Авторская фольклорная программа
рабочая программа на тему

Якличева Валентина Михайловна

Авторская оброзовательная программа дополнительного образования "Возрождение". Духовно-нравственное воспитание детей на  традициях чувашского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БГООУ «Болгарская санаторная школа – интернат», для детей нуждающихся в длительном лечении.

Спасского муниципального района

Республики Татарстан

Авторская фольклорная программа

дополнительного образования

для обучающихся 1-9 класса

«Возрождение».

(Чувашская фольклорная студия  «Болгарские подснежники)

Возраст  детей – 7-16 лет

Срок  реализации – 1 год

Автор:

педагог дополнительного образования

Якличева Валентина Михайловна

г. Болгар 2014

Образовательная программа чувашской фольклорной студии

«Палхар сеспелесем» (Болгарские подснежники)

 «Возрождение»

Цель программы:

Духовное воспитание на традициях чувашского народа

Основные задачи программы:  

  1. Изучение истории и культуры и быта чувашского народа.
  2. Знакомство с современным чувашским фольклором.
  3. Воспитание любви и уважения к чувашской национальной культуре.

Воспитательные задачи программы

1). Гуманистического мировоззрения, включающего: убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности (вне зависимости от национальности и расы, религиозных убеждений и культурных традиций) и в том, что жизнь – высшая ценность бытия.

2). Необходимых моральных ориентиров, почерпнутых из чистого родника народной мудрости и опыта, формировавшихся веками народных принципов и заповедей, так называемых «простых норм нравственности», а также высших социально-нравственных качеств.

3). Гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущения своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры.

4). Социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений: толерантность к иному образу жизни и стилю мышления.

5). Эстетических критериев и ценностей на примерах фольклора и эстетики народного быта.

6). Экологической культуры, включающей признание непреходящей ценности природы, убеждение в необходимости сосуществования человека и природы в гармонии (на примере наших предков), сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу природы.

7). Образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости.

Пояснительная записка

«Мой народ сохранил сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч узоров» - сказал в конце ХIХ века патриарх духовного возрождения чувашского народа И.Я.Яковлев. Фраза эта стала крылатой, которой отражал народ свои духовные ценности.

Фольклор создает сам народ, в нем складываются самобытные национальные формы, система художественных выразительных средств. Фольклор весьма важен для познания древних истоков его родной культуры. Чувашская культура в программе воплощается в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Особенно привлекает и то, что на кружках ребёнок может стать активным участником познавания своих корней. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки, узнавать сказочных героев, участвовать в различных викторинах – все эти возможности предоставляет изучение чувашской культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

Программа составлена таким образом, чтобы постепенно раскрыть черты, присущие народному исполнительству: сочетания пения с движением, элементами театрализации, игрой на музыкальных инструментах. Чтобы деятельность кружка была результативной, следует сочетать проведение коротких бесед с прослушиванием фольклорных произведений, с их разучиванием и исполнением. Главное в работе – активное творческое освоение полученных знаний.

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности, разработана для обучающихся 1-9 классов и рассчитана на 1год.

Фольклорный материал дает возможность использование разнообразных видов деятельности. Дети, не имеющие достаточных музыкальных и вокальных данных, будут участвовать в обыгрывании песенных сюжетов, играть на доступных шумовых инструментах.

На протяжении учебного года дети участвуют в  общешкольных , районных мероприятиях. В нашей проводятся праздники русской, татарской и чувашской народной культуры. Подготовка к этим мероприятиям и их проведение растянуты по всему учебному году. Каждое из этих двух дел имеет логическое завершение: недели этих культур.

Программа объединения включает в себя три курса:

  • «Народные чувашские песни»
  • «Праздники, традиции и обряды чувашского народа»
  • «Национальная вышивка»

Работа студии  рассчитана на один год для учащихся от 7 до 17 лет.

Прогнозируемые результаты

Данная программа способствует:

  • приобщению к истории своей семьи, школы, села и культуре народов;
  • приобретению знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;
  • приобщению к исследовательской деятельности;
  • повышению уровня социальной комфортности в коллективе.
  • воспитанию чувства гордости, любви к родному краю;
  • проявлению уважительного отношения к старшим;
  • формированию негативного отношения к вредным привычкам;
  • активному участию родителей в жизни объединения «Болгарские подснежники».
  • повышению степени удовлетворения родителей результатами работы объединения. 

