"В мире сказок" А. С. Пушкин
классный час на тему

Яшунькина Александра Сергеевна

Классный час для младших школьников, по теме "В мире сказок" А. С. Пушкин.

Театрализованное представление, викторину и рассказ об авторе проводят учащиеся старших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_dlya_malyshey.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для младших школьников: «В мире сказки»

(проведение занятия по биографии и творчеству А.С.Пушкина)

Цель: способствование культурному и интеллектуальному обогащению детей в области русской литературы на примере биографии и творчестве А.С.Пушкина.

Задачи:

  • сформировать навык межличностного общения детей разных возрастов;
  • привить любовь и уважение к произведения русских писателей на примере А.С. Пушкина;
  • развить память, воображение и кругозор детей;
  • развить творческий потенциал детей.

Место проведения: класс

Необходимые атрибуты: костюмы участников, музыкальное сопровождение, сценарий, элементы декораций.

Условия успешного проведения: поддержание дисциплины на протяжении организации и проведения всех этапов КЧ; лаконичность и связанность этапов мероприятия.

Этапы проведения классного часа(КЧ):

  • Беседа о биографии и творчестве А.С. Пушкина. Загадки по произведениям;
  • Инсценировка сказки по А.С.Пушкину «Золотой Петушок»;
  • Викторина по биографии писателя и содержанию сказки «Золотой Петушок».

Викторина по сказкам А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин! Это имя приходит к нам  в раннем детстве с колыбели. Трудно найти человека, который бы не любил замечательные произведения русского поэта. Ведь еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии»

Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Еще не умея читать, мы уже повторяем наизусть стихи Александра Сергеевича со слов своей матери

Пушкин сделал много, бесконечно много для духовной жизни людей. Когда мы читаем Пушкина, то чувствуем, как бесконечно прекрасен и разнообразен этот мир, как все в нем полно жизни, чувства и глубокой правды.

Давайте вспомним некоторые эпизоды биографии А.С.Пушкина, ответив на некоторые вопросы:

  1. Где родился А.С.Пушкин? (в  Москве)
  2. Какое любимое время года поэта? ( осень) 
  3. Назовите учебное заведение, в котором учился поэт (Царскосельский лицей)  
  4. Как звали няню Пушкина?  (Арина Родионовна Яковлева)

Пушкин родился светлым июнем в Москве, когда Москва пахнет цветущими тополями, на Кропоткинской улице - дом 12. Бабушка учит маленького Сашу читать и писать, няня рассказывает ему первые сказки, и маленький  Саша заслушивался и засыпал, окруженный волшебниками.

1810 год. Семья Пушкиных живет в Захарове под Москвой. А Сашу, уже подросшего, готовят к поездке в Петербург, на учение. И на следующий год он поступает в Царскосельский лицей - учебное заведение, в котором готовили мальчиков к государственной службе. Здесь Пушкин приобретает верных на всю жизнь друзей- Пущина, Кюхельбекера, Дельвига

1813 год.  Саша Пушкин учится в Царском селе. Здесь он знакомится с литературой и сам занимается ею.  Очень скоро и товарищам и профессорам стало ясно, что среди них растет великий талант.  И они не ошиблись

Находясь вдали от своей любимой няни Арины Родионовны, Пушкин сильно скучал, сочиняя ей свои стихотворения.  Вспомним самое известное и любимое всеми нами произведение: «Подруга дней моих суровых …» - чтение стихотворения.

Именно Арина Родионовна пробудила  в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание дарить людям сказки. Здесь вы, наверное, большие знатоки, и все примете активное участие в нашей викторине.

 «Вспомни название сказки»-  по опорным словам участники викторины называют название сказки, которые открываются в ходе ответов под номерами..

