План кружка "Юный журналист"
материал по теме
планирование занятий в журналистском кружке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_yunyy_zhurnalist1.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Воротынская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Утверждаю:
и одобрена на заседании директор
Педагогического Совета МОУ Воротынская СОШ
Протокол № _________ ____________ В.Д. Шиндина
от ______________________ ______________ 2013 г.
дополнительная образовательная программа
«Юный журналист»
Нормативный срок реализации 2 года
возраст обучающихся с 11 лет
автор-разработчик
Домрачева Татьяна Владимировна
первая квалификационная категория
Нижегородская область
р.п. Воротынец
2013 год
Пояснительная записка
Учеба, творчество, досуг –
Все отражается в газете!
Все новости из первых рук,
А создают газету дети!
В современном мире на воспитание и образование подрастающего поколения несомненную роль оказывают средства массовой информации. Через них у современной молодежи, да и не только у нее, формируются собственные взгляды и убеждения, складывается определенное отношение к обществу.
Газета, создаваемая детьми, дает возможность самоутвердиться, быть успешным в обществе, раскрывает возможности для интеллектуального самосовершенствования, а также, несомненно, способствует творческому развитию подрастающего поколения.
Программа дополнительного образования «Юный журналист» прежде всего, направлена на то, чтобы ребята попробовали себя в качестве журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учат их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). В процессе создания газеты, учащиеся проявляют и совершенствуют свои коммуникативные способности, учатся работать не только индивидуально, но и в коллективе.
Программа рассчитана на 128 часов (2 года обучения) и предусматривает различные формы занятий: лекцию, практикум, тестирование, игру, тренинги. Оценка знаний и умений обучающихся также проводится в форме творческих работ, эвристических бесед, экскурсий. Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная. Это поможет учащимся применять свои знания в различных видах и способах деятельности.
Программа «Юный журналист» ориентирована на учащихся 5-10 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по изученным ранее базовым дисциплинам в образовательном учреждении. В свою очередь, обучение по данной программе не только значительно расширит объем знаний по основным предметам, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.
Цели программы
- создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования;
- научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание;
- оказать помощь учащимся в формировании нравственной позиции;
- изучить основы журналистского мастерства.
В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи:
Теоретические
- Расширение знаний о журналистике, целях публицистического стиля, сфере употребления, жанрах, языковых средствах;
- Изучение истории журналистики, этапов ее развития;
- Изучение основ социологии и журналистского творчества.
Практические
- формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта;
- овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
- адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
- логично и образно излагать свои мысли, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели (заметка, статья, репортаж, очерк, рецензия), готовить устные выступления (речи, доклады);
- совершенствовать и редактировать текст
- формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
Развивающие
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
- развитие речевой культуры;
- развивать у учащихся потребность в публичных выступлениях;
- расширение общего кругозора.
Воспитательные
- воспитание сознательного и бережного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как к виду общественной деятельности;
- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;
- воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
- воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
- привитие культуры общения с миром средств массовой информации.
Тематический план программы
дополнительного образования
«Юный журналист»
(136 часов)
№ | Название раздела | Кол-во часов всего | Количество часов | |
Теоретические | Практические | |||
1 год обучения (68 часов) | ||||
1. | Краткое введение в историю журналистики | 18 | 6 | 12 |
2. | Публицистический стиль речи | 11 | 3 | 8 |
3. | Основы журналистики | 31 | 6 | 25 |
4. | Практическая работа | 8 | 8 | |
2 год обучения (68 часов) | ||||
1. | Условия успешной коммуникации | 16 | 1 | 15 |
2. | Художественно-техническое оформление издания | 24 | 5 | 19 |
3. | Практическая работа | 28 | 28 |
Содержание изучаемого курса
1 год обучения (68 часов)
№ | Раздел Тема | Форма проведения | Методы и приемы | Методические и дидактические материалы | Форма подведения итогов |
1. Краткое введение в историю журналистики (5 часов) | |||||
1. | Введение. (1ч) Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов. | Лекционная (1ч) | Эвристическая беседа Игра «Давайте познакомимся!» | ||
2. | Оценка состояния коммуникативной культуры учащихся (1ч) | Практическая (1ч) | Тест «Карта моих интересов» | ||
3. | Журналистика как профессия (4ч)
| Лекционная (2ч) Практическая (2ч) | Эвристическая беседа, тест «Моя профессия» | Работа с карточками, таблицей, словарями | Реферат на тему «Возникновение и развитие журналистики в России» |
4. | Газетный мир (4 ч)
- информационная;
| Лекционная (2ч) Практическая (2ч) | Эвристическая беседа | Работа со словарями, печатными изданиями | Творческая работа «Круглый стол» (группы учащихся готовят этимологические справки о словах «газета» и журнал») |
5. | Как и почему возникла журналистика? (2ч) Этап первый Период пражурналистики
«Анналы» - первые периодические издания-ежегодники. «Большие анналы» - прообраз современной газеты.
| Лекционная (1ч), практическая (1ч) | Эвристическая беседа | Работа со словарями, энциклопедиями, справочниками | Изготовление «древних газет» |
Этап второй Появление предпосылок для создания первых газет
Этап третий. Появление в Европе и России первых печатных газет.
