Наше внимание
презентация к уроку (7 класс) на тему

Машкина Елена Сергеевна

Цель: изучить функцию внимания, его виды и свойства.

Задачи

— определить функцию внимания как направленности сознания на объект;

 — рассмотреть условия возникновения внимания;

 — рассмотреть виды внимания;

 — изучить его свойства;

 — в практических заданиях определить индивидуальные особенности внимания учащихся;

 — показать возможности повышения качества внимания.

Часть первая. Внимание, виды внимания.

Часть вторая. Практические упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл теоретическая часть20.49 КБ
Файл часть1447.91 КБ
Office presentation icon часть2710 КБ

Предварительный просмотр:

Внимание и его виды.

Цель: изучить функцию внимания, его виды и свойства.

Задачи

— определить функцию внимания как направленности сознания на объект;

 — рассмотреть условия возникновения внимания;

 — рассмотреть виды внимания;

 — изучить его свойства;

 — в практических заданиях определить индивидуальные особенности внимания учащихся;

 — показать возможности повышения качества внимания.

Часть первая. Внимание, виды внимания

Ход урока

Внимание является одним из психических процессов, с помощью которых человек воспринимает и познает окружающий мир. Чтобы воспринимать какой-либо предмет или явление, органы чувств должны быть «настроены» на него, иначе он не заметен. Этой цели служит внимание — произвольная или непроизвольная направленность сознания на определенный объект. В процессе внимания сознание выделяет из общей массы предмет, который вы воспринимаете, о котором думаете или вспоминаете. Одновременно с этим вы на какое-то время перестаете замечать другие окружающие вас объекты. То, к чему привлечено внимание, становится для нас «фигурой», а все остальное — «фоном». Во внимании проявляется избирательность сознания. Мы не в состоянии в каждый момент времени воспринимать мир полностью со всеми его звуками, запахами, изображениями. Или постоянно думать обо всех предметах и явлениях, которые нас окружают. Или вспоминать сразу все, что происходило с нами на протяжении всей нашей жизни. Человек всегда воспринимает какой-то «кусочек» реальности (больший или меньший), его мысли вертятся вокруг какого-то отдельного предмета или конкретного вопроса. Даже когда он думает «ни о чем», можно заметить, что в сознании «всплывают» разнообразные темы и вопросы, мысленно перескакиваешь с одного на другое. Но мысли никогда не приходят все сразу, а только по очереди. В каждый момент времени нас занимает что-то конкретное, а не все вообще. Сознание выбирает, на что направить внимание.

Внимание человека может привлекать цвет, звук, форма, яркость, необычность, привлекательность предмета, новизна или внезапность ситуации. Красное платье само обращает на себя внимание. Громкий или внезапный звук трудно проигнорировать.

2. Значимость объекта или явления для человека. Значимыми могут быть весь объект или его отдельные части. Назначив встречу с человеком, ранее вам незнакомым, вы можете высматривать в толпе: просто молодого человека или девушку или конкретно человека с рюкзаком в желтых ботинках. Смотря какой признак вас в данный момент интересует. В другой раз вы бы на человека с рюкзаком и внимания не обратили, а сейчас это для вас важно.

Функции и виды внимания

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с его потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном и том же объекте или виде деятельности.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми является природное и социально обусловленное внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

По активности человека в организации внимания различают три вида: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте как раздражителе.

Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При этом сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Примерно через 20 мин человек утомляется, прибегая к данному виду внимания.

Послепроизвольное внимание - в ходе которого сознательное выполнение какой-либо деятельности настолько поглощает и заинтересовывает человека, что не требует волевых усилий.

Если человек обращает свое внимание и сосредотачивается на объекте сознательно, усилием воли, то говорят о произвольном (активном) внимании. В этом случае человек делает что-то не потому, что это интересно или приятно, а потому, что должен это делать — перед ним стоит цель сосредоточиться. Умение направить свое внимание на нужный предмет и не отвлекаться необходимо для успешной учебы и труда. Многие школьные проблемы возникают из-за слабости (несформированности) активного внимания, особенно у младших школьников. Отвлекся на птичку за окном или на новый пенал соседа — и прослушал вопрос учителя. Задумался о чем-то постороннем — и не услышал объяснения теоремы. Одним ухом прислушивался к сплетням за соседней партой — и неправильно списал пример с доски.

