Занятие в ГПД: Народные художественные промыслы в современной жизни. Роспись кухонной доски.
план-конспект на тему

Давыдова Светлана Александровна

Это занятие можно проводить не только в преддверии праздника 8 Марта. Дети обожают рисовать узоры, как первоклашки. так и учащиеся старших классов. Поверьте. Поэтому эту работу можно проводить каждую четверть. Кроме дощечек мы расписывали ложки, чашки. Ребята с таким удовольствием этим занимались!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gpd.docx302.84 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в группе продлённого дня (средняя группа)

Тема занятия: «Народные художественные промыслы в современной жизни. Роспись кухонной доски».

          Цель занятия: создать условия для определения  роли и места народных промыслов в современной жизни.

Задачи занятия:

1. Углубить знания учащихся о народных промыслах.

2. Развивать творческий вкус, создать атмосферу для творческих заданий.

3. Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Материалы и оборудование:

  1. ТСО: компьютер, мультимедиа – проектор, экран;
  2. компьютерная презентация «Народные художественные промыслы»; «Предметы быта»
  3. классная доска;
  4. демонстрационные таблицы «Росписи», фигуры из глины, расписные разделочные доски, деревянные ложки, кухонные разделочные доски для практической работы, гуашь, кисти, калька.

   Ход занятия:

  1. Организационный момент: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами будем одной большой творческой мастерской. Какой приближается праздник? (8 Марта). Давайте удивим своих мам и бабушек красивыми подарками – расписными кухонными досками. Но прежде давайте вспомним известные нам промыслы. Согласны?

-Замечательно. У вас хорошее настроение? Тогда  приступим.

  1. Подготовка к практической работе

Внимание на экран

- просмотр слайдов «Предметы быта»(1 мин)

Вопросы: -Чем отличаются предметы друг от друга?

( в первом случае предметы скучные, а во втором предметы расписные, красивые)

   -А чем же можно украсить предметы народного быта? Для чего?

(росписью;  для красоты, чтобы народные промыслы нашли свое применение и в современной жизни)

   -В современной жизни, люди стараются сохранить прошлое. Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение.

       -   Сегодня мы с вами поговорим о народных узорах не только России, но и Украины, Беларуси и Армении.

     - Издавна существовали  центры народных промыслов – места, где сложился и развивается определенный вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы. C:\Users\пк\Desktop\промыслы.jpg

    - Для сегодняшнего занятия у нас  подготовлены разделочные кухонные доски. Мы постараемся показать, как можно применить роспись в современной жизни и тем самым приготовить красивый подарок.

   - Кухонная доска – это предмет быта, который есть на кухне у мам любой национальности нашей большой многонациональной страны. И я уверена, что ваши изделия будут лучшими подарками для ваших мам в преддверии дня 8 марта.

 Практическая работа:

   1) -Сначала выполним заливку фона красками светлых тонов, а затем будем расписывать (дети выполняют заливку).

   2) - Пока фоновая краска сохнет, поговорим об известных народных промыслах (дети делают краткие сообщения)

1.Узор Украины - сообщение учащегося:

Петриковская роспись.  Село Петриковка в Днепропетровской области Украины - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины.

C:\Users\пк\Desktop\укр1.jpg

   Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику. Современный Петриковский орнамент - это прежде всего  растительный,  цветочный.  Роспись выполняется с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

   Мастера изображают васильки, розы, георгины, астры, виноград, ягоды калины, клубники. Также характерным является изображение листьев папоротника, ажурной листвы и бутонов.

C:\Users\пк\Desktop\укр2.jpg

 Петриковский   растительный узор часто изображается  с  птицами – кукушками,  петухами,   голубями  и  фантастическими  жар-птицами, реже  с  фигурками  животных  и  людей.

C:\Users\пк\Desktop\укр3.jpg

2.Промыслы Беларуси – сообщение учащегося:

Народная декоративная роспись.

Расцвет этого народного искусства пришелся на вторую половину 19 века. Широкое распространение получили – росписи по дереву, ткани, стеклу. В интерьере народного жилища появляется расписная мебель, ковры на холсте, картинки и иконки на стекле. Белорусская роспись стекла выделяется среди других склонностью к растительным мотивам. Кроме растительных мотивов часты изображения птиц, животных. Контуры рисунков обводятся уверенной черной линией.

C:\Users\пк\Desktop\стекло1.jpg

Белорусская роспись по ткани бытовала в виде прикроватных ковров и небольших ковриков, которые выполняли чисто декоративную функцию украшения интерьера. Расцвет этого вида искусства приходится на первые послевоенные годы, когда расписные изделия, как наиболее оперативный вид искусства, заполнили отстроенные дома, компенсируя нехватку промышленных изделий. Интересно, что если фон довоенных ковров был серым или белым (из неокрашенного тканого полотна), то фон послевоенных ковров – черный.

C:\Users\пк\Desktop\белорус3.jpg

3.Узоры Армении - сообщение учащегося:

Декоративно-прикладное искусство Армении

Декоративно-прикладное искусство Армении широко представлено народными промыслами. Армянские ремесленники достигли высоких результатов в обработке металла, они создавали оружие с отделкой камнями, золотом, серебром.

C:\Users\пк\Desktop\оружие.jpg

 Деревянные элементы декорировали перламутром и слоновой костью. Другие изделия из металла, используемые для культовых обрядов и в быту покрывали сканью, резными, чеканными и зерновыми узорами. Для рукописных книг делали красивые переплеты из драгоценных металлов. Мировую славу получили армянские художественные керамические изделия, ткани, кружево и ковры. Искусство ковроделия зародилось в Армении еще в древности.

