Организация ученического самоуправления в средней и старшей школе Опыт ГБОУ СОШ №358 Школьный парламент «Тин-Land»
статья на тему

Зассеева Анна Дзамболатовна

Создание органа самоуправления в школе ведет за собой ряд организационных трудностей, одной из которых является выбор формы последующей деятельности.  Исследуя опыт российских школ, можно выделить разные системы соучастия учеников в школьной деятельности: общешкольный ученический совет, гимназический (школьный) парламент, ученический комитет (учком), старостат, школьная дума , школьное правительство, совет школы, совет старшеклассников и многие другие. 

В школе №358 Московского района Санкт-Петербурга успешно развивается школьный парламент "Тин-Land"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsia_uchenicheskogo_samoupravlenia_v_sredn.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Организация ученического самоуправления в средней и старшей школе

Опыт ГБОУ СОШ №358 Школьный парламент «Тин-Land»

В современных школах существуют две формы организации обучающихся: ученическое самоуправление и ученическое соуправление.  Формулируя определения данных форм, мы выделяем различия между ними. Так, ученическое соуправление – это совместное управление вместе со взрослыми. Данная форма сейчас встречается реже самоуправления, определение которого можно сформулировать как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Ученическое самоуправление дает  возможность учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в вопросах школьной жизни, проводить мероприятия и заниматься теми делами, которые по-настоящему увлекают детей и подростков. Совокупность таких возможностей позволяет организовать жизнедеятельность коллектива учащихся и обеспечить развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения значимых целей.

Создание органа самоуправления в школе ведет за собой ряд организационных трудностей, одной из которых является выбор формы последующей деятельности.  Исследуя опыт российских школ, можно выделить разные системы соучастия учеников в школьной деятельности: общешкольный ученический совет, гимназический (школьный) парламент, ученический комитет (учком), старостат, школьная дума , школьное правительство, совет школы, совет старшеклассников и многие другие.

В нашем образовательном учреждении ведет работу школьный парламент. Наша школа – большая страна, которая получила название «Тин-Land», а каждый класс является городом. Для управления городом нужен губернатор, роль которого исполняет староста класса, а его помощниками являются министры культуры и организации досуга, которые выбираются в  первые дни сентября на классном часе. Таким образом, в школьный парламент входят все школьники страны, губернаторы и министры.  Управляющие должности составляют школьное правительство, организационную структуру, во главе которой стоит Президент. Должность президента может занять любой член правительства. 25 февраля в школе прошли выборы на пост Президента. Заявки подали 4 желающих: ученики 8 классов, 9 и 10 классов. С большим преимуществом победил ученик 9 класса Фасхутдинов Рамиль. Теперь его  основная задача – координировать работу правительства.

Школьное правительство является неким связующим звеном между педагогами и коллективами классов. Получив информацию на заседании, губернаторы  и министры ставят задачи для своего класса.

Часто в школах существует детское объединение, которое выполняет функции ученического самоуправления, однако, направленность этих организаций разная. Давайте сравним детское общественное объединение и ученическое самоуправление на примере нашего опыта.

Детское общественное объединение

Ученическое самоуправление

В состав ДОО входят все желающие средней и старшей школы на добровольной основе

С состав С.входят выборные органы коллективов средней и старшей школы

Может работать не только на базе ОУ

Работает исключительно внутри ОУ

Не имеет системы и личностного роста

Имеет структурированную систему и возможность личностного роста

Участвуют в мероприятиях, инициированных самим ДОО, районной организацией, городским движением и в том числе самим ОУ

Участие в мероприятиях ОУ является обязательным

Живут независимо от администрации ОУ

Взаимодействуют с администрацией и педагогическим коллективом школы

Взаимодействует с другими объединениями и организациями различных уровней

Взаимодействует с районом

Членов ДОО объединяют общие интересы

Основная проблема, с которой сейчас сталкиваются организаторы воспитательной работы – это разведение двух органов и организация их существования независимо друг от друга. Ключевой особенностью детских объединений является их самобытность и самостоятельность, в то время как ученическое самоуправление находится исключительно в рамках учебного заведения и воспитательного процесса внутри школы.

Для школ, численность которых не превышает 500 человек одной из проблем является нехватка учеников, готовых к взаимодействию, поскольку на их плечи ложится не только работа в самоуправлении или объединении, но еще и учебные конкурсы, занятия в отделах дополнительного образования и многое другое.

Развитие школьного самоуправления – это сложное дело, которое требует работы в течение долгого времени; но предоставлять власть учащимся, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация ученического самоуправления в 6 "А" классе (из опыта работы)

Презентация и выступление на педагогическом совете из опыта работы классного руководителя....

Организация ученического самоуправления в школе

В статье рассматриваются формы организации ученического самоуправления, более подробно я останавливаюсь на организации пресс-службы школы...

Организация ученического самоуправления в коррекционной школе 8 вида

  Проблема организации взаимоотношений внутри коллектива является одной из центральных в воспитательном процессе. И это не случайно. В детском коллективе существуют организованные пе...

Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"

«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». ...

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

"Организация ученического самоуправления в школе"

В последние годы ситуация несколько изменилась, во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоупр...

Презентация "Организация ученического самоуправления в школе"

Проект «Путешествие по школьной Вселенной» - организация ученического самоуправления....