авторская программа кружка "Шерстяная сказка"
учебно-методическое пособие (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Программа кружка разработана с целью: раскрыть и развить потенциальные способности золоженные в каждом ребёнке.

в программе имеется тематическое планирование на 68 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Новобирюсинская СОШ

 

Авторская  программа кружка

«Шерстяная сказка».

Автор составитель : Сенченкова Наталья Михайловна

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня один из самых старых, традиционных материалов, вновь приобретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитье одежды. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой «изюминкой» в одежде.

Работа над изготовлением изделий из войлока открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль. Особое внимание в данной программе уделено духовности детей и художественно-эстетическому восприятию. При помощи данного творческого объединения можно решить проблему занятости ребёнка в свободное время, организовать его досуг.

Программа «Шерстяная сказка» является в образовательной  области «Технология».

Программа
• стимулирует и поддерживает потребность в самореализации и самовыражении учащихся в декоративно-прикладном творчестве,
• инициирует и поддерживает выполнение творческих проектов,
• реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых в получении нового знания, сочетая коллективное и индивидуальное творчество,
• развивает интеллектуально-творческий потенциал воспитанника через формирование основ творческого проектирования.

Цель программы: раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в каждом ребенке, формирование эстетического воспитания, приобщение к духовным ценностям мировой художественной культуры.

Задачи программы:

1. Обучающие

• формирование специальных знаний по предмету: основы композиции, основы цветоведения.

• приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов.

2. Воспитывающие

• формирование художественного и эстетического вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

• прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу;

• помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми.

3. Развивающие

• способствовать развитию индивидуальных творческих способностей и мышления ребенка;

• умение анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе;

• развитие коммуникативных навыков, мотивации продуктивной деятельности.

Определение цели, задач и содержания обучения строится на основе следующих принципов:

• добровольности;

• доступности;

• многообразия форм образовательно-воспитательного процесса;

• межпредметных связей;

• наглядности;

• связи теории с практикой;

• системности и последовательности.

В основе программы лежат три взаимосвязанных раздела:

- фильцевание ( работа при помощи игл для фельта);

- валяние (в работе применяется мыло и вода);

- смешанная техника.

Программа рассчитана на год обучения.

Возраст обучающихся 13-15 лет. Занятия в группе первого года обучения проходят 1 раз в неделю по два часа, 68 часов в год.

Обучаемые должны знать:

1. Понимать значения терминов:  шерсть, фелтинг, фильцевание, сухое и мокрое валяние.

2. Знать основные инструменты и приспособления, используемые для валяния.

3. Знать историю фелтинга, его развития и современные направления.

4. Знать особенности изготовления изделий сухим и мокрым валянием.

5. Знать современное направление своего мастерства.

Обучаемые должны уметь:

1. Уметь различать понятия фелтинг, фильцевание, сухое и мокрое валяние.

2. Уметь пользоваться инструментами (иглами, иглодержателями, наперстками, подложками и т.д).

3. Уметь работать с непряденой шерстью по технологическим картам и по образцу.

4. Уметь передавать в изделиях единство образа.

5. Уметь самостоятельно разрабатывать последовательность изготовления изделий способом валяния.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Название учебных тем и занятий

Количество часов

Теория

Практика

Общее

1

История войлока.

1

1

2

Введение в практическую деятельность – знакомство с фелтингом: мокрое и сухое валяние.

1

1

3

Знакомство с технологией сухого валяния. Знакомство со вспомогательными инструментами и технологией работы с ними. Создание плоскостного изделия – панно.

2

4

6

5

Технология фильцевания - сухое валяния. Создание игрушки.

2

6

8

6

Техника сухого валяния. Изготовление объемных цветов.

2

6

8

7

Технология мокрого валяния. Создание бус, браслетов, броши.

2

6

8

8

Техника мокрое валяние в создании настенных панно, плоскостных изделий.

2

8

10

9

Техника мокрого валяния в создании объемных изделий. Сумки, шляпы, головные уборы.

2

8

10

10

Смешанная техника.

2

4

6

11

Нуноваляние. Валяние на шелке.

2

6

8

12

Итоговое занятие.

2

2


Итого

20                48                 68

История войлока (1 ч.)

Содержание и задачи кружка «Шерстяная сказка». Производство шерсти. Какая шерсть используется для валяния. Окрашивание шерсти. Способы ее чесания. Способы смешивания цветов шерсти.

Шерсть животных обладает свойством при некоторых условиях чрезвычайно перепутываться, сцепляться, образуя мягкую, гибкую и более или менее эластичную массу, известную как войлок. Сущность заключается в том, что слой предварительно подготовленной и правильно разложенной шерсти обдают горячей водою и, прикрыв его холстом, мнут руками или навертывают на скалки и катают по полу, пока из него не образуется одна сплошная масса. Операция эта называется валянием. Производится она руками или машинами над грубою или нежною шерстью, причем получаются разнообразнейшие сорта войлока от самых грубых до тончайших. Войлок в разрезе представляет массу до такой степени однородную и компактную, что трудно различить в нем отдельные волоски и легче растрепать самую прочную ткань, чем войлок. При уваливании войлока завитки одних волосков захватываются или скрещиваются с завитками других, так же как зазубрины одних входят во впадины других. Этими двумя видами связи обусловливаются два главных качества войлока: его упругость и прочность. Извилистость волоса обусловливает упругость войлока, а шероховатость – прочность.