1) Окошко, царь, сестры, бочка, остров  («Сказка о царе Салтане»)
2) Откуп, дурачина, изба, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3) Базар, жадность, оброк, веревка («Сказка о попе и работнике его Балде»)
4) Мудрец, шамаханская царица, шатер, звездочет («Сказка о золотом петушке»)
5) Солнышко, месяц, зеркальце, ветер («Сказка о мертвой царевне»)

Условие конкурса: вспомнить и точно назвать слова:

А)

  1. С  которыми царица обращалась к волшебному зеркалу? («Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...»)
  2. Что кричал петушок, сидя на спице? (« Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!»)
  3. Какими словами описал А.С.Пушкин царевну - лебедь?  («Месяц  под косой блестит,  а во лбу звезда горит»)
  4. Какими словами заканчивается сказка «Сказка о мертвой царевне»? (« Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил»)

Сказки  Пушкина- драгоценный вклад в историю русской литературы. Поэт довел русскую сказку до совершенства. Написав 5 сказок, Пушкин создал специальную детскую  литературу. Ее продолжили Л.Толстой, П.Ершов, А.Толстой, К.Чуковский, Н.Носов и другие писатели и поэты. Мы бесконечно благодарны нашему великому русскому поэту А.С.Пушкину.   Наши современники посвящают ему свои стихотворения. Послушаем стихотворение Середюк  Екатерины «О Пушкине»

Пушкин - это сказки детства.
Мне достались по наследству
Книжки мамы. Я читаю
И за всех переживаю.
Вот о рыбке золотой.
Старику, увы, с женой
Из-за жадности и злобы
Не набить своей утробы.
Золотого петушка
Я читаю не спеша.
Шамаханская царица…
Не хочу с такой жениться.
Царь Гвидон. Обидно, право,
Что словесная отрава
Даже тут внесла раздоры,
Разрослась до долгой ссоры.
Очень нравится Людмила
И Руслан. И сердцу мило
Лукоморье. Наизусть
По строкам знакомым мчусь.
Позже будет и «Онегин»,
И любовные забеги
На лирические строчки.
Запятые будут, точки.
А пока читаю сказки
И беру в ладони краски, и рисую то, что слышу,
То, чем книга эта дышит.
Пушкин - это красота,
Пушкин - это доброта.
Чтобы лучше было жить,
Надо с Пушкиным дружить.

"Доскажите словечко"

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный .....
(Рожок)


И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…
Пес как прыгнет, завизжит…
Но царевна в обе руки
Хвать - поймала. "Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за .....
(Обед)


Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает ...
(Лук)

В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто .... (пава)

Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает,
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете .... (чудо)

Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть возьми, да с уговору,
С общего нашего приговору -
Чтобы впредь не бы то никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят ....  (мешок)

В море остров был крутой,
Не привальный, нежилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе ...... (поклон)

5 Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая ........ (сестрица)

Воеводы не дремали,
Но никак не успевали.
Ждут, бывало, с юга, глядь -
Ан с востока лезет рать!
Справят здесь - лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и ... (сон)

Сценарий театрализованного представления

По сказке А.С. Пушкина

«Золотой петушок»

Действующие лица:

  • Сказочница (рассказчица)
  • Царь Дадон
  • Звездочёт (скопец)
  • Золотой петушок
  • Воевода
  • Солдаты (8 чел.)
  • Старший сын
  • Младший сын
  • Шамаханская царица
  • Массовка

Сказочница: Негде, в тридевятом царстве,              (звучит музыка)

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело;

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Что и жизнь в такой тревоге!

Вот он с просьбой о подмоге

Обратился к мудрецу,

Звездочёту и скопцу.

Шлёт за ним гонца с поклоном.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

Звездочёт:    Посади ты эту птицу на спицу;        

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенётся

И в то место обернётся.

Дадон:                За такое одолженье,

Волю первую твою

Я исполню, как мою.

Сказочница:       Год, другой проходит мирно.

Вот однажды царь Дадон

Страшным шумом пробуждён.

Воевода:            Царь ты наш! Отец народа!

Государь! Проснись! Беда!

Дадон:                Что такое, господа? А?

Кто там? Беда какая?

Воевода:            Петушок опять кричит;

Страх и шум во всей столице!

