Этнографический праздник малых народов России ( кацкари)
занимательные факты (9 класс) на тему

Меринова Светлана Васильевна

Этот сценарий предназначен для выступления на празднике народов мира. Кацкари - люди, живущие по берегам речки Кадки ( возле городка Мышкин) . У них до сих пор сохранён свой быт и говор. Общение с ними доставляет истинное удовольствие. Ребятам будет интересно познакомиться со своими предками, послушать кацкакрскую, особенную, речь. Данный сценарий рассчитан для учащихся 9 - 11 классов. Если вы еще не были у кацкарей, то вы очень многое  потеряли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Этнографический  праздник малых народов России ( кацкари)

   Из зала по бокам зрительских мест выходят одновременно два  человека и ведут беседу со зрителями.

АСЯ:  Вздравствуйте ,  рАжие   гляжЁные!

ЕЛЕНА: Небось, все  завОлосные  .ПримаскАлили    побахОрить  по – кАцкиё!

АСЯ: Ты гляди, сколько  примаскАлило  гляжЁных?!Прямо цЕльнёё  голоменО!

ЕЛЕНА: (задать вопрос учитею)  ДрягАлись – то небось долго,  упЕтались ,а?

АСЯ:Ох, рАжие  завОлосны е гляжЁные?ДрягАлись,  дрягАлись , да к нам и  примАскалили !

ЕЛЕНА: ( лучше этот вопрос задать учителю) Не  говЁно  ли  Вам? (подождать ответ)

              Ну, раз не  говЁно, то поглядите на нас, про Кадку нашу послушайте!

АСЯ: ПобахОрьте  с  нами, и  умаскАливать  от нас вам не захочется.

ВМЕСТЕ: Итак… СЛУШАЙТЕ!

Начинается презентация ( слайды о географическом положении  Кадки, история кацкарей, герб кацкарей, местные красоты). На фоне первого слайда звучит голос из-за сцены:

 НИКИТА: КАК ДАВНО ЭТО БЫЛО…( как только раздаются первые слова, из зала клином выходят ребята и встают  на сцене (клином).

НИКИТА: ( как только все встали, продолжает): Напали на землю русскую страшные враги .Все, кто

                  вышли с ними сражаться, погибли.

ЛИЗА: Некому было хоронить героев  -  так и лежали без погребения. И уже разлагались, и стоял                над землёй смрад великий.

НАСТЯ: И воды напитались смертельным ядом. Немногие уцелевшие люди страдали от жажды.

АСЯ: Всех спас какой – то сообразительный мужичок В русле реки нашёл он родник – студёная

        водица била со дна, но тут же мешалась с отравленной речной водой.

АЛЁНА: Взял он тогда  КАДКУ ( кадушку) – большую деревянную бочку – выбил из неё днище и по-

              садил на родник. Ядовитую воду вычерпал, и вскоре наполнилась кадушка чистой ключе-

              вой водой.

НИКИТА: Все туда ходили, говоря: « Пошли на кадку!»

ЭЛГУН: Потому и назвали реку КАДКА. И местность, по которой она течёт, тоже КАДКА нпзвали.

ЛЕНА: А нас, жителей  порЕчин,  стало  быть, с той поры и зовут КАЦКАРЯМИ.

НАСТЯ: У нас и герб свой имеется ( презентация). Православный мы народ, верой и  правдой зем-

               ле  Русской с той поры и до сих пор служим.

ПАША: А топор  на нашем гербе   говорит о том, что  кАцкари – люди храбрые и честно в битвах

              рубились, от врагов оборонялись.

НИКИТА: Здесь люди вроде русские, но всё-то у них – кАцкое:  дуршлаги из еловых кореньев, и

                 погремушки из бычьего пузыря, и мифы  кАцкие  о Белой Корове, приносящей счастье.