На производство валяных изделий идет всякого рода мягкий животный волос: шерсть, короткий коровий и конский волос, шерсть бобра, кролика, белки и других животных. На валяных изделиях больше всего перерабатывается овечья шерсть. Перед уваливаем шерсть подвергается следующим подготовительным операциям: 1). Она моется сначала в простой воде, а потом в мыльной; 2) Затем сортируется с отделением длинных грубых волос от мягкого подшерстка; с разных частей тела животного – шеи, брюха, спины, - ее собирают отдельно; 3). Отсортированная шерсть треплется и расчесывается на простых гребнях с железными зубьями; 4) Затем она разрыхляется и взбивается с помощью простого лучка со струною тетивою: ударом пальца или битка заставляют струну вибрировать над расчесанною шерстью, вследствие чего более грубые части отбрасываются в стороны, пыль и мелочь проваливаются через решето, на котором производится взбивание, а подшерсток разрыхляется. Приготовленную таким образом шерсть кладут тонким слоем на холст или камышовую циновку и слегка обрызгивают горячею водою, придавливая шерсть руками, чтобы она улеглась ровнее. Затем с одного угла загибают слой шерсти вместе с холстом, свертывают ее в спираль и катают по полу; по временам спираль раскрывают и скатывают войлок с другого угла, продолжая такую операцию, около полтора часа, пока шерсть настолько уваляется, что будет держаться собственным сцеплением. Все искусство заключается здесь в правильной раскладке шерсти и равномерном уваливании.

Цветовой диапазон фабричной шерсти достаточно велик, однако рано или поздно каждый работающий с войлоком сталкивается с проблемой отсутствия шерсти нужного цвета или оттенка. Для получения ярких, сочных цветов и оттенков используются анилиновые красители для шерсти или шелка. Сложность работы заключается в том, что большинство красителей требуют кипячения, а волокна шерсти, как известно, от кипятка сжимаются и спутываются, после чего с шерстью трудно работать. Поэтому лучше использовать анилиновые красители для холодного окрашивания или окрашивания в теплой воде – они не требуют кипячения.

Чтобы развести краситель в воде следует руководствоваться инструкцией. Тщательно перемешайте перед тем, как поместить в полученный раствор шерсть (шелк, волокна), убедитесь, что все гранулы растворились, иначе на шерсти при крашении могут появиться пятна насыщенного цвета. Для получения нужного цвета или оттенка анилиновые красители можно смешивать между собой словно краски. Окрасит шерсть  различные материалы для работы можно с помощью природных красителей. Отвары цветков, корней, листьев придадут ей множество красивых натуральных цветов и оттенков. Чтобы окрашенная отваром шерсть лучше сохраняла приобретенный цвет или для получения разных оттенков используется квасцевание, или протрава. Протравливать можно до крашения, одновременно с ним или после – от этого, как правило, зависит конечный оттенок шерсти. При крашении как химическим, так и природными красителями результат часто оказывается непредсказуемым, поэтому перед тем, как красить весь объем шерсти, рекомендуется опробовать раствор красителя на небольшом комочке шерсти.

Введение в практическую деятельность – знакомство с фелтингом: мокрое и сухое валяние. (1 ч.)

Что такое фелтинг. Изделия, выполненные в технике фелтинга.

Фелтинг (валяние шерсти, фильцевание, фильц, набивание) — это работа с непряденой натуральной шерстью. Способность шерсти сваливаться в плотную массу (войлок) известна давно. Войлок – это первое, что научились делать люди из шерсти животных. 

Существует две основные техники — сухое и мокрое валяние. Выбор техники зависит от того, какое изделие вы хотите создать. В некоторых случаях необходимо использовать смешанную технику, соединяющую две основные.

Сухое валяние с помощью специальной иглы называют фельтингом (от английского felt — войлок, needle — игла) или фильцеванием (от немецкого fi lz — войлок, nadel — игла). В данной технике делают небольшие изделия — игрушки, украшения, различные объемные детали, а также декорируют одежду, создают рельеф. Шерсть плотно скручивается в нужную деталь и на губке валяется при помощи специальной иглы. Игла втыкается в шерсть и благодаря специальным насечкам на лезвии спутывает волокна, постепенно уплотняя их в нужную деталь. В зависимости от задачи используются иглы разных размеров.

• Для валяния основного объема изделия используется длинная грубая игла.

• Для выравнивания поверхности и предварительной обработки понадобится длинная игла средней толщины.

• Для окончательного разглаживания поверхности нужна короткая и тонкая игла.