Обоснование актуальности

Во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, неповторимое,  а потому и особенно ценное. Как это ни странно, но именно непохожесть сближает. Схожесть, одинаковость, стандартность оставляет нас равнодушными. Своеобразие же манит, заинтересовывает, заставляет стремиться проникнуть в суть. Поэтому национальную культуру и традиции следует изучать и сохранять. Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Мы изучаем культуру другого народа, чтобы увидеть его индивидуальность.

Культура создается сообща, она интернациональна, она принадлежит всему человечеству, имеет общие истоки, связана между странами и континентами; поэтому и цель, которая стоит перед культурой, состоит в том, чтобы служить объединению. Памятники культуры сильнее, чем что-либо другое, способствуют взаимопониманию между народами. Реальная цель воспитания – разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средством достижения этой цели является освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное содержание воспитания – базовая культура личности. Школа работает в условиях этнического многообразия, что требует учета интересов и традиций не только русского, но и многих других народов

Новизна

Новизна данной программы заключается в том, что реализация этой программы позволяет на приоритетных началах представлять культуру разных районов так, как в нашей школе учатся дети со всех районов Республики Татарстан.

Она дает возможность педагогу шире использовать национально-региональные материалы в целях воспитания школьников.

Также повышает возможность участия родителей в жизни объединения.

Востребованность данной программы очевидна, так как данная программа направлена на активное приобретение детьми музыкального культурного богатства народов Республики Татарстан. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Проблема:

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.

События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств.

Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству.

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себе семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования.

1 курс «Народные чувашские песни» рассчитан на 144 часа.

 

        Музыкальный фольклор, это музыка создаваемая самим народом, является наиболее древним по происхождению видам музыкального искусства. Народная музыка представляет собой глубокий и правдивый музыкальный «автопортрет» народа, его характер, взгляд на мир.  В ней складываются и самобытные национальные формы, система художественных выразительных средств, используемые возникающими позднее видами музыки: культовой, профессиональной, бытовой.

2  курс «Праздники, традиции и обряды чувашского народа» рассчитан на 144 часа.

        Традиционные народные праздники и обряды принято делить на календарные – связанные с сельскохозяйственными работами и семейно-бытовые обусловленные рождением человека, его перехода из одной возрастной группы в другую, вступление в брак…

3  курс «Национальная вышивка» рассчитан на 144 часа.

Вышивка – один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Кружковые занятия при правильной их постановке имеют большое воспитательное значение в современности среди подрастающего поколения.

Древние мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой вышивания. Вышивальное искусство несет в себе духовное богатство и художественную культуру чувашского народа.

В программу включены преимущественно те швы, которые чаще всего встречаются в современной чувашской вышивке. Представляют разную сложность исполнения, но, вместе с тем являются исконно народными. По технике исполнения швы разделены на простые и сложные. Подход к образовательному процессу носит интегрированный характер, то есть обеспечивает взаимопроникновение изучаемых предметов и тем: чувашские  песни – праздники – вышивка.

Результаты реализации программы это:

  • проявление устойчивого интереса к чувашской культуре
  • умение разбираться в народном орнаменте, цветовых отношениях
  • владение навыками коллективного творчества.

1 курс «Чувашские народные песни»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Теория

Практ

Индив.

Всего

  1. Вводное занятие. Фольклор

  1.  Основные жанры словесного фольклора

  1. Народные инструменты

  1. Времена года в народной песне (рассмотреть все праздники)

  1. Знакомство с элементами народной хореографии (песни с движениями)

  1. Патриотическая тема в фольклоре

  1. Встреча с фольклорными группами

  1. Частушки

  1. Народные театральные действия
  2. Народная музыка в творчестве композиторов
  3. Народные игры
  4. Концерт

                              Итого:

1

1

8

2

44

15

4

2

6

30

2

    10

    2

1

2

2

2

10

2

8

3

46

17

4

2

8

40

2

          10

            2

144

КАЛЕНДАРНЫЙ  ПЛАН

Наименование темы

Теория

Практ

Индив.

Экскур.

