Классный час "Играем танцы"
классный час по теме

Воронежская (Бутко) Светлана Анатольевна

Материал на тему "Играем танцы" для проведения классного часа в ДМШ и ДШИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_igraem_tantsy_dodelat.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

        ВЕРХНЕДНЕПРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

                                      КЛАССНЫЙ ЧАС

                    «Играем танцы»

                                                             Фортепианное отделение

                                                             Преподаватель - Воронежская С.А.

                                               2001 год

          История танцевальной музыки насчитывает многие тысячи лет. В первобытном обществе песня, танец и их звуковое сопровождение существовали, как единое целое искусство. Изначально танцевальная музыка, как и музыка вообще, - вокальная, а первыми музыкальными инструментами были простейшие ударные. Типовые ритмы имели, вероятно, внешние прообразы, поскольку были связаны с изобразительностью (например, подражание прыжкам кенгуру в танцевальной музыки аборигенов Австралии и так далее).

          О широком распространении танцевальной музыки в странах древнего мира можно судить на основе мифологии, скульптуры и графических, а также немногих письменных музыкальных памятников.

  Демонстрация  рисунков из книги А. Кленова «Там, где музыка живет».

          Упоминания о танцах содержатся в Библии. Высоким эпосом обладала танцевальная музыка в Древней Греции, где назначение танца видели в совершенствовании, облагораживании человека.

          Само искусство выразительного движения уходит корнями в глубокую древность. У всех народов мира существовали песни – игры, в которых движения участников иллюстрировали слова песен. А слова говорили чаще всего о том, что занимало наибольшее место в жизни того или иного народа. Поэтому в самых различных странах существует много песен – игр, связанных с их повседневным трудом. Движения участников игры изображают посев или уборку хлеба, молотьбу и так далее.

          Танцевальная музыка разных народов отличается. Если в русской хороводной изображают посев или обработку льна, то в узбекских мы увидим подражание движениям сборщиков хлопка, танцы народов Севера нередко изображают преследование охотниками зверей.

          Таким образом, и повседневные занятия, и весь жизненный уклад, находит отражение не только в песне, но и в искусстве танцевальной музыки, танца. Об этом хорошо сказал в свое время Н.В. Гоголь: «Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, из его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную (военную) жизнь, выражает ту же гордость в своем танце, у народа бесконечного и  вольного та же воля и поэтическое самозабвение отражается в танцевальной музыке, народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность».

           Эти слова сказаны о народных танцах. Но едва ли не все танцы в своих истоках  - народного происхождения. Еще в эпоху Возрождения многие из них перекочевали с лужаек перед деревенскими трактирами и постоялыми дворами, со струн самодельных скрипок в рыцарские замки и дома богатых горожан, а некоторые стали частью придворного быта. Так, например, название когда-то очень популярного в городах Контрданса произошло от английского «кантри-дэнс» - сельский танец.

          Как интересно было бы увидеть танцующих на каком-нибудь придворном бале или маскараде, например, во времена, когда М.Сервантес писал «Дон-Кихота» (1615) или еще более ранние танцы! Имя Сервантеса вспомнилось не случайно: в «Дон – Кихоте» упоминается один из самых старинных танцев – Сарабанда. Этот танец – испанского происхождения. Поступь – медлительная и даже тяжеловесная, потому - что кроме обычного ударения на первой доле трехдольного такта в ней появляется еще дополнительное ударение на второй доле.

 Звучит «Сарабанда» Г. Генделя в исполнении учащегося.

          В старые времена существовало немало таких медлительных, «важных» танцев: кроме Сарабанды можно было бы назвать еще Павану и Чакону. Это были танцы – шествия, танцы – прогулки. Их можно было бы назвать еще и «танцами – выставками»: проходя по анфиладе комнат замка, танцующие демонстрировали роскошь своих народов, а хозяин – роскошь убранства дома.

          Костюмы  танцующих были чрезвычайно сложными и пышными, и это, конечно, не способствовало легкости движений. Танец состоял главным образом из чередования красивых поз, реверансов – приседаний у дам, поклонов – мужчин.

          По характеру движения Сарабанде близка Чакона. В музыке этого танца есть одна традиционная особенность: в басовом голосе многократно повторяется одна и та же последовательность звуков. Это как бы фундамент, на котором воздвигается вся музыкальная постройка. Композиторов привлекала возможность разнообразно варьировать эту постройку, стараясь сделать ее как можно богаче и красочнее.

Звучит «Чакона» Г. Генделя в исполнении учащегося.

Вопрос: какие танцы были распространены в Европе в 15, 16 веках?

Просмотр  таблицы танцев.

          Среди старинных танцев особенно долгая и интересная жизнь выпала на долю Менуэта. Танец этот – французского происхождения, его название связывают со словами «маленький шаг». Действительно, шаги танца легки, изящны; танцующие  будто скользят, еле касаясь пола. Трехдольный размер тоже способствует впечатлению особой мягкости и плавности. Поклоны, реверансы – все это характерно для Менуэта. По традиции этот танец пишется в трехчастной форме. В первой части излагается главная тема, средняя часть – трио, его в старину исполнял не весь оркестр, а только три инструмента. Затем повторялась первая часть.