Мокрое валяние происходит под воздействием на шерсть воды и мыла. В данной технике можно изготовить плоские и крупные изделия: украшения, цветы, сумки, одежду, обувь, головные уборы, ковры, картины, шарфы, палантины и многое другое. Шерсть раскладывается определенным образом на поверхности (это зависит от того, какое изделие вы задумали), смачивается мыльным раствором и трется руками в разные стороны.

Знакомство с технологией сухого валяния. Знакомство со вспомогательными инструментами и технологией работы с ними. Создание плоскостного изделия – панно. (6 ч.)

Технология сухого валяния. Инструменты, используемые в технологии сухого валяния.

Практическая работа:  Изготовление панно «Котенок»,  «Львенок», « Аистенок».

Известны два способа валяния – сухой и мокрый. Для каждого способа существуют свои инструменты, благодаря которым изделия выполняются быстрее и прочнее.

Для технологии сухого валяния используются: иглы, иглодержатель, поролон.

  Первое что необходимо знать об иглах для сухого валяния то, что они, как правило, длинные, имеют зазубрины и чрезвычайно остры. В связи с этим необходимо проявить максимальную осторожность при работе с ними. Иглы изготавливаются из закаленной стали, и обладают достаточной упругостью, не гнутся во время работы, но, тем не менее, они достаточно хрупки. Необходимо очень постараться при осваивании базовой техники валяния иглой, чтобы как можно реже сталкиваться с их порчей и изломом.

Иглы имеют несколько параметров, по которым их можно классифицировать:

  • толщина
  • вид сечения
  • количество зубцов

Толщина (размер) является основным параметром. Начинающему валяльщику желательно приобрести три иглы – толстую, среднюю и тонкую. Толстые иглы применяются на начальном этапе, ими обычно формируется первоначальная форма объекта, иглы средней толщины на основном этапе, а тонкой иглой дорабатываются формы и линии. Иглы для сухого валяния бывают нескольких видов сечения. Основные: треугольное, корончатое, звездчатое. Бывают сечения также и обратные и в форме цилиндра и крученые.

  • треугольное – наиболее распространенное сечение. Используется на этапе основной работы с изделием. Зазубрины распределяются по всей рабочей поверхности, а простота формы позволяет легко проходить игле в изделие, ускоряя процесс сваливания.
  • игла со звездчатым сечением также является основным инструментом в арсенале валяльщика. Но звездчатое сечение применяется в основном на финальном этапе работы, например, когда необходимо отполировать поверхность изделия. Также используются при приваливании плоских деталей.
  • корончатое игла имеет, зазубрены лишь на конце острия. Благодаря этому, игла не способна деформировать изделие, соответственно используется для приваливания декоративных элементов, узоров к изделию.

Иглодержатель- это деревянная или пластиковая ручка, в которую вставляются фальцевальные иглы, от одной до нескольких сразу. Иглодержатель значительно ускоряет работу валяния, т.к. позволяет покрывать большую область, кроме того иглы находятся строго параллельно, что отчасти минимизирует их порчу.

Работа одной иглой естественно значительно медленнее, чем работа иглодержателем, однако это позволяет более детально проработать определенные элементы, к примеру, для очень точного вплетение волосков шерсти в изделие.

Еще один очень важный момент в фильцевание это поверхность, на которой производится работа с шерстью. Ведь игла пронизывает изделие насквозь, при этом она не должна оказаться в пальце, если работа производится на столе, то игла при соприкосновении с твердой поверхностью стола быстро затупится, а то и сломаться может. Соответственно необходима поверхность, на которой будет происходить процесс валяния. Ею может послужить поролоновая подложка, или специальный мат.

ЧТО ИМЕННО НАПИСАТЬ ПРО ТЕХНОЛОГИЮ СУХОГО ВАЛЯНИЯ?

Сухое валяние – одна из разновидностей такого вида рукоделия, как валяние из шерсти. Только в сравнении с мокрым валянием, здесь нет необходимости использовать мыльный раствор. Поделка формируется при помощи специальных игл с зазубринами или же просто шерсть выкладывается руками, как того требует композиция. Шерстяные картины ничем не уступают по живописности обычным, нарисованным. Объем и воздушность при помощи шерсти придать картине гораздо проще, да и времени на ее создание затрачивается гораздо меньше. Сегодня мы поработаем над созданием совсем летнего натюрморта.

Основа картины, выполненной в технике сухого валяния может быть ткань, сукно, префельт.

Технология филцевания - сухое валяния. Создание игрушки. (8 ч.)

Технология фильцевания. История игрушки. Последовательность изготовления игрушек.

Практическая работа:  Изготовление ягодки клубники, игрушки «Мишутка».

Сухое валяние, или фильтцевание, – это одна из разновидностей фелтинга, которая предназначена для создания объемных изделий из натуральной шерсти. Принцип технологии сухого валяния заключается в спутывании ворсинок шерсти при помощи специальных игл для создания плотного однородного материала.