C:\Users\пк\Desktop\армковёр.jpg

 Мастера делали ковры, украшенные разнообразными рисунками, в сюжетах которых использовали фигуры драконов и орлов, позже стали применять изображения креста и стройных деревьев, а также растительные и геометрические узоры, птиц.

4.Традиционные росписи России – сообщения учащихся:

Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи.

Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия села Гжель  под Москвой.  Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили мастера: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.

C:\Users\пк\Desktop\гжелька1.jpg

Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) - декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.


C:\Users\пк\Desktop\поднос2.jpg

Хохлома - это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

C:\Users\пк\Desktop\хох3.jpg

 Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России. Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль.  И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд. Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан.

C:\Users\пк\Desktop\гор1.jpg

Семёновская роспись.

Одним из символов России является традиционная русская матрешка - яркая нарядная красавица с розовыми щечками и алыми розами на фартучке. Древний народный промысел изготовления деревянной игрушки с росписью зародился на талантливой Нижегородской земле в начале XX века.

C:\Users\пк\Desktop\матрёшки.jpg

Народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются традиции, зародившиеся много веков назад.

Воспитатель:  

- Если вы заметили, то и узоры, и росписи, и быт показывают, что  белорусы, русские, украинцы, армяне имеют одни общие корни. Если могучее дерево распилить и разделить его корни, оно погибнет, так изначально заложено природой, поэтому какой можно сделать вывод? (нужно чтить традиции и  культуру наших предков, которые жили одной большой дружной семьёй)

 3)-А теперь Игра-задание «Узнай промысел»  (на доске рисунки с элементами разных росписей и карточки с названиями, необходимо подобрать к каждому названию узор и обосновать).

  4)-А вы заметили, что сегодня у нас кисточки не простые, они у нас сегодня волшебные. И кто берёт в руки такую кисточку, сам невольно становится волшебником. А как вы знаете, волшебники умеют делать чудеса. Так поколдуем!

  ( Во время  выполнения росписи  узоров учитель рассказывает легенду о Хохломе, загадывает загадки и оказывает помощь)

 Роспись по дереву является одним из самых древних художественных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в старые времена, когда наши предки-язычники верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом, в семью.

Легенда о Городце:

Стояли по берегам реки Узолы дубравы, величественные дубы гляделись в чёрное зеркало воды, время и воды точили берег, и валились деревья в омуты. Дуб лежал в воде, морился, становился чёрным и тяжёлым. И однажды какой-то крестьянин попробовал украсить прялочное донце  резной фигуркой из морёной дубовой древесины. Постепенно городецкое   донце стало непременным атрибутом нехитрого крестьянского хозяйства. Делать их начали из осины или липы .Крестьяне приузольских деревень, инкрустировав древесину резьбой, привозили готовые изделия на городецкий базар. Родившись в 30 км от Хохломы, городецкая роспись сразу выбрала своё русло. Если у хохломы 4 цвета используют, то городецкие краски пылают всей палитрой. Хохломские краски калили, подвергали термической обработке, городецкая же роспись холодная. У хохломы- ягоды, листья, цветы, у городецкой росписи – сюжетные картины «мещанского быта». Роспись также стала одним из главных направлений деятельности населения в Нижегородской области.   

   

Загадки:

1) Эта роспись необычная,

Композиция здесь симметричная.

В букеты собраны цветы необычной красоты.

Рисунки яркие мерцают,

Оживка белая их оживляет. (Городец)

2) Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей! ( Гжелька)

3)

Веселая, белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

 Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну назовите меня! (Дымково)

4) Белоснежные ромашки

На подносы нанесли

Розы, маки, незабудки

Тут же рядом расцвели.

Рукодельным подмастерьям

Было некогда скучать

Лучше не было веселья,

Чем подносы рисовать. (Жостово)

5) Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка? (Полхов-Майдан)

6)Эта роспись – алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы,

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы. (Хохлома)

7) Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Разрумянилась немножко

Наша русская……..(Матрёшка семёновская)

 4)Подведение итогов занятия.

   -Работа в нашей мастерской подходит к концу. Мастера представьте, пожалуйста, свои работы  (показ работ).

 

  - Ребята, кому бы вы хотели подарить свои работы? (мамам и бабушкам)

  -  Мы вспомнили лишь  малую часть великого культурного наследия, которое оставили нам предки. Произведения, созданные нашим народом, хранятся в музеях, показываются на выставках, служат образцами на производствах традиционных промыслов и продолжают делать нашу жизнь ярче и красивее.

      А ваши  работы порадуют ваших мам и бабушек. У вас получились чудесные доски.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по изо 5 класс "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

Тест   по теме " Роль народных художественных промыслов в современной жизни"   .Использован материал из сборника: Изобразительное искусство 5-8 класс , автор О.В.Свиридова...

Презентация "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

Презентация "Роль народных художественных промыслов" содержит обобщающий материал о древних образах в народном искусстве и их использовании в современной жизни....

Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"

Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...

Технологическая карта урока по теме "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

Урок изобразительного искусства в 5 классе, включает технологическую карту и иллюстрации для слайдов презентации....

Роль народных художественных промыслов в современной жизни 5 класс

Цели деятельности учителя: формировать у учащихся художественную культуру как составную часть материальной и духовной культуры; развивать художественно-творческую активность, способствовать овладению ...

Раздел: Связь времён в народном искусстве. Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».

Урок проводится в необычной обстановке, ребята разбиваются на небольшие группы (артели), а сам кабинет представляется как творческая мастерская, как на Русив давние времена. Ребятам рассказывается об ...