Организм здорового человека. | 11 |
3.1. | Клетки, ткани, организм. | 1 |
3.2. | ЦНС: мозг, нервы; органы чувств | 1 |
3.3. | Органо-двигательная система. | 1 |
3.4. | Сердечно-сосудистая система. | 1 |
3.5. | Дыхательная система. | 1 |
3.6. | Пищеварительная система. | 1 |
3.7. | Мочевыделительная система. | 1 |
3.8. | Железы внутренней секреции. | 1 |
3.9. | Кожа, волосы, ногти. | 1 |
3.10. | Иммунитет. | 1 |
3.11. | Половая система. | 1 |
4. | Заключительная конференция. Выводы. | 1 |
Общие рекомендации.
В результате исследования следует дать некоторые общие рекомендации администрации школы, классным руководителям, учителям-предметникам, родителям и совету старшеклассников с целью развития культуры здорового образа жизни детей и подростков:
1. Культура ЗОЖ является частью общей культуры человека, поэтому на урок и в ходе внеурочной деятельности надо повышать уровень общей культуры детей и подростков .
2. В ходе обучения учителям-предметникам необходимо применять индивидуализировано-дифференцированный подход к учащимся, применять нестандартные формы уроков (в т.ч. с применением интерактивных досок и мультимедиа) с целью оптимизации учебной деятельности, результатом чего станет снижение уровня тревожности и волнения у школьников.
3. Продолжать профилактическую работу на уроках и классных часах, направленную на развитие культуры ЗОЖ. Стоит отметить особую значимость в повышении культуры ЗОЖ занятий ДОД в «Школе здоровья».
4. Классным руководителям необходимо запланировать систему классных часов, направленную на разъяснение школьникам опасностей зависимости от вредных привычек (интернет-зависимость, табакокурение, алкогольная зависимость и т.д.).
5. Учителям физической культуры необходимо проводить разъяснительную работу среди школьников и их родителей о развитии физического здоровья детей и подростков (в т.ч. запланировать соответствующие мероприятия, например, «Папа, мама, я – спортивная семья», беседы с родителями и их детьми). Большинство подростков отметили необходимость увеличения количества уроков физической культуры.
6. Учителям-предметникам применять здоровье сберегающие физкультминутки на уроках.
7. Администрации школы необходимо позаботиться о возобновлении занятий танцевального кружка, а также о целесообразности введения в учебный план уроков ритмики и пластики.
8. Администрации школы продумать систему здорового питания школьников.
9. Для развития общей культуры школьников целесообразно ввести в школьный курс обучения основы православной культуры.
Таким образом, для всех общеобразовательных учреждений целесообразно введение дополнительного образования детей по теме «Школа здоровья», занятия в которой способствуют развитию у обучающихся умений и навыков составления собственной программы здоровья, что позволяет качественно повысить их мотивацию к правильному выбору жизненных ценностей (проект программы «Школа здоровья» предложен в данной работе).
Приложение №1
Познавательные здоровьесберегающие задачи.
1.На развалинах Помпеи были обнаружены записи расходов семьи из 3-х человек за 8 дней. В записях повторяются одни и те же покупки: хлеб, лук, оливковое масло, сыр, вино. Сравните пищевые рационы жителей древнего и современного города, укажите сходства и различия.
2.Посчитайте, на какие занятия ушли у вас 24 часа одного дня. Оцените, как вы распоряжаетесь своим временем. Сделайте для себя выводы.
3.И дети, и детёныши животных любят играть. Объясните, почему игра – важнейший компонент детства.
4.Составьте таблицу основных признаков здорового образа жизни и укажите свои отклонения от него, если они вошли у вас в привычку.
Будьте здоровы!
Литература.
1.Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. – М.: Глобус, 2007.
2.Маркович Д.М. Социальная экология. – М.: Просвещение, 1991.
3.Бокерия Л.А. Связующее звено. – Экология и жизнь (№4), 2007.