Войлочные игрушки – это не просто фигурки, это создания, теплые и живые, каждое со своим характером и историей. В них видна индивидуальность автора и качество его работы, поэтому очень важно тщательно прорабатывать образ и все детали игрушки.

 Для изготовления игрушек из валяной шерсти в основном используют метод сухого валяния шерсти, ведь именно этот метод позволяет придать игрушке из шерсти требующийся объем. Игрушки из валяной шерсти бывают разных форм и размеров

Перед тем, как браться за изготовление шерстяной фигуры, необходимо продумать, из каких частей она будет состоять и как они будут совмещаться друг с другом.

Создавая игрушки в технике сухого валяния, следует помнить, что материал в процессе работы сваливается, то есть, дает усадку. Поэтому исходного материала должно быть больше, с учетом, что он сядет примерно на 30%.

Последовательность изготовления игрушки «Мишутка».

Для работы необходимы следующие инструменты и материалы: непряденая шерсть( белого и черного цвета);  синтепон, ножницы, игла для валяния.

1. Из синтепона сформировать ком овальной формы для туловища. Обернуть его белой мериносовой пряжей, «прибить» слои друг к другу иглой для сухого валяния. Работать иглой до тех пор, пока поверхность кома перестанет мохнатиться. 

2. Аналогичным образом свалять овальный ком меньшего размера для головы. Отдельно на поролоновой губке с помощью иглы для валяния сформировать два маленьких плоских полукруга для ушей и один полукруг большего размера для нижней челюсти.

Прикрепить уши и нижнюю челюсть к голове с помощью иглы для валяния. Оформить нос, приклеить глаза.

3. Сформировать из шерсти две одинакового размера заготовки для задних лап в виде биты. Загнуть 1/3 от длины заготовки вверх, закрепить эту форму с помощью иглы для валяния, ударяя ее сначала по сгибу, потом по пяточке.

4. Оформить когти с помощью черной пряжи, «прибивая» ее иглой для валяния. Готовые задние лапы присоединить к туловищу.  

5. Передние лапы валять по аналогии с задними, но они должны быть тоньше  и с меньшим изгибом.

6. Соединить передние лапы с туловищем с помощью иглы для валяния.

7. Соединить голову и туловище с помощью иглы для валяния. Места всех соединений закрыть прядками – накладками, «прибивая» их иглой для валяния.

Техника сухого валяния. Изготовление объемных цветов. (8ч.)

Технология сухого валяния.  Последовательность изготовления объемных цветов.(нюансы)   Валяние цветов из шерсти

Практическая работа: Изготовление цветов лилии и розы.

История фелтинга уходит корнями в древние времена, когда люди начали валять из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани.

Сейчас возможности фелтинга существенно расширились: современные мастерицы работают в технике сухого (уплотнение шерсти с помощью специальных игл) и мокрого (сваливание с помощью мыльного раствора) валяния. Они смело воплощают в жизнь свои творческие фантазии, создавая неповторимые украшения, декоративные элементы, одежду, аксессуары, предметы интерьера, панно и даже детские игрушки.

Можно предложить учащимся изготовить из шерсти цветок в виде броши или заколки.

Для валяние цветов из шерсти на понадобятся следующие материалы:

  • Шерсть (гребенная лента) нескольких цветов
  • Различные волокна для декорирования (лен, шелк, бамбук, вискоза)
  • Теплая вода
  • Жидкое мыло
  • Полотенце
  • Пупырчатая пленка (размером примерно 40x40 см)
  • Сетка (40x40 см)
  • Бусины, бисер и тому подобное на ваш выбор
  • Нить, леска
  • Игла
  • Фурнитура

