Методическая разработка игрового занятия «Уроки Мойдодыра»
методическая разработка на тему

Кинева Надежда Александровна

цель занятия-  формировать убеждение о пользе здорового образа жизни и о здоровье как свомй главной ценности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoe_zanyatie_uroki_moydodyra.docx38.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственная общеобразовательная школа- интернат «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» им. Ю.А.Спиридонова

Методическая разработка

игрового занятия

«Уроки Мойдодыра»

Подготовила  и провела

Воспитатель Кинева Н.А.

Сыктывкар

2013 г.

Пояснительная записка

Поступление ребенка в школу - первая большая и  серьезная ступень в жизни. От периода раннего детства - поры беспечных игр и достаточно большой свободы- дети переходят к постоянному напряженному учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.

Здоровье учащихся - одна из острых проблем современной жизни. Понятие  образ жизни  включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Естественно, что в зависимости  от этих составляющих и образ жизни может быть различным.

  В процессе обучения в соответствии с идеями здоровье сберегающих образовательных технологий ставится задача  сформировать у младших школьников необходимые  знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни. С обучением должны быть связаны не только трудности, но и радости. Это можно достичь с помощью интересных упражнений, заданий, веселых стихотворных строк, игр, занятий, бесед, оздоровительных минуток.

Для детей, проживающих в гимназии искусств задача формирования здорового образа жизни особенно актуальна, так как часть детей проживают в интернате, а значит вся ответственность по формированию составляющих здорового образа жизни возложена на нас, педагогов.

В данном занятии я совместила две технологии: здоровье сберегающую и игровую, так как при выборе формы работы с воспитанниками  первого класса отдаю основную роль игровым методам и технологиям,  как наиболее эффективным  в данном возрасте и с данным контингентом. К тому же переход из дошкольного учреждения в школьное в этом случае наиболее безболезненный, преемственный.

Занятие рассчитано на воспитанников 1 класса. Первоклассники- дети 7-8 лет, для которых характерны:

-качественно новый  уровень  развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) из-за включения  в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности;

- более высокой способности к управлению своим поведением,  хотя возможности первоклассника в этом плане пока еще достаточно ограничены;

 - хорошо развита не произвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни;

 -произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала,  пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций;

- мышление  преимущественно наглядно-образное (необходимо опираться на наглядный материал). Действия «в уме» даются  с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий;

-характерна  повышенная эмоциональность, подражательность, направленность на познание окружающего мира, чувствительность к воздействию со стороны взрослого и сверстников.

- в  данном возрасте ведущей деятельностью является учебная, но она определяет развитие игровой деятельности, трудовой (появление новых обязанностей по дому), и общения;

-большую часть времени дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими людьми.

Занятие проведено по плану воспитательной работы на год, были  учтены все вышеперечисленные возрастные особенности воспитанников.  В ходе данного занятия  развиваются  личностные, познавательные (общеучебные, логические), регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия. 

У воспитанников будут сформированы:

  • ориентация на моральные нормы и их выполнение;
  • учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения частных задач;
  • способность к самооценке;

Регулятивные универсальные учебные действия. Воспитанники научатся:

  • осуществлять самоконтроль своего поведения;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • вносить коррективы в свои поступки.

Познавательные универсальные учебные действия. Воспитанники научатся:

  • удерживать полученную информацию;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные универсальные учебные действия. Воспитанники научатся:

  • анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • взаимодействие со сверстниками во время работы над заданием;
  • сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов;

Цель: формировать убеждение о пользе здорового образа жизни и о здоровье, как самой главной ценности.

  1. Познакомить с правилами личной гигиены;
  2. Расширять кругозор детей о предметах личной гигиены.
  3. Развивать умения переносить полученные знания в повседневную жизнь;
  4.   Развивать санитарно-гигиенические умения и навыки, способствовать воспитанию аккуратности.
  5. воспитывать бережное отношение к своему здоровью, прививать навыки здорового образа жизни.

Оборудование:

1. Карточки с буквами.

2. Музыкальный центр.

3. Плакат «Срез кожного покрова», «Глаз», «Как правильно постригать ногти», «Зубы» «Вредные продукты питания», «Полезные продукты питания», «Уроки Мойдодыра».

4. Призы.

5. Рубашки с пуговицами.

6. 2 фотографии

7. Мыльные пузыри.

8. Подарки –мыло в индивидуальной упаковке

Ход занятия

(Звучит песня «Улыбка»)

Воспитатель: Улыбка – залог хорошего настроения. Улыбаясь, мы дарим друг другу радость и здоровье. Сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Это очень важный момент. Ведь, если человек болеет, он не может нормально учиться и работать, у него плохое настроение, он мало успевает сделать. Но во многом здоровье зависит от самого человека.

Стук в дверь. Входит Мойдодыр.

                    Здравствуйте, ребята!

                    Все Чуковского читали

                    И меня же вы узнали:

                    Я – Великий Умывальник,

                    Знаменитый Мойдодыр.

                    Умывальников начальник и мочалок командир!

