Зимние обрядовые праздники
методическая разработка (9 класс) на тему

В ходе мероприятия дети знакомятся с календарными обрядовыми православными праздниками: Рождество, святки, Крещение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rozhdestvo.zip28.13 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ ВО «Малышевская   специальная   (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат VIII вида»

ЗИМНИЕ  СВЯТКИ

                                                     

                                                     

                                           

Подготовила  педагог-организатор:

                                                       Стырова  Г.Г.

2015  год

Название  работы:  Рождественские  посиделки.

Тема : Зимние    обрядовые   праздники.

Краткое  описание: В  ходе мероприятия  дети  знакомятся  с календарными  обрядовыми  праздниками:  Рождество,  зимние  святки,  Крещение. Данное  мероприятие  способствует  приобщению  детей  к  русской  культуре  и  ее   истокам.  Фольклорные  произведения  являются  эффективным  средством  коррекции  имеющихся у  воспитанников  отклонений.  Они  способствуют  физическому  и  умственному  развитию.   Хороводные  движения  развивают  мышцы, пластику,  моторику,   чувство  ритма,  дыхание,  речь.  

Цель:  создание  условий для  становления  духовно-нравственной  культуры   школьников через  православные,  культурно-исторические  традиции  России.

Задачи:  1.  познакомить  детей  с календарными  обрядовыми  праздниками  -  Рождество,  зимние  святки,  Крещение;

              2.  способствовать  приобретению  опыта  позитивного  взаимодействия  с  окружающим  миром,  развитию  коммуникативных  навыков  сотрудничества   ребенка  со  взрослыми  и  сверстниками;

              3.  развивать  общую  культуру  школьников,  их представления  о  традициях  народа;

                    4. коррекция  памяти  через  заучивание  потешек,   колядок,  песен;    

развитие  сукцессивных  способностей  (удерживание  в  памяти  плана  действий  и  его  реализации );                                      

 5.  воспитывать  уважительное  отношение  к  особенностям  национальных  традиций,  в которые  вложены  любовь  и  талант  поколений.

Оборудование:    Рождественская  елка,  оформление  зала  под  русскую  избу, на  полу половики,  большой  стол  для  проведения  гаданий, на другом столе  поднос  с  пирогами,   конфеты.  фрукты, лавки  для  гостей.  Костюмы:  хозяин,  хозяйка,   медведь,   поводырь,  костюмы  ряженых.

Место  проведения :  актовый  зал

Форма  проведения: КТД    учащихся  1 – 9  классов.

Используемая литература:

  1.   Нравственное  воспитание  учащихся.  Составитель       Е.В.Васильев
  2.  Березовая  карусель.  Русские   народные  игры  и  хороводы.  Собрал и  рассказал  Г.Науменко.
  3. Школьные  годы  чудесные.  Праздники,  конкурсы, театрализованные  представления.   Домашкина   Н.В.
  4. Внеклассные  мероприятия.  Мозаика  детского  отдыха.
  5. Досуг  в  школе. Газета  для  учителей  и  организаторов  внеклассной  работы.

                           

                         Ход  мероприятия.

Ведущий.    Добрый  вечер,  дорогие  друзья!

                      Мы  рады  нашей  встрече.

                      Зажгли  сегодня  свечи.

                      Они горят меж  нами

                       Волшебными  огнями.

                      И  предвещают  свечи

                      Счастливый  , добрый  вечер!

         С  давних  времен  особая роль  отводилась  праздникам  русской православной  церкви.  Приуроченные  к  определенной  дате  церковного  календаря,  они  стали  важным  элементом  национальной  культуры,  ведь  каждый  праздник  имел свои традиции.

        Зима – не  только самое  длинное  время  года,    но  и  самое  богатое  праздниками . Одним  из  любимых  праздников  детей  в  старину  было Рождество  Христово.   Красавица  елка  стала  символом  нового  года.  Но  так  было  не  всегда.  Да и  называлась  она  не  новогодней,  а  рождественской.  Обычай  ставить  и  наряжать  елку  возник  в  давние  времена,  когда  люди  обожествляли  силы  природы,   ее  предметы  и  явления.  Наши  предки  славяне  поклонялись  деревьям.

Ученик читает  стихотворение  « Рождественская  ночь»

Ночь.  Мороз.

Сверкают  звезды  с  высоты  небес

Весь  в  снегу,  как  в горностаях,

Дремлет  тихий  лес.

Тишина  вокруг.

Поляна  спит  в объятьях  сна.

Из-за  леса  выплывает  на  дозор  луна.

Звезды  гаснут.

С  неба  льются  бледные  лучи.