Технология валяние цветов из шерсти

  1. На кусочек пупырчатой пленки выкладываем первый слой нашего цветка. Шерсть отрываем небольшими пасмами и аккуратно формируем лепестки цветка. Широкую часть оторванной шерсти направляем к центру, узкую - скручиваем пальцами. Количество лепестков выбираем сами (я делала из 6 лепестков).
  2. Теперь формируем второй слой из шерсти другого цвета. Накладываем волокна на первый слой, создавая интересное смешение цветов.
  3. Украшаем лепестки декоративными волокнами. Мы используем яркие шелковые нити, которые будут нежно переливаться на шерстяной основе.
  4. Для дальнейшей работы нам понадобится мыльная вода. Возьмите мыло (подойдет любое: детское, оливковое, хозяйственное и даже жидкое). Растворите его в теплой воде и аккуратно полейте этой водой нашу заготовку. Я использую для полива специальную леечку, но это не обязательно. Можно просто разбрызгать мыльную воду рукой по поверхности всего цветка.
  5. Аккуратно накройте цветок сеткой и нежными движениями начинайте поглаживать лепестки. Так мы некоторое время трем в мыльной пене шерстяные лепестки, добиваясь сваливания шерстяных волокон. Приподнимайте периодически сетку и проверяйте шерсть. Если волокна хорошо схватываются (почти не отделяются), значит, у вас получается правильно. На этой стадии вы можете поправлять волокна в нужном вам направлении.
  6. Теперь мы можем валять просто в руках. Нежными гладящими движениями вы валяете каждый лепесток, одновременно формируя его. Можно растягивать или притирать шерсть, на данном этапе она легко поддается воздействию. Если мыльной пены слишком много, ее лучше убирать, промакивая изделие полотенцем.
  7. Не забудьте проверить края лепестков. Если лепестки схватились друг с другом, вы можете надрезать стыки лепестков, добиваясь нужной вам формы. Отрежьте ненужные кончики.
  8. Теперь цветок уваливаем до плотного состояния. Его можно сложить в бутончик и катать в ладонях (или на пупырчатой пленке). Обязательно формируйте пальцами серединку цветка. Уваливайте сердцевину круговыми движениями на большом или указательном пальце.
  9. Когда цветок сваляется до плотного состояния и волокна совсем не будут отделяться друг от друга, можете прополоскать его и, придав цветку форму, оставить сохнуть. Чтобы ускорить высушивание, можно воспользоваться феном.
  10. Теперь повторяем весь процесс для второго яруса нашего цветка. Цветовая гамма может быть другой или повторять первый вариант. Поиграйте и декоративными волокнами. Кстати, можно не ограничиваться двумя ярусами цветка. Тут уже дайте волю своей фантазии.
  11. Когда у вас готовы заготовки лепестков, можете свалять тычинки. Они легко формируются из тонких пасм шерсти и уваливаются в трубочку с помощью того же мыльного раствора. Покатайте шерсть у себя на ладони, повторяя движения скатывания тонкой трубочки из пластилина (помните, как в детстве?).
  12. Теперь цветок уваливаем до плотного состояния. Его можно сложить в бутончик и катать в ладонях (или на пупырчатой пленке). Обязательно формируйте пальцами серединку цветка. Уваливайте сердцевину круговыми движениями на большом или указательном пальце.
  13. Теперь соединяем наши высушенные детали. Лепестки сшиваем тонкой нитью или леской, пришиваем тычинки. Закрепляем все детали на фурнитуре: это может быть замочек для броши или резинка. Если хотите, то можете просто прикалывать цветок к одежде обычной булавкой.

Готовое изделие можно украсить бисером, стразами и так далее. По желанию можно заменить тычинки различными декоративными бусинами или нитями мулине.

Технология мокрого валяния. Создание бус, браслетов, броши. (8ч.)

Технология мокрого валяния. Технологическая последовательность создания бус, браслетов, брошь.

Практическая работа: Изготовление браслетов «радуга».

Технология мокрого валяния – самая древняя. Войлок – это материал, изготовленный именно таким образом: когда сцепляются между собой чешуйки на волокнах шерсти.

Мокрое валяние происходит под воздействием на шерсть воды и мыла. В данной технике можно изготовить плоские и крупные изделия: украшения, цветы, сумки, одежду, обувь, головные уборы, ковры, картины, шарфы, палантины и многое другое. Шерсть раскладывается определенным образом на поверхности, смачивается мыльным раствором и трется руками в разные стороны.

Шерсть для мокрого валяния бывает тонкая, полутонкая и гребенная лента. Тонкая шерсть - это шерсть мериносов, она очень мягкая и легкая, из нее можно делать шарфы. Полутонкая шерсть слегка грубее, из нее делают шапки и сумки. Гребенная лента очень грубая, ее тяжело валять, лучше добавлять ее понемногу при валянии плотных изделий. 

Для приготовления мыльного раствора можно использовать шампунь, натертое мыло, жидкое мыло. Мыльный раствор для мокрого валяния делается так: брусок мыла натирается на крупной терке и заливается двумя литрами кипятка. Затем он перемешивается, чтобы мыло полностью растворилось, настаивается около двух часов до загустения, и потом его можно использовать.

 Кроме сетки и мыльного раствора понадобится коврик для валяния. Можно также использовать рифленый резиновый коврик, тогда рельеф будет дополнительно воздействовать на волокна шерсти и процесс ускорится. Но самый доступный вариант, который используется для мокрого валяния это – воздушно-пузырчатая пленка. На подстилку начинайте выкладывать шерсть. Сначала кладется основной, базовый слой, затем фон, а сверху - рисунок. Шерсть нужно укладывать тонкими прядями, внахлест, чтобы не было просветов, слои укладываются перпендикулярно друг другу. Толщина слоя шерсти на всех участках должна быть одинаковой. Опять же, из-за усадки толщина уложенной шерсти должна быть в 3-4 раза больше толщины предполагаемого полотнаЗатем мокрая шерсть накрывается сеткой и смачивается мыльным раствором или жидким мылом. Техника мокрого валяния очень проста: нужно всего лишь тереть полотно руками в разных направлениях. Если сетка отходит от полотна, а шерсть не смещается - можете аккуратно снимать сетку, переворачивать полотно и валять его с изнаночной стороны. Если полотно было хорошо промочено, то можно продолжать валять его без сетки. 