Мойдодыр: Дорогие ребята! Я и мои помощники организовали общество «Друзей чистоты». Членами этого общества могут быть те дети, которые знают и выполняют правила личной гигиены.

Все желающие должны выдержать экзамен. Вы готовы отправится со мной в путешествие?

Ребята, а вы знаете с какой страны я прибыл?   Сейчас я  буду читать отрывки из стихотворений, а вы подсказывайте последнее слово.

1. Приходи к нему лечиться                  

И корова, и волчица,

И жучок, и….(червячок) Ч              

2. Приплывали два ерша

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата

Поливали из…(ушата)   У                      

3. А недавно две газели

Позвонили и запели:

-Неужели, в самом деле,

Все сгорели…(карусели)   К                    

4. Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от…(огня)  О                        

5. Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!

Тараканы прибегали,

Все стаканы…(выпивали)   В                        

6. Подошёл Медведь тихонько,

Толконул его легонько:

-Говорю тебе, злодей,

Выплюнь солнышко…(скорей)    С                

7. А потом позвонили мартышки:

-Пришлите, пожалуйста,…(книжки)  К        

8. А букашки под кровать –

Не желают воевать.

И никто даже с места не сдвинется,

Пропадай, погибай,…(именинница)   И          

9. А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

-Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домо…(й)   Й                                  

Мойдодыр: Кто автор этих стихов?  К. И. Чуковский (СЛАЙД 1)

Да, именно К. И. Чуковский придумал сказочного персонажа Мойдодыр. Я уверен, что многие  мои советы  вы уже знаете. Но я также знаю, что у вас на уроках часто сидит еще один сказочный персонаж – Буратино. Давайте мы и ему объясним все правила.

1 станция «Наши руки»

Кожа защищает наше тело от болезней. На коже есть тонкий слой жира. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливается пот, жир. Кожа задерживает грязь и пыль. Грязная кожа может принести вред здоровью. Вот почему за кожей нужен постоянный уход. (СЛАЙД 2)

Сейчас ребята покажут, как умывались сегодня утром перед зеркалом.

Теперь понятно, почему у буратино такие грязные руки и лицо! Кстати, о руках. Посмотри на свои ногти. Правильно ли они пострижены?

На руках уголки ногтя закруглены, а на пальцах ног надо постригать ногти прямо, чтобы они не врастали в кожу пальцев.

Отгадайте загадку:

-Две сестрицы-мастерицы

Друг другу – помощницы.

(Руки ). (СЛАЙД 3)

Вы, наверное, слышали такие выражения: «Без него, как без рук», «А у меня руки связаны». Руки очень важны. Нужно беречь, тренировать их. Посмотрим, на что способны ваши руки.

Игра «Кто быстрее застегнёт пуговицы на рубашке»

2 станция «Глаза»

У человека много помощников, без которых нам не обойтись в жизни. Отгадайте загадку.

На ночь два оконца

Сами закрываются.

А с восходом солнца

Сами открываются.

(Глаза) (СЛАЙД 4)

Рассмотрите глаза друг друга. От радужной оболочки зависит цвет глаз. В центре глаза мы видим чёрную точку. Она то сжимается, то разжимается. Это зрачок. Брови, ресницы и веки оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но, чтобы сохранить зрение, этого недостаточно. Глаза должны отдыхать. Сейчас сделаем гимнастику для глаз. (СЛАЙД 5)

1 Зажмурьте изо всех сил глаза, а потом откройте их. Повторите так 5 раз.

2 Легонько поглаживайте подушками пальцев веко.

3 Сделайте круговое движение глаз.

4 Вытяните вперёд руку. Следите за ногтем указательного пальца взглядом. Медленно приближаем его к носу, а затем удаляем.

5 Найдите самую дальнюю точку и задержите на ней взгляд на 1 минуту.

Надеюсь, вы запомнили эти упражнения. Делайте их как можно чаще.

Игра «Кто быстрее обуется с закрытыми глазами»

3 станция  «Физминутка»

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Рано утром умывались, полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Ой-ой-ой!

4 станция «Зубная»

Ребята, а вы знаете, к какому врачу нужно идти, если заболели зубы?

Сейчас узнаем.

О  М  Л  Г  О  С  Т  А  Т  О                      СТОМАТОЛОГ

3   4    8 10  9   1  6   5   2   7

Стоматолог вам расскажет, как ухаживать за зубами. (СЛАЙД 6)

Зуб – живой орган. Зубы покрыты эмалью. Она твёрдая и защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать, то эмаль начинает разрушаться, образуются дырочки – кариес.

Чтобы этого не случилось, надо выполнять следующие правила:

1 Выбрать подходящую зубную пасту и щётку с ровной и мягкой щетиной.

2 Чистить зубы 2 раза в день (утром после еды и вечером перед сном). Движение щётки сверху вниз на верхней челюсти, снизу вверх на нижней челюсти. Движения вымётывающие.

3 Не забудьте почистить язык.

4 2 раза в год посещайте стоматолога.

Стихотворение. (Рассказывает ребенок).

Как поел, почисти зубки.

Делай так 2 раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идём

В год два раза на приём.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

Посмотрите на эту фотографию. Какая приятная улыбка! Красивые зубы!