Этап четвертый. Расцвет журналистики
Этап пятый. Конец «эры Гуттенберга».
| Эвристическая беседа | Работа в библиотеке, обзор печатных изданий, интернет-ресурсов | Круглый стол с библиотекарем | ||
6. | Из истории детской прессы (2ч)
| Практическая (2ч) | Эвристическая беседа, практикум, экскурсия в школьный пресс-центр г.Нижнего Новгорода | Работа с печатными изданиями | |
7. | Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ (2ч)
| Практическая (2ч) | Эвристическая беседа | Работа с изданиями | Творческая работа «Я спешу вам рассказать!» (выбрать любое детское или подростковое издание и рассказать о его особенностях) Составление дайджеста. |
8. | Знакомство с законами о СМИ (1ч) Классификация СМИ: радио, ТВ, Интернет, газетно-журнальная периодика. | Практическая (1ч) | Творческая работа «Журналистская Дума» (беседа о гласности, свободе печати, российских законах о СМИ, в том числе и о детских) | ||
9. | Итоговое занятие (1ч) | Практическая (1ч) | Посвящение в юнкоры | ||
2. Публицистический стиль речи (11 ч) | |||||
1. | Основные признаки публицистического стиля речи: цель, сфера употребления, стилевые черты, языковые средства, жанры (2ч) | Лекционная (1ч) Практическая (1ч) | Эвристическая беседа | Работа с изданиями | |
2. | Стилевые черты. Работа с текстом (2ч) | Лекционная (1 ч) Практическая (1ч) | Эвристическая беседа | Работа с текстом разных жанров | |
3. | Языковые средства публицистического стиля. Анализ текста (2ч) | Лекционная (1ч) Практическая (1ч) | Эвристическая беседа | Работа с печатными изданиями | |
4. | Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы (2ч) | Практическая (2ч) | Эвристическая беседа | Работа с текстами | Творческая работа «Сочинение-рассуждение о русском языке» |
5. | Рецензирование и редактирование собственной творческой работы (2ч) | Практическая (2ч) | Эвристическая беседа | ||
6. | Итоговое занятие (1ч) Ораторское искусство. Риторика. Техника речи. Практикум (упражнения на дыхание, скороговорки) | Практическая (1ч) | |||
3. Основы журналистики (31 ч) | |||||
1. | Многообразие жанров (3ч) (Система жанров в литературе и журналистике, газетно-журнальные жанры, знакомство с понятиями «жанр» и «факт», Принципы деления на жанры: Информационные: новость, заметка, отчет, репортаж, интервью, опрос, пресс-релиз. Аналитические: комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия. Художественно-публицистические: очерк, зарисовка, фельетон, эссе.) | Лекционная (1ч) Практическая (2ч) | Эвристическая беседа | Обзор газет и журналов | Творческая работа. Используя русские народные пословицы и поговорки, написать фельетон на тему «Делу время – потехе час» |
2. | Информация (новость) (3ч)
| Лекционная (1ч) Практическая (2ч) | Эвристическая лекция | Работа с карточками и методической литературой | Творческая работа «Мастер новость: Час важных сообщений» - написание заметок о важных событиях школьной жизни. |
3. | Заметка (2ч) Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. | Практическая (2ч) | Экскурсия в краеведческий музей | Творческая мастерская «История моей малой Родины» - написать небольшой материал, используя элементы путевых зарисовок, заметок. | |
4. | Отчет (1ч) Что такое отчет и его основные черты | Практическая (1ч) | Эвристическая беседа | Творческая мастерская «Бюро детективных расследований» Написать «детективный» отчет на тему «Классный день календаря» (о профессиональных праздниках, н/р День журналиста, День российской печати) | |
5. | Репортаж (1ч) - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. | Практическая (1ч) | Мастер-класс, поездка в д.Быковка. | Работа с газетами | Творческая работа. Написание репортажа. |
6. | Интервью (3ч)– особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. Этапы работы над интервью, классификация вопросов. | Лекционная (1ч) Практическая (2ч) | Эвристическая лекция, проведение учебных интервью | Написание интервью на свободную тему | |
7. | Опрос. Пресс-релиз (2ч) Что такое опрос, пресс-релиз; Функции пресс-релиза, структура | Практическая (2ч) | Проведение благотворительной акции | ||
8. | Обозрение, комментарий (2ч) | Лекционная (1ч) Практическая (1ч) | Эвристическая беседа | Работа с изданиями | |
9. | Рецензия, корреспонденция (1ч) | Практическая (1ч) | Эвристическая беседа | Посещение театра, кино, спектакля театральной группы «Премьера» | |
10. | Статья (2ч) – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Описание как элемент любой статьи. | Практическая (2ч) | Тестирование | Работа с изданиями | Творческая работа – написание рассказов по пословице (крылатому выражению, афоризму) |