АЛЁНА: Я  покОна  кацкого!!! Кацкари – люди РУССКИЕ, да непростые: сами себя называют кацка-

               рями,  а всех остальных – заволОсные, то есть за волостью Кадкой живущие.

ЭЛГУН: Особенностей у кацкарей – « цЕльнёё  голоменО».

НИКИТА: кацких  диалектных слов, например, около 2000, и если  «бахОрить» по – кАцкиё, заво-

                 лОсные –  не бОльнё  и смУстят ,про што розговОр.

АСЯ: А ещё у нас фольклор представлен « прибАйкями» (небольшими стихами), « укорОнами»

          ( мифами) и  « комЕнничьями» ( пьесами деревенского театра).

НАСТЯ: Согласитесь, все  мы отлично  знаем мифы Древней Греции, изучаем их в школах, но

               кто сегодня сможет рассказать мифы своих предков – славян? А кАцкар и сво и укорОны

               рассказывают!

ЛИЗА: Один из укорОнов  вы сейчас и услышите…Давным – давно, во времена глумЯные, как

               говорят, жили на белом свете сестрицы – не  разлей водица: КАДКА и ПОЙГА.

  ПАША: Жили дружно. Торили каждая свою дорогу самостоятельно. Но однажды расшумелись

                сёстры, рассорились, ухватились за косы, обвились  вокруг друг дружки…

НАСТ: На землю повалились… и обернулись реками. И КАДКА вЫспорила .А  когда поняла, что на-

            творила, взвалила на плечи младшенькую ПОЙГУ и потекла  дальше.

АСЯ: НИ на глобусе, ни на карте

         Ни в учебниках не найдешь

         Этот край ДОРОГОЙ и ЖЕЛАННЫЙ,

          Где с младенчества ты живешь.

НИКИТА: Это место с названием странным

                  Описать я , друзья, не берусь.

                   Здесь рассветы встают да туманы,

                   Здесь преданий и сказок – тайны…

ЛЕНА: УГАДАЛИ?  Конечно, КАДКА,

           КАЦКИЙ  СТАН – моя малая РУСЬ!

АЛЁНА: Синеокая  вОлость  КАДКА хороша!

          Да о том и речь:

          Здесь такие пылают зорьки,

          Словно небо хотят  поджечь!

ПАША: АХ, застенчива, безоглядна,

             Тихой прелестью нам мила
            Несравненна и необычна

             КАДКА – древняя сторона!

После этих слов все( кроме ЛЕНЫ И АСИ) уходят со сцены так, как и вышли, клином, а девочки встают рядом и продолжают разговор ( после того, как все усядутся).

АСЯ: А сейчас по старинном у кАцкому  обычаю  мы хоти м провести ва с по – кАцкиё!

ЛЕНА:  рАжие   гляжЁные,  заволОсные! Пусть к вам  примаскАлит   СОнцо – Белая Корова!

АСЯ: И назЫкает   цЕльнёё   голоменО   свЕтляди   с  тЕплядью.

ЛЕНА: Щастья, богатства и  ладИх  всевозмОжныех!

АСЯ :Мир сейчас, конечно, сузился, но КАДКА жива и ждёт гостей !ПРИЕЗЖАЙТЕ!

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»

конспект урока по литературе - 6 класс. Урок 51  Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ ...

Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов

Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...

Сказки народов мира, в том числе сказки народов России, как дополнительный воспитывающий, развивающий и обучающий ресурс.

Особенно дети младшего школьного возраста чутки и восприимчивы к чужой кеультуре. Они, в отличие от взрослых и подростков, внутренее расположены к межкультурной коммуникации и могут выступать посредни...

БРЕЙН-РИНГ «PROнацию» в рамках цикла городских мероприятий посвященных знакомству с культурой народов России "Народы Средней Азии"

laquo;Брэйн ринг» — это интеллектуальная игра, в рамках которой участники соревнуются друг с другом в знании и умении быстро и правильно отвечать на вопросы. Быстрый ход брейн-ринга помог...