Заискрился   снег  морозный

Серебром парчи.

Ведущий.  Святая торжественная  ночь  тихо  опустилась  на  землю,   принеся  с  собой  великую  радость  людям.  И  не  только  люди, но  и  деревья   принимали  участие  в  великом торжестве  -  поклонении  Божественному  младенцу.  Именно  ангел  украсил  ель  яркими  звездами,  сделав  ее  знамением  великого  Рождества.

Ученик  читает  стихотворение  « Рождественская  елка»

Широко  раскинув  ветви,  в  шубе  снеговой

Посреди  поляны  елка  ввысь ушла  стрелой.

На  красавицу  лесную   лунный  луч  упал,

И  огнями  лед  кристаллов в  ветке  заиграл.

Бриллиантовые  нити  в  хвое  заплелись,

Изумруды  и  рябины  на  снегу  зажглись.

Ясной  звездочкой  у елки  светятся  глаза.

Наступает  день  великий  -  праздник  Рождества.

Ведущий                   Давно  погасла в  зимней мгле

                                     Восточная  звезда,

                                    Но не  забыли  на  земле  рождение  Христа.

П    Е    С    Н    Я  « РОЖДЕСТВО  ХРИСТОВО»

За  неделю  до  Рождества  открывались  двухнедельные , новогодние  празднества  -   Святки.  Первая  неделя  Святок  называлась  Святые  вечера,  а  вторая  -  страшные  вечера.  Народ  занимался  гаданием,  коледованием,  пением  поблюдных  песен,   одевался  в  маскарадные  костюмы.  Таких  людей    называли  ряжеными.

                          Всех зовем  на  наши  Святки

                         Ждут  вас  игры  и  колядки,

                         Ждут  гаданья,  пляски,  смех,

                         Шуток  хватит  здесь  на  всех!                                                                

А что такое  «  Святки»

Вы  не  слыхали,  ребятки?                                                                                      

Что ж,  придется рассказать,  а  быть,   может   показать…

Праздник  этот  самый  длинный,   он  веселый и старинный

Наши  предки  пили,  ели,  веселились  две  недели

От   Рождества  и  до  Крещенья,  приготовив  угощенья.

Пели  разные  колядки,  по  дворам  ходили  в  « святки»

Наряжались  и  шутили.

Праздник  ждали  и  любили,  так  давайте же  сейчас

Встретим  мы  его  у  нас.                                                                                   .

Ну  вот  и  гости пожаловали.

Колядки.

Со  Христовым  Рождеством,  со  великим  праздником

Свят-свят,  свят-свят  и  ваших  ребят,

Ваших  нянюшек,  ваших  батюшек!

Свят-свят,  свят-свят,  в вашем  доме  лад!

Колядники.

Коляда,  коляда,  отворяй-ка  ворота!

Пришла  коляда  накануне  Рождества

С  пышками,  с  лепешками, со  свиными  ножками.

Коляда,  коляда,   подай  пирога,  подай  ,  не  ломай,

А  по  целому давай.

Кто  даст порога  -  тому  скота,  живота.

Кто  не  даст  пирога  -   мы  корову  за  рога.

Хозяйка.

Не  кличьте,  расходитесь  по  домам

Ничего  я  вам  не  дам.

Колядник.

У  Федула жена  очень  жадная  была.

У  ней  шуба  не  зашита,  и  рубаха  не   помыта.

Да  и  муж  не  дюж  -  лентяй  неуклюж,

Головушка  -  неудаха.  Деверек   -  картинка,

В  голове  -  мякинка.    Ха –ха, ха.

(собираются  уходить)

Хозяин.

Что  вы,  что  вы ?  Оставайтесь!

Чем  хотите угощайтесь!

Что  придумала  жена?

Ишь какая  сатана!

Колядник.

Скок  на  крылечко,  бряк  во  колечко,  дома ли  хозяйка?

Хозяйка.

Просим  в  избу.

Красному  гостю  -  красное  место

Колядник.

Ехали  было  мимо,  да  завернули  до  дыма.

Хозяйка.

Нежданный  гость  лучше  новых  двух

Хозяин.

Что  есть  в  печи  -  все  на стол мечи.

Хозяйка.

Пироги,  печенье  -  все  для  вашего  угощенья.

Колядник.

Сначала  песня!   Где  песня?

Р.   Н.  П.     «  Н   Е   Д   Е   Л   Ь   К   А»

Хозяйка.

Ух,  хорошую  песню  спели!

Вот  вам  за  потешки  конфеты  и  орешки.

Ведущий.