11. | Очерк (2ч)– близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. | Практическая (2ч) | Литературный тренинг – составление письменной характеристики или литературного мини-портрета на тему «Мой сосед по парте: его лучшие качества» или «Угадай, кто это?» | ||
12. | Зарисовка (2ч) – основные черты зарисовок, виды, способы написания зарисовки. | Лекционная (1ч) Практическая (1ч) | Поездки по историческим местам | Работа со словарем | Творческое задание «Нарисую образ» |
13. | Фельетон и памфлет (2ч)
| Практическая (2ч) | Работа с сатирическими текстами | Круглый стол «Диалог-шоу». Написание дружеских пародий «портрет» | |
14 | Эссе (1ч)
| Практическая (1ч) | Написание эссе на тему «Что значит правильно выбрать профессию». | ||
15. | Социология как составная часть журналистских заданий (2ч)
| Лекционная (1ч) Практическая (1ч) | Круглый стол, встречи | Работа с анкетами | Игра «Я редактор. Я корректор». |
16. | Итоговое занятие (1ч) Распознание в газетах и журналах примеров публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. | Практическая (1ч) | Творческое задание «Газетный жанр» Юнкоры делятся на группы по жанрам. Одна группа доказывает, что интервью самый интересный жанр, другая, что зарисовка и т.д. | ||
4. Практическая работа (8ч) Ежемесячный выпуск газет. Планирование выпуска. Сбор материала. Набор номера. Редактирование. Анализ работы. |
Содержание изучаемого курса
2 год обучения (216 часов)
№ | Раздел Тема | Форма проведения | Методы и приемы | Методические и дидактические материалы | Форма подведения итогов |
1. Условия успешной коммуникации (16 часов) | |||||
1. | Устное публичное выступление (4ч) (речь, доклад). Что поможет успешно выступить? | Лекционная (1ч) Практическая (3ч) | Эвристическая беседа | Круглый стол «Эврика» (стихотворная игра-буриме) | |
2. | Дискуссия. Правила ведения дискуссии. Четырнадцать правил, помогающих убедить. (2ч) | Практическая (2ч) | Эвристическая беседа | Дискуссия на тему «Журналистская профессия – плюсы и минусы» | |
3. | Что такое эмпатия? Умеете ли вы ладить с людьми? Тестирование. (1ч) | Практическая (1ч) | Тестирование | ||
4. | Жесты и мимика как невербальные средства общения. Из истории языка жестов и мимики. Решение ситуативных задач. (2ч) | Практическая (2ч) | Эвристическая беседа | Карточки с ситуациями | |
5. | Язык жестов и поз. Словарь жестов. Решение коммуникативно-ситуативных задач. (1ч) | Практическая (1ч) | Эвристическая беседа | Работа со словарями, карточками | |
6. | Искусство комплимента. Чем комплимент отличается от лести? (1ч) | Практическая (1ч) | Дискуссия | Игра «Прорыв» | |
7. | Невербальные средства общения. Внешний облик – друг или враг. Одежда. Прическа. Украшение. Косметика. (2ч) | Практическая (2ч) | Эвристическая беседа | Работа с печатными изданиями | Творческая работа Составление комментариев к иллюстрациям в газете, журнале |
8. | Упражнения для снятия аудиторного шока (сценического страха). (1ч) | Практическая (1ч) | Мини-конкурс актерского мастерства | ||
9. | Общение. Ролевые игры: «Знакомство-представление», «Кто я?», «Какой цвет?», «Озвучивание», «Непрерывный рассказ», «Трамвай», игра-перевоплощение «Если бы я был…». (2ч) | Практическая (2ч) | Игра | ||
Художественно-техническое оформление издания (100ч) | |||||
1. | Знакомство с оформительским делом (16ч)
| Лекционная (1ч) Практическая (15ч) | Эвристическая лекция, экскурсия в редакцию «Воротынская газета» | Работа с печатными изданиями, работа ПК | Практическая работа. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов. |
2. | Иллюстрированное оформление газеты (3ч) Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета. | Практическая (3ч) | Эвристическая беседа | Работа с печатными изданиями, иллюстрациями, работа на ПК | Попробовать самостоятельно подобрать на выбранную тему иллюстрации для оформления газеты |
3. | Роль фотографии в газете (12ч) Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». «Фотокросс», просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Подготовка подписей к снимкам Работа с цветом | Лекционная (2ч) Практическая (10ч) | Эвристическая беседа | Работа с фотографиями, фотоаппарат, работа на ПК | Оформление выставки фотографий |
4. | Дизайн газеты (6ч) Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. | Лекционная (1ч) Практическая (5ч) | Эвристическая беседа | Работа с печатными изданиями. | Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна |
5. | Заголовки (3ч) Основные функции и виды. Сокращения в заголовках и ошибки. | Лекционная (1ч) Практическая (2ч) | Эвристическая беседа | Работа с печатными изданиями. | Создание заголовка к тексту |
6. | Создание газеты (45ч)
