«Человек и закон»
методическая разработка на тему

Воспитательное мероприятие по профилактике правонарушений для воспитанников старшего звена 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie_chelovek_i_zakon.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение «Школа-интернат

среднего общего образования» с.Самбург Пуровского района

Воспитатель Попова Светлана Николаевна

Воспитательное мероприятие по профилактике правонарушений для воспитанников старшего звена «Человек и закон»

Цель: профилактика правонарушений, формирование ответственности несовершенно летних за правонарушение.

Задачи:

  • воспитание законопослушной, юридически грамотной личности;
  • воспитание уважения к закону, его соблюдению;
  • уважение к правам других людей;
  • формирование представления об административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности;
  • мотивация к правильному правовому поведению в различных жизненных и правовых ситуациях;
  • создание условий для самостоятельных суждений школьника;
  • частично – поисковые задания – как стимул познавательного интереса детей.

Методы и формы:

  • практические, частично – поисковые, наглядные, вербальные;
  • лекция с элементами беседы;
  • презентация;
  • использование учебного пособия;
  • введение в ход мероприятия поэзии.

Оборудование: ПК, мультимедиа.

Демонстрационный материал: слайды, плакаты

Дидактический материал: раздаточный материал (кодекс РФ).

На классной доске вывешены плакаты с высказываниями известных писателей (Ф.Вольтера, Ф.Шиллера, С.Бранта).

Ход мероприятия.

Ведущий:

Добрый день, юноши и девушки! Добрый день, законопослушные граждане России! Сегодня мы с вами собрались, чтобы познакомиться с отраслями права, которые устанавливают ответственность за правонарушение. Ещё сегодняшнее мероприятие по граждановедению в какой–то мере предупредит вас об опасностях пренебрежения законом. И, наконец, поможет вам лучше понять общество, в котором вы живёте, и которое вам предстоит улучшать.

«От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Это суровое предупреждение пришло в наш быт из прошлого, оно напоминает и предостерегает от самых неблагоприятных поворотов судьбы.

«За решётку» никто не стремиться. Однако тысячи подростков обоего пола ежегодно оказываются в следственных изоляторах, воспитательных колониях, приёмниках - распределителях, наркологических диспансерах.

Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Не успев ещё почувствовать радость жизни, человек уже оказывается в кабинете следователя и бормочет: «Не хотел! Не знал! Больше не буду!» он и здесь с трудом осознаёт, что наступает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Не папина, не мамина, а его ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Но и потом молодой человек ищет себе оправдание или винит всех вокруг, но не себя: «Все так делают». А ведь есть мудрая пословица: «Не ругай землю, если споткнешься: не земля виновата».

Сейчас мы с вами рассмотрим некоторые ситуации, когда не обдуманный, совершённый поступок можем превратиться в проступок и даже в правонарушение. Но сначала…

Скажите, что такое мораль? (ответы детей, уточнять и расширять формулировку)

Мораль – это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. Но эти нормы нигде не записаны. За их нарушение наступает моральная ответственность в виде осуждения тех, кто с ними согласен.

Широко известны такие понятия, как аморальное поведение, аморальная личность. Как вы думаете, что мы имеем ввиду, когда говорим - «аморальный поступок»? (Ответы детей).

Аморальный поступок – это деяние, нарушающее общепринятые моральные нормы (моральная ответственность в виде осуждения).

Задания для закрепления понятий (слайды).

Приведите свои примеры аморальных,  и высокоморальных поступков (выступление детей).

Ведущий:

Сейчас предлагаю вам объяснить, а что же считается правонарушением.

Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое по закону. Правонарушение совершается тогда, когда человек нарушает какую–то особую норму. Это и есть та норма, за нарушение которой наступает особая, юридическая ответственность. Это норма обязательно должна быть закреплена в законе, или в ином нормативном акте. Её нарушение обязательно должно преследоваться государством.

Что же такое ЗАКОН? Это обязательный для всех акт (документ), принятый законодательным органом государственной власти в установленном конституцией порядке.

Вопросы для закрепления:

  • Чем отличается аморальный поступок и правонарушение? (моральная ответственность в виде осуждения, юридическая ответственность).
  • Какой нормативный акт (документ) применяется при наказании за совершение правонарушения? (кодек РФ об административных правонарушениях).