Всего

  1. Вводное занятие:
  • Фольклор.
  1. Основные жанры словесного        фольклора:
  • Пословицы.  «Знакомство с буквой «А»;
  • Поговорки.  «Знакомство с буквой «Е»;
  • Загадки.  «Знакомство с буквой «У»
  • Сказки.  «Знакомство с буквой «С»
  1. Чувашские народные инструменты:
  • Древние инструменты
  • Использование в быту разнообразных доступных инструментов
  • Применение шумовых и ударных инструментов
  • «Линка-линка»  (юра,песня)
  1. Времена года в народной песне
  • Кер сари.     Херсари юррисем
  • Улах .   Улах юррисем
  • Ниме . Ниме юррисем
  • Сурхури .  Сурхури юррисем
  • Нартаван    юррисем
  • Gаварни .  Саварни юррисем
  • Манкун .  Мункун юррисем
  • Уяв. Уяв юррисем
  • Ута юрри . Утаси юррисем
  • Ача сурални, ача сурални, ят пани
  • Туй йерки .  Туй юррисем
  • Салтак  асатни. Соалтак юррисем
  • Виле пытарни,  саса каларни
  1. Знакомство с элементами народной хореографии:
  • Движения к песне «Линка-линка»
  • «Кукамипе кукаси»
  1. Патриотическая тема в фольклоре:
  • «Печек сес камака, вут сунать»
  1. Встреча с фольклорной группой
  2. Частушки
  3. Народные театральные действия:
  • Песня-игра  «серем ватса вир акрам»
  • Gере яни
  • Керия
  • Уяв ваййи
  1. Народная музыка в творчестве композиторов.
  2. Народные игры.
  3. Концерт.

1

1

8

2

2

2

      2

     2

1

1

40

2

4

2

2

2

2

2

4

2

4

4

4

2

15

7

8

4

4

1

       6

30

8

8

6

8

1

1

1

1

2

1

1

   2

10

2

2

4

2

2

6

1

2

8

3

46

   17

     4

2

     8

40

2

2

2 курс «Праздники, традиции и обряды чувашского народа»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Тема занятий

Теория

Практ

Всего

  1. Вводное занятие.
  2. Образы, связанные с окончанием с/х года.
  3. Зимние посиделки.
  4. Помочи
  5. Зимние праздники молодежи с обходом села. Соответствует христианским Рождеству и Крещению.
  6. Песенные гадания с кольцами на святках.
  7. Обычаи на масленицу.
  8. Праздник весеннего равноденствия поминальные и очистительные обряды, соответствующие христианской пасхе.
  9. Весенние хороводы и игры молодежи
  10. Обряды против засухи.
  11. Весенние поминания и праздник вызревания растительности.
  12. Песни сенокоса, жатвы.
  13. Детские веселые песни и стихи.
  14. Обряды по случаю рождения ребенка. Колыбельные песни.
  15. Свадебные обряды.
  16. Обряды проводов в Армию.

                       Итого:

1

1

1

10

6

2

8

6

8

10

32

6

10

10

10

8

8

8

143

2

10

6

2

8

6

8

10

32

6

10

10

10

8

8

8

144

КАЛЕНДАРНЫЙ  ПЛАН

Наименование темы

Теория

Практ.

Всего

  1. Вводное занятие.
  2. Обряды связанные с окончанием с/х работ (календарный праздник):
  • Чуклеме
  • Юпа

      3.   Зимние посиделки:

  • Микулай  (Николин);
  • Улах (посиделки)
  1. Помочи:
  • Ниме;
  1. Зимние праздники молодежи с обходом села:
  • Сурхури  (21-22 декабря)
  • Нартукан  (25 день)
  • Хер сари
  1. Песни, гадания с кольцами на святках:
  • Гадания с кольцами
  • Крещение
  1. Обычаи на масленицу:
  • Gаварни
  • Вирем
  1. Праздник весеннего равноденствия. Поминальные и очистительные обряды:
  • Серен
  • Калам
  • Манкун (пасха)
  1. весенние хороводы и игры молодежи:
  • акатуй  (праздник земледелия)
  • керия ваййисем
  • Уяв
  • Синсе (духов день)
  1. Обряды против засухи:
  • чук (Асла Чук)
  • Уй чуке
  • Сумар чуке
  1. Весенние поминания и праздник вызревания растительности:
  • Синсе
  • Киремет карти

      12. Утаgи   (сенокосная пора)