 Чтобы понять, сцепились ли волокна шерсти, нужно двумя пальцами потянуть волокна вверх. Если поднимаются лишь те волокна, что вы подцепили, а другие волокна держатся, можно считать, что первый этап закончен.  Завершающим этапом будет являться промокание данного изделия в горячей, а затем в холодной воде. Потом изделие нужно выжать и оставляться сушить до полного высыхания.

Создание бус, браслетов и брошь можно осуществлять как мокрым, так и сухим способом валяния. Для этого нам понадобиться: непряденая шерсть. Можно сделать однотонные бусы. Если же сделать многоцветные бусы, то надо смешать насколько цветов шерсти. Важно сразу подготовить одинаковые кусочки шерсти по желаемому количеству бусин. Берется один из отмеренных кусочков шерсти и формируется из него шарик путем сворачивания шерсти в комочек. В полученный мыльный раствор следует погрузить скрученный шарик, придерживая пальцами, чтобы он не раскрутился и хорошо пропитался раствором. Затем нужно вынуть шарить и начать формировать бусину пальцами, обжимая и поглаживая заготовку с разных сторон. В процессе валяния можно добавить небольшие прядки шерсти, чтобы разукрасить бусы. Периодически смачивать пальцы в мыльном растворе. Когда шарик перестанет разматываться и станет более тугим, переходим к катанию его между ладонями. Сначала катаем с небольшим нажимом, а затем нажим увеличиваем.  Шар постепенно приобретает необходимую плотность. Если полученная плотность устраивает, то можно заканчивать процесс катания. Мокрое валяние закончено, но требуется еще одна операция. Следует хорошенько промыть от мыльного раствора получившуюся бусину под струей воды. После промывки бусина может немного деформироваться. Подправьте ее катанием между ладонями, а затем положите на просушку. Таким образом, изготовляем необходимое число бусин и собираем их на нить. Также при изготовлении аксессуаров можно комбинировать войлочные шарики с дополнительными декоративными элементами: цепочками, пуговицами, бусинами, кусочками фетра, проволокой и с другими мелочам – это придаст изделию оригинальность.

Техника мокрое валяние в создании настенных панно, плоскостных изделий. (10ч.)

Технология создания настенных панно.

Практическая работа: Создание панно «Осень», «Весна», «Лето», «Зима».

Панно из шерсти – это самое простое, что можно придумать в технике мокрого валяния. Для изготовления панно нам понадобиться те же материалы, что и для изготовления бусин. Это: мыльным раствор, непряденую шерсть разных цветов, сетка (подойдет и москитная), и рельефная упаковочная пленка( пупырчатая).

Технологическая последовательность создания настенных панно:

- На поверхность выстилаем пленку, пупырышками вверх.

- Отрываем от гребенной ленты (непряденой шерсти) прядки – и укладываем их равномерно, в одном направлении, так чтобы образовался ровный прямоугольник.

- Второй слой укладываем аналогично первому, но расположить прядки нужно уже в перпендикулярном направлении. Во втором слое уже выкладываем цветовой фон панно. Толщина изделия при валянии уменьшится в 3-4 раза, что тоже необходимо учитывать.

- Хорошо и равномерно промачиваем выложенную шерсть мыльным раствором.

- После этого можно начать выкладывать рисунок. Для рисунка прядки шерсти удобно отрывать не всей ладонью, а пальцами.  Рисунок также необходимо промочить мыльным раствором, прижимая его к основе панно и полив мыльным раствором.

- Накрываем сверху сеткой и начинаем валять. Аккуратно гладим руками в разных направлениях, стараясь не сдвигать сетку. Сваливание верхних слоев обычно занимает минут 15-20, после этого сетку можно убрать и работать с поверхностью панно. Всё это необходимо повторить с изнаночной стороны.

- После этого панно можно повалять с более интенсивным нажатием и в конце операции постирать в горячей, затем в холодной воде.

Если видно, что появилась определенная плотность, внешне структура равномерная, при легком подергивании волокна шерсти отделяются только отдельные волоски, а не прядки шерсти – уже произошла усадка – значит панно готово и свойлачивание прошло хорошо.

- Теперь можно выполоскать мыло, аккуратно отжать не перекручивая, расправить и высушить.

Техника мокрого валяния в создании объемных изделий. Сумки, шляпы, головные уборы. (10ч.)

Технология создания объемных изделий.

Практическая работа: Изготовление сумок «Морской бриз», шляп « Очарование».

Изготовление объемных изделий в технике мокрого валяния требует больше времени, чем изготовление, например, игрушки или панно.

Смешанная техника. (6ч.)

Что такое смешанна или миксовая техника. Технологические особенности выполнения смешанной технике. Изделия, выполненные в смешанной технике.  

Суть этой технике заключается в изготовление изделий на основе войлока с применением различных декоративных техник (вышивки, росписи, аппликации, вязания) и декоративных элементов (бусин, пуговиц, лент, тесьмы и т.п.).