   В  святки  молодые  люди одевались  в  звериные  шкуры  с  рогами  на  голове,  марали  лица  сажею,  в зубы  брали  горящие  уголья, бегали  по  улице  с  мешками,  стращая  запрятать  туда  детей.  Изображали  разных  животных:  то  медведя,  то  козлов.

   Люди  верили,  что  благодаря  этому,  они  станут  неузнаваемыми  для  нечистой  силы  и  смогут  избежать ее  вредного  влияния.  Шумом,  гамом,  песнями  они  старались  запугать  нечистую  силу.

(  входит  поводырь  с  медведем )

Поводырь.

Расступись,  народ  честной,  идет  медведюшка  со  мной.

Много  знает  он  потешек,  будут  шутки,  будет  смех.

Медведюшка,  ты петь  умеешь?

(  поводырь  дает  ему  гармошку,  медведь  мычит,  играя  на  гармошке)

Поводырь.

Больно  тихо  ты  поешь.

А  вам  слышно?  Попросите  медведюшку,  чтобы  громче  пел

(  дети  просят.  Медведь  начинает  реветь  громче.  Поводырь затыкает  уши.)

Поводырь.

Ну,  не  серчай,  Михайло   Потапович.  Не  пугай  народ.

Покажи  нам  ,  Мишенька,  как красны  девки  румянятся,  в   зеркальце  смотрятся,  прихорашиваются.

(  медведь  садится  на  пол,  смотрит  в  зеркало,  прихорашивается)

Поводырь.

А  как  бабы на  работу  не  спеша   бредут?

(  еле  передвигается)

А  как  с  работы  домой  бегут?

( быстро бежит )

Поводырь.

Покажи  нам,  как  Дуняша  в  круг  заходит,  лихо  пляшет!

(  одевает  косынку,  берется  за  ее  концы,  пляшет )

Поводырь.

Уж  Мишутка  утомился  и  народу  поклонился.

Хозяин  и  хозяюшка,  с  праздником!

Наделите,  угостите    Медведюшку

С  амбара  решетом  или  с  печи  пирогом.

(  угощают  медведя .)

Медведь.

Дай Бог  тому,  кто  в  этом  дому

Ему  рожь   будет  густа,  рожь ужиниста!

Ему  с колоса  -  осьмина,  из  зерна  ему  -   коврига

Из  полузерна  -  пирог.

И  житьем , и  бытьем, и  богатством   во  всем!

И  дай Бог  вам ,  господа   здравия  долгие  года.

Ведущий.

Праздник  зимы  забавляется

Шуметь,  острить не  запрещается,

А  плясать  от  души  вдвойне  разрешается

П   Е   С   Н   Я    «  В   О      К   У   З   Н   И   Ц   Е «

(  исполняют  мальчики.)

П   Е   С   Н   Я    «  ОЙ, ВСТАВАЛА  Я  РАНЕШЕНЬКО»

(исполняют  девочки.)

Ведущий.

Ну  а  теперь мы  послушаем,  какие  колядки  знают  наши  ребятки

(   дети  рассказывают  подготовленные  колядки )

Ведущий.

Ходи,  хоровод,  весели  честной  народ!

На  земле,  открытой  солнцу,  продолжаем  праздник  мы

В  честь  морозной   именитой,  в  звонкой  песне  не  забытой

Нашей  матушки  Зимы  

П   Е   С  Н   Я  «  ВДОЛЬ  ПО  УЛИЦЕ  МЕТЕЛИЦА  МЕТЕТ»

Ведущий.

Чтоб  на  месте  не  стоять,   будем  мы  теперь  играть

И  Г  Р   А -  Х  О   Р  О  В  О  Д « ЛЕБЕДУШКА»

Колядник.

Песни  спели,  поплясали,

Что ж,  хозяева  устали .

Надобно домой  идти.  Там гаданье  провести.

Ведущий.

С  этими  зимними  праздниками  были  связаны  и  многочисленные   святочные  гадания,  при  помощи  которых  люди  старались  предугадать  свою  судьбу  в  наступающем  году:   далеко  или  близко  живет  суженый,  беден  он  или  богат,   выйдут  ли  они  замуж. Пели  подблюдные  песни.  В  блюдо  складывали  кольца,  брошки  и  другие  украшения. Пели  особые  песни  и  под  песни  вынимали  по  одному  предмету.   Хозяйка  предмета  узнавала о  своем  будущем.

(  проводятся  гадания  )

Ведущий.

Ну,  а  какой  святочный  праздник  без  веселых  игр  и  соревнований.

И  Г   Р   А   «  ВЕДЬМИНА  МЕТЕЛКА «

(  стоя  в  кругу,  передают  веник,  украшенный  бантом.   Музыка  окончилась,  у  кого  веник  остался  -  тому  загадку.  Не  отгадал  -  выходи )

Посмотрим,  кто  хитрей  да  смекалистей.

