Программа внеурочной деятельности
методическая разработка (5 класс) на тему

Чичба Яна Юрьевна

"Этика общения интернет-пользователя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_internet_etika.docx32.74 КБ
Файл tp_internet.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа по внеурочной деятельности для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность        школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения).

Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет социальный кругозор детей, ребёнок получает сведения об обществе и и коммуникации в его пределах. Он узнаёт специфическую лексику интернета, ее происхождение и значение. Ребёнок учится аргументированно отстаивать свое мнение и уважать другое, толерантно относится к окружающим, сравнивать речевые явления различных языковых личностей, а так же оценивать их.

Основными формами воспитательного часа является беседа, проектная работа, игра. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения новой информацией. В беседе формируется речевое поведение детей, а в процессе подготовки проектов развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.

Различные коммуникативные ситуации бесед помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные и моральные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.

Данный курс рассчитан на 35 учебных часов по 45 минут, для учащихся 5-х классов (11-12 лет).

Изучение   школьниками английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка,  а так же готовит самостоятельную, толерантную, современную языковую личность.

Главной целью данного курса является

-развитие социальных коммуникативных навыков, необходимых для успешной самореализации в современном обществе. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся навыки и получить дополнительные.

-создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных необходимых умений для интернет -общения через беседу, игровую и проектную деятельность.

Задачи:

  1. Познавательный аспект.
  • познакомить детей cо специальной лексикой интернета, ее значением, происхождением, корректным использованием;
  • способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковой среде  и осознанию ими культурной речи как эффективного инструмента познания мира и средства успешного общения;
  • познакомить детей с различными социальными группами по интересам с целью получения новой полезной информации;
  • познакомить детей с последними достижениями века информационныхтехнологий;
  • способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
  1. Развивающий аспект.
  • развивать мотивацию к дальнейшему овладению риторическими способностями  и культурой;
  • развивать коммуникативные умения и формировать у учащихся способность к успешному общению, достижению социальной цели;
  • приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в различных ситуациях интернет - общения;
  • формировать у детей готовность к общению с соблюдением норм этикета;
  • развивать технику письменной речи, способность составлять логические тексты, грамотно оперировать родной речью;
  • познакомить с основами риторического искусства и научить приемам убеждения собеседника.
  1. Воспитательный аспект.
  • способствовать воспитанию толерантности и уважения к окружающим;
  • приобщать к общечеловеческим ценностям;
  • способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
  • обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс контролирования времени, проведенного их детьми в интернете;
  • прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему поиску новой информации необходимой для составления
    личного портфолио.

Коммуникативная  компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной. Формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою точку зрения, в пределах социального общения.

Таким образом, данная рабочая программа нацеливает  на обучение детей в пятом классе по всем видам речевой деятельности.

Формы проведения занятий

Внеурочная деятельность по этике интернет - пользователя основана на следующих формах: индивидуальная, самостоятельная, работа в парах и  групповая (под руководством учителя). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, интеллектуальной и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими необходимыми для работы в электронных текстах, выхода в интернет, для успешной деятельности каждого ребенка.

Место проведения занятий:

Рекомендуется проводить занятия в соответственно оснащенном в учебном кабинете.

Виды деятельности:

  • быстрый поиск информации;
  • проектная деятельность;
  • письменная и речевая деятельность,  применение ИКТ;
  • составление диалогов и монологов этикетного характера;
  • выполнение  упражнений по риторике, решению коммуникативных задач.

Ценностные ориентиры содержания программы по внеурочной деятельности

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить достижение основных целей:

  1. развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
  2. воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  3. освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  4. сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Этика интернет - пользователя развивает социальный кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию  учащихся.

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

  • предметные;
  • метапредметные;
  • личностные.

В концепции ФГОС второго поколения, пределах данного курса, под предметными результатами понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, которые необходимы для самореализации в пределах интернета. Метапредметные результаты понимаются как освоенные обучающимся способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем социального характера в реальных жизненных ситуациях.  Личностные результаты должны отразиться в формировании системы ценностных отношений обучающихся к себе и окружающим, самому образовательному процессу и его результатам.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам.

Программа организации внеурочной деятельности  школьников по данному направлению предназначена для работы с детьми 5 класса  и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

Содержание программы

Модуль 1. «Интернет - ресурсы»: что такое интернет, эффективный поиск необходимой информации среди прочей.

Модуль 2 «Культура общения в соц. сети»: основы риторики и культуры общения, практическое функционирование русского языка, великие ораторы.

Модуль 3 «Нормы использования интернета»: временная нормированность использование интернета, необходимость его использования.