Перед работой в смешанной технике важно не только сделать эскиз будущего изделия, но и составить план работы: продумать каждый слой изделия и последовательность крепления на войлок различных материалов.

Слой первый. Это собственно войлок: с рисунком, плоский или с объемными эффектами. На него могут быть привалены различные волокна, ткани, кружева.

Слой второй. Это то, что наваливается на войлок первого слоя иглой: рисунок из шерсти, объемные войлочные элементы, аппликации из ткани с завалянным иглой краем. Также на этом этапе в войлоке делаются всевозможные отверстия и окошки. Чтобы привалянные элементы не создавали утолщений на поверхности войлока и не покрывались катышками, все изделия в конце этого этапа работы нужно замылить и повалять.

Слой третий. Вышивка. Она может быть машинная (обычно ее прокладывают мелкими стежками, плотно заполняя определенные участки поверхности изделия) или ручная ( гладь, крестик, узелковый или классические для войлока стебельчатый и тамбурный шов). На этом этапе также делаются аппликации из тканей с обшитыми краями.

Слой четвертый. Пришиваются различные декоративные элементы, бусины и пуговицы, сутаж и ленты. Делается вышивка бисером, пайетками.

Слой пятый. На изделие с помощью текстильного клея приклеиваются различные декоративные элементы (стразы, кабошоны и другие).

Слой шестой. Завершающим этапом является роспись поверхности изделия. Выполняется она густыми красками или красками – резервами для ткани. Можно нарисовать рисунок, выполнить узор штампиками или с помощью трафаретов.

Все вышеперечисленные варианты оформления являются условными, и, разумеется, не стоит использовать их все в работе над одним изделием, так как оно должно быть, прежде всего, гармоничным.

Изделия, которые можно сделать в этой технике это: сумки, ожерелья, шарфы, головные уборы, аксессуары.

Нуноваляние. Валяние на шелке. (8ч.)

Что такое нуноваляние. Ткани, используемые в этой технике. Приемы и техники нуноваляния.

Практическая работа: Изготовление шарфика « Полдень»

Нуноваляние, или нунофелтинг – одна из самых замечательных современных технологий изготовления войлока. Суть этой технике – приваливание шерсти к тканям. Таким образом, из двух совершенно разных материалов получается один, который называется нуновойлок.

Для нуноваляния используются тонкие ткани с разреженным переплетением нитей (шелк, лен, вискоза, хлопок и т.д). Чем тоньше и реже нити ткани, тем легче произойдет ее сцепление с шерстью. Технические в процессе нуноваляния шерстинки проникают в промежутки переплетения нитей тканей и сваливаются на ее обратной стороне, образуя тончайший войлок, прочно скрепляющий эти два материала. Давая усадку в процессе валяния, шерсть начинает стягивать ткань: на ее поверхности появляются разнообразные «морщинки», «пузыри», «волны» и другие красивые рельефы. При этом выразительность рельефа зависит от плотности ткани и степени уваливания шерсти: так, тафта, приваливаясь, создает складки высотой до 5 см, в то время как шифон «дает» более ровную, однородную поверхность с едва заметными «морщинками» до 1мм высотой.

Следовательно, нуноваляние позволяет не только создавать тончайшие войлоки, но и получать поверхности с невероятно красивыми фактурами, комбинировать войлок с разными по составу тканями, вязаными материалами и многое другое.

Ткани, используемые в нуновалянии

- Натуральный шелк – самая популярная в нуновалянии ткань. Чаще всего используются шелка с полотняным переплетением нитей: шифон, туаль, эксельсиор, а акже легкие жестковатые ткан  особого переплетения: органза. Шелка с более сложным переплетением – крепдешин, атлас – приваливаются хуже, поэтому перед началом работы рекомендуется сделать образец. Разные виды шелковых тканей дают разный эффект.

- Синтетические сетчатые ткани (тюль, гипюр, фатин, вуаль, искусственный шелк) используются как декоративные элементы, а также для создания цельновалянных  подкладок сумок и подушек.

- Тонкая шерстяная ткань используется для декора и создания цельновалянных подкладок.

- Мешковина используется как декоративное включение в панно или в качестве нижнего слоя при валянии ковров.

- Тонкий лен и хлопок с разреженным переплетением нитей типа «марлевка» используется для изготовления шарфов, шалей и для создания декоративных элементов.

-Трикотажное полотно ручной или машинной вязки применяется для создания эластичных вставок в местах изделий, нуждающихся в растяжении.

- Кружево, натуральное и синтетическое, используется кА декоративный элемент, а  также для отделки края изделия.

Приемы и техники нуноваляния

Рисунок шерстью на ткани.

Для работы в данной технике потребуется отрез натурального шелка и мериносная шерсть. Раскладка выполняется в обратном направлении: то есть рисунком вниз. Этот вариант раскладки обеспечивает наилучшее сцепление материалов.