Звучит «Менуэт» В. Моцарта в исполнении учащегося.

           Менуэт композиторы вводили в более сложные музыкальные формы – сюиты, сонаты, симфонии.

«Среди наследий прошлых лет

С мелькнувшим их очарованьем

Люблю старинный Менуэт

С его умильным замираньем!»

Звучит «Менуэт» из сонаты ля мажор Й. Гайдна в исполнении преподавателя.

          Постепенно танцевальная музыка отделяется от танца – движения и становится музыкой для слушания, в домашней обстановке или в концерте.

           Композиторы стали составлять крупные произведения из чередующихся медленных и быстрых, чинных и задорных танцев. Так возникла форма сюиты (слово это означает «ряд»). Самый быстрый и веселый танец приберегался для конца сюиты. Обычно это была Жига, танец английских моряков, быстрый и непринужденный, ровными триолями, как веселый ручеек, в размере 3/8, 6/8, 9/8 или 12/8. Аллеманда, Куранта, Сарабанда и Жига – именно в таком порядке они вошли в старинную сюиту.

Звучит запись французской сюиты №5 И.С. Баха в исполнении И.Жукова (клавесин).

Задание: запомнить названия танцев 17 века ( изучение таблицы).

          Красивы и очень отличны по характеру танцы разных народов.

Задание: вспомните и назовите танцы Италии, Испании, Венгрии, других стран.

 Звучит «Чардаш» Поора в исполнении учащегося.

            Множество чудесных танцев издавна бытует в Польше. Наиболее известные из них – Полонез, Краковяк и Мазурка.

          Самый древний  - Полонез. В старину его называли «великим» или «пешим» танцем и сначала танцевали только мужчины. В дальнейшем  этим танцем-шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались балы. Это – горделивый, величественный, своеобразный торжественный танец в трехдольном размере. Кроме придворного, существовал и крестьянский Полонез – более спокойный и плавный.

Учащимся предлагается вспомнить композитора - автора Полонеза, наиболее часто исполняемого по телевидению и радиовещанию.

          Излюбленный польский танец – Мазурка, точнее – Мазур (от названия одной из областей Польши – Мазовии). Народная Мазурка – с веселой, задорной, резко акцентированной мелодией в трехдольном размере - это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. В дворянской же Мазурке больше блеска, ее па как бы символизируют военную удаль. В 19 веке этот танец  стала одним из самых популярных бальных танцев.

«Мазурка раздалась. Бывало

Когда гремел Мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы…»

В исполнении учащегося звучит «Мазурка» А. Гречанинова.

          Краковяк – отличается четким двудольным размером. Вначале его танцевали только мужчины: один изображал в танце рыцаря, другой – его оруженосца. Затем – стали танцевать в паре с дамой: она плавно, изящно, он – с резким притопываниями.

В исполнении ансамбля учащихся звучит «Краковяк» М.И. Глинки из оперы «Иван Сусанин».

Зрители  отгадывают название оперы.

          Все  эти  танцы  представлены  в  творчестве  великого  сына  Польши – Ф. Шопена. Среди его танцев – и блестящие бальные, и задорные крестьянские, и нежные поэтические. Кажется, сама душа Польши воплотилась в этих прекрасных творениях.

          Народный танец Полька многим кажется польским. Однако он принадлежит другому славянскому народу – чехам. Название его происходит от слова pulka – половина, так как его танцевали мелкими шажками. Это живой, непринужденный танец в двухдольном размере, который танцуют парами по кругу. Полька обычно открывала деревенский праздник,  слыша ее веселые звуки, никто не мог устоять на месте. Этот танец завоевал широкую популярность во всей Европе в 19 веке.

 В  исполнении  учащихся  звучит  «Полька»  М.Глинки  и  «Анна  –  полька»  Й. Штрауса.

          Интересна судьба одного австрийского танца. Этот парный круговой трехдольный танец получил свое название от области Ландаль. Какой же он был в старину веселый! Смех, шутки, гомон! Сельские музыканты, выводя незатейливую мелодию на своих, похожих на дудочки, инструментах, тоже пляшут и одновременно подпрыгивают, поворачиваясь то в одну сторону, то в другую. Не было, наверное, такой деревни, где не любили эти танцы – прыжки, которые тогда – в эпоху Средневековья  - называли гальярдами. Правда, в каждой местности их танцевали по – своему и при этом давали разные названия: «роллер», «дреер», «лендлер», «вальцер» или просто… «вальс».

          В начале 19 века не было танца популярнее его. Вальс танцевали везде: на улицах и площадях, в домах бедняков и особняках богачей. Особенно любили Вальс в Вене. В каждом, даже совсем маленьком кабачке обязательно были музыканты, которые долгими часами играли и импровизировали вальсы. Вальсировали и в специальных роскошных танцевальных залах с блестящими паркетными полами и восковыми свечами, развешанными на стенах. А если у хозяев не было танцевального зала, из большой гостиной выносили мебель. И вот раздавались первые звуки  танца. Музыканты начинали играть громко и весело, потом замедляли темп, затем – снова ускоряли. Странный это был танец. Казалось, будто он соткан из нескольких маленьких танцев. Но очень скоро буквально все стали легко и плавно кружиться под его звуки, не останавливаясь и не меняя темпа. Такими были обворожительные, пленяющие своей мелодичностью вальсы, от которых была без ума вся Вена.