Виды ответственности за правонарушение

(статьи, применяемые при наказании за правонарушение).

Например:

  1. Статья 20.1 «Мелкое хулиганство»

Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан – влечёт наложение административного штрафа в размере 15 минимальных размеров оплаты труда или административный арест  сроком на 15 суток.

  1. Статья 20.21 «Появление в общественных местах в состояние опьянения»

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состояние опьянения, оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 до 5 минимальных размеров оплаты труда или административный арест сроком до 15 суток.

Это все административные правонарушения.

А теперь рассмотрим ситуацию, где вы самостоятельно определить степень вины участвующих.

Ситуация: Кинотеатр.

Группа молодых людей с шумными репликами, вызывающим поведением входит в помещение во время киносеанса. В ответ на замечания присутствующих, молодые отвечали грубостью, распивали спиртные напитки и громко смеялись, ножом испортили несколько стульев. Администрации кинотеатра пришлось вызвать милицию. Во время разбирательств, молодые люди нагрубили представителям правоохранительных органов, после чего, пришлось их задержать и сопроводить в милицейский участок.  

- Как вы думаете, правильно ли их задержала милиция?

- Это аморальный поступок или что – то другое? (Правонарушение).

- Какие правонарушения они совершили?

- Какой вид юридической ответственности будет вменяться молодым людям?  

  (Административный или гражданско-правовой).

Ответы детей.

Ведущий:

        А теперь представим, что во время задержания один из парней оказал активное сопротивление работнику милиции, затеял драку. Какой вид ответственности ожидал бы парня? Правильно – это уголовная ответственность.

Ведущий:

Сейчас я вам предлагаю еще одну ситуацию, а вы решите под какие виды ответственности попадают главные герои стихотворения Асадова «Трус и «воробьиная душа»». Наслаждайтесь поэзией и анализируйте, оценивайте поведение героев с юридической точки зрения.

Звучит стихотворение Э.Асадова «Трус и воробьиная душа».        

        Беседа по произведению.

 

НАКАЗАНИЕ

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания, предусмотренные ст.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • исправительные работы;
  • административный арест (на срок до 15 суток и т.д.)
  • лишение специального права (например, на управление автомобилем, снегоходом, права охоты и т.д.)

Основной целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителям, так и другим лицом.

Ведущий:

Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Я юрист». Я буду вам предлагать ситуацию, а вы будете мне давать консультацию по Кодексу, как юристы, называя номер статьи и её название (4-5 участников).

БЕЗНАКАЗАННОСТЬ

Конечно же, все законы знать невозможно, но: незнание закона не освобождает от ответственности.

Чувство безответственности порождается чувством безнаказанности.

Как же появляется чувство безнаказанности?

Во–первых, оно начинает формироваться, если многие аморальные проступки (нецензурная брань, курение, хамство, унижение слабых, вымогательство и т.д.) остаются незамеченными.

Во–вторых, чувство безнаказанности формируется потому, что взрослые не любят «выносить сор из избы». Но что–то надо делать. Выход все–таки в том, чтобы администрация без внимания милиции не оставляла ни единого серьёзного нарушения школьного порядка и закона.

Величайшее поощрение преступления – безнаказанность (Цицерон).

А чувство безответственности, порождает чувство безнаказанности. И главное, не думайте, что несовершеннолетие освобождает от наказаний, и не верьте, если вас кто–то будет убеждать, пытаясь толкнуть на путь преступления. Даже шаля, совершая необдуманные, казалось, невинные поступки, руководствуйтесь чувством меры, потому – что «последняя капля может переполнить чашу терпения».

ИТОГ

Сегодня мы с вами на мероприятии, не только закрепили знания, полученные ранее на уроках граждановедения, но и узнали кое-что новое.

Какой же вывод вы сделали? (Подвести к ответу).

  • Нужно быть законопослушными гражданами, подчиняться законам, уважать закон.
  • Уважать других людей, общество в целом.
  • Что ждет людей, нарушающих закон? (Наказание).
  • Какие виды наказаний вы знаете? (Административный, гражданско-правовой, уголовная ответственность).

Древние говорили: «Предупрежден - значит, подготовлен (вооружен)». Теперь и вы вооружены знаниями, юридическими знаниями, и мы ждём от вас поддержки и помощи, ждём, что вы воспользуетесь этими знаниями, что бы спасти, оградить своих друзей, знакомых, родственников от необдуманных поступков и действий, от правонарушений.