  1. Прядками шерсти выложите на подложке для мокрого валяния задуманный рисунок.
  2. При желании поверх рисунка выложите несколько тонких слоев шерсти другого цвета (фон). Прядки первого слоя выложены вертикально, второго – горизонтально.
  3. Накройте раскладку шелковой тканью. Сверху положите укрывной материал, затем тщательно промочите раскладку и намыльте.
  4. Валяйте изделие руками, пока шерстинки не начнут пробиваться сквозь ткань. Снимите укрывной материал и приступайте к уваливанию нуновойлока: сжимайте и уминайте его, словно вы месите тесто, до тех пор, пока ткань не пойдет волнами. Волокна уже сцепились и перемещение рисунка при интенсивных движениях не произойдет.
  5. Окончательно уваливать нуновойлок можно методом кидания: хаотично сминайте его и с силой бросайте в ванну. Промойте нуновойлок в проточной воде, слегка отожмите, промокните махровым полотенцем и разложите на столе. Затем прогладьте горячим утюгом в режиме «шерсть и шелк», чтобы его поверхность стала более ровной  гладкой, и оставьте сохнуть.

Рисунок из префельта на ткани

Префельт – это не готовый войлок, а полуфабрикат. С помощью префельта можно сделать на ткани войлочные геометрические рисунки с четкими контурами. Для обработки возьмите отрезок шелка нужного размера и кусок префельта плотностью 100г/м в квадрате. Приготовьте материалы для мокрого валяния.

  1. Вырежьте из префельта нужные фигуры и полосу с волнистым краем для оформления края изделия. Учитывайте, что в процессе их размер может уменьшится на 10-20%.
  2. Согласно задумке, разложите фигуры из префельта на поверхности шелка и зафиксируйте их наметочным швом.
  3. Приметайте по периметру шелкового отреза полосу из префельта волнистым краем вовнутрь.
  4. Можно прорезать в некоторых местах шелка отверстия и обшить их префельтовой лентой либо кружком из префельта с отверстием внутри.
  5. Положите изделие на подложку префельтом вниз, смочите, намыльте и валяйте. Валяние можно сразу производить виброшлифовальной машинкой, а уваливание – методом кидания.
  6. Выньте из готового изделия наметку, прополощите и высушите.

Витражная техника

Это способ создания нуновойлока напоминает лоскутную технику – пэчворк. Его суть – соединение лоскутов ткани при помощи шерсти. Такой нуновойлок используется для создания легких воздушных изделий, а также в качестве декоративных вставок в другие войлоки.

  1. Наметочным швом обшейте лоскуты ткани по краю лентой из префельта.
  2. Далее соедините заготовки друг  с другом, сметав слегка внахлест по линии префельта.
  3. Поместите заготовку на подложку, накройте москитной сеткой, пропитайте водой, намыльте и валяйте руками.

Когда шерстяные волокна сцепятся, уберите сетку и проваляйте изделие с обратной стороны, затем доваляйте нуновойлок методом кидания. Закончив работу, удалите наметку.

Нанесение рисунка на войлок

Тонкий шелковый шифон настолько плотно сцепляется с войлоком, что структура ткани перестает быть заметна. Пользуясь этим, можно сделать на войлоке рисунок. Для этого возьмите шифон с рисунком и шерсть или префельт того же оттенка что и фон шифона.

  1. Положите отрез шифона с рисунком на подложку для мокрого валяния лицевой стороной вниз.
  2. Сверху положите префельт по размеру шифонового отреза или заложите всю поверхность шифона несколькими слоями шерсти.
  3. Накройте раскладку укрывным материалом, намочите водой, хорошенько намыльте и валяйте руками. После того, как шерстинки появятся на лицевой стороне шифона, снимите укрывной материал.

Уваливайте нонувойлок до нужной плотности руками. Этот прием нанесения рисунка на войлок часто используется при изготовлении сумок, обуви, одежды.

Итоговое занятие (2ч. )

Выставка работ учащихся. Анкетирование мотивации интересов к изготовлению изделий из непряденой шерсти.

Вопросы анкеты:

  1. Что вы понимаете под словом «Фельт»?
  2. Знаете ли вы историю валяния и «фильцевания»?
  3. Чем отличается сухое валяние от мокрого?
  4. Умеете ли вы изготавливать изделия способом нуноваляния?
  5. Хотели бы заниматься валянием профессионально?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 5 классе сравнительный анализ авторской и народной сказки

Анализ сказки Г.Х.Андерсена " Стойкий оловянный солдатик"...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Авторская программа спецкурса "Сказки народов Сибири"

Разработка программы по Литературе Восточной Сибири...

Авторская программа " Математика в сказках"

Авторская программа   дополнительного образования " Математика в сказках"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ Мурадхановой (Султановой) Гулизат Меджидовны

     Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ  Мурадхановой (Султановой) Гулиза...

Авторская программа "Волшебный мир театра" (с приложением новой сказки)

Авторская программа для курса внеурочной деятельности поанглийскому языку « Волшебный мир театра » создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего об...