4.Егорова Л.А. Родительские собрания: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009.
5.Максимова С.М. Родительские собрания: 11 класс – М.: ВАКО, 2009.
6.Макаров В.В. Основы здорового образа жизни. – М.: Академия, 2001.
7.Матвеева Л.Г. Практическая психология для родителей. – М.: Арт-пресс, 1999.
8.Абдалина Л.В. Психологические аспекты профессионального самоопределения учащихся. – Воронеж: ВГПУ «Истоки», 2004.
9.Искра О. Ю. Программа ДОД «Человек и его здоровье». Журнал «Образование в современной школе» (№1), - М.: Северное сияние (при поддержке Мин. Обр. и науки РФ), 2007.
10. Осипова О.В. Биоорганическая химия. Конспект лекций.- М.: изд-во «Эксмо», 2006.
11. Васильцов Н.Г. Лечение биоэнергией. - Воронеж: НПО «Модэк», 1993.
12.Кучменко В.С. Программы для общеобразовательных школ. Биология. М.: «Дрофа»,2000.
13. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология (человек). - М.: «Вентана-Граф», 2004.
14. Беляев Д.К. Общая биология. - М.: «Просвещение», 2001.
15. Ушакова О.Д. Загадки и пословицы о природе и погоде.- СПб.: «Литера», 2006.
16. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. Волгоград: «Учитель», 2006.
17. Сухоревская Е.Ю. Занимательное естествознание.-Ростов н/Д: «Учитель», 2003.
18. Шариков К.Е. Живой организм и окружающая среда.-Мн.: «Ураджай», 1987.
19.Кудинова Л.М. Олимпиадные задания по биологии. Волгоград: «Учитель» , 2005.
20. Демис Руссос. Проблемы лишнего веса. - М.: Всемирные бестселлеры, 2000.
21. Бромлей Ю.В. Земля и человечество. Глобальные проблемы.- М.: «Мысль», 1985.
22.Биологический энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1989.
23. Прошина Л.В., Монахов Н.И. Семья: 500 вопросов и ответов. - М.: «Мысль», 1994.
24. Машанова О.Г. Эволюция. Основы экологии. - М.: «Московский лицей», 1997.
25. Бердников В.А. Серия «Человек и окружающая среда». Эволюция и прогресс. Новосибирск: «Наука», 1999.
26. Философские мысли натуралиста/В.И. Вернадский/.-М.: «Наука», 1988.
27. Маркович Д.Ш. Социальная экология. - М.: «Просвещение», 1991.
28. Иванова К. Справочное пособие по гомеопатии.- М.: «Асок-пресс», 1999.
29. Либерман Е.А. Биология. Новое в жизни, науке, технике. - М.: «Знание»,1990.
30. Березин В.В. Почему гибнут дикие животные. - М.: «Знание»,1989.
31. Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа нашей мечты
Вместе с учениками, предлогаем проект "Школа нашей мечты" Надеемся, единомышленникам будет интерессно....
Классный час "Дом нашей мечты"
Главная задача классного часа: формирование нравственных качеств и воспитание любви к традициям своей семьи, русского народа....
урок по математике "Класс нашей мечты"
Имя урока: "Класс нашей мечты"Тема урока: Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда.Цели урока: - закрепить практические умения при выполнении различных заданий по теме...
презентации к уроку "Класс нашей мечты"
дополнительный материал к уроку...
Час общения "Поликлиника нашей мечты".
Данное занятие позволяет познакомить детей с работой медицинского персонала в поликлинике....
«ВОДОЁМ НАШЕЙ МЕЧТЫ» творческий проект Автор: КОЛОМЫЦЕВА ВАЛЕРИЯ обучающаяся 10 класса руководитель: Цымбаленко Елена Геннадиевна
На сегодняшний день предъявляются новые требования к внешнему облику образовательных учреждений, поэтому озеленение территорий является неотъемле...
Коллективно-творческое дело "Мы строим дом нашей мечты"
Открытое занятие...