Состояние внимания может возникать само собой, под действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого, вызывающего эмоциональный отклик (интерес). Это непроизвольное внимание — сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Также его называют пассивным, подчеркивая отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться.

По своим психологическим признакам оно близко непроизвольному, хотя между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольное внимание проистекает из интереса, стимулируется не особенностями предмета, а направленностью личности. При нем сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Послепроизвольное внимание может длиться часами.


Концентрация и устойчивость внимания

Особое значение для достижения успеха в любой деятельности имеет сосредоточенность и устойчивость внимания, которые характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Именно сосредоточенность и устойчивость отличают людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.

Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания.

Как заставить себя несколько раз внимательно прочитать один и тот же текст? Этого можно добиться, если перед каждым повторным чтением ставить новые задачи. Сказать себе: "Первый раз читаю для общего ознакомления, теперь прочту, чтобы усвоить логику доказательств, которые приводит автор, дальше важно понять, как этот материал связан с предыдущим", и т. д. Т.е. надо учиться смотреть даже на знакомые явления с новой точки зрения.

Объем внимания

Объем внимания — это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. Неодинаково они охватываются и вниманием. Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.

Распределение внимания

Распределение — это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.

Переключение внимания

Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Вспомним, например, феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Также Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.

Распределение и переключение внимания

Большая группа профессий связанная с управлением движущимися механизмами (автомашины, краны, электровозы…) называется в психологии труда водительскими. Для них важны такие качества внимания, как широкое распределение и быстрое переключение, определяющие успешность управления механизмами в условиях многопланового воздействия в условиях внешнего мира.

Физиологический механизм распределения внимания связан с тем, что привычные действия, не вызывающие затруднений вследствие уже выработанных прочных систем временных связей, могут управляться участками коры, находящимися вне очага оптимального возбуждения.

Переключение внимания

Переключение — это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания.


К свойствам (характерным особенностям) внимания относят его концентрацию, распределение, объем, переключение и устойчивость.

Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. Важным условием поддержания оптимальной интенсивности внимания являются рациональная организация труда с учетом индивидуальных особенностей работоспособности, а также оптимальные внешние условия (тишина, освещение и т.д.).

Распределение внимания — это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия, способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя из поля своего внимания ни одного из них. Многие известные личности могли выполнять несколько видов деятельности одновременно. Главное условие успешного распределения внимания заключается в том, что, по крайней мере, одно действие должно быть хотя бы частично автоматизировано, доведено до уровня навыка. Поэтому можно, например, легко совмещать просмотр фильма по телевизору и какую-то ручную работу. Труднее выполнять два вида умственного труда. Самое сложное — это распределение внимания между двумя мыслительными процессами с разным содержанием (например, обдумывание мысли и слушание рассуждения на другую тему). Попытка хорошо осознать оба ряда мысли вызывает состояние эмоциональной напряженности. Распределение внимания часто дополняется или заменяется его быстрым переключением.

Объем внимания — это количество не связанных объектов, которые могут одновременно восприниматься ясно и отчетливо. Из определения следует, что объем внимания меньше, чем объем восприятия. У взрослого человека объем внимания составляет в среднем 7+-2 элемента. Ограниченность объема внимания нужно учитывать на практике в тех случаях, когда необходимо, чтобы визуальная информация «схватывалась» мгновенно.

Переключение внимания представляет собой сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели. Таким образом, к переключению нельзя относить любой перенос внимания на другой объект. Тренировка, специальное обучение могут улучшать переключаемость внимания. В то же время возможность тренировки этого свойства внимания ограничена, что обусловлено тесной связью переключаемости внимания с подвижностью нервных процессов. Иногда выделяют завершенное (полное) и незавершенное (неполное) переключение внимания. Во втором случае после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведет к ошибкам и снижению темпа работы. Это бывает, например, когда новая деятельность неинтересна или когда не осознается ее необходимость. Переключение внимания затруднено при его высокой концентрации — вследствие этого происходят так называемые ошибки рассеянности, которые часто отмечают ка к характерную черту великих ученых, сосредоточенных на предмете своего исследования.

Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется его концентрация. Она зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, общего отношения к нему субъекта.

 Следует отметить, что существуют кратковременные колебания внимания, не замечаемые субъектом и не влияющие на продуктивность его деятельности, например в случае моргания. Такие колебания неизбежны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАШЕ ВНИМАНИЕ

Слайд 2

ВНИМАНИЕ - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Слайд 3

виды внимания ► Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте как раздражителе. ► Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. ► П ослепроизвольное внимание - в ходе которого сознательное выполнение какой-либо деятельности настолько поглощает и заинтересовывает человека, что не требует волевых усилий.

Слайд 4

Свойства внимания: концентрация ; распределение ; объем ; переключение ; устойчивость.

Слайд 8

Щелкни дальше


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задания по развитию внимания.

Слайд 2

1 . Запомни номера геометрических фигур. Затем посмотри следующий слайд и пронумеруй фигуры. 7 4 5 8 6 1 3 2

Слайд 3

1 8 4 7 3 6 2 5

Слайд 4

2. В этом задании нужно быть очень внимательным (в этих буквах спрятаны слова). Тебе следует найти и подчеркнуть эти слова . Учалэжитарошмакаапельсиннврырлужукорпанычавмеббананнврфоыедлышкивилвогтирпуцажгчтивишнярыьянытякиспарняблоковыакыпвгрушаловгчсливаинжир. Подсказка: фрукты

Слайд 5

В том задании спрятались восемь слов. Надеюсь ты их нашел? 1.- апельсин 2.-банан 3.-киви 4.-вишня 5.-яблоко 6.-груша 7.-слива 8.-инжир

Слайд 6

3.Найди пять отличий. № 1 № 2

Слайд 7

А вот ответ на предыдущее задание. Первое отличие:- на картинке №2 у мальчика есть ресницы. Второе отличие:- на картинке №1 мальчик в синих трусиках, а на картинке №2 он в трусиках голубого цвета. Третье отличие: на картинке №2 у девочки изменен бантик. Четвертое отличие: У девочки на картинке №2 сережка не такая как на картинке №1. Правильно ! У них разные цвета ( на картинке №1 серьга желтая, а на картинке №2 красная. Ну-вот и самое последнее отличие - это фон на картинке №2. Вы нашли все отличия? Я очень рада! Молодцы !!! Тогда переходим к следующему заданию!

Слайд 8

4 .Собери слова и составь правильно скороговорки . Ан ровде варта, ан аврет оравд. Лрак у Аыклр арклу лорлкаы, а ааклр у лакра раукал елкнарт. Имаял Лами лаьмыс с моылм, сьныамлаил ламыс атк ьымлса Лами.

Слайд 9

Ну , а теперь давайте узнаем правильные ответы! На дворе трава, на траве дрова. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у карла украла кларнет. Милая Мила мылась с мылом, намылилась смыла так мылась Мила.

Слайд 10

5.Найди спрятанные слова. Q з u у t б g ы r R к g а k р e у v с u е b л i ь И y г h р k у s ш v к l а H т f е l л c е m ф y о g н d

Слайд 11

Вот и правильные ответы!!! 1. Зубы 2. Карусель 3. Игрушка 4. Телефон

Слайд 12

Вот и всё! Наши задания закончились, Я уверена что вы справились со всеми заданиями, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

Памятка для родителей "Что такое внимание. Свойства внимания". "Как готовить домашнее задание".

Что такое внимание. Свойства внимания. Как развивать внимание.Как готовить домашнее задание....

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Программа коррекционно-развивающих занятий "Внимание: Внимание!"

Развитие произвольного внимания у детей школьного возраста является одним из важнейших условий успешного обучения школьника. Это определяет возможность ученика управлять своим поведением, формирует на...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка.     Актуальность проблемы развития внимани...

Беседа "Внимание...Внимание? Внимание!"

Материал полезен для работы с подростками. рассказано об особенностях внимания, как психического процесса. Приведены упражнения. помогающие развивать внимание...

Особенности развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Практикум по развитию внимания на уроках в специальной (коррекционной) школе

Статья посвящена особенностям развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней представлены практические упражнения на развитие всех свойств внимания, которые можно использовать н...