Ведущий.

14 анваря -  праздник  Белого  Месяца  в  отчем  краю.

Новый  год  по  старинному  календарю.

Январь  -  месяц  крутой,  белый да  седой  ,  хоть  и  молодой.

В мешке стужу  везет,  на  землю  холод  трясет,

Сугробы  наметает,  ковром  землю  устилает.

Ведущий.

К последнему  дню  зимних  святок  был  приурочен   целый  ряд  обрядов.  Один из  них  был  особенно  распространен:   в  освященной  проруби,  чтобы  очиститься от  греха,  купались  те,  кто  рядился  в  эти  веселые  праздничные  дни.

На пруду  ломают  лед,

Из  храма  Батюшка  идет.

А  за  ним  церковный  хор

На  церковный  вышел  двор

Освещать  он  будет воду.

И  в  морозную  погоду

Будут  в проруби  купаться  те.

Кто стужи  не  боится,

Ведь  сегодня  вся  вода

Не  такая  как  всегда.

Ей  дана  большая  сила

Засиять   большим  огнем.

Может  все,  что  в  эту  воду

Мы.  не  глядя  на  погоду,

В  день  Крещения  Господня

Ненадолго  окунем.

Ученик.

  И пусть  январь   морозом  дразнит,

Нам  жить  без  праздника  нельзя.

Не  уходи  из  сердца  праздник,

До  новых  праздников,  друзья!

П   Е   С   Н   Я  «   ПРОЩАЛЬНАЯ»

                                               Поем  простую  песенку

                                               О  том, как  старый  год

                                               Уходит  тихо  в  прошлое,

                                               А  новый  настает.

И  радостно,  и  грустно  нам

Прощаться  навсегда,

Но  время  нас  уносит  вдаль,

Как  светлая  вода.

                                                Бегут  навстречу  новые

                                                Веселые  деньки.

                                                Сулят  нам  много  радости

                                                На  елке  огоньки.

Ведущий.

На  празднике  побывали, как  отмечать  святки  узнали,

Поиграли,  порезвились,  хорошо  повеселились.

До  новых  встреч.

                                        Анализ мероприятия.

Фольклорные  праздники  имеют большое  значение  для  коррекции  познавательной  деятельности  учащихся. Дети  узнали  много  пословиц, поговорок, загадок,  усвоили  мораль  многих  русских  сказок. Коллективное  участие  в  играх,  хороводах,  театральных  постановках  способствовало  сплочению  детского  коллектива.  Воспитанники  стали  добрее,  грубость  и  злость  постепенно  уходят  из  их  взаимоотношений.  В  игровой  доступной  форме  дети  легко  усвоили   большой  объем  знаний.  Готовясь  к  этому  мероприятию,  дети  усвоили,    что  народный  праздник -  это  не  безделье,  а день  труда  и  веселья. Помогали  печь  пироги  к празднику,    шили  костюмы,  вышивали  салфетки.    Атмосфера  праздника   располагала  к  тому,   что   в  своей  роли  дети  чувствовали  себя  успешными.  чего  нет  в  повседневной  жизни.    Поставленные  цели  и  задачи  выполнены.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обрядового праздника " Широкая Масленица к нам пришла"

Задачи: -подводить детей к самостоятельному творчеству на празднике, -расширять знания о народном празднике, - продолжать учить выразительно исполнять знакомые музыкальные и литературные произведени...

троица обрядовые праздники изготовление кукушечки

Чередой Троицких праздников начинается лето. Троицей называется праздник, установленный христианской церковью во имя единого Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Праздник раньше начинался за ...

обрядовые праздники символ Коня

Символ коня на протяжении всей истории человечества остается одним из самых значимых символов. Сегодня образ коня ассоциируется, с одной стороны, с силой, благородством и стремительностью, с другой - ...

обрядовые праздники Солнечные символы

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН крест является одним из главных магических символов. Две сухие перекрещенные палочки при трении друг о друга порождают основу человеческой цивилизации — огонь. С того момента, как ...

Приобщение дошкольников к русской национальной культуре через организацию обрядовых праздников и фольклорных развлечений

 В работе представлены практические материалы по организации обрядовых праздников и фольклорных досугов для детей дошкольного возраста.   Организация фольклорных праздников и раз...

Календарно-обрядовые праздники зимние святки и закликание весны (бинарный урок)

Бинарный урок теоретического отделения и фольклорного ансамбля "Любысток" явился результатом творческого поиска новых методов работы преподавтелей музыкального отделения лицея искусств. Форм...