Программа школьного пресс-центра "Переменка"
рабочая программа (7, 8 класс) на тему
В современных условиях информационного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности учащихся, и особое внимание уделяется их развитию. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному человеку, можно отнести следующие: знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных системах; владение навыками работы с различными видами информации.В свою очередь, важнейшими нравственными компетенциями можно назвать:
степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре которых человек, имеющий собственное мнение и убеждения, способный утверждать и отстаивать их;
понимание духовного саморазвития и самореализации человека; способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре. Наиболее оптимальной формой организации деятельности в этом направлении является создание школьного пресс-центра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа школьного пресс-цента | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Новоспасский муниципального района Приволжский Самарской области
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете №___ Директор школы _______________
_________________20___г. ______________/Н.В.Илларионова/
Распоряжение № ____ от___ 20___ г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Школьный пресс-центр»
Возрастная категория: 7-8 классы (13-14 лет)
Срок реализации: 1 год
Автор (составитель): Кузнецова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы
пос. Новоспасский
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс.
В условиях информационного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности обучающихся, и особое внимание уделяется их развитию. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному человеку, можно отнести следующие: знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных системах, владение навыками работы с различными видами информации.
Важнейшими нравственными компетенциями можно назвать:
степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре которых человек, который имеет собственное мнение и собственные убеждения, который способен утверждать и отстаивать их; понимание духовного саморазвития и самореализации человека; способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современном обществе. Оптимальная форма организации деятельности в этом направлении - создание школьного пресс-центра, где подросток знакомится со всей совокупностью средств массовой коммуникации и овладевает различными процессами социального взаимодействия. В школьном пресс-центре отрабатывается авторская позиция обучающегося, здесь создаются условия для информационно-нравственной компетенции, самоутверждения и становления личности подростка.
Данная программа составлена на 1 год и рассчитана на обучающихся 7-8 классов.
2. Цель и задачи программы
Цель:
создание условий для развития журналистских способностей обучающихся
Задачи:
- обучать детей умению выражать свои мысли, оказывать воздействие наокружающих, ответственно и критически анализировать содержание своих сообщений;
- развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности;
- обеспечивать тесную связь коллектива педагогов школы с обучающимися;
- знакомить обучающихся с основами журналистского дела;
- осуществлять выпуск общешкольной газеты "Переменка".
3. Ожидаемые результаты работы по программе
В результате реализации программы обучающиеся должны
- знать основы журналистики;
- уметь выстраивать устные и письменные высказывания;
- уметь работать с текстовым редактором Microsoft Word;
- уметь обрабатывать данные, полученные в результате опросов, анкетирования;
- осуществлять выпуск общешкольной газеты.
4. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Результативность поделанной работы в ходе реализации программы можно определить следующими критериями:
- рост уровня активности учащихся в работе пресс-центра;
- накопление информационных материалов.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме
- творческих работ;
- рефератов;
- решения творческих задач;
- эвристических бесед по темам
5. Теоретико-методологическое обоснование программы
При внедрении программы необходимо учитывать следующие методические принципы:
- личностно-ориентированный подход (учитывает особенности обучающихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить);
- коммуникативную направленность (даёт обучающимся возможность общаться в процессе создания, выпуска, реализации газеты);
- деятельностный характер обучения (позволяет работать индивидуально, в парах, в группах);
- взаимосвязанное обучение (написание заметок и статей, подготовка постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет);
- поэтапность обучения (от простого к сложному - способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).
Методы обучения и воспитания:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение)
- наглядный (демонстрация образцов шрифтов, заметок, оформления газетных полос).
- практический (сбор материала, оформление статей, газеты)
- аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ).
Средства обучения и воспитания:
- технические (фотоаппарат, компьютер, принтер, сканер).
