Путешествие в мир правового общества.
методическая разработка (7 класс) по теме

Пожидаева Галина Викторовна

Данная разработка затрагивает актуальный вопрос – правовое воспитание детей. Позволит познакомить учащихся с международными документами, статьями Конституции РФ и Семейного Кодекса, защищающие права ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Путешествие в мир правового общества.

Слайд №2

Цели:

  1.   Знакомство с основными документами, в которых  закреплены права детей.
  2.  Воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.
  3. Научить умению оценивать ситуацию и принимать верные решения, применяя полученные знания.

Структура урока.

 1.   Вступительное слово учителя.

                 2.   Станция  «Конвенция о правах ребенка».

                 3.   Станция «Конституция РФ».

                 4.   Станция  «Семейный кодекс РФ».

           5.    Беседа с элементами дискуссии.

            7.    Заключение.

Предварительная подготовка.  Учащиеся под руководством учителя изучают Конвенцию о правах ребенка, Конституцию РФ, главу 11 Семейного кодекса РФ.

Ход урока:

Слайд №3

 «Людям необходимо установить законы и жить по законам, иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей»

                             Платон.

1. Вступительное слово учителя.

        Дорогие ребята, сегодня мы совершим  увлекательное путешествие в мир правопорядка и законности. Основные требования государства к своим гражданам  содержатся в законах.    Дети во всем мире нуждаются в специальной правовой защите, поскольку сами пока защитить себя не могут. Поэтому правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои, четко зафиксированные права. Детские права не только соответствуют правам взрослого человека, они еще учитывают возможности детского возраста, чисто детские проблемы и трудности. Это зафиксировано  в Конвенции о правах ребенка.

          Если государство подписало конвенцию, то оно обязано выполнять все записанные в ней нормы. Россия подписала этот правовой акт одной из первых. Главная цель Конвенции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения, по сути дела, сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

     Проводниками в мир правопорядка сегодня выступят учащиеся нашего класса.

2. Станция  «Конвенция о правах ребенка».

Слайд №4

           Учитель.  Международное сообщество в этом году отмечает двадцатилетие  уникального исторического документа. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Ребята осветят нам основные положения данного документа.

Слайд №5

       1-й ученик.  Согласно Конвенции  ООН о правах ребенка мы имеем

  •  право на жизнь (ст. 6);
  •  право на имя (ст.7);
  • право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27);
  • право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом (ст.3);
  • право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст.3);
  • право жить и воспитываться в семье (ст. 9,12);
  • право на гражданство (ст.7);
  • право на защиту от экономической эксплуатации (ст.32);
  • право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст.35);
  • право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст.34).

 Учитель.  В реальной жизни, к сожалению, законы очень часто нарушаются.  Приведу вам  пример:  после развода родителей одиннадцатилетняя Мария Щербакова стала проживать в новой семье отца, однако сама девочка хотела остаться с мамой.

Вопрос к классу.

Какие права ребенка нарушены в данном случае?

(Обсуждение проблемы с учащимися)

3. Станция «Конституция  РФ».

Слайд №6,7

Учитель. Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются свободы человека и гражданина не только международным сообществом, но и государством.  Роль Конституции как юридического документа весьма велика. Она — основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все остальные законы государства принимаются в точном соответствии с её положениями. Нарушения конституционных положений являются очень серьёзными правонарушениями.  Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. — первая в нашей истории демократическая Конституция, заставляющая по-новому осмыслить роль права в жизни человека, общества, объявившая Россию правовым государством.  Ребята познакомят вас со статьями данного документа в которых отражены права несовершеннолетних.

2-й учащийся.

  • В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (гл.2 ст. 17);
  •   основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (гл.2 ст. 17);
  • материнство и детство, семья находятся под защитой государства (гл.2ст.38);
  • забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (гл.2ст.38);
  • каждый имеет право на образование (гл.2 ст.43);
  • гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (гл.2 ст.43);
  •  каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (гл.2 ст.43);
  •  основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (гл.2 ст.43).

Учитель.   Давайте обсудим другой пример:  Сережа, учащийся 5 класса одной из московских школ,  устроил драку во время урока,  администрация школы  потребовала от его  родителей забрать документы ребенка.

Вопрос к классу. Насколько правомерны действия администрации школы?  Какие права учащегося были нарушены?

(Обсуждение проблемы с учащимися)

  1. Станция  «Семейный кодекс РФ».

Слайд №8

     Учитель. Семья - самое главное, что есть у ребенка. Дети, лишенные любви родителей и их заботы, не могут стать полноценными членами общества. Семья традиционно рассматривалась как оплот всего необходимого для ребенка – воспитания, содержания, заботы и защиты его самого и его прав.   В Семейном кодексе сформулированы основные принципы семейного законодательства, забота о благосостоянии и развитии детей, приоритетная защита их прав и интересов. Какими же правами и благами пользуются дети в соответствии с семейным законодательством РФ?

 3-й ученик.  

Слайд 9.