| Лекционная (2ч) Практическая (43ч) | Эвристическая беседа, групповая работа | Работа на ПК. | Творческая работа «Эффектный текст» Творческая работа «Составление кроссвордов, ребусов» Разработка презентаций Оформление газеты в заданной программе. |
7. | Поиск информации в интернете (12ч)
| Практическая (12ч) | Поисковый | Работа на ПК | |
8. | Итоговое занятие (3ч) | Практическая (3ч) | Анкетирование «Мои успехи в журналистике». | Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ. | |
4. Практическая работа (100ч) Ежемесячный выпуск газет. Планирование выпуска. Сбор материала. Набор номера. Редактирование. Анализ работы. |
Предполагаемый результат
К концу первого года обучения по данной программе учащиеся должны:
- Иметь представление:
- о журналистской профессии;
- о коммуникативной функции языка;
- о публицистике и журналистике
- о риторике;
- о вербальных и невербальных средствах общения.
- Знать:
- цели, языковые особенности и жанры публицистического стиля;
- смысл понятий: ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция.
- Уметь:
- проводить стилистический анализ текста;
- определять авторскую позицию;
- подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
- свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и СМИ, свободно использовать ее в творческой работе;
- применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- вести спор, соблюдая правила речевого этикета.
К концу второго года обучения учащиеся должны приобрести более полные навыки журналистского мастерства, освоить процессы верстки, макетирование и самостоятельно выпускать газету.
Чтобы полученные знания, умения и навыки совершенствовались, программой предусмотрены практическое применение: экскурсии по памятным и историческим местам родного края, поездки за пределы области, журналистские командировки, участие в социально значимых мероприятиях с последующим отражением всех этих событий в газете.
Главным критерием достижения результата на протяжении всего обучения является подготовленный к публикации материал и выпуск газеты.
Литература
- Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям/авт-сост. Н.А.Спирина.-Волгоград: Учитель, 2010
- Сёмушкина Л.Н. Культура русской устной речи: Словарь-справочник. М.: Айрис пресс, 2007.
- Гринина – Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах (4 – 8 классы) М.: «Просвещение» 1977
- Развивайте дар слова: факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8 – 9 классы)». Составители Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. М.: «Просвещение» 1990
- Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения / авт.-сост. Л.А. Кобзарёва. Волгоград: Учитель, 2008
- Русский язык. 9 класс. Условия успешной коммуникации: элективный курс / авт.-сост. А.М. Головизин. - Волгоград: Учитель, 2008
- О.А. Мазнева, И.М. Михайлова. Практикум по стилистике русского языка: тексты и задания 10-11 классы. М.: Дрофа 2006
- Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Уроки риторики в школе: книга для учителя. ЮВЕНТА ∙БАЛАСС М.:2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Мастерская школьного журналиста"
Школьная газета – это чудо и обыденность…Информационная роль газеты велика, но ещё больше образовательная и воспитательная! Современные информационные технологии должны стать инстру...
Методическая разработка занятия-игры «Мы журналисты»
Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования обществе...
Посвящение в журналисты
Посвящение в журналисты - это внеклассное мероприятие, проведенное специально для ребят, вступающих в ряды журналистов школьной газеты. Здесь вы найдете не только сценарий мероприятия, но и приложения...
Комплексное решение воспитательно-образовательных задач на занятиях в студии юных журналистов. Развивающие упражнения с газетой
Темой данной работы является комплексный подход к формированию одного из элементов структуры учебного занятия в студии юных журналистов, а именно, развивающим упражнениям с использованием информационн...
"Сподвижница мира"- республиканский конкурс "Юный журналист". Сочинение- интервью.
Сочинение- интервью с заложницей театрального центра на Дубровке, в основе которого лежат реальные факты....
статья "Мы – журналисты нового века!"
В рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между МО Ямальский район, Администрацией МО Приуральский район и Администрацией МО Шурышкарский район, с целью привлечения общественности и исполнительн...
План-конспект занятия «Введение в образовательную программу « Школа молодого журналиста» (13-15 лет)
Цель: введение в пространство дополнительной образовательной программы «Школа молодого журналиста ». Задачи:Пробудить интерес к предмету «жур...