  • Утаси юррисем  (песни сенокоса)
  • Ниме юррисем
  • Вырма  (жатве, уборочная)
  • Аван  (песни молотьбы)
  1. Детские песни и стихи
  2. Обряды по случаю рождения ребенка и колыбельные песни:
  • Обряды по случаю рождения ребенка (ача ят пани)
  • Колыбельные песни
  1. Свадебные обряды:
  • Хер суйлани
  • Хер туйе
  • Туй арамсен юррисем
  • Хер салми сини
  1. Обрядовые проводы в Армию:
  • Йыхравлани, салтак чупни
  • Килпе сыв пулашни
  • Салтак юррисем

                                           Итого:

1

1

10

         

          5

5

          6

2

4

2

8

4

2

2

6

3

3

8

4

4

10

2

2

4

32

8

10

10

4

6

2

2

2

10

5

5

10

3

3

2

2

10

8

4

          4

8

2

2

2

2

8

2

2

4

2

10

6

2

8

6

8

10

32

6

10

10

10

8

8

8

144

3 курс  «Национальная вышивка»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Наименование темы

Теория

Практ.

Индив.

Всего

  1. Вводное занятие.

  1. Простые стежки.

  1. Орнаментальные швы (роспись)

  1. Контурный шов

  1. Сплошные швы

  1. Заполнение узоров стежками

  1. Композиционное решение салфетки. Зарисовка орнамента.

  1. Вышивка салфетки и скатерти

  1. Композиционное решение полотенца, зарисовка орнамента.

  1. Вышивка полотенца.

  1. творческая выставка.

                                         Итого:

1

1

14

15

13

20

9

3

24

30

1

4

3

6

2

14

15

13

24

12

3

24

6

30

1

144

КАЛЕНДАРНЫЙ  ПЛАН

Наименование темы

Теория

Практ

Индив.

Всего

  1. Вводное занятие:
  • Знакомство с вышивкой;
  • Инструктаж по ТБ при вышивании.
  1. Простые стежки (швы):
  • «Сиктерулле» (вперед иголку)
  • «Шуркени» (петельный шов)  
  • «Кукар-макар» (зигзаг)
  • «Эрехле» (редкий крест)  
  • «Шура шатакла»  (белоя мережка)
  • «Кистек»  (кисточка)
  • Мережка в раскол    
  • «Сайра шулам»  (косая стежка)
  • «Хаю»  (стебельчатый шов)
  1. Орнаментальные швы:
  • «Сенек юп»  (узор с вилами)
  •  «Салакайак ури» (воробьиные лапки)
  •  «Сысна ури» (свиные ножки)
  • «Юплешке» (рогатки)
  • «Таваткал кус» (квадратный глозок)
  • «Така майраки» (узор с бараньими рогами)
  1. Контурный шов:
  • «Йепкен» (контурный шов)
  • Узор ромбика ступенчатого
  • Ромбик ступенчатый с ушками и крючком.
  • Квадратная розетка с завитками (бараньи рога)
  • Узор многоугольной звездочки
  1. Сложные швы:
  • «Хуралла» (набор, стлань)
  • «Ухмах тере» (мудреный шов)
  • «Чентер» (цепочка)
  • «Чармалла» (счетная гладь)
  •   «Хантас» (мелкая косая стежка)
  • «Асма хантас»  (косая стежка)
  • «Касма шатакла» (цветная перевить)
  1. Заполнение узоров стежками:
  • Полоса треугольника с крючками, усиками и петельками.
  • Квадратная розетка с петельками и крючками.
  • Ступенчатый ромбик с квадратиками
  • Восьмиугольная звездочка.
  1.   Композиционное решение:
  • салфетки и скатерти
  • зарисовка орнамента
  1. Вышивка салфетки и скатерти:
  • подготовка материала (салфетки 40х40 см,  30х30 см) обработка краев салфетки.
  • Вышивание краевой мережки
  • Редкий крест
  • Сайра шулам
  • Редкий крест
  • Рогатки
  • Обработка готового материала
  1. Композиционное решение полотенца:
  • Зарисовка орнамента, композиционное решение.
  1. Вышивание полотенца
  2. Творческая выставка.