 Глава 11 СК РФ содержит перечень прав несовершеннолетних детей. В частности, несовершеннолетние дети вправе:

  • Жить и воспитываться в семье.
  • Общаться с родителями и другими родственниками.
  • Защищать свои права и законные интересы.
  •  Выражать свое мнение.
  • Иметь имя, отчество и фамилию.
  • Изменить свое имя и фамилию.
  • Получать содержание от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V СК РФ (имущественное право ребенка).

Учитель.  Давайте рассмотрим еще один пример: так, Дима Тарасов самостоятельно написал заявление в суд о том, что хочет жить в семье Сергея Шалыгина, и что директор детского дома не отдает его документов, в результате чего он, Дима, не может получить паспорт, медицинский полис, перейти в школу рядом с новым домом. Однако принять у него заявление судья отказалась, сославшись на несовершеннолетие заявителя, а значит, его недееспособность.

Вопрос к классу. Какие права Димы были нарушены?

(Обсуждение проблемы с учащимися)

Слайд №10.

5. Беседа с элементами дискуссии.

       А теперь давайте поговорим   о том, каким должно быть гражданское  общество и насколько актуальны  законы, о которых мы говорили сегодня.

Вопросы для дискуссии:

  1. В чем вы видите значение права для любого человека?
  2. Приведите свои примеры из жизни  нарушения прав несовершеннолетних?
  3. Какие основные требования, обеспечивающие права детей, прописаны в положениях Конвенции?
  4. Как эти требования отражены в Конституции России?
  5. Как вы думаете, какие права и обязанности возложены на несовершеннолетних  граждан нашей страны?

6. Заключение.

Ребята, сегодня мы совершили увлекательное путешествие в мир гражданского общества. Вы узнали много нового о своих правах. Надеюсь, что вы станете достойными гражданами нашей страны, которые знают  свои права и  обязанности.

Возвращаясь к эпиграфу нашего урока необходимо отметить, что многие мыслители, признавая принцип верховности закона, не забывали о том, что за каждым законом стоят живые конкретные люди.

Придумайте  свои проекты  закона, защищающие права детей, которые вы считаете наиболее актуальными сегодня. Мы обсудим их на следующем классном часе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в мир правового общества .

Слайд 2

Цели: Знакомство с основными документами, в которых закреплены права детей. Воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. Научить умению оценивать ситуацию и принимать верные решения, применяя полученные знания.

Слайд 3

Эпиграф: « Людям необходимо установить законы и жить по законам, иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей» Платон.

Слайд 4

Станция «Конвенция оправах ребенка»

Слайд 5

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка мы имеем право на жизнь (ст. 6); право на имя (ст.7); право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27); право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом (ст.3); право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст.3); право жить и воспитываться в семье (ст. 9,12); право на гражданство (ст.7); право на защиту от экономической эксплуатации (ст.32); право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст.35); право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст.34).

Слайд 6

Станция «Конституция РФ» В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (гл.2 ст. 17); основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (гл.2 ст. 17); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (гл.2ст.38);

Слайд 7

забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (гл.2ст.38); каждый имеет право на образование (гл.2 ст.43); гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (гл.2 ст.43); каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (гл.2 ст.43); основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (гл.2 ст.43).

Слайд 8

Станция «Семейный кодекс РФ» Глава 11 СК РФ содержит перечень прав несовершенно­летних детей. В частности, несовершеннолетние дети вправе:

Слайд 9

Жить и воспитываться в семье. Общаться с родителями и другими родственниками Защищать свои права и законные интересы. Выражать свое мнение. Иметь имя, отчество и фамилию. Изменить свое имя и фамилию. Получать содержание от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые уста­новлены разделом V СК РФ (имущественное право ребенка).

Слайд 10

Вопросы для дискуссии : В чем вы видите значение права для любого человека? Приведите свои примеры из жизни нарушения прав несовершеннолетних? Какие основные требования, обеспечивающие права детей, прописаны в положениях Конвенции? Как эти требования отражены в Конституции России? Как вы думаете, какие права и обязанности возложены на несовершеннолетних граждан нашей страны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство

Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

Занятие:"Путешествие в город правовой культуры"

Закрепление прав и обязанностей детей...

Внеклассное мероприятие по обществознанию на тему "Путешествие в мир гражданского общества". 6 класс

Внеклассное мероприятие по обществознанию на тему "Путешествие в мир гражданского общества". 6 класс (методическая разработка и презентация)...

Игра-путешествие в Страну Правовых Знаний

Цель: способствовать формированию правовой культуры учащихся.Задачи: - Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское об...

Классный час «Путешествие в страну правовых знаний» (деловая игра)

Разработка классного часа поможет классному руководителю воспитывать в детях чувство ответственности за свои поступки....

Игра по станциям «Путешествие в страну правовых знаний»

Цель: предупреждение совершения обучающимися противоправных поступков и деяний.Задачи:1. формирование правовой культуры, законопослушного поведения несовершеннолетних;2. формирование понятия о том, чт...