Потому – что, как вы заметили, от аморального поступка, до правонарушения расстояние не очень большое. Так же не очень далеко от правонарушения до преступления. Ваша судьба зависит от вас. Выбор за вами.

Список использованной литературы

  1. Граждановедение. Учебник 7 класса М. «Просвещение» - 2003г
  2. Право в школе №1 2007г. «Правонарушение: понятие и виды». Издательство «Русское слово».
  3. Сборник стихотворений Э. Асадова.
  4. Обществознание 8 – 9 классы. Элективный курс «Подросток и закон» С.Н.Степанько Волгоград: Учитель, 2007г.
  5. Кодекс РФ.

Анализ мероприятия

        Содержание всего мероприятия соответствовало поставленным целям. В результате были достигнуты положительные результаты. Весь ход и отдельные моменты соответствовали возрастным особенностям детей, учтены были и индивидуальные особенности воспитанников. В состав занимающейся группы вошли дети среднего и старшего звена.

        Мероприятие в целом проходило в спокойной, доброжелательной обстановке. Воспитанники уже владели некоторыми формулировками и знаниями, так как «Граждановедение» ведется в школе с 7 класса. У детей сформировано представление об административной, гражданско – правовой и уголовной ответственности. Повторением для детей было формулировка морального и аморального поведения. Для школьников были созданы условия для самостоятельных суждений: предложена педагогическая ситуация. Детям необходимо было найти правильное решение. Так же были предложены задания для формирования мотивации к правильному правовому поведению в различных жизненных ситуациях. Были организованы частично - поисковые задания – как стимулятор познавательного интереса детей: игра «Я - юрист», в которой дети самостоятельно определяли вид нарушения и по сборнику кодексов находили нужную статью и степень ответственности за правонарушение. Воспитанникам очень понравилось использование в мероприятии поэзии – стихотворение Э.Асадова «Трус». Дети осознано восприняли цель административного наказания.

        Тревогу вызвало то, не смотря на проведённую предварительную работу по агитации посещения этого мероприятия, присутствовали не все старшеклассники. Так же в течение занятия наблюдалась слабая обратная связь. Фактически: активно работали только треть аудитории. Остальные дети испытывали дискомфорт и стеснение. Хотя заинтересованно и внимательно слушали лекторий, ответы других детей, изучали слайды.

        Анализ и сравнение ответов детей показал, что не у всех юридические представления достаточно правильные.

        Цели и задачи в целом актуальны для детей, так как приводились примеры из их  школьной жизни, героями были лица их возраста.

        Считаю, что результативность мероприятия положительна, так как дети познакомились с отраслями права, которые устанавливают ответственность за правонарушение. Цель мероприятия по профилактике правонарушений и формированию ответственности несовершеннолетних за правонарушение достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

деловая игра "Человек и закон"

игра на правовую тематику для старшеклассников...

Тесты по теме"Человек и закон". Обществознание, 7 класс

Материал содержит тестовые задания по теме "Человек и закон" к каждому параграфу по учебнику Л.Н. Боголюбова. Предлагаются задания разных уровней сложности ( А,В,С). Можно использовать для отработки н...

Образовательная игра по праву "Человек и закон"

Правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных (начальных) знаний о государстве, праве, общественных и г...

Человек и закон. Тесты и задания.

Контрольная работа по обществознанию по теме "Человек и закон" для 7 класса. Содержит тесты и задания без выбора ответа (подготовка к ЕГЭ)....

Контрольная работа по обществознанию в 11 классе на тему: "Человек и закон" (базовый уровень).

Контрольная работа по обществознанию в 11 классе на тему: "Человек и закон" (базовый уровень). Один вариант. Ответы....

Тесты по теме: «Человек и закон»

Обобщающий тест по теме: "Человек и закон"по обществознанию к УМК Л.Н. Боголюбова. 7 класс....

контрольный тест по обществознанию 7 класс к разделу "Человек и закон"

Цель: Проконтролировать уровень усвоения знаний учащихся по изученному разделу: «Человек и закон», формировать умения работать с тестовыми заданиями, способствовать подготовке учащихся к экзамен...