Итого:

1

1

1

1

14

     1

1

     1

1

2

2

2

2

2

    15

2

2

2

2

4

3

13

1

2

4

4

4

20

2

2

4

4

4

4

4

9

2

2

2

4

3

1

2

24

2

8

4

4

3

2

1

6

31

 

   4

2

2

3

2

1

2

1

1

14

     1

1

1

1

2

2

2

2

2

  15

13

24

13

3

24

6

31

1

144

Рекомендации по проведению традиционных общешкольных праздников

Неделя чувашской культуры (с 24 по 30 апреля):

1). «Путешествие в чувашскую народную сказку».

2). Конкурс рисунков по чувашским народным сказкам.

3). Знакомство с символикой Чувашской Республики.

4). «Улах» (Посиделки). Проводится в форме вечерних посиделок. Это традиционный праздник чувашской молодежи. Здесь звучат национальные песни, исполняются народные танцы, ребята выполняют традиционное рукоделие чувашей (вышивают, вяжут, ткут, плетут). Ребята шутят, разыгрывают друг друга, играют в народные игры, вовлекая во все это зрителей.

5). Театрализованный обряд «Салтака ăсатни». Дело проходит в форме инсценировки, где каждый выполняет свою роль строго по обычаям предков. Имеет очень большое воспитательное значение.

6). Конкурс «Тĕпел». Конкурс, где девушки демонстрируют свое умение в приготовлении национальных блюд и национальной вышивки, исполнения песен и танцев, знания чувашского фольклора.

7). «Акатуй». В этот день проводится состязания по чувашским народным играм, конкурс по исполнению чувашских народных песен, танцев и частушек, разнообразные конкурсы и аттракционы. День заканчивается традиционным чувашским молодежным развлечением «Чăваш вăййи» (Чувашские народные игры).

Работа с родителями.

  • Знакомство с народной педагогикой (лекции и беседы).
  • Привлечение родителей к ведению кружков.
  • Подготовка совместно с родителями народных праздников, вечеров и других мероприятий.
  • Поездки с родителями на экскурсии по родным местам.
  • Сбор фольклорного материала.
  • Организация встреч с народными умельцами.

Правовой базой для составления программы являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”;
  • Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”
  • Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001г. № 90/30 -16).
  • Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан». (С изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Татарстан от 28 марта 1998г).

Условия реализации программы:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива;
  • совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, со школьным и районным краеведческими музеями. 

Программа может быть реализована в общеобразовательной школе, в учреждениях дополнительного образования.

Пользователями являются воспитатели, классные руководители, руководители кружков и учителя начальных классов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. А. А. Анцигина  «Учимся вышивать», Чебоксары 1992 г.

  1. Л. А. Ефимов «Школы чувашской диаспоры: выживание или исчезновение»,  Чебоксары.

  1. Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан».( С изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Татарстан от 28 марта 1998г).
  2. О.А.Ильина «Национально-патриотическое воспитание детей и молодежи», Чебоксары 2009г.
  3. И. А. Патман  «Песня радует, заставляет переживать», Канаш 1997 г.

  1. М.Г.Кондратьев «Чувашские национальные песни и татарские параллели», Чебоксары 1993 г/

  1. М.И.Скворцов «Культура чувашского края» часть 1, Чебоксары 1995 г.

  1. Н.Г.Краснов «Иван Яковлевич и его потомки», Чебоксары 1998 г.

  1. С.П.Ильин, Н.А.Зимин «Ассоциация композиторов Чувашской Республики», Чебоксары 1992 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорная программа для детей "МАТРЁШКИНЫ ЗАБАВЫ"

Программа разработана для досуга детей. Эта программа позволяет познакомить ребят с народным фольклором в игровой форме. Может быть использована для проведения праздников в школе....

Музыкальная фольклорная программа "Подсолнух"

Программа для учащихся начальных и средних классов....

Фольклорная программа "Пришла Коляда"

Фольклорная программа «Пришла Коляда накануне Рождества»...

Фольклорная программа «Пришла Коляда накануне Рождества»

Фольклорная программа  «Пришла Коляда накануне Рождества»...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

"Колядки" - сценарий фольклорной программы.

Материал предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей подготовительных групп, учителей начальных классов и может быть использовании при проведении досуговых мероприятий во время рождествен...

Сценарии тематических и фольклорных программ.

Сценарии тематических и фольклорных программ....