Модуль 4 «Специальная лексика интернета»: происхождение, значение и функционирование специфических языковых клише, встречающихся в интернете.

Модуль 5 «Вопрос анонимности пользователя»: что такое анонимность, ее последствия, необходимость отвечать за свои высказывания,

Модуль  6   «Достижение цели общения»: выражение своего мнения, мастерство аргументации, правила спора, что такое толерантность.

Модуль 7   «Выделяем нужную информацию»: правильное пользование функции «поиск», современные браузеры, ключевые ссылки.

Модуль 8  «Виртуальное и личное общение в сравнении»: плюсы и минусы общения в интернете, особенности личного общения, необходимые выводы.

Предполагаемые результаты реализации программы

В результате реализации данной программы учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • имена и достижения наиболее известных ораторов; 
  • систему интернет - поиска и ее принципы;
  • названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
  • специфические языковые клише.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • риторически верно отстаивать свое мнение, вести спор;
  • применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического и монологического общения;
  • вести эффективный поиск информации в интернете;
  •  составлять грамотные письменные высказывания;
  • самостоятельно анализировать результат своей деятельности в интернете;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • понимать значение речи других интернет - пользователей;
  • уметь организовывать собственные группы по интересам;
  • вести диалоги согласно нормам русского языка и нормам этикетного характера;
  • конструктивно и последовательно излагать свои мысли;
  • адекватно и критически анализировать информацию интернет- пространства, с учетом нравственных и моральных норм поведения и осмысления действительности;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

        Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях, а так же в условиях анонимности.

        Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

        Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, выводы, личное отношение).

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • толерантность, дружелюбное отношение к окружающим;
  • познавательная, творческая, общественная активность;
  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
  • коммуникабельность;
  • уважение к себе и другим;
  • личная и взаимная ответственность;
  • готовность действия в нестандартных ситуациях.

Перечень литературы

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. -223с.
  2. Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 144с.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
  4. Англо- русские словари для школьников (любого автора)
  5.  Фразеологические словари (любого года издания, под любой редакцией)
  6. Словари синонимов и антонимов (любого автора)
  7. Толковые словари (любого автора)
  8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.
  9.  http://www.etika.ru/articles/3/71/
  10.  http://www.etika.ru/articles/3/71/
  11.  http://www.ourkids.ru/   
  12.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Сетевой_этикет
  13.  http://www.free-books.org/  



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Дата

Всего

Теоритические

занятия

Практические занятия

По плану

Фактически

I.

Интернет - ресурсы

4

        

1

Что такое интернет

1

1

0

2.

Поиск информации

1

0,5

0,5

3.

Интернет - браузеры

1

0,5

0,5

4.

Интернет - сайты

1

0,5

0,5

II.

Культура общения в соц. сети

4

5.

Риторика и культура

1

1

0

6

Русский язык в интернете

1

1

0

7

Истории ораторов

1

0,5

0,5

8

Что такое нетикет

1

1

0

III.

Нормы использования интернета

4

9

Время в интернете

1

1

0

10

Зачем нужен интернет

1

1

0

11

Типичные текстовые ошибки интернет - высказывания

0,5

0,5

0

12

Оформление сообщений

0,5

0,5

1

IV.

Спец. лексика интернета

10

13

Происхождение и значение

1

1

0

14

Использование

1

1

0

15

Уместность

1

1

0

16

Языковые клише

1

1

0

17

Функционирование

1

1

0

18

Раскладка Бирмана

1

1

0

19

Понятия «Флейм»

1

1

0

20

Понятие «Флуд»

1

1

0

21

Понятие «Спам»

1

1

0

22

Понятие «Оффтоп»

1

1

0

V.

Вопрос анонимности пользователя

3

23

Определение анонимности

1

1

0

24

Последствия анонимности

1

1

0

25

Ответственность

1

1

0

VI.

Достижение цели общения

7

26

Моя точка зрения

1

1

0

27

Точка зрения окружающих

1

1

0

28

Мои аргументы

0,5

0,5

1

29

Правила спора, рождающие истину

0,5

0,5

1

30

13 правил сетевого спора

1

1

0

31

Толерантное отношение

1

1

0

32

Тактичное и тактическое молчание

1

1

0

VII.

Выделяем нужную информацию

3

33

Использование функции «поиск» и современные браузеры

0,5

0,5

1

34

Ключевые ссылки

0,5

0,5

1

35

Оформление и разметка

0,5

0,5

1

Тематическое планирование

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

1

Интернет - ресурсы

4

2

Культура общения в соц. сети

4

3

Нормы использования интернета

4

4

Спец. лексика интернета

10

5

Вопрос анонимности пользователя

3

6

Достижение цели общения

7

7

Выделяем нужную информацию

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...