Программа внеурочной деятельности ДЮП.
рабочая программа (5 класс) на тему

Максименко Лариса Михайловна

Данная программа представлена в рамках внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dyup.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ  СОШ № 3

_______/Т.В.Богомазова/

                             «___»__________2014г.

«Принято»

Педагогическим советом

Протокол № ___

от «___»______2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 3

______ /Т.М. Лабуренко/

Приказ №  

от «____»_______2014г.

ПРОГРАММА

ДРУЖИНЫ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ

«СМЕНА»

 (в рамках внеурочной деятельности)

на  2014-2015 учебный год

Составитель: Максименко Лариса Михайловна,

учитель русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории

Бийск, 2014

Пояснительная записка

Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности.

Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется, прежде всего, увеличением пожароопасности окружающего мира, обусловленной появлением сотен тысяч новых веществ и материалов, созданных искусственно, с помощью достижения химии и физики. Открытый, понятный в своей опасности огонь, все больше прячется в электрические провода, спирали, в керамику газовых горелок, в микроволновые печи и лазерные лучи.

Программа подготовки юных пожарных разработана с целью совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре. Реализация данной программы будет осуществляться через работу дружин юных пожарных (далее – ДЮП), являющихся добровольными противопожарными формированиями детей и подростков, которые созданы на базе МБОУ СОШ № 3 в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. №69-Ф3.

Таким образом, обучаясь, играя и занимаясь творческой и общественной деятельностью, ребята будут усваивать правила безопасного поведения, вырабатывать особый взгляд на окружающий мир.

Обучение проводиться во внеурочное время. Форма проведения занятий - беседа, лекция, семинар в сочетании с практическими занятиями, экскурсиями, тестирование.

При подготовке к занятиям необходимо подобрать наглядные средства и пособия (плакаты, слайды, короткометражные видеофильмы, различные макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия программы обучения. Как дополнение к теоретическим занятиям организовываются экскурсии в пожарную часть и на пожарно-техническую выставку.

Характеристика участников образовательного процесса.

В реализации программы принимают участие педагоги дополнительного образования, сотрудники государственной противопожарной службы, медицинских учреждений.

Учащиеся 6-8 классов объединяются в группы по 15 человек:

1-я группа - учащиеся 6 классов,

2-я группа - учащиеся 8 классов,

Цель и задачи программы.

Цель - создание условий для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения в микрорайоне.

Основные задачи:

1. Обучение правилам пожарной безопасности.

2. Привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара.

3. Формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

4. Улучшения правовой подготовки.

5. Овладения умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Программа обучения учащихся правилам пожарной безопасности

Тема 1. Становление пожарного дела.

Опустошительные пожары в Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами. История создания противопожарной службы. Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медаль “За отвагу”. Закон РФ “О пожарной безопасности”.

Практическое занятие «Конкурс рисунков на тему героических поступков»
Практическое занятие «Изготовление творческих работ на тему «Герои среди нас»

Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”.

Практическое занятие «Выступление агитбригады»
Практическое занятие. Тестирование по теме.

Тема 2. Отчего происходят пожары.

Пожар как сложный физико-химический процесс горения. Основные причины пожаров: неосторожность обращения с огнём, неисправность или неправильная эксплуатация электрооборудования, детская шалость с огнём и др. Самовозгорание. Курение. Характерные примеры пожаров. Осень, как пожароопасное время года.
Практическое занятие «Обследование здания школы с целью проверки пожарной безопасности».
Практическое занятие «Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе»
Практическое занятие. Тестирование по теме.

Тема 3. Средства пожаротушения.

Вода – основное средство тушения пожара. Опасность использования воды для пожаротушения электросетей и установок, находящихся под напряжением. Взаимодействие воды с калием, натрием, кальцием. Песок – одно из простейших средств тушения небольших очагов пожара Ломы, багры, топоры, лопаты, кошма – средства для пожаротушения. Пожарные краны – оборудование для тушения пожара внутри зданий. Углекислый газ, пена – химические средства для пожаротушения. Огнетушители - первичные средства пожаротушения.

Практическое занятие «Использование средств пожаротушения»

Практическое занятие  «Экскурсия в пожарную часть»

Практическое занятие. Тестирование по теме.

Тема 4. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения.

Устройство для подачи сигнала о пожаре, их функции. Виды пожарных извещателей. Приемные станции пожарной сигнализации. Установки пожаротушения, их группы.