Виды деятельности обучающихся:
- теоретические занятия
- творческий практикум
- работа с прессой
- работа со справочной литературой, словарями
- анкетирование
- социологический опрос
- экскурсии
- встречи с журналистами
- участие в школьных, районных, окружных и т.п. конкурсах
- выпуск школьной газеты
6. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Возраст детей – 13-14 лет. Это подростковый возраст, когда на первый план выходит общение со сверстниками. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновение самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. Повышаются требования как в школе, так и в семье. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым и потребность в общественной деятельности. В этом, как нельзя лучше, подростку может помочь участие во внеурочной деятельности.
Набор детей в школьный пресс-центр свободный
Число обучающихся в группе – 10-12 человек
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Количество часов | ||
теоретических занятий | практических занятий | всего | |
1.Введение в журналистику | 7 | ||
Профессия - журналист | 1 | 1 | |
Средства массовой информации | 1 | ||
Этико-правовые основы журналистики | 1 | ||
Выпуск первого номера газеты | 1 | 2 | |
2.Культура речи журналиста | 8 | ||
Культура устной речи | 1 | 1 | |
Культура письменной речи | 1 | 1 | |
Редактирование текста. Работа с программой Microsoft Word | 1 | 1 | |
Выпуск второго номера газеты | 1 | 1 | |
3.Журналистский текст | 5 | ||
Жанры журналистики | 1 | ||
Различные методы сбора информации | 1 | 1 | |
Выпуск третьего номера газеты | 1 | 1 | |
4.Печатное издание | 14 | ||
Редакция газеты, распределение обязанностей | 1 | ||
Выпуск четвёртого номера газеты | 1 | 1 | |
Формат и объём печатного издания | 1 | ||
Оформление рубрик | 1 | ||
Выпуск пятого номера газеты | 1 | 1 | |
Газетные полосы и колонки | 1 | ||
Выпуск шестого номера газеты | 1 | 1 | |
Выпуск седьмого номера газеты | 1 | 1 | |
Представление группового проекта «Школьная газета» | 1 | ||
Выпуск восьмого номера газеты | 1 | ||
Итого | 34 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение в журналистику. История возникновения и развития журналистики в России. Профессия журналиста. Этико-правовые основы журналистики. Современные требования к газете. Подборка материала. Вёрстка номера газеты.
2. Культура речи в журналистике. Знакомство с основами культуры речи, требованиями и признаками хорошей устной и письменной речи. Орфографические, пунктуационные, орфоэпические нормы. Редактирование текста. Подборка материала. Вёрстка номера газеты.
3. Журналистский текст. Знакомство с основными жанрами журналистики: репортаж, интервью, заметка, зарисовка. Методы сбора информации. Практикум «Я беру интервью». Работа с текстом. Подборка материала. Вёрстка номеров
4. Печатное издание. Состав редакции газеты. Формат и объём печатного издания. Рубрики. Их оформление. Газетные полосы и колонки. Работа с текстом. Подборка материала. Вёрстка номеров. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для организации работы школьного пресс-центра используются:
- школьный кабинет
- стенд
- компьютер
- принтер
- сканер
- фотоаппарат
- канцелярские товары
Ресурсное обеспечение программы:
- Финансирование программы осуществляется за счет основного бюджета школы и привлечения внебюджетных средств.
- Контроль осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
Список литературы
- Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М.,1993
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989
- Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1990
- Орфографический словарь русского языка. М., 1991
- Цветкова И.В. Школа социального успеха: Развитие воспитания в системе дополнительного образования. Методическое пособие для специалистов учреждений дополнительного образования. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. -84с.
- Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с.
- Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.
- Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995
- Ресурсы Интернета, посвященные журналистике.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Организационная структура пресс-центра
Высшим органом управления деятельностью пресс-центра является общее собрание его членов.
К исключительным полномочиям собрания относятся:
- избрание (главного) редактора газеты и помощника (главного) редактора,
- определение основных направлений деятельности, генерирование идей для очередного номера газеты.
Решение собрания принимается простым большинством голосов присутствующих открытым или закрытым голосованием.
Школьный пресс-центр представляет собой открытую структуру.