 А теперь взгляните на эту (та же фотография, только зубы закрашены).

Вот почему необходимо не только правильно ухаживать за зубами, но и употреблять полезные продукты питания

  1. станция «Полезная»

Ребята, перед вами представлены полезные продукты, защищающие нас от болезней, помогающие нам расти и вредные продукты,  которые портят наши зубы, делают нас слабыми, болеющими. Давайте разложим их. (СЛАЙД 7)

Интерактивная игра.

ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ: каша, суп, фрукты, овощи

ВРЕДНЫЕ ПРОДУКТЫ: жевательная резинка, конфеты, лимонад.

  1. Станция «Физкультурная»

Ежедневно вставай в одно и то же время и делай зарядку.

          Давно доказано на деле:

          Здоровый дух в здоровом теле.

          Об этом забывать нельзя

          Зарядка всем нужна друзья.

                                       Ну-ка, проведём разминку.

                                       Смотрим вверх, прогнули спинку.

                                       Покачали головой,

                                       Руки в крест перед собой.

                                       Покажите радость встречи.

                                       Руки положи на плечи.

                                       Покачались, как качели.

                                       Ах! – привстали,

                                       Ох! – и сели.

                                       Встали, сели, снова встали.

                                       Руки сжали и разжали.

                                      Не устали?   Повторим?

Мойдодыр:  Все желающие могут вступить в это общество.

Сначала надо отгадать имена моих помощников и ответить на  вопросы.

Ускользает, как живое,

Но не выкину его я.

Белой пеной пенится

Руки мыть не ленится.    (МЫЛО)

Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

И пока она гуляла

Спинка розовая стала.     (ГУБКА)

Хвостик из кости

А на спинке щетинка.    (ЗУБНАЯ ЩЁТКА)

Говорит дорожка –

Два вышитых конца:

Помойся хоть немножко

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня.       (ПОЛОТЕНЦЕ)

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам и волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.     (РАСЧЁСКА)

Мойдодыр: Давайте поиграем еще в одну  игру. Если вы согласны со мной, то говорите: «Это я! Это я! Это все мои друзья!».

Собираясь на урок

Кто кладёт в карман платок?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

Кто всегда напомнит нам:

«Сладкое вредит зубам!»?

Признавайтесь, кто из вас

Чистит зубы только раз?

А теперь откройте тайну:

Кто не слушается маму?

Кто из вас глазам вредит?

За компьютером сидит?

Кто из вас не смотрит хмуро,

Любит спорт и физкультуру?

Отвечать скорее надо,

Кто объелся шоколада?

Кто не дружит с Мойдодыром

И не моет руки с мылом?

Кто мечтал о переменке

И забыл мешок со сменкой?

Кто из вас сюда принёс

Песни, шутки, смех до слёз?

Воспитатель: Мойдодыр, а наши ребята знают еще одно стихотворение. Хочешь послушать.

Дети читают  письмо поэта Тувима:

«Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо.

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Всё равно, какой водою:

Кипяченой, ключевой,

Из реки иль из колодца,

Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите – не беда!

И чернила и варенье

Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети,

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чаще, мойтесь чище –

Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним.

Сам я моюсь очень часто.

До свиданья!

                        Ваш Тувим.»

Воспитатель:

Ещё раз вспомним уроки Мойдодыра и тогда сможем вступить в Общество друзей чистоты.

Мойдодыр: Ну что ж, ребята, я вас принимаю вместе  в общество «Друзей Чистоты», но обещайте соблюдать режим дня и правила личной гигиены.  А еще я  хочу преподнести каждому памятный подарок – мыло.

До свиданья!

Интернет- источники:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/03/28/uroki-moydodyra 
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/01/druzya-moydodyra 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игровой программы "Папа, мама, я - спортивная семья"

В разработке представлена игровая программа задачами которой являются: совершенствование знаний, умений и навыков у воспитанников, полученных на занятиях по хореографии;ознакомление детей и родителей ...

Методическая разработка игровой программы "Путешествие в королевство Фруттеллы"

Осенний детский праздник представлет в форме конкурсно-игравой программы в детском образцовом хореографическом коллективе "Искорка"....

Методическая разработка "Игровой метод на уроках английского языка".

Прежде, чем выбрать игровой метод обучения, мне пришлось поставить перед собой некоторые вопросы: Как сделать так, чтобы сохранить интерес учащихся к предмету с первого до последнего урока?Как создать...

Методическая разработка "Игровые приемы работы в донотный и начальный периоды с детьми 5-6 лет в классе фортепиано"

Как правило, донотный и начальный период обучения игре на фортепиано приходится у детей на возраст 5-6 лет. Учитывая психофизиологические особенности этого возраста можно предположить, что освое...

методическая разработка игровой сценарий «Путешествие в лесную школу»

Данная методическая разработка будет полезна учителям начальных классов. Игровая программа ориентирована на второклассников, рекомендуется данный сценарий для 1 сентября....

Методическая разработка индивидуального занятия: «Уроки мудрой совы. Постановка звука С».

Методическая разработка индивидуального занятия: «Уроки мудрой совы. Постановка звука С»....