кружок по литературе «В гостях у СКАЗКИ»
рабочая программа (5 класс) на тему

Хлюстова Марина Равильевна

Кружок «В гостях у СКАЗКИ»  предусматривает развитие творческих и практических способностей детей 5- классов

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utverzhdena_kruzhok_moy_5_kl.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                «Утверждена»

                                                                                Директор МБОУ «Ильинская СШ»  ____________   И.П. Магда                                                                                

 «_____»______________ г.

Рабочая программа

кружка по литературе «В гостях у СКАЗКИ»

 (название учебного курса, предмета, дисциплины)

педагога I квалификационной категории

Хлюстовой Марины Равильевны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Ильинская СШ»

в 5-6 классах

 (класс, параллель, в котором изучается курс)

Интеллектуальное и духовно-нравственное направление

                                                                                                                                                                                                                                     

п. Ильинский.

2015 год

Пояснительная записка

    Воспитание художественной культуры и развития литературных способностей помогают детям осознать единство мира и своё место в этом мире.      

   Кружок «В гостях у СКАЗКИ»  предусматривает развитие творческих и практических способностей детей.

   Творческие и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют, а вторые направляют  к конкретным, практическим действиям – созданию своих произведений, умению анализировать свои работы, применяя полученные знания. Кружок предназначен для детей среднего школьного возраста (5 класс).

   В программе работы кружка поднята важнейшая проблема духовно – нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы,– всё это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию.

Основные принципы организации кружка:

- принцип добровольности ;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии;

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

  Цель:

развитие литературных, творческих способностей школьников.

 Задачи:

  • формирование литературно – художественного мышления и эмоционально – чувственного отношения к окружающему миру; приобщение к чтению – как основе выработки творческих способностей;
  • развитие сочинительства;
  • воспитание литературной грамотности.

                 

                  Формы проведения занятий:

  • беседы;
  • практические занятия «Творение слова»
  • конкурсы;
  • викторины;
  • игры;

--   защита проектов.

Перечень упражнений, используемый на занятиях, включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания.  Использование технических средств обучения (аудио, видео, компакт-дисков) .

         Методы и приёмы:

  • активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
  • пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
  • объяснительно-иллюстративный
  • репродуктивный
  • эвристический

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся:

   В ходе занятий кружка  учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой
  • уметь находить необходимые сведения в Интернете
  • уметь создавать кроссворд, тест

Описание места занятий на кружке  в учебном плане:

В содержание предмета входят эстетическое восприятие литературы как искусства, практическая словесная деятельность учащихся. Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю, для учащихся 5-6 - х классов.

Описание ценностных ориентиров содержания кружка

Изучение кружкового курса обеспечивает:

— формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, осознание системы общечеловеческих ценностей;

— развитие литературного вкуса;

— осваивание эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, духовно-нравственного потенциала;

— способность ориентироваться в системе моральных норм и ценностей  

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные  результаты:
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; 
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 
• выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. 

• в ценностно-ориентационной сфере:

 —  формирование художественного вкуса;

 

 • в трудовой сфере:

 — формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

 

 • в познавательной сфере:

 —     умение познавать мир через образы художественной литературы.


  •   Ожидаемые результаты:
  • занятия  должны помочь ученикам разобраться в многожанровости литературы, понимать и применять литературоведческие  термины,   анализировать  литературное произведение .  (Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь).
  • создавать и совершенствовать собственные творческие работы.

      Положительные результаты сформированности УУД  на занятиях кружка проявляются:

  • в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
  • в развитии фантазии, воображения, общего интеллектуального уровня, памяти;
  • в формировании критического мышления;
  • в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

 

Тематическое планирование занятий кружка «В гостях у сказки»

Тема занятий

Кол-во часов

УУД

1

Вводное занятие «Сказочный указ»

1

Регулятивные УУД

•Проговаривать последовательность действий на занятии.

•Учиться работать по предложенному учителем плану.

•Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на кружке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

•Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации.

•Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, источники Интернет ресурсов и информацию, полученную на кружке.

•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

•Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

•Уметь пользоваться навыками литературного  языка:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной форме.

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

•Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на кружке литературы и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками;

в) понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2

Сказочные герои (викторина)

1

3

Изготовление рисунков «сказочные герои»

2

4

Сказочные герои (сочинение сказок о Бабе Яге)

1

5

Тематика сказок

  1. Обсуждение сказок-сочинений
  2. Разнообразие тем в сказках

1

6

Постановка сказки «Петушок и мышата»

  1. Чтение сказки, распределение ролей.
  2. Работа над ролями.
  3. Выступление перед первоклассниками, детьми детского сада.

4

7

 В гостях и сестер-присказок, братьев-зачинов, подружек-концовок

1

8

Сочинение лингвистических сказок

2

9

Постановка сказки о запятых

2

10

Демонстрация сказки перед учениками 2-4 классов.

1

11

Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка

3

12

Сказочный городок загадок

2

13

Конкурс на самого грамотного, находчивого юного сказочника

1

14

Веселая сказка для царевны Несмеяны

2

15

Постановка сказки для царевны Несмеяны

3

17

Изготовление декораций

2

18

Выступление со сказкой

- перед 1 кл

- старшей группой д\сада

- 3-4 кл

1

1

1

19

Прослушивание сказок в исполнении мастеров слова

1

20

Конкурс на лучшего сказителя

1

21

Заключительный этап лингвистической экспедиции по стране Сказочного языка

1

22

Прощание с удивительной страной «Сказка»

1

Итого

34

Литература:

1.. Фогельсон И.А..Литература учит. Москва, »Просвещение» 1999

2.Маранцман В. Г. Изучение литературы .Методические рекомендации. Санкт-Петербург, «Специальная литература» 1997

3.Интернет-ресурсы

4.  О. А. Еремина.

 «Литературный кружок в школе. 5-6 классы».М., Просвещение 2011г

5. Р. И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности. М., Дрофа, 2008 

6. Е. И. Никитина. Уроки развития речи. М., Дрофа, 2008 

7. В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты. М., Просвещение.1982г

8. Т. В. Матвеева. От звука до текста. М., У – Фактория. 2003г

9. Л. Е. Тумина. - Москва : Перспектива,   1995.

10. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 2010

Паспорт проекта

Тема проекта

Рабочая программа кружка «В гостях у СКАЗКИ». 5 класс

Автор проекта

Хлюстова Марина Равильевна

Учебный предмет

литература

Тип проекта

Краткосрочный, практико-ориентированный

Заказчик проекта

МБОУ «Ильинская СШ»

Задачи проекта

1) формирование литературно-художественного мышления и эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру

2) приобщение к чтению как основе выработки творческих способностей

3) развитие сочинительства

4) воспитание литературной грамотности

Вопросы проекта

1) В чем уникальность литературы как искусства словесного образа? Каковы ее особенности и задачи?

2) Почему  литературу называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни»?

3) Владение анализом литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка

Необходимое оборудование

ТСН, словари, репродукции картин, музыкальные отрывки произведений, тексты статей, раздаточный материал

Предполагаемый продукт

Создание и реализация программы проведения кружковой работы по литературе в 5 классе

Хлюстова Марина Равильевна        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "В гостях у сказки"

Цель урока: обобщить полученные обучающимися знания о народных и литературных сказках, закрепить теоретические сведения о строении сказок, использовании в них постоянных эпитетов; развитие творческих ...

Урок литературы "В гостях у сказки"

Урок литературы в 5 классе. Проводила его на МО учителей района как итоговый урок после изучения народных и литературных сказок. Дети очень любят сказки, готовы их слушать, читать, инсценировать часам...

ТСО к уроку-викторине по литературе ""В гостях у сказки..."

https://www.youtube.com/watch?v=Ac2dT1zRiKQТСО к уроку-викторине по литературе ""В гостях у сказки..."...

Нетрадиционный урок литературы в 5 классе "В гостях у сказки"

Нетрадиционный урок литературы в 5 классе в форме викторины позволит  в игровой форме обобщить изученный  материал по сказкам...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая

Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу.  Программа под названием «М...