В исполнении учащихся звучат «Вальсы» Д. Кабалевского, А. Гречанинова, Б. Дварионаса.

          Русские танцы – и веселые пляски и плавные хороводы, часто сопровождались пением. Среди танцев нашей бывшей многонациональной страны - украинский Гопак и Казачок, Молдаванеска из Молдавии, грузинская Лезгинка, русский Трепак.

В исполнении ансамбля учащихся звучит «Украинский народный танец».

Звучит «Плясовая» А. Голоденвейзера, Зрители отгадывают, на тему какой песни она сочинена.

          В 20 веке в европейскую музыку широкой волной стали вливаться мелодии и ритмы американского континента, в том числе и танцевальный. Главным источником была народная музыка ввезенных в Америку негров, очень быстро ставшая достоянием эстрады. Оттуда ведут свое происхождение Кекуок, Тустеп, а позже – Фокстрот, а Танго и Румба – от народной музыки латинской Америки.

Знакомство с таблицей танцев.

Вопрос: Какие танцы появились в этот период?

         Так мелодии и ритмы народных танцев входят в самые разнообразные жанры, обогащая музыку не только своего родного края, но и других стран.

          Мир танца и танцевальной музыки широк и разнообразен. Каждый танец имеет «дату рождения» и «биографию». Многие исчезают бесследно, но лучшие создания народного творчества и творчества великих мастеров надолго переживают свое время и остаются такими же бессмертными памятниками прошлого, как старинные здания, картины, книги.

                             ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Музыка и ты». Альманах. Выпуск 4 / ред. М.А. Зильберквит. М.,1984/.
  2. «Музыкальный словарь в рассказах». Изд.3./ред.М.Л. Гольденштейн. М.,1988/.
  3. «Пионерский музыкальный клуб». Вып.23./сост.О.Очаковская.М.,1989/.
  4. «Там, где музыка живет». Изд.3 / А.Кленов. М.,1994/.

12-14 вв.

15 век

16 век

17 век

18 век

19 век

1900 г.

1914г.

После 1945г.

ЭСТАМПИ

БРАНЛЬ

ГАЛЬЯРДА

БАС-ДАНС

САЛЬТА-РЕАЛО

ПАВАНА

ТОРДЬОН

ПАССАМЕЦЦО

ХОФТАНЦ

ВОЛЬТА

ПАССАКАЛЬЯ

ЧАКОНА

АЛЛЕМАНДА

КУРАНТА

ЖИГА

РИГОДОН

МЕНУЭТ

ГАВОТ

АНГЛЕЗ

ЭКОСЕЗ

КОНТДАНС

БУРРЕ

КАНАРИ

ПАСПЬЕ

САРАБАНДА

КАДРИЛЬ

МАЗУРКА

ПОЛОНЕЗ

ЛЕНДЛЕР

КОТИЛЬОН

КАНКАН

ГАЛОП

ЛАНСЬЕ

ВАЛЬС

ПОЛЬКА

КРАКОВЯК

РЕГТАЙМ

КЭК-УОК

ТАНГО

БОСТОН

ПАСАДОБЛЬ

БАЮЗ

ФОКСТРОТ

РУМБА

ЧАРЛЬСТОН

САМБА

УАНСТЕН

ТУСТЕН

ЧА-ЧА-ЧА

ТВИСТ

КОНГА

ХАЛЛИ-ГАЛЛИ

ЛИПСИ

МАМБО

РОК-Н-РОЛЛ

ШЕЙК

СИРТАКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцы, танцы, танцы...

Показать ученикам 2 класса многообразие танцевального жанра на примере Вальса, Польки, Камаринской....

Открытый урок по музыке "Танцы, танцы, танцы"

Разработка открытого урока во 2 классе: "Танцы, танцы, танцы"...

Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....

урок музыки во 2 классе "Танцы, танцы, танцы…"

Урок  музыки во 2 классе по программе Е.Д.Критской. Цель - закрепить представления о танцевальных жанрах музыки и тех жизненных ситуациях, в которых люди разных времен и народов танцуют....

2 класс. Танцы, танцы, танцы

"Презентация к уроку музыки во 2 классе на тему "Танцы, танцы, танцы". Раздел в учебнике "День, полный событий"П.И. Чайковский "Полька, Камаринская, Вальс", "Песенка-чудесенка"...

Презентация к уроку "Не смолкнет сердце чуткое Шопена. Танцы, танцы, танцы".

В презентации представлены определения танцев - мазурка, полонез, вальс. Каждый танец дополнен аудиозаписью и рисунком. Основные даты из жизни Шопена, фотографии рассказывают нам о творчестве великого...

Презентация "Танцы, танцы, танцы" (2 класс)

Презентация "Танцы, танцы, танцы..."...