Руководитель Пресс-центра: Кузнецова Татьяна Анатольевна
Постоянно действующим органом пресс-центра, планирующим и организующим деятельность, является редакция в составе:
- главный редактор
- верстальщик
- дизайнер
- стилисты
- наборщик текстов
- корреспонденты
- фотокорреспонденты
Должностные обязанности членов пресс-центра:
Главный редактор:
- контроль за выпуском номера
- сбор и редактирование полученного материала
-решение всех важных и спорных вопросов
Верстальщик:
- компьютерная верстка газеты
- макетирование издания и его выпуском
Наборщик текста:
- набор полученного материала
Корреспонденты:
- подбор актуального, интересного, поучительного материала для газеты
- написание статей, интервью, заметок
Дизайнер:
- разработка дизайна выпуска, обложки газеты
- разработка новых стилей и вариантов оформления газеты
Фотокорреспондент:
- подготовка фотографий
- написание собственного материала
Стилисты:
- изучение материалов с целью выявления ошибок
Члены Пресс-центра обязаны:
- не разглашать содержание готовящегося к печати номера;
- помогать друг другу в подготовке материалов для газеты;
- изучать теорию журналистики;
- отчитываться о проделанной работе;
- ставить общее дело выше личных амбиций.
Члены пресс-центра имеют право:
- выйти из состава объединения;
- участвовать в подготовке текущего номера и отстаивать свое мнение по всем вопросам, связанным с ним;
- выступать на заседаниях редакции;
- входить в состав других объединений;
- быть избранными в руководящие органы.
Организация работы школьного пресс - центра.
Работа пресс - центра ГБОУ СОШ пос. Новоспасский осуществляется во внеурочное время, во второй половине дня. День работы – вторник, с 14.30 до 15.30
Основные направления работы пресс-центра:
- создание рабочей атмосферы в среде членов пресс-центра;
- выпуск печатной газеты «Переменка»;
- публикация материала на школьном сайте;
- сбор и обработка информации;
- встречи с интересными людьми;
- пропаганда здорового образа жизни;
- мониторинг своей деятельности.
Редакция газеты «Переменка » информирует всех субъектов образовательного процесса о деятельности школы, готовит материалы по темам:
- освещение важных событий в школе;
- формирование активной жизненной позиции обучающихся, политико-правового понимания политических событий, процессов в обществе;
- освещение всех сторон учебной и внеучебной деятельности классов;
- статьи об участниках и победителях олимпиад;
- статьи о спортивных соревнованиях в школе, о выездных спортивных соревнованиях;
- пропаганда здорового образа жизни;
- статьи, связанные с профориентацией школьников;
- интересные истории из жизни учащихся, ребусы, сканворды;
- стихотворения, сочинения, статьи, написанные учащимися школы, учителями.
Газета выходит не менее 1 раза в месяц, тиражом 100 экземпляров, объемом не менее 4 полос формата А-4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа школьной секции по волейболу.
Так как секционные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент для привлечения интереса школьников...
Программа школьного кружка литературного творчества
Данная программа является вариантом организации работы с учащимися в рамках дополнительного образования. Программа носит рекомендательный характер и может варьироваться в соответствии с уч...
Программа " Школьный театр"
Программа " Школьный театра" предназначена для детей 10-14 лет . Может быть реализована на занятиях дополнительного образования....
Программа школьного музея
Программа школьного музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы...
Программа школьного лесничества "Эколог" "Шаг в XXI век"
Программа экологического образования разработанная на основе положения о школьных лесничествах. опробировалась и совершенствовалась. В программе имеется обяснительная записка, содержащая краткую инфор...
Программа "Школьный музей"
Программа "Школьный музей" направлена на формирование гражданской идентичности обучающихся и включает содержание по истории родного края....
Рабочая программа школьного объединения " Спортивные игры"
+Программадеятельности объединения «Спортивные игры»(волейбол, баскетбол)основана на базе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов,часть 3. Внеклассная работа, ...