Сказочница:       Царь к окошку, - а на спице,

Видит, бьётся петушок,

Обратившись на восток.                   (музыка; танец петушка)

Дадон:                Медлить нечего! Скорее!

Люди на конь! Эй, живее!

Сказочница:       Царь к востоку войско шлёт,          (музыка)

Старший сын его ведёт.

Вот проходит восемь дней,

А от войска нет вестей:

Было ль, не было ль сраженья, -

Нет Дадону донесенья.

Петушок кричит опять.

Кличет царь другую рать;

Сына он теперь меньшого

Шлёт на выручку большого.

Петушок опять утих.

Снова вести нет от них!

Вот ещё семь дней проходят,

Царь скликает третью рать,

И ведёт её к востоку,

Сам не зная, быть ли проку.

Вот осьмой уж день проходит,

Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шёлковый шатёр.

Всё в безмолвии чудесном

Вкруг шатра; в ущелье тесном

Рать побитая лежит.

А шатёр вдруг распахнулся…

И девица, шамаханская царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.                            (музыка; танец царицы)

Как пред солнцем птица ночи,

Царь умолк, ей глядя в очи,

И забыл он перед ней

Смерть обоих сыновей.

Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой.

Вдруг в толпе увидел он,

Старый друг его скопец.

Звездочёт:         А! Здорово, мой отец!

Дадон:               Подь поближе! Что прикажешь?

Звездочёт:        Помнишь? За мою услугу

Обещал ты мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнишь, как свою.

Подари ж ты мне девицу,

Шамаханскую царицу…

Дадон:                Что ты? А ли бес в тебя ввернулся?

Или ты с ума рехнулся?

Что ты в голову забрал?

Я, конечно, обещал,

Но всему же есть граница!

И зачем тебе девица?

Попроси ты от меня

Хоть казну, хоть чин боярский,

Хоть коня с конюшни царской,

Хоть пол царства моего!

Звездочёт:        Не хочу я ничего!!!

Подари ты мне девицу,

Шамаханскую царицу!!!

Дадон:                Ничего ты не получишь!

Сам себя ты, грешник, мучишь;

Убирайся, цел пока!

Оттащите старика!!!!!

Сказочница:     Старичок хотел заспорит,

Но с иным накладно спорить;

Царь хватил его жезлом

По лбу: тот упал ничком,

Да и дух вон!

Вдруг раздался лёгкий звон,

И на глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы;

Очень быстро подлетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в тебя!

В тот же миг упал Дадон!

А царица вдруг пропала,

Будто вовсе не бывало.

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок!!!!!

Рефлексия: малышам выдаются фигурки персонажей из сказки: для мальчиков: герои мужского пола, для девочек: принцесса задача детей раскрасить героя так, чтобы можно было понять настроение во время проведения мероприятия. Если герой темный – то и настроения нет, если яркий, светлый – то всё было хорошо. А дальше каждый ребенок продолжает фразу: сегодня я узнал, что…….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире сказок

Отрабатывать навыки анализа художественного произведения; развивать творческие способности учащихся; воспитывать уважительное отношение к устному народному творчеству....

Открытый урок "В мире сказок Шарля Перро"

Сценарий праздника для 6 класса...

В мире сказок Х.К.Андерсена

Тема урока: В мире сказок Х.К. АндерсенаМесто урока в системе уроков: заключительныйЦели урока:- закрепить и  обобщить полученные знания учащихся по сказкам Х.К.Андерсена;Задачи:   ...

Программа кружка "В мире сказок"

Пояснительная  запискаПотребность в удовлетворении духовных запросов каждого человека определяется духовными запросами общества. Однако в наш век, в век дефицита общения и приоритета во вре...

Программа кружка "В мире сказок" для учащихся 5-6 классов

Потребность в удовлетворении духовных запросов каждого человека определяется духовными запросами общества. Однако в наш век, в век дефицита общения и приоритета во времяпрепровождении детей и по...

Технологическая карта урока по литературе: «В мире сказок А.С.Пушкина и В.А.Жуковского»

Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского...