Программа внеурочной деятельности
методическая разработка (5 класс) на тему
"Этика общения интернет-пользователя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.74 КБ |
![]() | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения).
Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет социальный кругозор детей, ребёнок получает сведения об обществе и и коммуникации в его пределах. Он узнаёт специфическую лексику интернета, ее происхождение и значение. Ребёнок учится аргументированно отстаивать свое мнение и уважать другое, толерантно относится к окружающим, сравнивать речевые явления различных языковых личностей, а так же оценивать их.
Основными формами воспитательного часа является беседа, проектная работа, игра. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения новой информацией. В беседе формируется речевое поведение детей, а в процессе подготовки проектов развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.
Различные коммуникативные ситуации бесед помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные и моральные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.
Данный курс рассчитан на 35 учебных часов по 45 минут, для учащихся 5-х классов (11-12 лет).
Изучение школьниками английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка, а так же готовит самостоятельную, толерантную, современную языковую личность.
Главной целью данного курса является
-развитие социальных коммуникативных навыков, необходимых для успешной самореализации в современном обществе. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся навыки и получить дополнительные.
-создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных необходимых умений для интернет -общения через беседу, игровую и проектную деятельность.
Задачи:
- Познавательный аспект.
- познакомить детей cо специальной лексикой интернета, ее значением, происхождением, корректным использованием;
- способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковой среде и осознанию ими культурной речи как эффективного инструмента познания мира и средства успешного общения;
- познакомить детей с различными социальными группами по интересам с целью получения новой полезной информации;
- познакомить детей с последними достижениями века информационныхтехнологий;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
- Развивающий аспект.
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению риторическими способностями и культурой;
- развивать коммуникативные умения и формировать у учащихся способность к успешному общению, достижению социальной цели;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в различных ситуациях интернет - общения;
- формировать у детей готовность к общению с соблюдением норм этикета;
- развивать технику письменной речи, способность составлять логические тексты, грамотно оперировать родной речью;
- познакомить с основами риторического искусства и научить приемам убеждения собеседника.
- Воспитательный аспект.
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к окружающим;
- приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс контролирования времени, проведенного их детьми в интернете;
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему поиску новой информации необходимой для составления
личного портфолио.
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной. Формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою точку зрения, в пределах социального общения.
Таким образом, данная рабочая программа нацеливает на обучение детей в пятом классе по всем видам речевой деятельности.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по этике интернет - пользователя основана на следующих формах: индивидуальная, самостоятельная, работа в парах и групповая (под руководством учителя). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, интеллектуальной и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими необходимыми для работы в электронных текстах, выхода в интернет, для успешной деятельности каждого ребенка.
Место проведения занятий:
Рекомендуется проводить занятия в соответственно оснащенном в учебном кабинете.
Виды деятельности:
- быстрый поиск информации;
- проектная деятельность;
- письменная и речевая деятельность, применение ИКТ;
- составление диалогов и монологов этикетного характера;
- выполнение упражнений по риторике, решению коммуникативных задач.
Ценностные ориентиры содержания программы по внеурочной деятельности
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить достижение основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Этика интернет - пользователя развивает социальный кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
- предметные;
- метапредметные;
- личностные.
В концепции ФГОС второго поколения, пределах данного курса, под предметными результатами понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, которые необходимы для самореализации в пределах интернета. Метапредметные результаты понимаются как освоенные обучающимся способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем социального характера в реальных жизненных ситуациях. Личностные результаты должны отразиться в формировании системы ценностных отношений обучающихся к себе и окружающим, самому образовательному процессу и его результатам.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по данному направлению предназначена для работы с детьми 5 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Содержание программы
Модуль 1. «Интернет - ресурсы»: что такое интернет, эффективный поиск необходимой информации среди прочей.
Модуль 2 «Культура общения в соц. сети»: основы риторики и культуры общения, практическое функционирование русского языка, великие ораторы.
Модуль 3 «Нормы использования интернета»: временная нормированность использование интернета, необходимость его использования.
Модуль 4 «Специальная лексика интернета»: происхождение, значение и функционирование специфических языковых клише, встречающихся в интернете.
Модуль 5 «Вопрос анонимности пользователя»: что такое анонимность, ее последствия, необходимость отвечать за свои высказывания,
Модуль 6 «Достижение цели общения»: выражение своего мнения, мастерство аргументации, правила спора, что такое толерантность.
Модуль 7 «Выделяем нужную информацию»: правильное пользование функции «поиск», современные браузеры, ключевые ссылки.
Модуль 8 «Виртуальное и личное общение в сравнении»: плюсы и минусы общения в интернете, особенности личного общения, необходимые выводы.
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
- имена и достижения наиболее известных ораторов;
- систему интернет - поиска и ее принципы;
- названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
- специфические языковые клише.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
- риторически верно отстаивать свое мнение, вести спор;
- применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического и монологического общения;
- вести эффективный поиск информации в интернете;
- составлять грамотные письменные высказывания;
- самостоятельно анализировать результат своей деятельности в интернете;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- понимать значение речи других интернет - пользователей;
- уметь организовывать собственные группы по интересам;
- вести диалоги согласно нормам русского языка и нормам этикетного характера;
- конструктивно и последовательно излагать свои мысли;
- адекватно и критически анализировать информацию интернет- пространства, с учетом нравственных и моральных норм поведения и осмысления действительности;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях, а так же в условиях анонимности.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, выводы, личное отношение).
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
- толерантность, дружелюбное отношение к окружающим;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- уважение к себе и другим;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях.
Перечень литературы
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. -223с.
- Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 144с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
- Англо- русские словари для школьников (любого автора)
- Фразеологические словари (любого года издания, под любой редакцией)
- Словари синонимов и антонимов (любого автора)
- Толковые словари (любого автора)
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.
- http://www.etika.ru/articles/3/71/
- http://www.etika.ru/articles/3/71/
- http://www.ourkids.ru/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Сетевой_этикет
- http://www.free-books.org/
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Дата | |||
Всего | Теоритические занятия | Практические занятия | По плану | Фактически | ||
I. | Интернет - ресурсы | 4 |
| |||
1 | Что такое интернет | 1 | 1 | 0 | ||
2. | Поиск информации | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
3. | Интернет - браузеры | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
4. | Интернет - сайты | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
II. | Культура общения в соц. сети | 4 | ||||
5. | Риторика и культура | 1 | 1 | 0 | ||
6 | Русский язык в интернете | 1 | 1 | 0 | ||
7 | Истории ораторов | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
8 | Что такое нетикет | 1 | 1 | 0 | ||
III. | Нормы использования интернета | 4 | ||||
9 | Время в интернете | 1 | 1 | 0 | ||
10 | Зачем нужен интернет | 1 | 1 | 0 | ||
11 | Типичные текстовые ошибки интернет - высказывания | 0,5 | 0,5 | 0 | ||
12 | Оформление сообщений | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
IV. | Спец. лексика интернета | 10 | ||||
13 | Происхождение и значение | 1 | 1 | 0 | ||
14 | Использование | 1 | 1 | 0 | ||
15 | Уместность | 1 | 1 | 0 | ||
16 | Языковые клише | 1 | 1 | 0 | ||
17 | Функционирование | 1 | 1 | 0 | ||
18 | Раскладка Бирмана | 1 | 1 | 0 | ||
19 | Понятия «Флейм» | 1 | 1 | 0 | ||
20 | Понятие «Флуд» | 1 | 1 | 0 | ||
21 | Понятие «Спам» | 1 | 1 | 0 | ||
22 | Понятие «Оффтоп» | 1 | 1 | 0 | ||
V. | Вопрос анонимности пользователя | 3 | ||||
23 | Определение анонимности | 1 | 1 | 0 | ||
24 | Последствия анонимности | 1 | 1 | 0 | ||
25 | Ответственность | 1 | 1 | 0 | ||
VI. | Достижение цели общения | 7 | ||||
26 | Моя точка зрения | 1 | 1 | 0 | ||
27 | Точка зрения окружающих | 1 | 1 | 0 | ||
28 | Мои аргументы | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
29 | Правила спора, рождающие истину | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
30 | 13 правил сетевого спора | 1 | 1 | 0 | ||
31 | Толерантное отношение | 1 | 1 | 0 | ||
32 | Тактичное и тактическое молчание | 1 | 1 | 0 | ||
VII. | Выделяем нужную информацию | 3 | ||||
33 | Использование функции «поиск» и современные браузеры | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
34 | Ключевые ссылки | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
35 | Оформление и разметка | 0,5 | 0,5 | 1 |
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
1 | Интернет - ресурсы | 4 |
2 | Культура общения в соц. сети | 4 |
3 | Нормы использования интернета | 4 |
4 | Спец. лексика интернета | 10 |
5 | Вопрос анонимности пользователя | 3 |
6 | Достижение цели общения | 7 |
7 | Выделяем нужную информацию | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/20/picture-248453-1371749269.jpg)
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649247-1436977106.jpg)
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-970261-1510114511.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-1170637-1570292050.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/10/picture-1255235-1591778793.jpg)
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/07/picture-95546.jpg)
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-1439442-1669564320.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...