Практическое занятие Игра «Вызов пожарной помощи»

Практическое занятие. Тестирование по теме.

Тема 5. Знаки пожарной безопасности. План эвакуации.

Значение сигнальных цветов и знаков безопасности в предотвращении пожаров, взрывов. Сигнальные цвета, их смысловое значение. Группы знаков безопасности. Геометрическая форма знаков, смысловое значение.
Запрещающие знаки безопасности.
Предупреждающие знаки безопасности.
Предписывающие знаки безопасности.
Указательные знаки безопасности.
Практическое занятие «Изготовление знаков безопасности».
План эвакуации и требования к нему.
 

Практическое занятие Игра «Изготовление и изучение планов эвакуации»

Практическое занятие Игра «Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по пану»

Практическое занятие. Тестирование по теме.

Тема 6. Действия при возникновении пожара.

Поведение людей при пожаре. Способы эффективного предупреждения негативных последствий беспорядочного поведения людей при пожаре. Правила поведения при пожаре. Проведение практических тренировок при пожаре. 
Действия в случае пожара в вашей квартире.
Пожар в школе.
Поведение в нештатных ситуациях во время проведения массовых мероприятий в школе
Пожар в чужой квартире.
Если загорелся телевизор.
Пожары на транспорте.
Пожар в лесу.
Практическое занятие «Изготовление памяток «Действия в нештатных ситуациях»
Практическое занятие Игра «Поведение во время пожара»

Практическое занятие. Тестирование по теме.

Тема 7. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

Травмы при пожаре. Первые признаки отравления угарным газом. Первая помощь. Ожоги. Первая помощь при ожогах.

Практическое занятие «Первая помощь пострадавшим»
Практическое занятие «Выпуск стенгазеты «Первая помощь при пожаре»
Практическое занятие. Тестирование по теме.

Тема 8. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Административная ответственность. Уголовная ответственность. Принципы уголовной ответственности.

Практическое занятие «Мои права и обязанности»

Практическое занятие. Итоговое тестирование.

Тематический учебный план проведения занятий по правилам пожарной безопасности

№ п. п

Тема занятий

Кол-во часов

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

Кол-во часов экскурсии

1.

Становление пожарного дела

14

6

8

 

2.

Отчего происходят пожары

12

6

6

 

3.

Средства пожаротушения

18

8

8

2

4.

Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения

6

2

4

 

5.

Знаки пожарной безопасности. План эвакуации

18

8

10

 

6.

Действия при возникновении пожара

14

6

6

2

7.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре

20

8

10

2

8.

Ответственность за нарушения  правил пожарной безопасности

6

2

4

 

Итого:

108

46

56

6

К концу года учащиеся должны знать:

- Цели и задачи работы дружины юных пожарных;
- Оперативную обстановку с пожарами; - Историю создания пожарной охраны России и МЧС России;
- Правила подготовки школы к началу учебного года;
- Пожарную безопасность на уроках;
- Основные понятия о горении;
- Признаки возникновения пожаров;
- Основные причины возникновения пожаров;
- Опасные факторы пожара;
- Виды и последствия пожаров;
- Виды травм;
- Правила оказания первой помощи пострадавшим;
- Способы спасения при пожаре;
- Основные рекомендации при разработке планов эвакуации при пожаре;
- Психологию поведения при пожаре;
- Способы борьбы с паникой;
- Знаки пожарной безопасности;
- Средства пожаротушения;
- Имена героев и их героические поступки.

К концу года учащиеся должны уметь:

- Определение целей и задач работы объединения;

- Оказывать первую помощь пострадавшим;

- Вести разъяснительную работу среди учащихся;

- Спастись при пожаре;

- Провести эвакуацию;

- Составить план эвакуации;

- Изготавливать наглядные пособия;

- Обследовать здания и сооружения с целью проверки пожарной безопасности;

- Проводить рейды «Пожарная безопасность в школе»;

- Создавать статьи для школьной газеты;

- Пользоваться средствами пожаротушения;

- Осуществлять вызов пожарной помощи;

- Оформлять пожарный уголок;

Список, используемой литературы:

1. Всероссийская газета для детей и их родителей «Добрая дорога детства»

2. Л.Ю.Скрипик Методическое пособие. Пожарная безопасность в школе. М. Айрис Пресс, 2005

3. Л.Я.Олиференко. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика. М. Айрис Пресс, 2005

4. Основы противопожарной безопасности (видео пособие)

5. Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации» под ред. С.К.Шойгу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...